На протяжении всей истории развития познания время представлялось одним из наиболее загадочных, подчас мистических свойств действительности. На сегодняшний день существует огромный объем литературы, посвященной проблеме времени. Время стало одним из фундаментальных понятий физики и играет важную роль во многих других науках. Научно-технический прогресс по-настоящему стал возможен только благодаря тому, что человечество научилось измерять время и временные интервалы самой различной длительности. Однако, несмотря на все успехи в познании временных свойств материальной действительности, само время не утратило в глазах людей своей загадочности. И сегодня ученые, посвятившие себя исследованию проблемы времени, готовы, как и
более полутора тысяч лет тому назад, воскликнуть вслед за Аврелием Августином: “Что такое время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик”.Столь нетленная справедливость слов Блаженного Августина (354-430 гг.) говорит о том, что человек обладает определенной интуицией времени, позволяющей ему “ понимать” время в той мере, в какой это необходимо для повседневной жизни и деятельности, включая и столь сложную деятельность, как научные исследования. Но как только появляется необходимость дать определение понятия времени, так возникают большие трудности.
В последние десятилетия вновь обострилось внимание исследователей к проблеме времени. При этом если в недалеком прошлом ею в основном занимались физики и философы, оспаривая друг у друга преимущественное право на нее, то сегодня к этой проблеме большой интерес проявляют специалисты широкого круга естественных и гуманитарных наук. Имеется множество попыток не только выявить характерные для разных областей познания особенности временных свойств исследуемых процессов и явлений, но и ввести в научный обиход представления о специфических формах времени. Вместе с тем было бы еще рано утверждать, что идея многообразия форм времени получила всеобщее признание. В сознании большинства ученых продолжает господствовать представление о времени как о некоторой единой, универсальной, всеобщей сущности, измеряемой общепринятыми единицами при помощи общеизвестных часов. И тем не менее, тот факт, что в некоторых разделах биологии уже на протяжении многих десятилетий предпринимаются попытки измерять время при помощи таких особых единиц, которые не могут быть выражены в общепринятых единицах, заставляет нас со всей серьезностью отнестись к проблеме многообразия форм времени и внимательно рассмотреть вопрос о принципиальной правомерности представлений о качественно различных его формах.
Следует при этом заметить, что вопросы о сущности времени и качественно различных его формах самым тесным образом взаимосвязаны. Действительно, пока время представляется нам как "нечто" единственное в своем роде, трудно рассчитывать на то, что мы сумеем раскрыть сущность этого "нечто" глубже, чем это позволяет сделать тезис, утверждающий, что время -
форма бытия материи. Но, с другой стороны, нельзя, видимо, надеяться на выявление разных форм времени, если мы не знаем сущности его и не можем ответить на вопрос о том, что же мы измеряем, измеряя время. Подобная взаимосвязь проблем сущности и многообразия форм времени сегодня уже не представляет собой заколдованного круга, поскольку вопрос о существовании качественно разных типов времени благодаря усилиям биологов уже получил, фактически, свое положительное решение. Но до тех пор, пока использование некоторыми биологами принципиально новых приемов, методов и единиц измерения длительности не будет осознано как практическое введение в биологию представления о качественно новом, "биологическом" времени и пока на основе теоретико-философского анализа физического и биологического времени не будут раскрыты и изучены их формообразующие свойства, проблема сущности времени не будет иметь достаточно удовлетворительного решения.Изложенными соображениями обусловлены содержание и логика настоящего исследования.
Анализ проблемы многообразия форм времени (первая глава) привел автора к выводу о том, что формообразующим свойством, отличающим биологическое время от общеизвестного физического, является временная метрика. В связи с этим встал вопрос о происхождении и сущности общепринятой метрики физического времени.
Во второй главе рассмотрена история формирования идеи абсолютного времени классической физики. Показано, что на всех этапах становления и развития идеи времени как одно из основных и интуитивно ясных его свойств рассматривается "равномерность". Именно погоня за все более равномерными движениями привела к отрыву идеи "истинного" "математического времени" от неравномерного суточного вращения видимой ("восьмой") небесной сферы, или "сферы неподвижных звезд", и введению в аристотелевско-птолемеевской картине мира представлений о невидимых равномерно вращающихся небесных сферах, движение которых представляет собой отражение суточного вращения земного шара вокруг своей оси.
В третьей главе анализируется сущность равномерности времени. При этом выясняется, что нет и не может быть таких критериев, которые позволяли бы судить о равномерности любого отдельно взятого материального процесса: равномерность является не абсолютным, а соотносительным свойством. Автор доказывает, что в принципе могут существовать качественно разные классы соравномерных процессов, каждый из которых может быть принят за истинно равномерный и использован для введения временной метрики; все другие классы в общем случае оказываются группами стохастических процессов.
Одним из таких классов является совокупность тех равномерных механических движений, при помощи которых измеряется общеизвестное физическое время. Анализ входящих в этот класс основных процессов (глава 4) показал, что их соравномерность обусловлена тем, что это механические движения так называемых закрытых консервативных динамических систем, которые не обмениваются с окружающей средой веществом и энергией и при движении которых сохраняется постоянной "механическая энергия".
Пятая глава посвящена анализу некоторых методологических проблем введения в биологию понятия биологическое время. Учитывая, что соравномерность биологических процессов живого организма обусловлена принадлежностью их единой целостной высокоинтегрированной материальной системе, выясняется структурный уровень живого организма, на котором появляется специфическая форма времени и с которого начинается собственно живая материя. Таким уровнем, считает автор, является уровень ферментативных реакций внутриклеточного метаболизма. Рассматриваются условия, при которых биологическое время может выступать в роли своего рода абсолютного времени всего живого организма.
И, наконец, в шестой главе подводятся общие итоги работы и, исходя из полученных результатов, обсуждаются такие свойства времени, как объективность, многоуровневость, дискретность и непрерывность, историчность. Автор делает вывод, что время как метризованная длительность существует лишь постольку, поскольку существует соответствующий класс соравномерных процессов. Это позволяет метризованную длительность квалифицировать как естественнонаучное понятие времени. С учетом этого уточняется содержание философской категории Времени.
Таким образом, настоящая работа целиком посвящена проблеме объективного времени материального мира. Вместе с тем исследования последних десятилетий приводят ученых к выводу о том, что объективное время отражается в сознании человека, опосредуясь через внутреннее, субъективное время, которое в рамках субъективного мира обладает определенным самостоятельным статусом. Поэтому сегодня становится невозможным для материалистической философии игнорировать вывод исследователей о том, что “человек живет и функционирует не только в пространстве и времени реального физического, социального мира, а еще в своих личных
, индивидуальных пространстве и времени, зависимых от него, им же обусловленных, без него невозможных, но объективно реальных так же, как объективно реально существует сам субъект” /Брагина, Доброхотова, 1981, с. 149/. Но это означает, что в более широком общефилософском плане, учитывающем то обстоятельство, что накопленные в естественных науках знания не только отражают в себе объективные свойства и законы материального мира, но и представляют собой именно человеческое, преломленное через его сознание видение и понимание этого мира, время оказывается более сложным феноменом, имеющим как объективную, так и субъективную стороны. Однако серьезное исследование проблемы субъективного времени требует выяснения природы сознания, происхождения, места и роли в структуре сознания субъективного времени, выявления закономерностей связи субъективного времени личности с объективным временем материального мира, а также историко-философского анализа тех философских учений, в которых нашло отражение субъективное время человека. Это уже принципиально иной круг проблем, совместить который с рассмотрением проблематики объективного времени в рамках одной книги оказалось крайне сложным делом. Вместе с тем вся история естествознания и материалистической философии свидетельствует о принципиальной возможности и высокой степени эффективности решения методологических проблем познания объективной реальности, так сказать, чисто "объективистски", отвлекаясь от существования субъективного мира человека. Учитывая это обстоятельство, в настоящей книге мы сосредоточим свое внимание на проблемах объективного времени. Проблеме субъективного времени будет посвящена особая работа, которую можно будет рассматривать как вторую часть настоящей монографии.