Растущий блок Вселенной

(по материалам Википедии)

перевод

Владимир Поликарпов

Минск. Белорусский государственный университет;

polikarpoff2@yandex.ru

Антон Карасевич

Минск. Белорусский государственный университет;

karasevich_anton@mail.ru

Согласно теории Растущего Блока Вселенной или Развивающегося Блока Вселенной только  прошлое и настоящее, будущего не существует. Настоящее время является объективным свойством и соотносится с движущимся фокусом внимания. С течением времени возникает больше мира, поэтому принято говорить, что блок вселенной растет. Настоящее, как предполагается, является местом, где это происходит, очень тонким слоем пространства-времени, где все больше увеличивается.

Растущий Блок Воззрений является альтернативой как Этернализму (в соответствии с которым существует прошлое, настоящее и будущее), так и Презентизму (в соответствии с которым существует только настоящее). Он, как считается, ближе к разумной интуиции, чем его альтернативы. C. D. Broad был сторонником этой теории (1923). Современными защитниками являются Michael Tooley (в их числе с 1997) и Peter Forrest (среди прочих защитников с 2004).

 

Аргумент против Растущего Блока Вселенной

Недавно несколько философов, David Braddon-Mitchell (2004), Craig Bourne и Trenton Merricks, высказали мнение, что если теория Растущего Блока Вселенной верна, мы должны признать, что не можем знать, какое настоящее является настоящим. То, которое   является указательным, или то, которое является объективным временным свойством,  подразумевающем суждение: "У этой части пространства-времени есть свойство присутствования".

Возьмем беседу Сократа с Горгием, происходящую в прошлом, и в то же время впечатление, что она (беседа) происходит сейчас. Согласно теории Растущего Блока Вселенной, время – это объективное свойство мира, а мысль о настоящем (субъект убеждён априори, что его мысль всегда находится на переднем крае существования) является объективным настоящим. Но мы знаем, что он неправ, потому что он находится в прошлом, он не знает, какое настоящее является настоящим.  Но как мы можем быть уверенными, что мы не находимся в том же самом положении? Нет ничего особенного в случае с Сократом. Поэтому мы не знаем, какое настоящее является настоящим.

 

Этернализм (философия времени).

Этернализм является философским подходом к онтологической природе времени. Он основывается на стандартном методе моделирования времени как способа измерения в физике и приписывает времени похожую онтологию, что и пространству. Это означает, что время просто еще одно измерение, что будущие события "уже есть", и что нет никакого объективного течения времени. Эти теории иногда называют теориями "Блока Времени" или "Блока Вселенной" из-за описания пространства-времени как неменяющегося четырехмерного "блока", в отличие от взгляда на мир, как на трехмермерное пространство, модулируемое течением времени.

 

Проблемы с потоком времени.

Традиционно время разделено на три отличающиеся области: "прошлое", "настоящее", и "будущее". Используя эту репрезентативную модель, прошлое обычно рассматривается как неизменно фиксированное, а будущее как неопределенное и неясное. По истечении некоторого времени момент, который некогда был в настоящем, становится частью прошлого; и часть будущего, в свою очередь, становится новым настоящим. Таким образом, время, как говорят, проходит, с отчетливым настоящим моментом, «движущимся» вперед в будущее и оставляющим прошлое позади. Философы дали этой точке зрения на время название презентизм. Данная общепринятая модель преподносит ряд сложных философских проблем, и кажется трудно согласуемой с принятыми в настоящее время научными теориями – такими, как теория относительности.

 

Одновременность

Специальная теория относительности доказала, что понятие одновременности не является универсальным: наблюдатели в разных системах отсчета могут иметь разное восприятие того, случилась ли данная пара событий в то же самое время или в разное время, с отсутствием физических оснований для предпочтения суждений одной системы отсчета другой (хотя в случае, когда одно событие A происходит в прошлом в конусе распространения света другого события B, все системы отсчета согласятся, что  A произошло в прошлом B). Следовательно, в специальной теории относительности не может быть физической основы для выбора уникального ряда событий, которые все одновременно происходят в «настоящем».

 

Уникальность настоящего

Нет никакой существенной причины, почему отдельно взятое “настоящее» должно быть более действительным, чем любое другое; наблюдатели в любой момент времени всегда будут рассматривать себя, находясь в настоящем. Однако каждый момент времени имеет "поворот" в существующий момент настоящего в теориях течения времени, поэтому ситуация заканчивается симметрично. Хотя все еще существует онтологическое различие между прошлым, будущим и настоящим, которые не являются симметричными.

 

Интенсивность потока

Понятие «прохождение времени» может считаться внутренне противоречивым, благодаря вопросу «сколько времени проходит через час?». Тем не менее, этот вопрос может  ничем не отличаться от "сколько пространства содержится в метре?" – все системы мер одинаково произвольны.

 

Аргумент McTaggart'а

В «Нереальности времени» J. М. E. McTaggart разделил время на A-ряд и B-ряд, с А-рядом, описывающим события в абсолютных временных терминах (прошлое, настоящее и будущее) и В-рядом, описывающим события в терминах вневременных (?) темпоральных отношений (до и после). Он продолжал утверждать, что A-ряд был логически несвязным и должен быть отвергнут, и что B-ряд был недостаточен для правильного понимания времени. Но в то время как умозаключением McTaggart'а было, то что время, следовательно, нереально, многие философы и физики сочли, что оставшиеся В-ряды – это все, что необходимо для завершенной теории времени, которую иногда называют B-теорией времени.

 

Альтернатива этернализма

Этернализм обращается к этим различным трудностям, учитывая все моменты времени, являющиеся одинаково действующими системами отсчета - или одинаково “реальными", если угодно. Это не отменяет понятий прошлого и будущего, но вместо этого считает их направлениями, а не состояниями существования; является ли какой-нибудь момент времени будущим или прошлым, полностью зависит от того, какую систему отсчета вы используете в качестве основы для наблюдения.

Так как наблюдатель в любой данный момент времени может вспомнить только те события, которые в прошлом по отношению к нему, а не события, которые в будущем по отношению к нему, субъективная иллюзия течения времени сохраняется. Асимметрия запоминания прошлых событий, но не будущих, так же как других необратимых событий, которые прогрессируют только в одном темпоральном направлении (таком как увеличение энтропии), дает начало стреле времени. С точки зрения, предложенной Этернализмом, нет никакого течения времени; тиканье часов измеряет отрезки времени между событиями так же, как метки на измерительной ленте измеряют расстояние между местами.

Этернализм оказывает влияние на понятие свободной воли тем, что он предполагает, что будущие события неизменно фиксированы и их невозможно изменить, как и события прошлого.

Этернализм делает два независимых предположения. Первое: время - полноценное реальное измерение. Другое – это его неизменность. Последнее не является необходимым следствием первого. Вселенная, в которой возможны случайные изменения, может быть неотличимой от многомировой интерпретации квантовой механики, в которой есть сложные "блоки времени."

Августин Блаженный писал, что Бог находится вне времени, что время существует только в рамках сотворенной Вселенной. Многие теологи согласны с этим. С этой точки зрения, Бог воспринимает что-то вроде блока Вселенной, тогда как время может представляться по-разному для нас, ограниченных существ.

 

Философские возражения.

Философы, такие как Lucas, утверждают, что теория Блока Вселенной дает очень неадекватный взгляд на время. Он не учитывает течение времени, превосходство настоящего, направленность времени и различие между будущим и прошлым.

Вот главные возражения этой точке зрения:

 

Субъективное восприятие потока

Предположение, что есть какое-то объективное восприятие течения времени, пока может быть отклонено; факта, что люди чувствительны хотя бы к некоторому восприятию потока времени, не существует. Однако если бы течение времени не обладало бы объективным существованием, то можно было бы утверждать, что мы одновременно переживаем все моменты нашей жизни. Ответ таков: так как мозг предположительно воспринимает время с помощью информационной обработки внешних раздражителей, а не экстрасенсорного восприятия, и подчиняется законам причинности, то трудно понять, как течение времени, существует оно или нет, может создавать какие-либо субъективные различия.

 

Очевидные различия между прошлым, настоящим и будущим

Многие из наших рациональных позиций рассматривают прошлое, настоящее и будущее по-разному.

1.                  Мы, очевидно, боимся смерти, потому что полагаем, что мы больше не будем существовать после того, как мы умрем. Но если Этернализм правилен, смерть – это только одна из наших темпоральных границ, и должна быть не более тревожащей, чем рождение.

2.                  Вы собираетесь идти к дантисту, или вы уже были. Здравый смысл говорит, что предпочтительнее «уже были». Но если Этернализм правилен, то не должно иметь значения, в какой ситуации вы находитесь.

3.                  Когда какое-либо неприятное происшествие позади, мы рады, что оно закончилось. Но если Этернализм правилен, не существует таких качеств как «завершенное» или «больше не происходящее сейчас» – оно (происшествие) продолжает существовать бесконечно.

 

Положение осознающих наблюдателей

Этерналисты часто обращаются к идее, что течение времени – это субъективные иллюзии.

Тем не менее, этернализм находится под влиянием физики и  он нуждается в предоставлении физических отчетов наблюдателей. Можно, например, изобразить осознающих наблюдателей, перемещающихся через блок вселенной, некоторым физически необъяснимым образом, с целью объяснить субъективное восприятие течения времени. Но нет никакой необходимости делать это, чтобы объяснить субъективное течение времени. Оппоненты утверждают, что поток времени сам, как объективное явление, физически необъясним, и что физика просто искажает время, рассматривая его как измерение.

 

Детерминизм и индетерминизм

Ранее было отмечено, что люди склонны иметь очень разные  отношения к прошлому и будущему. Это может быть объяснено основной точкой зрения, что будущее не фиксировано, и может быть изменено, поэтому способно вызывать беспокойство. Если это верно, течение времени, возможно, менее важно для наших интуиций, чем открытое, неопределенное будущее. Другими словами, теория потока времени со строго определенным будущим (которого, тем не менее, не существует в настоящем) не соответствует разумной интуиции относительно времени. Если индетерминизм может быть удален из теорий потока времени, то может ли он быть добавлен к теории Этернализма? Как ни удивительно, ответ – "да" вполне пригоден в виде теории множественной Вселенной, где многочисленные альтернативные «будущие» существуют в фиксированной системе координат, но отдельные наблюдатели не имеют возможности узнать, в какой альтернативе, или "секторе", они окажутся.

 

Отношение к физике

Этернализм находится под влиянием физики, особенно аргумента Rietdijk-Putnam, в котором теория относительности одновременности используется, чтобы показать, что любая точка во Вселенной может иметь различный ряд событий, происходящих в его настоящий момент. Согласно Презентизму это невозможно, потому что есть только один настоящий момент, который мгновенен и охватывает всю Вселенную. Некоторые философы также обращаются к особой теории, которая является "вневременной" в более радикальном смысле, чем остальная часть физики – к теории квантовой гравитации. Эта теория используется, например, в теории отсутствия чувства времени Julian Barbour’а. С другой стороны, George Ellis утверждает, что время отсутствует в космологических теориях из-за деталей, которые они не учитывают.

 

Отношение к Восточной мысли

В буддизме специальный термин Дхармадхату переводится как "общее поле событий и смыслов" или "поле всех событий и смыслов”. Здесь "Блок Вселенной”, похоже, охватывает не только все возможные события в физической Вселенной, а также имеет психологическую составляющую.

 

В художественной литературе

Этернализм является главной темой в романе Курта Воннегута «Бойня номер пять».

Тральфамадорцы, инопланетные особи в романе, имеют четырехмерное зрение и поэтому могут видеть все моменты времени одновременно. Они объясняют, что, поскольку все моменты существуют одновременно, все всегда живы. Главный герой, Билли Пилигрим, живет своей жизнью не по порядку, что, между прочим, означает, что момент его смерти происходит в случайном моменте его жизни, а не в ее конце.

Этернализм также появляется в серии комиксов «Хранители» Алана Мура. В одной из глав д-р Манхэттен объясняет, как он воспринимает время. Так как в прошлом, настоящем и будущем все события происходят в "то же самое время" для него, он говорит о них всех в настоящем времени. Например, он говорит "Сорок лет назад, винтики сыплются в Бруклине", обращаясь к случаю в его юности, когда его отец выбрасывал старые части часов из окна. Его последняя строка серии это: "Ничто не заканчивается, Адриан. Ничто никогда не заканчивается".