Аксенов Г.
Ощущение того, что время есть просто-напросто человеческая жизнь, с большим трудом, в лице немногих мыслителей начинает пробивать себе дорогу. Зато это сознание уже отчетливое, а самое главное – весьма обоснованное. Оно уже не просто голословное утверждение, но подкреплено развитием естественных наук.
(Аксенов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.127).
Живые организмы есть генераторы времени. Этот вывод, на который наводило развитие описательного естествознания, распознается в начале двадцатого века только в интуициях и догадках отдельных ученых, но обсуждается, как мы видели, среди философов.
(Аксенов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.130).
Бергсон только поставил человека в ряд всех живых существ, указав, что жизненный порыв в нем продвинулся дальше всех, но Вернадский показал конкретный механизм жизненных явлений, их роль в общем строе природы и в придании ей конкретной длительности. Только выяснив истинные размеры и мощность биосферы, Вернадский получил твердые основания для такого объединения. Положение "время – это жизнь" Бергсон основал на данных психологии. Вслед за ним его развивали многие философы начала века. Но одно дело сказать, другое – показать. Философское решение было необходимо, но не достаточно. Достаточным, то есть доказательным, оно стало только с осознанием вечности геологической роли биосферы.
(Аксенов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.160).
Никакая идея релятивизма к становлению организма неприменима. Скорость размножения и время удвоения клеток, иначе говоря, не относится ни к какой иной скорости, существующей рядом и вдали. Рост и размножение клеток ни к какому другому движению отнести нельзя. Клетка сравнима только с самой собой в прошлом, стало быть, только в собственном времени. Оно изготавливает время. Также и выполнение пространства живым организмом своеобразно: оно идет с внутренним ускорением, которое выражается в увеличении массы. Организм, действуя по собственной заложенной в генотипе программе, втягивает в свой рост и размножение всю остальную окружающую косную материю в необходимом для данного вида количестве и качестве, с определенной геометрией.
(Аксенов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.161).
Настало время теперь, после введения понятий об актуальной поверхности и о принципе Ламарка, с их помощью попытаться более точно и полно описать сам феномен биологического времени-пространства.
Такое название ему дал Вернадский. Вместе с тем мы можем с некоторым основанием заявить, что если его для целей исследования разделить, то оно же является синонимом абсолютного времени и абсолютного пространства Ньютона. Время–пространство образуется в живом веществе автономно и, вероятно, в пределе идет в нем с невозмутимой точностью и достаточной математической правильностью, так что два соседних промежутка времени всегда равны между собой. Оно и в самом деле есть единственный вид длительности, который совершенно не зависит “ни от чего лишнего”, и “иначе называется”, только не длительность, как определил Ньютон, а более точно – дление. Что бы ни происходило в материальном мире, какие движения бы в нем не совершались, или, наоборот, какой покой бы в нем не воцарялся, пока есть живые организмы и человек, время длится. Источником дления служит движение жизни.
(Аксенов Г.П. Причина времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С.232).
Александров А.
Мир можно представить как множество событий, связанных воздействиями и образующих потому соответствующую структуру. Это не значит, что каждые два события связаны воздействием одного на другое, но имеются другие события, которые на них воздействуют. Эта структура, лишь взятая в соответствующей степени абстракции, и есть не что иное, как пространство-время. Иначе говоря, пространство-время есть множество всех возможных событий, отвлеченное от всех его свойств, кроме тех, которые определяются отношениями воздействия, причем сами воздействия берутся также в отвлечении от всяких свойств, кроме формального свойства транзитивности. Как событие есть "элементарное явление", так воздействие можно понимать как элементарную причинно-следственную связь. В этом смысле можно сказать, что пространство-временная структура мира есть не что иное, как его причинно-следственная структура, взятая лишь в соответствующей абстракции.
(Александров А.Д. Проблемы науки и позиция ученого. М.: Наука, 1988. С. 245).
Аронов Р., Терентьев В.
Проблема нефизических пространства и времени, при ближайшем рассмотрении, оказывается не чем иным, как проблемой специфических пространственных и временных свойств нефизических материальных объектов и взаимоотношений между ними, и никакого большего смысла в себе не содержит.
(Аронов Р. А., Терентьев В. В. К истокам концепции нефизических форм пространства и времени // Диалектический материализм и философские вопросы естествознания. Методологические проблемы естественнонаучного познания. Межвуз. сб. научн. тр. М., 1986, с. 15).
Отличается ли длительность геологических, географических, химических, биологических и социальных процессов от длительности тех физических процессов, посредством которых они осуществляются? Это – разные промежутки времени или один и тот же? Отличаются ли друг от друга их метрические и топологические свойства, их свойства симметрии?
(Аронов Р. А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени // Вопросы философии. 1988, № 1. С. 72).
В природе существуют пространственно-временные границы, отделяющие друг от друга качественно различные пространственно-временные области, в которых определяющую роль играют различные типы материальных взаимодействий. В каждой из этих пространственно-временных областей господствующие в них взаимодействия определяют свойства пространства и времени.
(Аронов Р. А. Материальные взаимодействия и прерывность пространства и времени // Некоторые философские проблемы физики. Вып. III. Пространство и время. Законы сохранения. М. 1970, с. 39).
Артыков Т., Молчанов Ю.
Между ритмами и часами, с одной стороны, и временем и его "течением" - с другой, имеется существенное различие. Часы фиксируют абсолютно точное (в идеале, конечно) совпадение длительностей (и их границ), что приводит к установлению объективных размеров временных отрезков. Время же и его "течение" говорят прежде всего о том, что в природе происходит возникновение чего-то нового и исчезновение ранее существовавшего. Конечно, в ходе функционирования любых часов происходят необратимые изменения, которые не позволяют нам, в строгом смысле слова, говорить об абсолютном повторении ранее существовавших отрезков периодических процессов. Но это характеризует не свойство часов, а дефект их функционирования. "Идеальные часы" должны точно повторять ритмы и длительности. "Идеальное" же время должно отражать необратимые изменения этих процессов.
(Артыков Т. А., Молчанов Ю. Б. О всеобщем и универсальном характере времени // Вопросы философии, 1988, № 7, с. 138).
Все рассуждения о биологическом, геологическом, социальном и другом времени являются следствием неточного понимания сущности времени и могут быть сняты при установлении четких различий между временем и часами, которыми оно измеряется… Почему специфические формы пространства и времени являются "нефизическими"? Ведь отсюда следует, что единое универсальное время, на существовании которого настаивают авторы, является "физическим"? Но почему? Откуда это видно? Ньютон говорил, например, о "математическом" и "истинном" времени. Нам представляется, что правильнее было бы говорить об едином универсальном времени, не навешивая на него ярлыков "физическое", "биологическое" или "театральное".
(Артыков Т. А., Молчанов Ю. Б. О всеобщем и универсальном характере времени // Вопросы философии, 1988, № 7, с. 139).
Аскин Я.
Каждый момент времени может быть определен путем соотнесения его с материальным содержанием, то есть с характеристикой того состояния, в котором в данный момент времени находятся физические, биологические, социальные и другие процессы и явления, именно таким образом может быть осуществлена индивидуализация моментов времени.
(Аскин Я.Ф. Проблема времени, ее философское истолкование. М., 1966. С. 129).
Бошкович Р.
Так же как невозможно при измерении пространства перенести неизменную длину, невозможно и при измерении времени перенести неизменный промежуток.
(Бошкович Р.И. Вопросы истории естествознания и техники, 1956, № 2, с. 104).
Бэр К.
Внутренняя жизнь человека или животного может в данное пространство времени протекать скорее или медленнее, и эта-то внутренняя жизнь есть основная мера, которою мы измеряем время при созерцании природы.
(Бэр К.М. Какой взгляд на живую природу правильный и как применять этот взгляд к энтомологии. (Речь при открытии Русского энтомологического общества в октябре 1860 г.) // Русское энтомологическое общество. Записки. 1861. № 1. С.16).
Вейль Г.
Сценой действия реальности является не трехмерное евклидово пространство, а четырехмерный мир, в котором неразрывно связаны вместе пространство и время. Однако глубока пропасть, отделяющая интуитивную сущность пространства от интуитивной сущности времени в нашем опыте, и ничто из этого качественного различия не входит в объективный мир, который удалось выкристаллизовывать физике из непосредственного опыта. Это четырехмерный континуум, который не является ни "временем", ни "пространством". Только сознание, которое схватывает часть этого мира, испытывает обособленный кусок, который ему приходится встретить и оставить позади себя как историю, т.е. как процесс, который протекает во времени имеет место в пространстве.
(Weyl H. Raum, Zeit, Materie. Berlin, 1923. С. 218).
Вернадский В.
Что такое пространство и время? Вот те вопросы, которые столько веков волнуют человеческую мысль в лице самых сильных ее представителей. И если бы мы, отрешась по возможности от всех тех представлений о пространстве и времени, которые господствуют в философии, запутавшейся в сложных явлениях человеческих впечатлений, здравого смысла, обыденного знания, перенесли решение этого вопроса на более абстрактную почву, может быть, мы достигли бы какого-нибудь результата.
Бесспорно, что и время и пространство отдельно в природе не встречаются, они неразделимы. Мы не знаем ни одного явления, которое не занимало бы части пространства и части времени. Только для логического удобства представляем мы отдельно пространство и отдельно время, только так, как наш ум вообще привык поступать при разрешении какого-нибудь вопроса.
В действительности ни пространства, ни времени мы в отдельности не знаем нигде, кроме нашего воображения. Что же это за части неразделимые – чего? Очевидно, того, что только и существует, это – материи, которую мы разбиваем на две основные координаты: пространство и время.
(Вернадский В.И., 1989, с. 419).
По-видимому, … можно проникать в изучение физического времени путем исследования жизненных явлений.
Время физика, несомненно, не есть отвлеченное время математика или философа, и оно в разных явлениях проявляется в столь различных формах, что мы вынуждены это отмечать и нашем эмпирическом знании. Мы говорим об историческом, геологическом, космическом и т.п. временах. Удобно отличать биологическое время, в пределах которого проявляются жизненные явления.
Это биологическое время отвечает полутора – двум миллиардам лет, на протяжение которых нам известно на Земле существование биологических процессов, начиная с археозоя. Очень возможно, что эти годы связаны только с существованием нашей планеты, а не с действительностью жизни в Космосе. Мы ясно сейчас подходим к заключению, что длительность существования космических тел предельна, т.е. и здесь мы имеем дело с необратимым процессом. Насколько предельна жизнь в ее проявлении в Космосе, мы не знаем, так как наши знания о жизни в Космосе ничтожны. Возможно, что миллиарды лет отвечают земному планетному времени и составляют лишь малую часть биологического времени
В пределах этого времени мы имеем необратимый процесс для жизни на Земле, выражающийся в эволюции видов.
С точки зрения времени, по-видимому, основным явлением должно быть признано проявление принципа Реди.
(Вернадский В.И. Изучение явлений жизни и новая физика (1931 г.) // Труды по биогеохимии и геохимии почв. М., 1992, с. 193).
Абсолютное время и абсолютное пространство Ньютона есть время и пространство, независимые от окружающего, бесконечные и безначальные, изотропные.
Это почти все отрицательные признаки, не дающие возможность их научно исследовать.
Теория относительности показала, что они не отвечают научным фактам.
Пространство неразрывно связано с временем, имеет структуру. Ее должно иметь и время.
Впервые после XVII в. – в начале XX в. – вновь вошла в научное сознание необходимость исследования времени – отражения в нем строения, свойственного пространству.
К этому моменту как раз в начале того же столетия, благодаря явлениям радиоактивности, развитию астрономии, явлений жизни, теории квант появились новые явления, заставляющие идти по тому же пути.
Проблема времени поставлена как объект научного изучения в обстановке теории относительности, но не как ее следствие.
(Вернадский В.И. О жизненном (биологическом) времени // Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 297–381; с. 327).
Ученые изучали явления, а не время. Явления совершались во времени и в пространстве, но не давали никакого представления о времени и пространстве, которые мыслились абсолютными, независимыми друг от друга, стоящими вне действия каких бы то ни было явлений, в них совершающихся, но их не отражавших.
(Вернадский В.И. О жизненном (биологическом) времени // Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 297–381; с. 368).
Неотделимость времени от пространства, неизбежность при изучении природных процессов одновременно изучать и время, и пространство, устанавливают два положения: 1) время, как и пространство и как пространство-время, может быть только одно; 2) изучая время одновременно с пространством, ход времени неизбежно будет выражаться векторами. Это не будет линейное выражение времени, как иногда говорят – это будет векториальное его выражение. На данной линии могут быть размечены между двумя и теми же точками несколько векторов на аналогичных им по положению в пространстве-времени направлениях.
(Вернадский В.И. О жизненном (биологическом) времени // Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 297–381; с. 381).
На основе новой физики явление должно изучаться в комплексе пространство-время. Пространство жизни, как мы видели, имеет свое особое, единственное в природе симметрическое состояние. Время, ему отвечающее, имеет не только полярный характер векторов, но особый, ему свойственный параметр, особую, связанную с жизнью, единицу измерения.
(Вернадский В.И. Изучение явлений жизни и новая физика (1931 г.) // Труды по биогеохимии и геохимии почв. М., 1992, с. 173–195; с. 194).
Для жизни время – с геохимической точки зрения – выражается в трех различных процессах: во-первых, время индивидуального бытия, во-вторых, время смены поколений без изменения формы жизни и, в-третьих, время эволюционное – смены форм одновременно со сменой поколений.
(Вернадский В.И. Проблема времени в современной науке // Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 231).
Бренность жизни нами переживается как время, отличное от обычного времени физика. Это длительность – дление. В русском языке можно выделить эту “duree” Анри Бергсона как “дление”, связанное не только с умственным процессом, но и вообще с процессом жизни, отдельным словом, для отличия от обычного времени физика, определяемого не реальным однозначным процессом, идущим в мире, а движением. Измерение этого движения в физике основано в конце концов на известной периодичности – возвращения предмета к прежнему положению. Таково наше время астрономическое и время наших часов. Направление времени при таком подходе теряется из рассмотрения.
Дление характерно и ярко проявляется в нашем сознании, но его же мы, по-видимому, логически правильно должны переносить и ко всему времени жизни и к бренности атома.
Дление – бренность в ее проявлении – геометрически выражается полярным вектором, однозначным с вектором энтропии, но от него отличным.
С исчезновением из нашего представления абсолютного времени Ньютона дление приобретает в выражении времени огромное значение. Грань между психологическим и физическим временем стирается.
(Вернадский В.И. Проблема времени в современной науке // Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 296).
Живое вещество, мне кажется, есть единственное, может быть, пока земное явление, в котором ярко проявляется пространство-время. Но время в нем не проявляется изменением. Оно проявляется в нем ходом поколений, подобно которому мы нигде не видим на Земле, кроме живых организмов. Оно же проявляется в нашем сознании, в чувстве времени, в длении, в старении и в смерти. В геохимических процессах оно проявляется чрезвычайно резко... Чрезвычайно характерно, что обособленный микроскопический организм в смене поколений, поколения которого получаются делением, в известной своей части является теоретически бессмертным, геологически вечным.
(Вернадский В.И. О состояниях пространства в геологических явлениях. На фоне роста науки ХХ столетия // Проблемы биогеохимии. Труды Биогеохимической лаборатории. Т. ХVI. М., 1980, с. 163).
В основе явлений симметрии в живом веществе время выступает в такой форме и значении, в каких это не имеет места в косных телах и явлениях.
Здесь, мне кажется, в основе геометрических представлений ярко проявляется не столько пространство, сколько новое, входящее в понимание испытателя природы в ХХ в. понятие о пространстве-времени, отличном и от пространства и от времени.
Живое вещество – это единственный пока случай, где именно оно, а не пространство, наблюдается в окружающей натуралиста природе.
Это пространство-время не есть то пространство-время, в котором время является четвертым измерением пространства – пространства математиков (Палади, Минковский), и не пространство физиков и астрофизиков – пространство Эйнштейна.
Проявляющееся в симметрии пространство-время живого вещества в нашем окружении характеризуется для него: а) геологически вечной сменой поколений для всех организмов; б) для многоклеточных организмов старением; в) смерть есть разрушение пространства-времени тела организмов; г) в ходе геологического времени это явление выражается эволюционным процессом, меняющим скачками морфологическую форму организмов и темп смены поколений.
(Вернадский В.И. О состояниях физического пространства // Философские мысли натуралиста. М., 1988, с. 255–296; с. 285).
Признавая биогенез, согласно научному наблюдению, за единственную форму зарождения живого, неизбежно приходится допустить, что начала жизни в том космосе, какой мы наблюдаем, не было, поскольку не было начала этого космоса. Жизнь вечна постольку, поскольку вечен космос, и передавалась всегда биогенезом. То, что верно для десятков и сотен миллионов лет, протекших от архейской эры и до наших дней, верно и для всего бесчисленного хода времени космических периодов истории Земли. Верно и для всей Вселенной.
(Вернадский В.И. О размножении организмов и его значении в строении биосферы. (1926 г.) // Труды по биогеохимии и геохимии почв. М. 1992, с. 75).
Великая загадка вчера – сегодня – завтра, непрерывно в нас проникающая, пока мы живём, распространяется на всю природу. Пространство – время не есть стационарно абстрактное построение или явление. В нем есть вчера – сегодня – завтра. Оно все как целое этим вчера – сегодня – завтра всеобъемлюще проникнуто.
(Вернадский В.И. Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. Кн. 1. М., 1975, с. 45).
Галилей Галилео
Движением равномерным или единообразным я называю такое, при котором расстояния, проходимые движущимся телом в любые равные промежутки времени, равны между собой…
I. Расстояние, проходимое при одном и том же равномерном движении в более продолжительное время – больше, нежели в менее продолжительное время.
II. Время, соответствующее при равном движении большему расстоянию, больше, нежели соответствующее меньшему расстоянию.
III. При большей скорости движения в равные промежутки времени проходятся больше расстояния, нежели при меньшей.
IV. Скорость, при которой за определенное время проходится большее расстояние, больше той, при которой за то же время проходится меньшее расстояние.
(Галилей Г. Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки. Соч. Т. 1. М. 1934. С. 282-283).
Гриб А.
Существуют четыре, на первый взгляд, независимые стрелы времени: статистическая (возрастание энтропии), электродинамическая (отсутствие опережающих потенциалов или сходящихся на бесконечности электромагнитных волн), космологическая (расширение Вселенной) и распад K0-мезона. Сколько-нибудь надежной связи между этими “стрелами” не прослеживается… С другой стороны, все указанные “стрелы” можно объединить в одну, сказав, что необратимость есть свойство самого времени, так что возникновение “стрел” есть свойство этого первичного факта.
(Гриб А.А. Возможно ли движение назад во времени? // Природа. 1974. № 4. С. 32).
Гуц А.
При осознании физической реальности с помощью мозга с последующей формализацией в рамках теории мультиверса возникает стрела времени.
(Гуц А.К. Элементы теории времени. – Омск: Издательство Наследие. Диалог-Сибирь, 2004. С. 252).
ДеВитт Б.
Время – это только феноменологическое понятие, удобное при определенных обстоятельствах.
(DeWitt B.S. Quantum Theory of Gravity. I. The Canonical Theory // Phys. Rev. 1967. V. 160, №.5. P. 1137).
Казарян В.
Можно назвать, по крайней мере, две трудности, с которыми сталкиваются исследователи, пытаясь оценить вклад физических теорий в понимание времени. Первая трудность известна давно, она фигурирует по настоящее время в формулировке, данной в свое время Августином: если время представить как делимое до бесконечности, то “настоящее” стягивается в точку с нулевой продолжительностью. Оно исчезает, а вместе с ним исчезают и другие модусы — прошлое и будущее, поскольку они определяются относительно настоящего, следовательно, исчезает время.
Вторая трудность (или особенность) понимания времени характерна для XX века — это направленность течения времени. В реляционной концепции направление течения времени связывается (непосредственно или опосредованно) с процессом становления — переходом события от небытия к бытию; в то же время физические теории формулируют законы, инвариантные относительно инверсии знака времени, то есть безразличные к направлению его течения.
(Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания. С. 93-94).
Кант И.
Один и тот же промежуток времени, который для одного рода существ кажется лишь мгновением, для другого может оказаться весьма продолжительным временем, в течение которого благодаря быстроте действий происходит целый ряд изменений.
(Кант. И. Всеобщая естественная история и теория неба // Сочинения в 6-ти тт. Т. 1. М.: Мысль, 1963, с. 255).
Клемец А.
Движение светового сигнала и физическое время “вообще” – это понятия тождественные... Физическое же время является основой, фундаментом для биологического, социального и прочих времен. Под физическим временем мы подразумеваем не время существования, а время сосуществования материальных объектов.
(Клемец А.П. Физика и философия. Поиск истины. – Брест: “Форт”, 1997, с. 14-19, с. 25-28).
Ламарк Ж.-Б.
Время или длительность представляет не что иное, как имеющую предел или не имеющую его непрерывность движения, либо существования вещей.
(Ламарк Ж.-Б. Аналитическая система положительных знаний человека, полученных прямо или косвенно из наблюдений. Избранные произведения в 2-х тт. Т. 2. М. 1959. С. 379).
Лобачевский Н.
Движение одного тела, принимаемое за известное в сравнении с другим, называется временем.
(Н.И. Лобачевский. Цит. по: Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. Указ. Соч. С. 237).
Марков В.
Достаточно сказать, что кажущаяся непредсказуемость продолжительности жизни человека, моментов наступления природных катастроф (землетрясений, наводнений, ураганов, тайфунов, смерчей и т. д.), длительностей существования сменяющих друг друга мировых цивилизаций и геологических периодов всецело предопределена несостоятельностью общепринятых представлений о природе времени. От того, однородно время или нет, зависит область применения закона сохранения энергии, а значит, и пути, по которым будет развиваться энергетика будущего. Если первопричиной вещественного разнообразия и вещественных преобразований является нестационарность пространства-времени, то эффективность поисков таких "плодов прошлого", как месторождения полезных ископаемых, в первую очередь, зависит от знания законов движения локально искривленного пространства-времени. Теми же законами движения определяются и процесс познания, и научно-технический прогресс. Мы уже не говорим о совершенно фантастических проектах "машин времени".
(Марков В. Разгадка природы "геологического" времени (препринт). Магадан, 2002, с. 23).
Патти Г.
Множество временных шкал, несомненно, представляет собой важнейший аспект жизни... Например, существует физическое время (в уравнениях движения), каталитическое время (необходимое для описания ферментативных реакций), время клеточного деления, время экологических сукцессий и, наконец, эволюционное время.
(Из письма Г. Патти К.Х. Уоддингтону. На пути к теоретической биологии. Под ред. С. Уоддингтона. Т. 1. Пролегомены. М., 1970, с. 177-178).
Роуз С.
Память придает направленность ходу времени.
(Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М.: Мир, 1995. С. 8).
Симаков К.
Именно в геологии были созданы предпосылки для формулировки основных положений релятивистской концепции времени за полстолетия до того, как она была сформулирована А. Эйнштейном.
(Симаков К.В. Некоторые философские и методологические аспекты теории геологического времени // Методологические и философские проблемы геологии. Новосибирск: Наука, 1979. С. 160).
Реальное время представляет собой… инвариантный аспект структуры всех системно организованных природных феноменов и универсальное основание их сравнения и разграничения.
(Симаков К.В. К проблеме естественнонаучного определения времени. Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 1994. С. 89).
Уитроу Дж.
Наша идея времени неприложима к самой вселенной, но является просто частью нашего психического аппарата для отображения и наглядного представления мира. Она существенна для нашего переживания (experience) вещей в мире, но мы делаем ошибку, если применяем ее к чему-нибудь, что трансцендентно всему возможному опыту, в частности ко вселенной в целом.
(Уитроу Дж. Структура и природа времени. М.: Знание, 1984. С. 44-45).
Приписывание временных характеристик вселенной неизбежно приводит к логическим антиномиям и ... время поэтому является не чем иным, как формой нашего внутреннего ощущения.
(Уитроу Дж. Естественная философия времени. М.: Прогресс, 1964. С. 129).
Урманцев Ю., Трусов Ю.
Индивидуальное время есть единство всех таких свойств объекта, которые могут быть изучены посредством хронометра…
Для определения абсолютных величин индивидуальных времен объектов достаточно величину одного из них принять за единицу, масштаб. Эталоном времени может служить индивидуальное время любого хорошо воспроизводимого физического процесса. При измерении времени (как и при любом другом измерении) мы относим величину индивидуального времени исследуемого объекта к величине индивидуального времени некоторого стандартного объекта (эталона), т.е. к единице времени, и узнаем, скольким единицам равно измеряемое нами индивидуальное время.
(Урманцев Ю.А., Трусов Ю.П. О свойствах времени // Вопросы философии, 1961, № 5, с. 58, 59, примечание).
Фрейзер Дж.
Не существует всеми признанной универсальной конструкции времени, которая могла бы объединить множество точек зрения на природу времени и направить исследовательские работы. Видимо, невозможно рассматривать физические, биологические, психологические, исторические, литературные и философские концепции времени с единой точки зрения. Все же обзор темпорологической литературы не оставляет нас в полной безнадежности, скорее вызывает ощущение того, что исследователи еще не полностью проанализировали неуменьшающийся поток данных. Несомненно, есть универсальные истины, которые будут открыты; должна быть конструкция, скрытая среди множества фактов, выводов и предположений.
(Fraser J.T. A Backward and Forward Glance // Study of Time IV. N.Y., 1981, p. 14 (перевод О.В. Маркова)).
Шпенглер О.
Независимо от всяческих теорий, которым философы придавали тысячу формулировок, твердо установлено, что земля и солнце, природа, пространство, Вселенная – все это личные переживания, причем их существование в определенном виде зависит от человеческого сознания.
(Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 40).
То, что греки называли «Космосом», было картиной мира не становящегося, а пребывающего, следовательно, сам грек был человеком, который никогда не становился, а всегда пребывал.
(Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 42).
Шредингер Э.
Что ... происхождение в строго определенном порядке (в терминах "до" и "после") не является качеством воспринимаемого мира, а относится к воспринимающему разуму.
(Шредингер Э. Разум и материя. Москва-Ижевск: РХД, 2000. С.71).
Опыт, насколько мы его знаем, ясно навязывает убеждение, что он не может пережить разрушение тела, с жизнью которого, насколько мы знаем жизнь, он неразрывно связан. Так что же после этой жизни ничего нет? Нет. Опыт, отличный от того, который мы знаем, не обязательно должен иметь место в пространстве и времени. Но в порядке появления, когда время не играет роли, понятие "после" не имеет смыла.
(Шредингер Э. Разум и материя. Москва-Ижевск: РХД, 2000. С. 73).