Ретроспективный обзор проблем,

связанных с социальным временем,

по изданиям СССР 1980-1990 годов

А.П.Левич

(Московский университет)

Непосредственно социальному времени в прошедшее десятилетие

посвящено немного книг (Яковлев, 1980;Ахундов,1982/1986; Барг,

1984; Гайдис, 1986; Артемов, 1987; Серов, 1989; 1990; Гумилев,

1979/1989). Однако, с социальной тематикой смыкаются разработки

по времени в исторической хронологии (Фоменко, 1990); в общей те-

ории систем (Сарычев, 1981; Кандрашина и др., 1989; Левич, 1989

а,б; Жирмунский, Кузьмин, 1990); в логике (Ишмуратов, 1981); в

психологии личности (Головаха, Кроник, 1984; Брагина, Доброхото-

ва, 1988; Налимов, 1989); в философии (Казарян, 1980; Ярская,

1980; Солдатов, 1981; Ахундов, 1982; 1985; Канке, 1984; Простран-

ство и время, 1984; Гачев, 1987; Жаров, 1987; Трубников; 1987;

Косарева, 1988; Молчанов В., 1988, Сучкова, 1988; Кардашева-Уля-

хина, 1990; Молчанов В., 1990). Задача моего обзора - указать на

внутреннюю связь проблем социального времени с идеями как из

смежных дисциплин, так и из наук естественного цикла.

Тенденции в изучении времени общества

Социальное время традиционно понимается как время человечес-

кого бытия и время человеческой деятельности. В работах восьмиде-

сятых годов наметились тенденции углубленного, каузального ос-

мысливания предмета:

- Исследователи (Серов,1990) постепенно уходят от понимания

социального времени как ресурса, которым располагают социальные

объекты, и как измерителя затрат в исследованиях бюджетов време-

ни. Уходят они и от представлений о "факторе времени", которому в

его некритическом и спекулятивном понимании придавалась роль чуть

ли не мистического объективного фактора, обезличенного и действу-

ющего как бы вне конкретных условий жизни общества.

- Возникает миропонимание, при котором преодолевается тради-

ционное абсолютизированное противопоставление природы и общества,

бытия и сознания. Делаются попытки создать мост между временем

общества и временем природы (Гумилев,1979/1989).

- Обобщены результаты кропотливого анализа путей формирования

представлений о времени в различных культурах мира (Ахундов,1982/

1986),где эволюция представлений о времени порождается эволюцией

форм общественного сознания и преломляется в эволюции кон-

цептуальных моделей времени: колебательной, циклической, спираль-

ной и линейной.

- Утвердился решительный переход от синхронных к диахронным

исследованиям как в чисто социологических работах - повторные оп-

росы, когортный анализ, панельные выборки, интроспекция (Гайдис,

1986); так и в гораздо более широких рамках проблематики генезиса

и взаимодействия природы и общества (например, "процессная трак-

товка" Н.К.Серова, 1990).

- Социальное время все чаще приобретает самостоятельную он-

тологическую трактовку как содержание и мера обобщенного движения

общественных систем по аналогии с физическим, биологическим, гео-

логическим, географическим и другими временами естествознания

(Левич, 1989).Наряду с онтологизацией социального времени нарас-

тает тенденция учитывать психологические, подсознательные, языко-

вые корни научных реконструкций образов времени (Ахундов, 1985).

- Возникли, не частые пока, попытки не ограничиваться описа-

нием феноменов изменения социальных систем,а отыскивать фундамен-

тальные законы, которым подчиняются эти изменения. Возникло пони-

мание и того, что поиск законов не мыслим без инструмента измере-

ния изменений и без экспликаций свойств специфического времени

исследуемых систем ( Левич, 1989). Поэтому нередки постановки

вопросов о конструктивных характеристиках специфического социаль-

ного времени: его иерархичности, многокомпонентности, необрати-

мости (анизотропии), длительности, последовательности его момен-

тов, неравномерности хода, неоднородности (Яковлев, 1980).

Осознана необходимость "социальной хронометрии" (Артемов, 1987),

т.е. создания специфических "часов" для измерения социального

времени.

Свойства социального времени и социальная хронометрия

В.П.Яковлев (1980) вводит иерархию социальных времен: время

индивида, время поколения, время истории. Социальное время, по

В.П.Яковлеву, оказывается трехмерным, и это свойство определяется

многозначностью человеческой деятельности. "Длина" - продолжи-

тельность жизни индивида в единицах астрономического времени и

необратимая последовательность этапов жизненного цикла. "Ширина"

- экстенсивная величина, характеризующая количество и разнообра-

зие видов деятельности человека и обилие связей индивидов с окру-

жающим миром. "Глубина" - величина интенсивная и определяется

уровнем и степенью вовлечения человека в его виды деятельности,

Многомерность исторического времени подчеркивает М.А.Барг(1984),а

доводы в пользу многомерности индивидуального времени системати-

чески воспроизводятся психологами и биологами (Моисеева, 1980;

1985; Головаха, Кроник, 1984; Михайловский, 1989).

Проблемы конструирования специфических часов, адекватных

процессам своей предметной области, а вслед за часами - конструи-

рования (а не постулирования!) свойств времени, возникают, конеч-

но, не только в социальных дисциплинах. Наиболее отчетливые пути

решения подобных проблем намечаются в общей теории систем. В од-

ном из теоретико-системных подходов (Левич, 1986; 1989а) время

рассматривается как синоним изменений произвольной системы, а ча-

сы - как способ измерения, или параметризации изменений. Предла-

гаетсся унифицировать изменчивость систем: постулируется возмож-

ность описания любого изменения как суперпозиции замен, или субс-

титуций, элементов системы на различных уровнях ее иерархического

строения. Такая унификация позволяет ввести пригодные для системы

произвольной природы субституционные часы: количество заменивших-

ся на определенных уровнях строения эталонной системы ее элемен-

тов. Субституционное время систем оказывается многокомпонентным,

дискретным, системоспецифичным и обладающим неравномерностью хо-

да. Субституционная конструкция времени порождает элементарный

объект для динамических теорий - иерархический, незамкнутый, отк-

рытый, неравновесный, - пригодный для описания предметных облас-

тей как естественнонаучного, так и гуманитарного знаний.

Подобные элементы возникают и в рамках теорий, опирающихся

на платоновскую картину мира. Одно из направлений такого рода

представлено физикой Логоса, последовательно развиваемой в рабо-

тах С.В.Чеснокова (1982; 1987; 1990). С позиций физики Логоса мир

есть совокупность образов, которые могут иметь как материальное,

так и духовное содержание. Время и здесь оказывается синонимом

изменчивости многозначных образов: течение времени определяется

разрушением одних пар элементарных образов и формированием других

пар.

Субституционная конструкция времени опирается на операцио-

нальные процедуры подсчета количества элементов в системах. Одна-

ко, для сложных систем, описываемых сложными формальными структу-

рами, оказывается необходимым обобщение понятия количества. Одним

из таких обобщений является функторный метод сравнения структур,

который неожиданно приводит к энтропийной параметризации времени

(Левич, 1982; 1988; 1989б). Энтропийная параметризация позволяет

сформулировать для естественных систем экстремальный принцип,

обобщающий второе начало термодинамики на открытые и неравновес-

ные системы. Этот принцип предоставляет возможность выводить, а

не угадывать уравнения обобщенного движения систем и вслед за

уравнениями - законы естественной эволюции систем. Упомяну одну

из последних работ (Кузнецов, 1990), где второе начало термодина-

мики служит прообразом закона развития человеческого общества:

величина уровня производительности труда в ходе истории для чело-

вечества в целом есть величина неубывающая.

Психологическое время индивида

Субъективное время, по-видимому, есть время не бытия, а соз-

нания, но по своей сущности это - социальный феномен (Яковлев,

1980). Поэтому социологам должны быть небезразличны изыскания в

области психологического, да и биологического времени.

В причинно-целевой концепции психологического времени (Голо-

ваха, Кроник, 1984) оно формируется на основе переживания лич-

ностью детерминационных связей между основными событиями жизни.

Наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшест-

вующими (детерминация прошлым) имеет место и детерминация буду-

щим, а именно целями и предполагаемыми результатами жизни. При-

чинные и целевые связи являются единицами анализа психологическо-

го времени личности. Для их эмпирического исследования разработа-

на специальная методика - "каузометрия". В рамках каузометрии

возникает количественная мера индивидуального времени и появляют-

ся операциональные процедуры формирования психологического прош-

лого, настоящего и будущего. Подход позволяет понять причины воз-

можного рассогласования физического и психологического времен,

объясняет механизм переживания растяжения-сжатия психологического

времени, его многомерность и феномен психологического "омоложе-

ния" личности. Компьютерный вариант каузометрии позволяет строить

хронологические карты жизненного пути личности.

Индивидуальное время личности, по-видимому, опосредовано и

функциональной асимметрией мозга: правое полушарие функционирует

в настоящем времени с опорой на прошлое, левое - в настоящем с

обращенностью в будущее (Брагина, Доброхотова, 1981/1988).

Мера психологического времени личности может быть основана и

на подсчете количества выполняемых человеком действий в единицу

астрономического времени (Nalimov, 1985; Налимов, 1989). Человек

может вполне сознательно изменять скорость течения этого своего

внутреннего времени, обращаясь к сенсорной депривации (аутотре-

нинг, медитация) для выхода в измененные состояния сознания. Под

"действиями", конечно, следует понимать не только "внешние" для

личности события, но и изменения состояний сознания, и импульсы

семантической природы. Отчетливая проявленность смыслов, их боль-

шая личная значимость - вот что ускоряет темп человеческого вре-

мени.

В своем исследовании истоков физического пространства и вре-

мени М.Д.Ахундов (1982/1986; 1985) приходит к справедливому не

только для физического, но и для социального знания выводу о том,

что незаменимым посредствующим звеном между обычным языком и фор-

мально-теоретическим оказываются пространство и время эмпиричес-

кого уровня. "Необходимо также учитывать, что пространство и вре-

мя, запечатленные в нашем языке, также не являются раз и навсегда

данными, а претерпевают существенные изменения с развитием языка

и мышления... Эти вопросы непосредственно примыкают к психологи-

ческим аспектам проблемы пространства и времени, которые начинают

приобретать все большую актуальность..."(Ахундов, 1982: 221).

Мысль о трудноисследуемой роли человеческой психики в форми-

ровании научных понятий продолжает Г.Д.Гачев (1987: 224):

"...Пространство и Время суть формы и категории Психо-Космоса,

предваряющие Логос рассудка... Между Космосом и Психеей есть свой

заговор, язык, диалог, взаимопонимание и сговор - за спиною Лого-

са, минуя рассудок".

Завершая экскурс в работы по индивидуальному социальному

времени, отмечу появившуюся в отечественной литературе конструк-

цию социального возраста (Гайдис, 1986), включающую биологичес-

кие, физиологические, психологические и материальные различия ин-

дивидуумов, их семейный и профессиональный циклы. Для конструкции

социального возраста могут оказаться полезными имеющие длительную

предисторию разработки по биологическому возрасту человека(Войтен-

ко, Полюхов, 1986; Павловский, 1987; Дубина, Орлова, 1987).

Мост между временем общества и временем природы

Рамки обзора требуют перейти от времени индивида к процессам

исторического времени. Интереснейшими объектами социальных сис-

тем, действующими в масштабах истории, предстают этносы. Обращусь

к труду, который дает не только новые знания, но и способен изме-

нить мировоззрение читателя, т.е. обладает весьма редким качест-

вом среди обилия современных книг. И хотя первое издание книги

обозначено 1979 годом, читатели получили реальную возможность

познакомиться с работой лишь по второму изданию 1989 года, пос-

кольку первое издание из-за идеологичесчкой цензуры увидело свет

лишь в виде депонированной рукописи, не поступавшей ни в библио-

теки, ни в книготорговую сеть, ни в каталоги, ни в книжные обоз-

рения. Речь идет о труде Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Зем-

ли" (1979/1989).

Этнос,по Л.Н.Гумилеву, не сводится ни к социологическому, ни

к биологическому, ни к географическому явлениям. Этнос - явление

природы, но не популяция, не совокупность однородных особей, а

система, состоящая не только из особей разнородных как генетичес-

ки, так и функционально, но и из продуктов их деятельности: тех-

ники, антропогенного ландшафта и культурной традиции. Этносфера в

отличие от техносферы подразумевает членение человеческого общес-

тва не по основанию социальных организаций: племенных союзов, по-

лисов, феодов, государств, теократий, политических партий, фило-

софских школ, классов, сословий, каст или социально-экономических

формаций, а по признакам языка, идеологии и культуры, общности

происхождения и уклада жизни. Этносы - коллективы людей, возника-

ющие и распадающиеся за относительно короткое время (порядка

1200-1500 лет в любом, даже самом благоприятном варианте), но

имеющие в каждом случае оригинальную структуру, неповторимый

стереотип поведения и своеобразный ритм развития. Этнос имеет

свои возрасты и смена этапов развития закономерна для всех этно-

сов, существовавших на Земле. Л.Н.Гумилев выделяет фазы: пусковый

момент рождения этноса, фазу подъема, акматическую фазу (фазу

зрелости), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации и ме-

мориальную фазу (рассеяние или превращение этноса в реликт). Вот

как, например, описывает Л.Н.Гумилев поведенческий стереотип ре-

акционной фазы обскурации - "сумерек этноса" (1989: 419): "...на-

личие людей и нетворческих, и нетрудолюбивых, эмоционально и умс-

твенно неполноценных, но обладающих повышенными требованиями к

жизни. В героические эпохи роста и самопроявлений эти особи имеют

мало шансов выжить. Они - плохие солдаты, никакие рабочие, а путь

преступности в строгие времена быстро приводил на эшафот. Но в

мягкое время цивилизации, при общем материальном изобилии для

всех есть лишний кусок хлеба и женщина. "Жизнелюбы" (да простится

автору неологизм) начинают размножаться без ограничений и, пос-

кольку они являются особями нового склада, создают свой импера-

тив: "будь таким, как мы", то есть не стремись ни к чему такому,

что нельзя было бы съесть или выпить. Всякий рост становится яв-

лением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуаль-

ные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в

науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в обществен-

ной жизни узаконивается коррупция, в военном деле солдаты держат

в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все

продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и

для того, чтобы властвовать, правитель должен применять тактику

разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих

соратников.

Порядок, устанавливаемый в этой стадии ... никак нельзя счи-

тать демократическим... Ценятся не способности, а их отсутствие,

не образование, а невежество, не стойкость во мнениях, а бесприн-

ципность". Различным фазам этногенеза сопутствуют и различные

ощущения времени, которые сопряжены с типами доминирующего пове-

дения представителей этноса: пассеизм - продолжение и накопление

ценностей прошлого, актуализм - жизнь сегодняшним днем и растрата

наследства, футуризм - реальность лишь мечты и, наконец, статизм

- обывательское игнорирование времени.

Главная тема исследования Л.Н.Гумилева впрямую относится к

выяснению природы времени вообще и исторического времени в част-

ности. Эта тема - поиск причин этногенеза, т.е. причин зарождений

и упадков этносов. Зарождение этносов происходит за счет энергии

пассионарного толчка, все последующее развитие состоит в расходо-

вании и затухании этой энергии. Речь идет об энергии, что непос-

редственно воздействует на поведение людей через сферу их психи-

ки. Пассионарность - необоримое внутреннее стремление к целенап-

равленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения,

общественного или природного. Энергия пассионарности - энергия

живого вещества биосферы, о которой как о биохимической энергии

писал В.И.Вернадский (1863-1945). Пассионарность - это способ-

ность организма поглощать энергию внешней среды и выдавать ее в

виде внешней работы. Проявление пассионарности - более активная

высшая нервная деятельность, чем свойственно виду. Особи, облада-

ющие пассионарностью, при благоприятных условиях совершают (и не

могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию

традиции и инициируют новые этносы. Пассионарность - не индивиду-

альный, а групповой признак, т.к. для исторических проявлений не-

обходимо, чтобы пассионариев было много.

Этногенез - утрата пассионарности системой:"... пусковый мо-

мент этногенеза - это внезапное появление в популяции некоторого

числа пассионариев и субпассионариев; фаза подъема - быстрое уве-

личение числа пассионарных особей в результате либо размножения,

либо инкорпорации; акматическая фаза - максимум числа пассионари-

ев; фаза надлома - это резкое уменьшение их числа и вытеснение их

субпассионариями; инерционная фаза - медленное уменьшение числа

пассионарных особей; фаза обскурации - почти полная замена пасси-

онариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего

склада либо губят этнос целиком, либо не успевают погубить его до

вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт,

состоящий из гармоничных особей и входящий в биоценоз населяемого

региона как верхнее завершающее звено."(Гумилев, 1979/1989: 270).

Процессы падений и подъемов пассионарности до сих пор в докумен-

тальных источниках никогда и нигде не были зафиксированы, потому

что они очевидны при широких сопоставлениях характеристик эпох и

стран, т.е. его можно сделать только средствами этнологии и этни-

ческой истории.

Работа Л.Н.Гумилева представляет собой нечастый пример ис-

тинно системного исследования взаимодействия общественной и при-

родной форм движения материи. Учение о пассионарности привлечено

лишь для того, чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся при одно-

боком изучении этногенеза. Оно - не замена учения о примате соци-

ального развития в истории, а дополнение его данными естественных

наук. Сознание оказывается рулем, а не двигателем истории.

Пассионарному толчку сопутствует мутагенный момент, порожда-

ющий разнообразие отклонения от оптимума. Неравномерностью темпов

мутационного процесса нередко объясняются различные проявления

пульсаций творческой энергии (Голубовский, 1988).

Импульс пассионарности должен иметь энергетическое обеспече-

ние, а поскольку он, по-видимому, не связан с наземными природны-

ми и социальными условиями, то происхождение его может быть внеп-

ланетарным. Л.Н.Гумилев приводит аргументы, исходя из которых ис-

точник пассионарного толчка не только не земного происхождения,

но и берет начало "не от Солнца, а из рассеянной энергии Галак-

сии..." И в этом аспекте концепция этногенеза Л.Н.Гумилева обна-

руживает явное пересечение с взглядами на природу времени, воз-

никшими в теории систем и в астрономии.

Так, в вышеупомянутом субституционном подходе вводится обя-

зательный для всех естественных систем генеральный процесс замены

составляющих систему элементов. Вопрос о происхождении генераль-

ного процесса решается следующим образом: наша вселенная не изо-

лирована, открыта и неравновесна; течение времени во вселенной

обязано генерирующим субстанциональным потокам предэлементов, по-

рождающим изменение, развитие объектов мира и их самоорганизацию

(Левич, 1989 а; б).

Идея генерирующего потока не нова ни в философии, ни в ес-

тествознании. Есть основания отождествить генерирующий субститу-

ционный поток с "потоком времени" отечественного астронома и ес-

тествоиспытателя Н.А.Козырева (1909-1983). Время, по Н.А.Козыре-

ву, является грандиозным потоком, охватывающим все материальные

системы Вселенной, и все процессы, происходящие в этих системах,

являются источниками, питающими этот общий поток (Козырев, 1982;

1985; первые работы Н.А.Козырева по "активным" свойствам времени

относятся к 1948 г.). Поток Н.А.Козырева порождает течение време-

ни, формирует причинные связи в мире, обеспечивает дополнительные

источники энергии астрономических объектов, снимает неизбежность

будущей равновесной однородности вселенной. Экспериментально об-

наружено влияние земных и космических необратимых процессов на

массу, плотность, упругость, электропроводность и другие свойства

вещества. Поток времени излучается и поглощается неравновесными

процессами, что ассоциируется с передачей пассионарности, по

Л.Н.Гумилеву, от пассионариев к людям импульсивным, причем это

влияние убывает с расстоянием и временем (Гумилев, 1989: 267).

Воздействие потока,по Н.А.Козыреву, распространяется со скоростя-

ми, значительно превышающими скорость света, и обеспечивает де-

терминацию будущим (Козырев,1980;Козырев, Насонов,1980).Замечу,

что эти астрономические результаты воспроизведены и современными

исследователями (Лаврентьев с соавт., 1990 а;б). Близкие к

экспериментам Н.А.Козырева (1958) результаты для гироскопов

(по-видимому, совершенно независимо от Н.А.Козырева) получены

японскими исследователями (Hayasaka, Takeuchi, 1989), причем их

результаты не удалось воспроизвести полностью, по поводу чего

продолжается научная дискуссия (Quinn, Picard, 1990; Faller et

al., 1990, Nitschke, Wilmarth, 1990). Появляются публикации о ро-

ли " потока Козырева" в представлениях о жизни (Данчаков, Егано-

ва, 1987; Levitch, 1991). Следует отметить,что взгляды Н.А.Козы-

рева с трудом укладываются в существующие физические представле-

ния. Величины эффектов в опытах невелики и в принципе возможно их

объяснение более прозаическими причинами,нежели влияние "потока

времени". Однако к настоящему моменту не существует ни последова-

тельного опровержения экспериментальных результатов Н.А.Козыре-

ва,ни объяснения их обычными физическими факторами, но сохраняет-

ся справедливое сомнение в однозначности интерпретаций опытного

материала и теоретических концепций.Предвижу, что в предстоящем

десятилетии интерес к идеям Н.А.Козырева получит интенсивное раз-

витие и широкое распространение.

Возвращаясь ко времени истории, можно обнаружить, что естес-

твеннонаучные идеи на удивление созвучны трактовкам Л.Н.Гумилева

(1979/1989), который полагал, что историческое время обнаруживает

себя через насыщенность событиями и то, что мы называем "време-

нем",есть процесс уравнивания энергетических потенциалов, иногда

нарушающийся толчками, воссоздающими неравенство энергетических

потенциалов, т.е. разнообразие. Импульсы, возникающие в антропос-

фере из-за этих толчков и есть творчество, проявляющееся то в

стремлении к красоте, то - к истине, то - к справедливости, то -

к власти, то - к победе...

Ссылки на естественнонаучные публикации

Любопытно приложение методов естествознания к еще одной

проблеме исторического времени - исторической хронологии (Фомен-

ко, 1990). Методами прикладной статистики проанализированы хрони-

ки и летописи. Обнаружено, что "современный учебник" по хроноло-

гии получается в результате последовательной склейки четырех

практически тождественных "коротких хроник", сдвинутых вниз (от-

носительно их "оригинала") приблизительно на 330, 1000 и 1800 лет

соответственно. Другими словами, можно предположить, что принятая

ныне хронология, вероятно, получена из "реальной" путем дублиро-

вания и значительного удлинения. Работа продолжает исследования

сэра Исаака Ньютона (1643-1727) и российского ученого-энциклопе-

диста Н.А.Морозова (1854-1946).

Полезные ассоциации у социологов может вызвать книга

А.В.Жирмунского и В.И.Кузьмина (1990), где установлены количест-

венные закономерности чередования эволюционных и скачкообразных

(критических) периодов развития природных систем. Получены конс-

танты, определяющие соотношение между последовательными крити-

ческими значениями характеристик процессов.

Развитие представлений о социальном времени в 1980-1990 гг.

шло параллельно с пополнением знаний о времени в биологии (Мау-

ринь, 1980; 1982; 1986; Детлаф, 1982; 1987; 1989; Прокофьев и

др., 1982; Смирнов, 1982; Мейен, 1983; Алякринский, Степанова,

1985; Войтенко, 1985; Загускин, 1986; Дубров,1987; Путилов,

1987; Михайловский, 1989; Шаров, 1989); в географии (Арманд,

1989); в геологии (Краснов, 1982; Развитие учения о времени в ге-

ологии, 1982; Оноприенко и др., 1984; Афанасьев, 1987; Олейников,

1987; Косыгин, 1990; Симаков, 1990); в химии (Ершов, 1983; Кома-

ров, Рязанова, 1984) и в физике (Кулаков, 1980; Владимиров, 1982;

1984; 1987; Еганова, 1984; Логунов, 1985; Пименов, 1987; Чернин,

1987; Аристов, 1989; Арушанов, Коротаев, 1989; Климонтович, 1989;

Шихобалов, 1989; Новиков, 1990).

Хроника конференций

Хочу обратить внимание на несколько событий научной жизни

прошедшего десятилетия в СССР, которые косвенно связаны с изуче-

нием социальных изменений, но, мне кажется, создали основания для

плодотворного развития общенаучной мысли в ближайшие годы. В са-

мом конце семидесятых годов в Ленинграде прошел Всесоюзный симпо-

зиум по проблемам времени в психологии и биологии (председатель

оргкомитета Н.И.Моисеева), в 1980 году вышел сборник трудов этой

конференции "Фактор времени в функциональной организации деятель-

ности живых систем". В 1984 г. в Ленинграде состоялась конферен-

ция о времени в художественном творчестве (председатель оргкоми-

тета О.И.Притыкина) и в 1988 г. материалы конференции опубликова-

ны в сборнике "Пространство и время в искусстве". Всесоюзная шко-

ла-семинар "Анализ конструкций времени в естествознании" (предсе-

датель оргкомитета А.П.Левич) прошла в 1988 г. под Москвой, школа

организована постоянно действующим общемосковским междисциплинар-

ным Семинаром по изучению проблем времени в естествознании, рабо-

тающим в Московском университете с 1984 года; инициативная группа

Семинара подготовила к публикации труд "Концепции и конструкции

времени в естествознании". В 1990 г. в Ленинграде состоялся меж-

дународный Семинар "Проблемы времени в космологии: история и сов-

ременность" (сопредседатель оргкомитета А.В.Солдатов), вскоре

должны быть опубликованы материалы этой встречи.

Русская философия начала века в период гласности

В заключение обзора сообщу о публикациях, с которыми мои

современники смогли познакомиться только в самом конце восьмиде-

сятых годов, хотя речь идет о работах, выполненных учеными русс-

кой обществоведческой и философской школы еще в начале века; в

течение десятилетий эти работы были недоступны читателям.

О важности четырехмерного видения не столько в физике,

сколько в бытие, искусстве, религии; о четырехмерном образе об-

щества и личности; о временной толщине объектов; о четырехмерной

полноте личности и необходимости целостного четырехмерного образа

элементарного объекта общества - человеческого рода - поведал в

двадцатые годы в рукописи "Анализ пространственности в художест-

венно-изобразительных произведениях" П.А.Флоренский (1988).

В 1925 г. в рукописи "Очерки музыкальной эстетики" А.Ф.Лосев

настаивал на необходимости феноменологии времени (Лосев, 1990).

По А.Ф.Лосеву, время не есть движение и не есть мера движения,

время не есть вещь и не есть психическое состояние, время предпо-

лагает вне-временное, время предполагает число и его воплощения.

Время есть творчество там, где не все сразу дано, где каждый мо-

мент целого должен быть завоеван, создан, зафиксирован, укреплен.

Время бесформенное множество, неразличимая и подвижная сплош-

ность. Оно алогично и только тогда возможно, когда в нем есть не-

известное будущее или царство случая.

С.А.Аскольдов (1922/1990) учил, что поскольку время - это

есть изменения, а прошлое, настоящее и будущее - слова, теряющие

свой смысл вне сознания, то время, прежде всего, есть состояние

души, а движение есть время, переведенное на язык пространства.

О времени истории размышлял Н.А.Бердяев (1969/1990), спраши-

вая, связано ли со временем что-то существенное, идущее до глубо-

чайшего ядра бытия, или время есть лишь форма и условие для мира

явлений, для мира феноменального, и приходя к выводу, что время

истории - это не феномен, но ноумен.

Литература

Алякринский Б.С.,Степанова С.И. По закону ритма. М.: Наука.

1985. 175с.

Аристов В.В. Время,связанное со статистической моделью часов.

М.: ВИНИТИ. N7596-В89. 1989. 28с.

Арманд А.Д. Время в науках о Земле. М.: ВИНИТИ. N7597-В89.

1989. 49с.

Артемов В.А. Социальное время. Проблемы изучения и использо-

вания. Новосибирск.: Наука. 1987. 238с.

Арушанов М.Л.,Коротаев С.М. Поток времени как физическое яв-

ление (по Н.А.Козыреву). М.: ВИНИТИ. N7598-В89. 1989. 41с.

Аскольдов С.А. Время и его преодоление. М.: Мысль. 1922.N3.

С.80-83. Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и

физическое //На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: фило-

софия и мировоззрение. М.: Политиздат. 1990.С. 398-402.

Афанасьев С.Л. Геохронологическая шкала фанерозоя и проблема

геологического времени. М.: Недра. 1987. 144с.

Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эво-

люция, перспективы. М.: Наука. 1982. 221с. Akhundov M. Con-

ceptions of Space and Time: sources, evolution, direction.

MATPress. London. 1986. 202p.

Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом познании. М.:

Мысль. 1982. 253с.

Ахундов М.Д. Пространство и время: от мифа к науке. М.: При-

рода. 1985. N8. С.53-64.

Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Нау-

ка.1984. 342с.

Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой

судьбы. Париж. 1969. С. 78-92. Бердяев Н.А.Время и вечность// На

переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и миро -

воззрение. М.: Политиздат. 1990. С. 402-410.

Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии че-

ловека. М.: Медицина. 1988. Второе издание. 238с.

Владимиров Ю.С. Системы отсчета в теории гравитации. М.:

Энергоиздат. 1982. 256с.

Владимиров Ю.С. Размерность физического пространства-времени

и объединение взаимодействий. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1987. 215с.

Владимиров Ю.С., Мицкевич Н.В., Хорски Я. Пространство, вре-

мя, гравитация. М.: Наука. 1984. 206с.

Войтенко В.П. Время и часы как проблема теоретической биоло-

гии// Вопр.философии. 1985. N1. С.73-82.

Войтенко В.П., Полюхов А.М. Системные механизмы развития и

старения. Л.: Наука. 1986. 183с.

Гайдис В. Время в социологических исследованиях. Вильнюс:

Минтис. 1986. 138с.

Гачев Г.Д. Европейские образы Пространства и Времени// Куль-

тура, Человек и Картина Мира. М.: Наука. 1987. С. 198-227.

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.

Киев.: Наукова думка. 1984. 206с.

Голубовский М.Д. Феномен пульсации талантливости - проблема,

поставленная Вернадским// В.И.Вернадский и современная наука. Л.:

Наука. 1988. С. 81-82.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ.

1979. Выпуски 1, 2, 3. (Рукопись, депонированная ВИНИТИ,

NN1001-79Деп.;3734-79 Деп., 3735-79 Деп.). Гумилев Л.Н. Этногенез

и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. 496с. 2-е издание.

Данчаков В.М., Еганова И.А. Микрополевые эксперименты в исс-

ледовании воздействия физического необратимого процесса. Новоси-

бирск. 1987. 109с.(Рукопись,депонированная ВИНИТИ, N8592-В87).

Детлаф Т.А. Изучение временных закономерностей развития жи-

вотных// Онтогенез. 1989. Т.20. N6. С. 647-657.

Детлаф Т.А., Детлаф А.А. Безразмерные критерии как метод ко-

личественной характеристики развития животных// Математическая

биология развития. М.: Наука. 1982. С.25-39.

Дубина Т.Л., Орлова М.М. Закономерности возрастных изменений

физиологических показателей и типы строения// Итоги науки и тех-

ники. ВИНИТИ. Сер. Общие проблемы биологии. 1987. Т.6. С. 6-63.

Дубров А.П. Симметрия биоритмов и реактивности. М.: Медици-

на. 1987. 174с.

Еганова И.А. Аналитический обзор идей и экспериментов совре-

менной хронометрии. Новосибирск.: ВЦ СО АН СССР. 1984. 136с.(Ру-

копись,депонированная ВИНИТИ. N6423-84 Деп.).

Ершов Ю.А. Термодинамика квазиравновесий в биологических

системах// Итоги науки и техники. Серия Химическая термодинамика

и равновесия. 1983. Т.5. 138с.

Жаров А.М. Проблема времени и неопределенность. Рос-

тов-на-Дону.: Изд-во РГУ. 1987. 160с.

Жирмунский А.В., Кузьмин В.И. Критические уровни в развитии

природных систем. Л.: Наука. 1990. 223с.

Загускин С.Л. Биоритмы: энергетика и управление. М.: Изд-во

И-та общей физики АН СССР. 1986. 56с.

Ишмуратов А.Т. Логические теории временных контекстов (вре-

менная логика). Киев: Наукова думка. 1981. 152с.

Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания.

М.: Изд-во МГУ. 1980. 176с.

Кандрашина Е.Ю., Литвинцева Л.В., Поспелов Д.А. Представле-

ние знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах.

М.: Наука. 1989. 328с.

Канке В.А. Формы времени. Томск.: Изд-во ТГУ. 1984. 224с.

Кардашева-Уляхина А. Время как проблема естествознания и

культуры// Естествознание: системность и динамика. М.: Наука.

1990. С. 233-249.

Климонтович Ю.Л. Проблемы статистической теории открытых

систем: критерии относительной степени упорядоченности состояний

в процессах самоорганизации// Успехи физических наук. 1989. Т.

158. Вып.1. С.59-91.

Козырев Н.А. Причинная или несимметричная механика в линей-

ном приближении. Пулково. 1958. 88с.

Козырев Н.А. Астрономическое доказательство реальности четы-

рехмерной геометрии Минковского// Проявление космических факторов

на Земле и звездах. М., Л.: Изд-во ВАГО АН СССР. 1980. С.85-93.

Козырев Н.А. Время как физическое явление// Моделирование и

прогнозирование в биоэкологии: Сборник научных трудов. Рига:

Изд-во Латв.ГУ. 1982. С.59-72.

Козырев Н.А. О воздействии времени на вещество// Физические

аспекты современной астрономии. Л.: Изд-во ВАГО АН СССР. 1985.

С.82-91.

Козырев Н.А., Насонов В.В. О некоторых свойствах времени,

обнаруженных астрономическими наблюдениями// Проявление космичес-

ких факторов на Земле и звездах. М., Л.: Изд-во ВАГО АН СССР.

1980. С. 76-84.

Комаров В.Е., Рязанова Г.Е. Пространство и время химического

движения. Саратов: Изд-во Сарат.ГУ. 1984. 144с.

Косарева Л.М. Эволюция концепции времени в науке (социаль-

но-философский аспект проблемы). Научно-аналитический обзор. М.:

ИНИОН. 1988. 43с.

Косыгин Ю.А. Земля и время// Тихоокеанская геология. 1990.

N1. С.73-104.

Краснов Е.В. О моделировании времени в геологии и палеонто-

логии// Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. Рига:

Изд-во Латв.ГУ. 1982. С. 82-95.

Кузнецов П.Г. Бюджет социального времени// По ту сторону от-

чуждения (сборник политико-экономических гипотез). М.: Изд-во

Моск. ун-та. 1990. С. 227-251.

Кулаков Ю.И. Время как физическая структура.// Моделирование

и прогнозирование в экологии. Рига: Изд-во Латв.ГУ. 1980. С.23-43.

Лаврентьев М.М., Еганова И.А., Луцет М.К., Фоминых С.Ф. О

дистанционном воздействии звезд на резистор// Докл. АН СССР.

1990а. Т.314. N2. С.352-355.

Лаврентьев М.М., Гусев В.А., Еганова И.А., Луцет М.К., Фоми-

ных С.Ф. О регистрации истинного положения солнца// Докл. АН

СССР. 1990б. Т.315. N2. С.368-370.

Левич А.П. Теория множеств, язык теории категорий и их при-

менение в теоретической биологии. М.:Изд-во Моск.ун-та.1982 190с.

Левич А.П. Тезисы о времени естественных систем// Экологи-

ческий прогноз. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1986. С. 163-188.

Левич А.П. Метаболическое время естественных систем// Сис-

темные исследования. Ежегодник.1988. М.: Наука. 1989а. С.304-325.

Левич А.П.Время как изменчивость естественных систем и как

способ ее параметризации. М.: ВИНИТИ. 1989б. 101с. (N 7599- В89).

Логунов А.А., Мествиришвили М.А. Основы релятивистской тео-

рии гравитации. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1985. 202с.

Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Изд-во Правда. 1990.

655с.

Мауринь А.М. Проблема биологического времени и функция Бак-

мана// Моделирование и прогнозирование в экологии. Рига: Изд-во

Латв.ГУ. 1980. С.3-23.

Мауринь А.М. Проблемы разработки онтогенетической шкалы био-

логического времени// Моделирование и прогнозирование в биоэколо-

гии. Рига: Изд-во Латв.ГУ. 1982. С.73-81.

Мауринь А.М. Становление концепции биотемпорализма// Темпо-

ральные аспекты моделирования и прогнозирования в экологии. Ри-

га:Латв.ГУ. 1986.С.3-30.

Мейен С.В. Понятие времени и типология объектов (на примере

геологии и биологии) // Диалектика в науках о природе и человеке.

М.:Наука. 1983. С. 311-317.

Михайловский Г.Е. Организация времени в биологических систе-

мах// Журнал общей биологии. 1989. Т.50. N1. С.72-81.

Моисеева Н.И. Свойства биологического времени// Фактор вре-

мени в функциональной организации деятельности живых систем.

Л.: АН СССР. 1980. С. 15-19.

Моисеева Н.И., Караулова Н.И., Панюшкина С.В., Петров А.Н.

Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельнос-

ти. Ташкент: Медицина. 1985. 156с.

Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической

философии. М.: Высшая школа. 1988. 144с.

Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Нау-

ка. 1990. 133с.

Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей. 1989. 284с.

Новиков И. Куда течет река времени? М.: Молодая гвардия.

1990. 237с.

Олейников А.Н. Геологические часы. Л.: Недра. 1987. 148с.

Оноприенко В.И., Симаков К.В., Дмитриев А.Н. Методология и

понятийный базис геохронологии. Киев: Наукова думка. 1984. 127с.

Павловский О.М. Биологический возраст человека. М.: Изд-во

Моск.ун-та. 1987. 280с.

Пименов Р.И. Анизотропное финслерово обобщение теории отно-

сительности как структуры порядка. Сыктывкар. 1987. 182с.

Прокофьев Е.А., Зотина Р.С., Зотин А.И. Феноменологические

уравнения роста и их использование для определения максимальной

продолжительности жизни// Математическая биология развития. М.:

Наука. 1982. С. 56-66.

Пространство и время. Киев: Наукова думка. 1984. 294с.

Пространство и время в искусстве. Л. 1988. 167с.

Путилов А.А. Системообразующая функция синхронизации в живой

природе. Новосибирск: Наука. 1987. 143с.

Развитие учения о времени в геологии. Киев: Наукова думка.

1982. 413с.

Сарычев В.М. Время и пространство в системной методологии//

Системные исследования. Методологические проблемы. 1981. С.284-302.

Серов Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат. 1989. 255с.

Серов Н.К. Конструктивное понимание времени и процессная

(диахроническая) трактовка социальных явлений. Диссертация на со-

искание ученой степени доктора социологических наук в форме науч-

ного доклада. Л.: Ленинградский филиал института социологии.

1990. 75с.

Симаков К.В. Время Земли// Актуальные проблемы хроностратиг-

рафии. М.: СВ КНИИ ДВО АН СССР. 1990. С.3-48.

Смирнов С.Г. Проблема микробиологического времени// Физи-

ко-химические исследования патогенных энтеробактерий в процессе

культивирования. Иваново: Изд-во Ивановского мед.ин-та. 1982.

С.31-41.

Солдатов А.В. Понятия пространства и времени в структуре ес-

тественнонаучной теории. Л.: Изд-во ЛГУ. 1981. 72с.

Сучкова Г.Г. Время как проблема гносеологии. Ростов-на-До-

ну:Изд-во РГУ. 1988. 203с.

Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука.1987.

255с.

Фактор времени в функциональной организации деятельности жи-

вых систем. Л.: АН СССР. 1980. 164с.

Флоренский П.А. Время и пространство// Социологические исс-

ледования. 1988. N1. С.100-114.

Фоменко А.Т. Методы статистического анализа нарративных тек-

стов и приложения к хронологии. М.: Изд-во Моск.ун-та.1990. 437с.

Чернин А.Д. Физика времени. М.: Наука. 1987. 219с.

Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономичес-

ких данных. М.: Наука. 1982. 168с.

Чесноков С.В. Детерминационная двузначная силлогистика//

Техническая кибернетика. 1990. N5. С.3-21.

Шаров А.А. Анализ типологической концепции времени С.В.Мейе-

на. М.: ВИНИТИ. N7600-В89. 1989. 20с.

Шихобалов Л.С. О направленности времени. Л.: Изд-во ЛГУ.

1988.(Деп. ВИНИТИ. N8489-В88). 16с.

Яковлев В.П. Социальное время. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ.

1980. 160с.

Ярская В.Н. Научное предвидение. Вопросы методологии. Сара-

тов: Изд-во СГУ. 1980. 180с.

Chesnokov S.V. The Effect of Semantic Freedom in the Logic

of Natural Language// Fuzzy Sets and Syst. 1987. V.22.

Detlaff T.A., Ignatieva G.M., Vassetzky S.G. The problem of

time in developmental biology: its study by the use of relative

characteristics of development duration// Sov. Sci. Rev.

F.Physiol. Gen. Biol. Vol. 1. 1987. P.1-88.

Faller J.E., Hollander W.J., Nelson P.G., McHugh M.P. Gyro-

scope - Weighing Experiment with a Null Result// Physical Review

Letters. 1990. V.64. N8. P.825-826.

Hayasaka Hideo and Takeuchi Sakae.Anomalous Weight Reduction

on a Gyroscope's Right Rotations around the Vertical Axic on the

Earth// Physical Review Letters. 1989. V.63. N25.P.2701-2704.

Levich A.P. What are the Possible Theoretical Principles in

the Biology of Communities?// Lectures in theoretical

biology.Tallinn: Valgus. 1988. P. 121-128.

Levich A.P. Towards a dynamic theory// Lectures in Theoreti-

cal Biology. V.2. 1991 (in press).

Nalimov V.V. Space, Time, and Life.Philadelphia,Pa.: ISI-

Press.1985. 110p.

Nitschke J.M., Wilmarth P.A. Null Result for the Weight

Change of a Spinning Gyroscope// Physical Rev. Lett. 1990.

N18.P.2115-2116.

Quinn T.J., Picard A. The mass of spinning rotors: no depen-

dance on speed or sense of rotation// Letters to Nature. 1990.

V. 343. N22. P.732-735.