Казарян В.П., д.филос.н., проф., г. Москва
vp.kazaryan@net.ru

КОНТЕКСТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ

На отдельных этапах истории общества человеческое время имеет различный смысл. Последовательно рассматриваются  христианское средневековье, индустриализация и развивающееся индустриальное общество, развитое индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество как его, возможно, вариант или этап.

1. Время как Божий дар

Христианское средневековье: время является одним из даров Бога, а не личным достоянием, которое человек  может использовать по своему хотению [1]. Человек как творение Бога должен отчитаться по завершении своего земного бытия за достойность прожитого времени, отпущенного ему Богом. Время  является конкретным, сращенным с определенной личностью, с определенным человеком, с протеканием  его жизни. Жизнь человека временеет. И временеет она из будущего в настоящем. Она представляет собой телеологический процесс. Религиозные ценности правят социумом, и время человека имеет религиозную природу. Человеческое время имеет религиозный смысл.

2. Время – деньги

Механические часы на башнях городов. Индустриализация и капитализм. Часы становятся одной из необходимых машин [5], обеспечивающих создание капитала. Эта машина производит внешнее по отношению к человеку абсолютное ньютоново время. Она подчиняет себе и процесс производства, и процесс жизни человека. Время является абстрактным, универсальным, безразличным к конкретному человеку. Время имеет экономическую природу.  Экономические ценности правят миром. Не только экономикой, но и другими сторонами жизни человека, его жизни вне процесса производства. Складываются реалии: рабочее время, свободное время. Человек – это работающий человек. Человеческое время имеет  экономический смысл.

Это время предполагает, что оно измеряемо. А измеряемое время мыслится как абстрактное время, как упорядоченное множество моментов. Другими словами, как физическое время классической физики и ее теории измерения. Мы имеем соответствие с духом эпохи: все подлежит  вычислению и  измерению.

3. Время, вперед!

Безоблачный путь стартовавшего научно-технического прогресса. Золотой век не позади, а здесь и сейчас. Человек не живет «к смерти». По свидетельству Х. Ортега-и-Гассета, большие социальные группы людей предпочитают жить в индустриальном обществе. Они  хотят жить в настоящем, а не в прошлом и не в будущем [7]. Жизнь человека не временеет, а несется во времени. Человек не производит время, а напротив, оно безудержно влечет его за собой. Если человеческая жизнь и временеет в некотором слабом смысле, то лишь как побочный продукт основного потока, майнстрима, потока абстрактного безличного экономического времени.

4. Время разорвано в синхронии

Развитое индустриальное общество. Время разорвано, но не в смысле отсутствия преемственности, а в смысле  двойственности времени в синхронии: одно время интерсубъективное, экономическое, отчужденное, абстрактное и другое время - время конкретное, личное, время человеческой экзистенции. Их взаимоотношение: различие, при наличии традиционного давления со стороны экономического времени; стремление экзистенциального времени к самостоятельности  и независимости, к проявленности, т.е. к повышению своей значимости. Эти два времени соответствуют социокультурным реалиям.

Часы как машина времени теперь производит уже отчужденное время. В развитом индустриальном обществе формируется отчуждение в сфере времени как аспект процессов отчуждения, характерных для него. Существуют в обществе, с одной стороны, отчужденные социальные структуры, без которых человек не может жить и которые ограничивают его свободу, и существует, с другой стороны, человек с его правами и желаниями. И существует их взаимоотношение, порождающее   драматизм этой эпохи [4]. Он проявляется и в сфере времени: безличная временная организация социальных структур - и - конкретное собственное личное время человека, их дисгармония. Активно развиваются идеи конкретного времени (время жить и время умирать), уместности, своевременности  действия (время сеять и время собирать урожай), временности  (темпоральности) как внутренней структуры бытия. 

Конечно, происходило становление общества потребления с его стремлением «иметь», а не «быть». Ценности классической культуры отодвигались в сторону. Формировались многочисленные маргинальные культуры, стоявшие в стороне от основного течения. Большое влияние приобрели гуманистические учения. Общество потребления воспитало и воспитывает человека – гедониста в широком смысле слова. Драма бытия, о которой шла речь выше, разрешается ли? Изменяется ли взаимоотношение человека и отчужденных структур, времени конкретного личного  и времени абстрактного отчужденного?

5. Человек управляет временем?  

Увеличится разрыв или нет, или он исчезнет, станет не актуальным, отойдет на второй план, станет  маргинальным?

 Нельзя не заметить, что уже сейчас возникают новые социальные реалии, и время в них получает новое содержание. Если предположить, что проекты информационного общества, которые предложены  социологами и  политиками, экономистами и философами, как следующей ступени  развития техногенной цивилизации, являются в определенной мере реалистичными, то можно говорить о формировании информационного общества [2]. Общество с развитыми информационно-коммуникационными технологиями создается на наших глазах: достаточно вспомнить глобальную экономику, виртуальную реальность, Интернет, формирование электронной культуры. Быстрое и повсеместное распространение информационно-коммуникационных технологий является очевидным процессом.

Известный исследователь информационного общества М. Кастельс обращает внимание на то, что в информационном обществе происходит трансформация времени [6]. Она является результатом структурной реорганизации в производственных отношениях, отношениях власти  и организации жизни. М. Кастельс ввел понятие вневременного времени. Оно выражает стремление минимизировать отставание во времени действий, и соответственно, принятия решения акторами того или иного уровня. Глобальная экономика способна работать как единая система в режиме реального времени в масштабе всей планеты.

Вводя понятие вневременного времени, Кастельс апеллирует к развитым в социологии аргументам о сжатии времени в современном мире [8]. При этом считается, что временные ограничения будут все больше и больше сжиматься. Временем манипулируют   глобальные  рынки капитала, которые управляются посредством информационных технологий. Вводится гибкий график для эффективного использования времени и т.д. М. Кастельс  детально рассматривает изменения в повседневной культуре, городской жизни, мировой политике. Продвижение к вневременной культуре осуществляется посредством дальнейшего развития информационно-коммуникационных технологий. Явление мгновенной коммуникации находится в центре внимания новой модели времени. Все удается осуществлять мгновенно, за короткий промежуток времени; даже войны стали мгновенными. Все происходит сейчас, в настоящем. Время не течет, а мы остаемся в вечном настоящем, вне времени.

Более значимой  представляется другой аспект этой ситуации. Мгновенная коммуникация, характерная для электронной культуры, снимает необходимость временной организации  процесса деятельности. Одно событие не производится раньше другого: они случаются одновременно. Это влечет за собой ненужность фиксации временного порядка, а, следовательно, и  времени -  часов как машины, производящей отчужденное время.

Мир информационный делает человека открытым  миру, все другие люди даны ему для общения сейчас он-лайн. Они ведут диалог в реальном времени. Снимается установка на выдержку, на отсроченное вознаграждение, на отсроченное удовлетворение. И здесь, в общении, время сжато. Нет ожидания будущего. Все есть сейчас. Этот мир представляет собой ничто иное, как блок-вселенную аналитической философии, обращенной к физическому знанию. Блок-вселенная – это статическая вселенная теории относительности. В ней нет прошлого,  настоящего, будущего, а есть временной порядок моментов, ни один из которых не является настоящим, не был прошлым, не будет будущим [3].

Происходит трансформация человеческого времени и в другом плане. Информационные технологии способствовали быстрому развитию науки. Человек стал способен изменять многое, даже свои биологические ритмы. Человек превращает вечную проблему конечности земной жизни человека, проблему его смерти, в проблему бессмертия. Хронос  лишается тем самым  возможности пожирать своих детей. А образ старухи с косой, олицетворяющей смерть,  должен будет покинуть культуру. Это повлечет за собой фундаментальные изменения в мировоззрении людей и их истолковании времени. Сейчас даже представить трудно, какова в этом случае может быть философия времени и будет ли она вообще представлять интерес для кого-нибудь.

Если обратиться к виртуальной реальности и проанализировать ее темпоральные свойства, то мы увидим, что  виртуальная реальность позволяет действовать с виртуальными объектами в обратном течении времени. Виртуальные технологии погружают человека в статический временной мир. Так, например, компьютерная игра позволяет остановить действие по желанию игрока, вернуться назад к предыдущим событиям, и затем повторить или изменить последующее действие. При этом компьютерная игра позволяет игроку почувствовать себя властелином времени, хотя бы в игре: он может им управлять – это ли не заветная мечта человечества.

Неотъемлемой чертой компьютерных технологий является непременная включенность в них актора, действующего человека. Компьютерная технология – это всегда диалог, включающий активность человека, его действие по осуществлению своей цели. Действие же продуцирует текущее, динамическое, время, а не статическое. Оно предполагает наличие не только временного порядка, но и течения времени: прошлого, настоящего, будущего как условия действия. Человек электронной культуры  всегда творец, а не пассивный пользователь. Творчество же   сопряжено с динамическим временем.

Если творчество оказывается  органическим элементом  инфосферы,  становящейся сейчас информационной культуры, то изменятся ценности, изменится и смысл времени.

Литература

  1. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М. 1990
  2.  Декларация принципов: построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии. План действий по построению глобального информационного общества.  Тунисское обязательство. Тунисская программа для информационного общества.
  3. Казарян В.П. Точные науки, время и жизненный мир // Вестник МГИУ. Сер. Гуманитарные науки. № 2, 2004
  4. Макинтаир А. После добродетели. Екатеринбург. 2000
  5. Мэмфорд Л. Техника и природа человека // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
  6. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура. М. 2000
  7. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. М. 2005
  8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М. 2004