© А.Д.Арманд

Дуализм времени

А. Д. Арманд

Два лица времени. Принцип дуализма окружающего мира может представить в новом свете проблему изучения природы времени. Не касаясь пока вопроса о природе и генезисе времени, рассмотрим функции, которые время выполняет в нашей жизни. Видятся две основные роли времени, важные для жизни и развития общества. Первая – время позволяет сравнивать длительности процессов и явлений. А.Бергсон (1923) в этой связи писал о времени как “длении”. Вторая – возможность при помощи времени установить очередность, порядок событий, Очевидно, для исполнения двух ролей само время должно обладать двумя различными свойствами. А.П.Левич (1996) формулировал первое свойство как параметрическое время, второе – как предвремя. Первое используется, например, при подсчете затрат труда, энергии, денег на выполнение какого-то плана. Второе свойство необходимо для выявления причинно-следственных связей в цепи событий, для согласования действий частей в многокомпонентных системах и др.

Два свойства времени отражают дихотомию основополагающих мировых начал. Дление, мера сохранения свойства или состояния, отвечает женскому консервативному началу Инь. Порядок, показатель смены различных качеств – мужскому революционному Ян.

Дление и порядок находятся в позиции дополнительности друг к другу. Чем меньше момент инерции, тем чаще смены, тем интенсивнее протекает процесс. Их взаимоотношение легко показать на несложном числовом примере. Пусть некоторый период времени состоит из 16 дискретных малых отрезков, предельно малых еще различимых квантов времени t . Предел различения ставится точностью наличного хронометрического механизма. Для определения длительности событий внешнего мира мы можем воспользоваться этой минимальной единицей неразличимости (ЕН), или сделать шкалу более грубой, с единицей, равной двум квантам, трем и т. д. От выбора единицы зависит неопределенность (вероятная ошибка) D п определения порядка событий и неопределенность измерения их длительности D д. Чем крупнее единица, тем меньше вероятность ошибиться в определении длины отрезка – в этих единицах. Величина ожидаемой ошибки обратно пропорциональна величине взятой единицы. Порядок событий, наоборот, становится тем менее определенным, чем больше принятый интервал неразличимости, так как события, попавшие в один и тот же интервал, оказываются для наблюдателя одновременными.

Разобьем отрезок длиной в 16 “квантов” на два, четыре, восемь и шестнадцать интервалов (рис. 1) и выпишем величину неопределенности порядка D п и длительности D д событий для этих вариантов.

Рис. 1.

Перемножая величины неопределенностей, мы обнаруживаем, что произведение двух неопределенностей при любой длине единицы измерения остается одним и тем же, а именно равным величине минимальной единицы, “кванта” времени: D п*D д = 0,0625 = t . Очевидна аналогия с соотношением неопределенностей В. Гейзенберга (1932), где произведение вероятных ошибок в определении координаты и импульса элементарной частицы приводит к постоянной Планка: D p*D q =ħ/4π. Γрафически эта зависимость выражается гиперболой (рис. 2), по которой перемещается точка, представляющая длительность единицы

Рис. 2.

неразличимости: чем больше протяженность единицы, тем больше смещение вправо, и наоборот. Произведение неопределенностей, “квант” времени, равно площади прямоугольника, ограниченного гиперболой. Наличие предельно малой единицы не позволяет протянуть ветви графика в бесконечность в одну и в другую сторону, ошибки могут быть сколь угодно малы, но должны иметь конечную величину.

Нетрудно заметить, что выбор единицы отсчета времени в обиходе зависит от субъективного ощущения длительности отрезка между прошлым и будущим, длительностью того, что мы связываем с понятием “сейчас”. Для живого существа (если не принимать во внимание математиков) даже самое малое “сейчас” имеет конечный размер. Его нередко связывали с “мигом” – движением глазного века, с одним ударом сердца и др. Для палеонтолога настоящее время ассоциируется с промежутком порядка миллиона лет, для историка – тысячи лет, для синоптика – с сутками, для спортсмена-легкоатлета – с сотыми долями секунды. Обыватель живет сразу во многих временных шкалах, но в каждый момент “рабочей” оказывается одна из них: при праздновании юбилеев – пятилетие, при выяснении возраста – год, при планировании сельскохозяйственных и других сезонных работ – месяц, при планировании дневных дел – час.

Возможность перехода от одной единицы к другой дает необычайную гибкость во взаимоотношениях человека с окружающей средой. Мы можем подстраиваться к характерным скоростям геологического времени, биологического времени (точнее – ко множеству биологических времен), астрономическим, физиологическим, социальным временам и пр. Так же географ по мере необходимости переходит от одного масштаба карт к другому, жертвуя при этом то площадью обзора, то детальностью изображения местности. Многократно в течение дня человек вынужден заново приспосабливаться к среде, которая по определению С.П. Курдюмова и Е.Н.Князевой (Курдюмов, Князева, 1994) представляет собой иерархию темпомиров. Каждый из миров развивается в своем темпе, и лишь закон резонанса позволяет постепенно согласовывать их в процессе эволюции.

При необходимости, человеческий интеллект создает новые ритмы и с ними – новые времена, например, для космонавтов, обращающихся вокруг Земли. Объективная необходимость в переходе от одной шкалы к другой создается потребностью в одних случаях – увеличить различимость порядка событий, пренебрегая точностью в определении длительности, в других – приходится жертвовать деталями в последовательности ради определенности в обозначении длительности события.

Исчезновение времени. Неизбежная двойственность времени связана не только с вопросом о природе, но и о самом существовании времени. Обратимся опять к аналогии с соотношением неопределенностей В.Гейзенберга. Если мысленно преодолеть барьер постоянной Планка и, например, устремить одну из вероятных ошибок к нулю, а другую к бесконечности, то легко убедиться, что их произведение “плавает”в неопределенности (0*∞ = ?). Без константы никакая реальная система не может существовать. Физически исчезновение предела, известного как квант действия ћ, привело бы к мгновенному распаду атомов. Отрицательные заряды электронов немедленно нейтрализовались бы с положительными зарядами ядер и активное вещество Вселенной превратилось бы в инертную неспособную к развитию массу.

Если теперь проделать аналогичный мысленный опыт со временем, то станет понятным, что время с бесконечно длинным “сейчас” потеряет свое основное свойство – “течь”, отражать изменения в материальном мире (или, по другой парадигме, – влиять на это движением или даже быть его физической причиной). При бесконечном сдвигании индекса (рис 112) в другую сторону, по вертикальной оси, единица дления в бесконечности становится тождественно равной нулю и измерить протяженность какого-либо интервала в таком времени оказывается невозможно. В том числе становится абстракцией понятие “сейчас”, превращается в ноль квант неразличимости. Из нулей, как известно, никакой длительности составить нельзя. Реально лишь такое “сейчас”, в котором безразмерное абстрактное “настоящее” накрывается единицей времени, имеющей конечную длительность. В обоих крайних состояниях время просто исчезает как ощутимая каким-либо образом реальность.

В физическом мире соотношение порядка и дления зависит от скорости движения. При умеренных, земных, скоростях сохраняют свое значение оба свойства времени. С приближением скорости (также и в смысле любого преобразования) системы к нулю время-порядок играет все меньшую роль, все большее число событий (состояний) становятся неотличимыми друг от друга. При полной остановке движения события различаются только размещением в пространстве, отсчет времени прекращается. Если, наоборот, скорость увеличивается и приближается к (не бесконечной) скорости света, то дление полностью не исчезает, но главным оператором становится порядок событий. В модели Минковского порядок представлен в форме линий существования.

Вероятно, с подобным преобразованием времени связан поразительный эффект первых секунд существования Вселенной, когда за ничтожные по нашим мерам интервалы совершились события, равноценные миллиардам последующих лет. Мир возник в условиях предельно растянутой единицы времени, в которую вмещалось великое множество преобразований. В дальнейшем нагрузка на каждую единицу сократилась, события все отчетливее стали выстраиваться друг за другом.

Превращения времени. Может показаться, что переходы от одной системы единиц времени к другой – чисто мыслительная операция, возможно, даже, дело вкуса “пользователя” временной шкалы. Есть ли разница, например, в какой форме записать возраст Земли: в миллиардах лет (n*109), в тысячах лет (n*106), в сутках (n*10-2) или секундах (n*10-7)? Между тем, независимо от человека, в природе также постоянно происходит измерение времени.

Согласно теореме Котельникова надежно выявить объект длиной L возможно лишь в том случае, если шаг опробования не менее L/2. В применении к событиям, происходящим во времени, аналогичное требование заключается в том, что период колебания волны, используемой в качестве измерительного прибора, должен быть по крайней мере вдвое короче длительности события. Колебания с большим периодом (меньшей частоты) имеют высокую вероятность не прореагировать на событие, “не заметить” его. Переход к волнам все более длиннопериодным вычеркивает из списка обнаруживаемых явлений все более длительные события. По-видимому, такое снижение чувствительности волн происходит при всяком расходовании энергии на производство работы.

Можно считать, что с достаточной точностью количество энергии, получаемой Землей от Солнца, равно излучению, отдаваемому обратно в космическое пространство. Собственно энергия, побывав в различных формах на планете, ни на что не затрачивается. Затрачивается свойство энергии производить работу, которое измеряется физиками не в джоулях, а в единицах энтропии. Приходящая на освещенную сторону Земли энергия по большей части относится к высокочастотному световому диапазону, тогда как обратно отправляется излучение, относящееся к частотам инфракрасной радиации. Потеря частоты оказывается физической причиной круговорота воды и химических элементов в биосфере, поддерживания и развития жизни и человеческой цивилизации. Снижение “работоспособности” лучистой энергии является прямым следствием снижения способности волн “измерять” длительность событий. Или, проще говоря, реагировать на быстротекущие события и, одновременно, на объекты малой длины.

При переходе границы инфракрасного диапазона, излучение с частотой ν ≤ 3,75*1011 Гц, перестает “замечать” явления на внутренней электронной оболочке атомов, частота которых выше указанной. Главному квантовому числу n = 1 соответствует ν = 2,5*1012 Гц, Дальнейшее снижение “чувствительности” излучений делает их индифферентными к частотам на втором, третьем, четвертом электронных уровнях (главное квантовое число n = 2,3,4). “Импотенция” волн распространяется далее с квантовых процессов на молекулярные, физиологические, механические. Все это, как следует из предыдущего – результат простой “смены линейки” для измерения длительности и длины. Смены, не зависящей от воли и сознания измеряющего субъекта.

Теперь, здесь и т. д. Вернемся к вопросу о том, какое содержание мы вкладываем в понятие “теперь”, или “настоящее”. Длительность “настоящего” определяет выбор единицы неразличимости.

Пространство, как и время, содержит в своей структуре момент инерционный, Инь, и момент революционный, преобразовательный, Ян. В пространстве существует расстояние (площадь, объем), к которому применимо понятие “здесь” и в пределах которого пространственный порядок расположения предметов не играет роли. За пределами “здесь” начинается “там”, “другое”, где существенным свойством предметов становится их относительное удаление от начала координат, порядок расположения. Очевидно, размер единицы “здесь” будет различным, когда речь пойдет о тюремной камере-одиночке, о городской квартире, деревенской усадьбе, о своем городе, своей стране. Для активистов-экологов из объединения Гринпис понятие “здесь” распространяется на земной шар, а для космистов масштаба К.Циолковского, А.Чижевского, Н.Рериха – на нашу солнечную систему или даже еще шире. С увеличением размера единицы измерения растет количество попавших в нее объектов, но их положение в пространстве становится неразличимым.

Сходным образом сознание человека формирует оперативную единицу путем проведения границы между “мое” и “чужое”. Широта сознания определяется объемом того, что включается в “мое” и варьирует от эгоистического мира отдельной личности до проблем глобального и космического масштаба. Так же и философия оперирует с объемом и содержанием понятий, которые находятся в дополнительных отношениях друг с другом. Единицей содержания может стать образ отдельного конкретного предмета или вида, класса родственных предметов вплоть до обобщенного представления о предмете вообще.

Единица неразличимости времени (ВЕН) графически выражается отрезком прямой. Единица неразличимости в Евклидовом пространстве (ПЕН) – объемная форма, куб или сфера. Объем пространственной единицы может быть выбран нами произвольно, но природа предлагает некоторые предпочтительные размеры. Естественно связать размер ПЕН с длиной λ проходящей через это пространство волны. А за квант времени принять период колебания волны Т.

В анизотропной среде (в кристалле) сфера ПЕН превращается в трехосный сфероид в связи с различной скоростью и длиной волн, проходящих в разных направлениях. Свой “сфероид” образуют и три единицы времени, отвечающие осям трехмерного пространства. Таким образом мы можем получить общую для пространства и времени шестимерную единицу неразличимости (ПВЕН). Это тот “дом”, в котором существует каждый физический объект материального мира. Размеры этой ячейки определяют возможности взаимодействия объекта с окружающей средой.

Связь между осями пространственного и временного сфероидов неоднозначна, она зависит от скорости распространения волны: V = λ/. Скорость служит коэффициентом пропорциональности между периодом и длиной волны. Поскольку скорости, длины волн и периоды изменяются непрерывно, набор шестимерных элементарных ячеек, предлагаемых нам действительностью, бесконечно велик, как набор возможных шкал на неразмеченной линейке. Но природа отбирает некоторые предпочтительные размеры. Каждый вид животного, включая человека, растения, организма класса простейших имеет средний размер, вокруг которого колеблются варианты отклонения. С размером организма тесно связана такая характеристика как время реакции на раздражение, определяемая скоростью добегания нервного импульса. У слона, кошки и землеройки скорость реакции отчетливо обратно зависят от размеров тела. Слишком большое отклонение пространственно-временного размера организма от нормы своего вида приводит к затруднениям во взаимодействии с другими особями и уничтожается отбором.

Естественный отбор в космической сфере отдает предпочтение звездам солнечной величины. Более крупные и более мелкие тела менее долговечны. Вероятно, определенный отбор по размеру и скорости вращения (длительности галактического года) существует и среди галактик. Критерий отбора звезд и звездных скоплений задается размер ом пространственно-временных единиц (ПВЕН).

Анизотропия векторов времени в Евклидовом пространстве может казаться излишеством. Более привычно связывать с каждым материальным объектом единую временную шкалу, зависящую от собственной скорости объекта, но не от свойств вмещающего пространства. Однако, для жителей Земли вполне реальна зависимость свойств времени от координатной сетки планеты. Временная единица неразличимости на поверхности планеты индифферентна к движению по меридиану и движению по оси зенит-надир, но меняется при движении по параллелям. Движение с запада на восток сокращает ВЕН, движение на запад, за Солнцем, – растягивает. В астрономии пространственно- временная анизотропия проявляется в эффекте Доплера.

Эволюционная неравноценность пространственно-временных единиц разного размера имеет следствием естественное выстраивание материальных систем в иерархические структуры.

Роль дления, роль порядка. Функции, которые выполняют в научных исследованиях время-дление и время-порядок, различны. В уравнениях движения классической физики оператором исследуемых процессов является время-дление, порядок событий роли не играет. Отсюда обратимость физических уравнений. В термодинамике, где действующим началом служит время-порядок, симметрия прошлого и будущего нарушается. С таким же “термодинамическим” представлением о времени, оперирует теория эволюции Вселенной, эволюции геологического тела Земли, земной жизни, общества. Сравнительно недавнее введение в геологию “дления” с помощью метолов радиоактивного распада элементов мало изменило представление об эволюции планеты. В модели мира Минковского и в общей теории относительности существенны оба свойства времени.

Таким образом, единый символ t в разном контексте наполняется различным содержанием.

Пока сосуществуют и взаимодействуют обе ипостаси времени, вектор, стрела времени, зафиксирован однозначно. Если растянуть “настоящее” вперед и назад до бесконечности, то любое событие будущего и прошлого становится современным нам. Направление хода времени становится неопределенным. Такую операцию мы проделываем в уме каждый раз, когда рассуждаем о возможности путешествовать в “машине времени” или представляем вневременной Абсолютный Разум. По-видимому, подобной трансформации личного времени достигает йог в состоянии “самадхи”. Сходные ощущения испытывает человек, добровольно заточивший себя в пещере.

Возможность по своему произволу “растягивать” настоящее позволяет писателям, художникам, кинематографистам создавать иллюзию присутствия, а историкам – без конца переписывать прошлое с позиций настоящего. Не следует это свойство истории приписывать недобросовестности историков, это объективный закон: часть зависит от целого. При переопределении суперсистемы подчиненная система продолжая жить в настоящем, неизбежно преобразуется.

Представление о двойственной природе времени дает ключ к разрешению парадоксов, известных как апории Зенона Элейского. Так парадокс летящей стрелы состоит в том, что при своем движении она проходит ряд точек пространства в определенные моменты времени. Но в каждой из точек она не двигается, а из неподвижных состояний нельзя сложить движение. Суть проблемы заключается в том, что реальное движение так же как и время подчиняется закону двоичности, складывается из инертной компоненты (Инь) – пространства и активной компоненты (Ян) – времени. Врмя-дление позволяет опреднлить скорость: v = s/t. Но автор незаметно для наблюдателя переходит к другому времени, порядку. Достигается это посредством сдвигания индекса (рис 112) в бесконечность направо, где вместе с длением исчезает само время, без которого понятие движения тоже теряет смысл. Ту же природу – подмену одного времени другим, дополнительным, имеет парадокс Ахиллеса и черепахи. Бегун догонит черепаху только в том случае, если его время содержит не только порядок событий, но и их длительность.

Время-дление в пределе дискретно. Поскольку внутри отрезков события неразличимы, в них сохраняется самоподобие частей. Границы между отрезками резки (мгновенны). В противоположность длению время-порядок – непрерывно. Даже при бесконечно малой длительности событий можно определить, что произошло раньше, что позже. В действительности приходится говорить лишь о существенно дискретном и существенно непрерывном времени, поскольку, как мы отмечали выше, в предельных точках само понятие времени теряет смысл.

Объективность времени. Двойственность времени имеет отношение к дискуссии на тему об объективном или субъективном характере времени. Как мы уже отмечали, появление каждого нового эволюционирующего объекта неживой, биологической, социальной или ментальной природы, вводит в обиход новую шкалу времени со своей системой единиц. Создавая часы и размечая циферблат, человек творит двуликого Януса. Разбивка круга на равные отрезки отражает время-дление, а их оцифровка задает время-порядок. Мы используем преимущественно то одно из свойств, то другое. Жизнь задает в качестве императива то жесткое требование к порядку (не опоздать на самолет), то такое же требование к длительности (не остаться под водой, задержав дыхание, сверх допустимого срока). Для получения нужного результата мы меняем “инструмент”, подобно тому, как физик для изучения свойств волны-частицы использует разные приборы. Похоже, что противоречие представлений о времени-субстанции и времени-реляции также оказывается результатом замены “инструмента”, т.е. точки зрения. Субстанция опирается на представление длительности (сколько “воды утекло”), реляция – на порядок событий. Очевидно, для снятия противоречий следует признать реальность двойственной природы времени.

Развивая мысль о сотворении вместе с материальными системами новых “времен”, легко придти к выводу о том, что и фундаментальное абсолютное время Ньютона тоже должно опираться на некоторый физический процесс, о котором мы можем лишь сказать, что он “идет”, хотя природу его сформулировать не можем. И, соответственно, остановка этого мирового процесса должна означать исчезновение времени, по крайней мере, в облике порядка. Дление растягивается до неопределенных размеров. На роль таких эпох “отсутствия времени” претендуют “пралайи” эзотерического учения, которым могут соответствовать состояние Вселенной до Большого Взрыва и после ее гипотетического коллапса.

Если задаться представлением о бесконечном непрерывном абсолютном времени, то отношений дополнительности между временем прошедшим и временем будущим не возникает. Хотя прошлое прирастает за счет будущего, но длительности их друг от друга не зависят, потому что конца ни в ту, ни в другую сторону не видно. Иначе обстоит в нашей повседневной жизни, где мы пользуемся временем не бесконечным, а лишь периодом определенного цикла (суточного, годового, эзотерической Кальпы, когда проявлена наша Вселенная). При таком раскладе представление о дополнительности пршлого и будущего отрезков (отрезков, не лучей) времени становится осмысленным: одно увеличивается не иначе как за счет другого. Подобно тому как увеличивается прожитая человеком жизнь за счет остатка еще не прожитой жизни.

Эволюционное время. Мы уже рассуждали на тему о совершении работы за счет превращения высокоорганиизованной энергии коротковолновых излучений в менее упорядоченную энергию длинных волн. Параллельно с преобразованием форм энергии идет трансформация времени, сдвиг направлен к повышению удельного веса дления и уменьшению роли порядка. Нет оснований считать этот переход некомпенсированной потерей упорядоченности. Порядок, принесенный солнечными лучами, остается на Земле в различных формах: в закономерно организованных движениях воздушных масс, водных и ледниковых потоков, в отсортированных по размеру частиц и удельному весу осадочных породах, в насыщенных энергией химических соединениях и многом другом. Высочайшая организованность человеческого мозга, технических и общественных структур в конечном счете также производны от порядка, содержавшегося в свободной энергии солнечного света. Порядок – вовсе не неуловимая субстанция, это хорошо нам известная информация. Мы привыкли связывать информацию с присутствием сознательного “отправителя” и “получателя”, но это только малая часть того, что философия готова отнести к этой категории явлений. Из сказанного следует, что эволюционный процесс на Земле представляет собой передачу информации, или порядка, содержащегося в энергиях излучений разного вида, другому носителю, структурам плотной материи. Содержание информации многократно преобразуется (перекодируется) на ее эволюционном пути в соответствии с алгоритмами, приходящими со стороны, от физических полей, генетических кодов и др. Количество информации, возможно, сохраняется прежним. В приложении к эволюции организмов подобную мысль сформулировал ранее Эрвин Шредингер (1947). В его представлении жизнь питается негэнтропией (характеристика, противоположная энтропии) поступающей из окружающей среды. По-видимому, теперь эту концепцию уместно распространить на эволюцию Космоса в целом, а также на эволюцию материальной и духовной культуры земного ооциума.

Из сказанного следует, что две ветви космической эволюции: термодинамическая ветвь, связанная с деградацией энергии и ветвь творческая, созидающая новые абиотические, биологические и социальные структуры, не только противоположны по направлению, но и взаимосвязаны, и, более того, находятся в отношениях дополнительности. Восходящая грубо материальная эволюция вещества, относящегося к инертному мировому началу Инь, оплачивается нисходящей эволюцией более тонкой, энергетической, субстанции, принадлежащей к революционному Ян. Идея тепловой смерти Вселенной оказывается следствием недоучета сопряженного по принципу дополнительности противоположного процесса, возрастания порядка. Не исключается и движение в обратном направлении. Передача порядка от вещества к волновой форме движения осуществляется, например, в явлении дефекта массы при радиоактивном распаде ядер тяжелых элементов.

Соответственно, следует возразить И.Пригожину и И.Стенгерс (1986) относительно возникновения мирового порядка из хаоса. Вероятно, правильнее считать, что алгоритмы самоорганизации ответственны не за возникновение “из ничего” совершенных систем, а лишь за перекодирование одной формы порядка в другую.

Очевидно, время нетривиальным образом участвует в эволюции. Оно, как и энергия электромагнитных излучений, теряет свою организованность. Исследователь эволюционного времени может считать его вторичным по отношению к физическим процессам, их отражением в сознании. Или наоборот, рассматривать время как движущий фактор, “мотор” эволюции. Все зависит от априорной установки. Автору представляется наиболее правильным искать решение на пути замены западной дизъюнктивной логики (или-или) логикой восточной, преимущественно конъюнктивной (и-и). Последняя позволяет признать истинной обе точки зрения. Для этого лишь не следует рассматривать время как самостоятельную, независимую от реальных процессов категорию.

Эволюционное время не “течет” равномерно. Спокойное развитие закономерно прерывается кризисами (Арманд и др., 1999). В биологической эволюции “ароморфозы” (по А.И.Северцову, ) ассоциируются с кардинальными и быстрыми перестройками генофонда, с появлением новых таксонов высокого ранга и вымиранием живших ранее. В единицу времени умещается много значимых событий. Эти этапы разделяются “идиоадаптациями”, в течение которых новые роды, семейства, отряды подвергаются микроэволюции. При этом растет сгармонизированность вновь возникших форм друг с другом и с абиотической средой. В эти фазы формируется надорганизменный уровень систем, биогеоценозы. По мере накопления неустойчивости снова возрастает вероятность кризисов. Подобный прерывистый ход эволюции характерен и для неживой природы, земной и космической, а также для экономического, политического, технического развития общества.

По установившейся терминологии в периоды кризисов происходит “ускорение времени”, в периоды промежутков – “замедление”. Дуализм времени позволяет заметить в моменты “ускорения” смещение единицы ВЕН в сторону удлинения. При спокойном развитии происходит, наоборот, ее сокращение и переход к усилению роли времени-порядка.

Эволюционное время, таким образом, естественным образом квантовано.

Можно полагать, что без периодической кризисной “раскачки” развивающихся систем они за обозримое время должны придти к равновесию дополнительных начал Ян и Инь, в результате чего всякое движение прекратится.

В заключение можно сформулировать следующие выводы.

    1. Подобно другим физическим реалиям время в своей природе содержит два начала: инертное, отвечающее древним представлениям о женском начале Инь и активное, революционное, соотносимое с мужским Ян. Проявлением первого служит свойство “дления”. Оно соотносится с протяженностью единицы, разбивающей время на отрезки неразличимости. Активное начало проявляет себя в свойстве “порядка”, в возможности как можно более точно установить последовательность событий. Вероятные ошибки в определении первого и второго свойств времени находятся в отношениях дополнительности.
    2. Классическая физика строит модели движения, используя преимущественно свойства времени-дления. Термодинамика учитывает в первую очередь свойства времени-порядка.

    3. При беспрадельном увеличении свойства дления (длительности единиц измерения времени ВЕН) дополнительное свойство исчезает, порядок становится неразличимым. При сокращении единицы длительности интервалов времени до нуля знание порядка становится абсолютным, но до бесконечности вырастает ошибка в определении длительности. Другими словами, в обоих крайних случаях время исчезает.
    4. Размер единицы времени определяется длительностью интервала, с которым идентифицируется понятие “сейчас”, или “теперь”. Интервал “теперь” задается потребностью человека адаптироваться к средам с разными характерными временами (темпомирам). В природе интервал определяется периодом колебательных процессов.
    5. Множество структур реального мира создает такое же множество “времен”, отличающихся размером единицы “дления”. С исчезновением материального носителя времени исчезает специфическое для него время. Если существуют промежутки между циклами активного функционирования космических процессов, то в них должно прерываться и космическое “абсолютное” время.
    6. Аналогичная двойственность протяженности и порядка характерна и для пространства. Единица пространственной неразличимости “тут” (ПЕН) выбирается произвольно или задается естественными процессами, прежде всего длиной волны. В пространстве Евклида пространственная единица трехмерна. В пространственно-временном континууме единица неразличимости (ПВЕН) задается длиной и периодом волны.
    7. Эволюционное время не сохраняет своего темпа. В эпохи кризисов (ароморфозов в биологической эволюции) происходит сдвиг равновесия между временем-порядком и временем-длением в сторону повышения роли последнего. Отсюда иллюзия “ускорения” времени. В промежутках спокойного бескризисного развития преимущество получает время-порядок.
    8. Эволюция мира складывается из двух противоположных процессов. С одной стороны, энергетический запас Вселенной расходует свой “порядок” (информационную составляющую). С ним вместе космическое время переходит ко все большим единицам “дления”. С другой стороны, вещество физического мира повышает уровень своего “порядка”, создавая все более сложные и все более адаптированные друг к другу структуры. Эти процессы связаны отношением дополнительности: одно совершается за счет другого, одно не существует без другого. Содержание эволюции сводится к “передаче порядка” (информации) в иную сферу действительности. Соответственные сдвиги равновесия происходят во времени. Можно считать, что время лишь отражает физические преобразования во Вселенной, но, не исключается и гипотеза о времени как “движущей силе” всех происходящих изменений.

Литература

Арманд А.Д., Люри Д.И. и др. Анатомия кризисов. М.: Наука, 1999. 239 с.

Бергсон А Длительность и одновременность. СПб. 1923.

Гейзенберг В. Физические принципы квантовой теории. Л.-М.: ГТТИ, 1932 г. 146 с.

Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Синергетическое видение мира: режимы с обострением // Самоорганизация и наука. – М., 1994.

Левич А.П. Мотивы и задачи изучения времени. В. кн.: “Конструкции времени в естествознании: на пути к пониманию феномена времени”. М.: Изд-во Московского университета, 1996. С. 9 – 28.

Пригожин И, Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой.. М.: Прогресс, 1986. 432 с.

Шредингер Э. Что такое жизнь с точки зрения физики? М.: Изд-во иностр. лит., 1947. 146 с.