Ретроспективный обзор проблем,
связанных с социальным временем,
по изданиям СССР 1980-1990 годов
А.П.Левич
(Московский университет)
Непосредственно социальному времени в прошедшее десятилетие
посвящено немного книг (Яковлев, 1980;Ахундов,1982/1986; Барг,
1984; Гайдис, 1986; Артемов, 1987; Серов, 1989; 1990; Гумилев,
1979/1989). Однако, с социальной тематикой смыкаются разработки
по времени в исторической хронологии (Фоменко, 1990); в общей те-
ории систем (Сарычев, 1981; Кандрашина и др., 1989; Левич, 1989
а,б; Жирмунский, Кузьмин, 1990); в логике (Ишмуратов, 1981); в
психологии личности (Головаха, Кроник, 1984; Брагина, Доброхото-
ва, 1988; Налимов, 1989); в философии (Казарян, 1980; Ярская,
1980; Солдатов, 1981; Ахундов, 1982; 1985; Канке, 1984; Простран-
ство и время, 1984; Гачев, 1987; Жаров, 1987; Трубников; 19
87;Косарева, 1988; Молчанов В., 1988, Сучкова, 1988; Кардашева-Уля-
хина, 1990; Молчанов В., 1990). Задача моего обзора - указать на
внутреннюю связь проблем социального времени с идеями как из
смежных дисциплин, так и из наук естественного цикла.
Тенденции в изучении времени общества
Социальное время традиционно понимается как время человечес-
кого бытия и время человеческой деятельности. В работах восьмиде-
сятых годов наметились тенденции углубленного, каузального ос-
мысливания предмета:
- Исследователи (Серов,1990) постепенно уходят от понимания
социального времени как ресурса, которым располагают социальные
объекты, и как измерителя затрат в исследованиях бюджетов време-
ни. Уходят они и от представлений о "факторе времени", которому в
его некритическом и спекулятивном понимании придавалась роль чуть
ли не мистического объективного фактора, обезличенного и действу-
ющего как бы вне конкретных условий жизни общества.
- Возникает миропонимание, при котором преодолевается тради-
ционное абсолютизированное противопоставление природы и общества,
бытия и сознания. Делаются попытки создать мост между временем
общества и временем природы (Гумилев,1979/1989).
- Обобщены результаты кропотливого анализа путей формирования
представлений о времени в различных культурах мира (Ахундов,1982/
1986),где эволюция представлений о времени порождается эволюцией
форм общественного сознания и преломляется в эволюции кон-
цептуальных моделей времени: колебательной, циклической, спираль-
ной и линейной.
- Утвердился решительный переход от синхронных к диахронным
исследованиям как в чисто социологических работах - повторные оп-
росы, когортный анализ, панельные выборки, интроспекция (Гайдис,
1986); так и в гораздо более широких рамках проблематики генезиса
и взаимодействия природы и общества (например, "процессная трак-
товка" Н.К.Серова, 1990).
- Социальное время все чаще приобретает самостоятельную он-
тологическую трактовку как содержание и мера обобщенного движения
общественных систем по аналогии с физическим, биологическим, гео-
логическим, географическим и другими временами естествознания
(Левич, 1989).Наряду с онтологизацией социального времени нарас-
тает тенденция учитывать психологические, подсознательные, языко-
вые корни научных реконструкций образов времени (Ахундов, 1985).
- Возникли, не частые пока, попытки не ограничиваться описа-
нием феноменов изменения социальных систем,а отыскивать фундамен-
тальные законы, которым подчиняются эти изменения. Возникло пони-
мание и того, что поиск законов не мыслим без инструмента измере-
ния изменений и без экспликаций свойств специфического времени
исследуемых систем ( Левич, 1989). Поэтому нередки постановки
вопросов о конструктивных характеристиках специфического социаль-
ного времени: его иерархичности, многокомпонентности, необрати-
мости (анизотропии), длительности, последовательности его момен-
тов, неравномерности хода, неоднородности (Яковлев, 1980).
Осознана необходимость "социальной хронометрии" (Артемов, 1987),
т.е. создания специфических "часов" для измерения социального
времени.
Свойства социального времени и социальная хронометрия
В.П.Яковлев (1980) вводит иерархию социальных времен: время
индивида, время поколения, время истории. Социальное время, по
В.П.Яковлеву, оказывается трехмерным, и это свойство определяется
многозначностью человеческой деятельности. "Длина" - продолжи-
тельность жизни индивида в единицах астрономического времени и
необратимая последовательность этапов жизненного цикла. "Ширина"
- экстенсивная величина, характеризующая количество и разнообра-
зие видов деятельности человека и обилие связей индивидов с окру-
жающим миром. "Глубина" - величина интенсивная и определяется
уровнем и степенью вовлечения человека в его виды деятельности,
Многомерность исторического времени подчеркивает М.А.Барг(1984),а
доводы в пользу многомерности индивидуального времени системати-
чески воспроизводятся психологами и биологами (Моисеева, 1980;
1985; Головаха, Кроник, 1984; Михайловский, 1989).
Проблемы конструирования специфических часов, адекватных
процессам своей предметной области, а вслед за часами - конструи-
рования (а не постулирования!) свойств времени, возникают, конеч-
но, не только в социальных дисциплинах. Наиболее отчетливые пути
решения подобных проблем намечаются в общей теории систем. В од-
ном из теоретико-системных подходов (Левич, 1986; 1989а) время
рассматривается как синоним изменений произвольной системы, а ча-
сы - как способ измерения, или параметризации изменений. Предла-
гаетсся унифицировать изменчивость систем: постулируется возмож-
ность описания любого изменения как суперпозиции замен, или субс-
титуций, элементов системы на различных уровнях ее иерархического
строения. Такая унификация позволяет ввести пригодные для системы
произвольной природы субституционные часы: количество заменивших-
ся на определенных уровнях строения эталонной системы ее элемен-
тов. Субституционное время систем оказывается многокомпонентным,
дискретным, системоспецифичным и обладающим неравномерностью хо-
да. Субституционная конструкция времени порождает элементарный
объект для динамических теорий - иерархический, незамкнутый, отк-
рытый, неравновесный, - пригодный для описания предметных облас-
тей как естественнонаучного, так и гуманитарного знаний.
Подобные элементы возникают и в рамках теорий, опирающихся
на платоновскую картину мира. Одно из направлений такого рода
представлено физикой Логоса, последовательно развиваемой в рабо-
тах С.В.Чеснокова (1982; 1987; 1990). С позиций физики Логоса мир
есть совокупность образов, которые могут иметь как материальное,
так и духовное содержание. Время и здесь оказывается синонимом
изменчивости многозначных образов: течение времени определяется
разрушением одних пар элементарных образов и формированием других
пар.
Субституционная конструкция времени опирается на операцио-
нальные процедуры подсчета количества элементов в системах. Одна-
ко, для сложных систем, описываемых сложными формальными структу-
рами, оказывается необходимым обобщение понятия количества. Одним
из таких обобщений является функторный метод сравнения структур,
который неожиданно приводит к энтропийной параметризации времени
(Левич, 1982; 1988; 1989б). Энтропийная параметризация позволяет
сформулировать для естественных систем экстремальный принцип,
обобщающий второе начало термодинамики на открытые и неравновес-
ные системы. Этот принцип предоставляет возможность выводить, а
не угадывать уравнения обобщенного движения систем и вслед за
уравнениями - законы естественной эволюции систем. Упомяну одну
из последних работ (Кузнецов, 1990), где второе начало термодина-
мики служит прообразом закона развития человеческого общества:
величина уровня производительности труда в ходе истории для чело-
вечества в целом есть величина неубывающая.
Психологическое время индивида
Субъективное время, по-видимому, есть время не бытия, а соз-
нания, но по своей сущности это - социальный феномен (Яковлев,
1980). Поэтому социологам должны быть небезразличны изыскания в
области психологического, да и биологического времени.
В причинно-целевой концепции психологического времени (Голо-
ваха, Кроник, 1984) оно формируется на основе переживания лич-
ностью детерминационных связей между основными событиями жизни.
Наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшест-
вующими (детерминация прошлым) имеет место и детерминация буду-
щим, а именно целями и предполагаемыми результатами жизни. При-
чинные и целевые связи являются единицами анализа психологическо-
го времени личности. Для их эмпирического исследования разработа-
на специальная методика - "каузометрия". В рамках каузометрии
возникает количественная мера индивидуального времени и появляют-
ся операциональные процедуры формирования психологического прош-
лого, настоящего и будущего. Подход позволяет понять причины воз-
можного рассогласования физического и психологического времен,
объясняет механизм переживания растяжения-сжатия психологического
времени, его многомерность и феномен психологического "омоложе-
ния" личности. Компьютерный вариант каузометрии позволяет строить
хронологические карты жизненного пути личности.
Индивидуальное время личности, по-видимому, опосредовано и
функциональной асимметрией мозга: правое полушарие функционирует
в настоящем времени с опорой на прошлое, левое - в настоящем с
обращенностью в будущее (Брагина, Доброхотова, 1981/1988).
Мера психологического времени личности может быть основана и
на подсчете количества выполняемых человеком действий в единицу
астрономического времени (Nalimov, 1985; Налимов, 1989). Человек
может вполне сознательно изменять скорость течения этого своего
внутреннего времени, обращаясь к сенсорной депривации (аутотре-
нинг, медитация) для выхода в измененные состояния сознания. Под
"действиями", конечно, следует понимать не только "внешние" для
личности события, но и изменения состояний сознания, и импульсы
семантической природы. Отчетливая проявленность смыслов, их боль-
шая личная значимость - вот что ускоряет темп человеческого вре-
мени.
В своем исследовании истоков физического пространства и вре-
мени М.Д.Ахундов (1982/1986; 1985) приходит к справедливому не
только для физического, но и для социального знания выводу о том,
что незаменимым посредствующим звеном между обычным языком и фор-
мально-теоретическим оказываются пространство и время эмпиричес-
кого уровня. "Необходимо также учитывать, что пространство и вре-
мя, запечатленные в нашем языке, также не являются раз и навсегда
данными, а претерпевают существенные изменения с развитием языка
и мышления... Эти вопросы непосредственно примыкают к психологи-
ческим аспектам проблемы пространства и времени, которые начинают
приобретать все большую актуальность..."(Ахундов, 1982: 221).
Мысль о трудноисследуемой роли человеческой психики в форми-
ровании научных понятий продолжает Г.Д.Гачев (1987: 224):
"...Пространство и Время суть формы и категории Психо-Космоса,
предваряющие Логос рассудка... Между Космосом и Психеей есть свой
заговор, язык, диалог, взаимопонимание и сговор - за спиною Лого-
са, минуя рассудок".
Завершая экскурс в работы по индивидуальному социальному
времени, отмечу появившуюся в отечественной литературе конструк-
цию социального возраста (Гайдис, 1986), включающую биологичес-
кие, физиологические, психологические и материальные различия ин-
дивидуумов, их семейный и профессиональный циклы. Для конструкции
социального возраста могут оказаться полезными имеющие длительную
предисторию разработки по биологическому возрасту человека(Войтен-
ко, Полюхов, 1986; Павловский, 1987; Дубина, Орлова, 1987).
Мост между временем общества и временем природы
Рамки обзора требуют перейти от времени индивида к процессам
исторического времени. Интереснейшими объектами социальных сис-
тем, действующими в масштабах истории, предстают этносы. Обращусь
к труду, который дает не только новые знания, но и способен изме-
нить мировоззрение читателя, т.е. обладает весьма редким качест-
вом среди обилия современных книг. И хотя первое издание книги
обозначено 1979 годом, читатели получили реальную возможность
познакомиться с работой лишь по второму изданию 1989 года, пос-
кольку первое издание из-за идеологичесчкой цензуры увидело свет
лишь в виде депонированной рукописи, не поступавшей ни в библио-
теки, ни в книготорговую сеть, ни в каталоги, ни в книжные обоз-
рения. Речь идет о труде Л.Н.Гумилева "Этногенез и биосфера Зем-
ли" (1979/1989).
Этнос,по Л.Н.Гумилеву, не сводится ни к социологическому, ни
к биологическому, ни к географическому явлениям. Этнос - явление
природы, но не популяция, не совокупность однородных особей, а
система, состоящая не только из особей разнородных как генетичес-
ки, так и функционально, но и из продуктов их деятельности: тех-
ники, антропогенного ландшафта и культурной традиции. Этносфера в
отличие от техносферы подразумевает членение человеческого общес-
тва не по основанию социальных организаций: племенных союзов, по-
лисов, феодов, государств, теократий, политических партий, фило-
софских школ, классов, сословий, каст или социально-экономических
формаций, а по признакам языка, идеологии и культуры, общности
происхождения и уклада жизни. Этносы - коллективы людей, возника-
ющие и распадающиеся за относительно короткое время (порядка
1200-1500 лет в любом, даже самом благоприятном варианте), но
имеющие в каждом случае оригинальную структуру, неповторимый
стереотип поведения и своеобразный ритм развития. Этнос имеет
свои возрасты и смена этапов развития закономерна для всех этно-
сов, существовавших на Земле. Л.Н.Гумилев выделяет фазы: пусковый
момент рождения этноса, фазу подъема, акматическую фазу (фазу
зрелости), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации и ме-
мориальную фазу (рассеяние или превращение этноса в реликт). Вот
как, например, описывает Л.Н.Гумилев поведенческий стереотип ре-
акционной фазы обскурации - "сумерек этноса" (1989: 419): "...на-
личие людей и нетворческих, и нетрудолюбивых, эмоционально и умс-
твенно неполноценных, но обладающих повышенными требованиями к
жизни. В героические эпохи роста и самопроявлений эти особи имеют
мало шансов выжить. Они - плохие солдаты, никакие рабочие, а путь
преступности в строгие времена быстро приводил на эшафот. Но в
мягкое время цивилизации, при общем материальном изобилии для
всех есть лишний кусок хлеба и женщина. "Жизнелюбы" (да простится
автору неологизм) начинают размножаться без ограничений и, пос-
кольку они являются особями нового склада, создают свой импера-
тив: "будь таким, как мы", то есть не стремись ни к чему такому,
что нельзя было бы съесть или выпить. Всякий рост становится яв-
лением одиозным, трудолюбие подвергается осмеянию, интеллектуаль
-ные радости вызывают ярость. В искусстве идет снижение стиля, в
науке оригинальные работы вытесняются компиляциями, в обществен-
ной жизни узаконивается коррупция, в военном деле солдаты держат
в покорности офицеров и полководцев, угрожая им мятежами. Все
продажно, никому нельзя верить, ни на кого нельзя положиться, и
для того, чтобы властвовать, правитель должен применять тактику
разбойничьего атамана: подозревать, выслеживать и убивать своих
соратников.
Порядок, устанавливаемый в этой стадии ... никак нельзя счи-
тать демократическим... Ценятся не способности, а их отсутствие,
не образование, а невежество, не стойкость во мнениях, а бесприн-
ципность". Различным фазам этногенеза сопутствуют и различные
ощущения времени, которые сопряжены с типами доминирующего пове-
дения представителей этноса: пассеизм - продолжение и накопление
ценностей прошлого, актуализм - жизнь сегодняшним днем и растрата
наследства, футуризм - реальность лишь мечты и, наконец, статизм
- обывательское игнорирование времени.
Главная тема исследования Л.Н.Гумилева впрямую относится к
выяснению природы времени вообще и исторического времени в част-
ности. Эта тема - поиск причин этногенеза, т.е. причин зарождений
и упадков этносов. Зарождение этносов происходит за счет энергии
пассионарного толчка, все последующее развитие состоит в расходо-
вании и затухании этой энергии. Речь идет об энергии, что непос-
редственно воздействует на поведение людей через сферу их психи-
ки. Пассионарность - необоримое внутреннее стремление к целенап-
равленной деятельности, всегда связанной с изменением окружения,
общественного или природного. Энергия пассионарности - энергия
живого вещества биосферы, о которой как о биохимической энергии
писал В.И.Вернадский (1863-1945). Пассионарность - это способ-
ность организма поглощать энергию внешней среды и выдавать ее в
виде внешней работы. Проявление пассионарности - более активная
высшая нервная деятельность, чем свойственно виду. Особи, облада-
ющие пассионарностью, при благоприятных условиях совершают (и не
могут не совершать) поступки, которые, суммируясь, ломают инерцию
традиции и инициируют новые этносы. Пассионарность - не индивиду-
альный, а групповой признак, т.к. для исторических проявлений не-
обходимо, чтобы пассионариев было много.
Этногенез - утрата пассионарности системой:"... пусковый мо-
мент этногенеза - это внезапное появление в популяции некоторого
числа пассионариев и субпассионариев; фаза подъема - быстрое уве-
личение числа пассионарных особей в результате либо размножения,
либо инкорпорации; акматическая фаза - максимум числа пассионари-
ев; фаза надлома - это резкое уменьшение их числа и вытеснение их
субпассионариями; инерционная фаза - медленное уменьшение числа
пассионарных особей; фаза обскурации - почти полная замена пасси-
онариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего
склада либо губят этнос целиком, либо не успевают погубить его до
вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт,
состоящий из гармоничных особей и входящий в биоценоз населяемого
региона как верхнее завершающее звено."(Гумилев, 1979/1989: 270).
Процессы падений и подъемов пассионарности до сих пор в докумен-
тальных источниках никогда и нигде не были зафиксированы, потому
что они очевидны при широких сопоставлениях характеристик эпох и
стран, т.е. его можно сделать только средствами этнологии и этни-
ческой истории.
Работа Л.Н.Гумилева представляет собой нечастый пример ис-
тинно системного исследования взаимодействия общественной и при-
родной форм движения материи. Учение о пассионарности привлечено
лишь для того, чтобы заполнить пустоту, образовавшуюся при одно-
боком изучении этногенеза. Оно - не замена учения о примате соци-
ального развития в истории, а дополнение его данными естественных
наук. Сознание оказывается рулем, а не двигателем истории.
Пассионарному толчку сопутствует мутагенный момент, порожда-
ющий разнообразие отклонения от оптимума. Неравномерностью темпов
мутационного процесса нередко объясняются различные проявления
пульсаций творческой энергии (Голубовский, 1988).
Импульс пассионарности должен иметь энергетическое обеспече-
ние, а поскольку он, по-видимому, не связан с наземными природны-
ми и социальными условиями, то происхождение его может быть внеп-
ланетарным. Л.Н.Гумилев приводит аргументы, исходя из которых ис-
точник пассионарного толчка не только не земного происхождения,
но и берет начало "не от Солнца, а из рассеянной энергии Галак-
сии..." И в этом аспекте концепция этногенеза Л.Н.Гумилева обна-
руживает явное пересечение с взглядами на природу времени, воз-
никшими в теории систем и в астрономии.
Так, в вышеупомянутом субституционном подходе вводится обя-
зательный для всех естественных систем генеральный процесс замены
составляющих систему элементов. Вопрос о происхождении генераль-
ного процесса решается следующим образом: наша вселенная не изо-
лирована, открыта и неравновесна; течение времени во вселенной
обязано генерирующим субстанциональным потокам предэлементов, по-
рождающим изменение, развитие объектов мира и их самоорганизацию
(Левич, 1989 а; б).
Идея генерирующего потока не нова ни в философии, ни в ес-
тествознании. Есть основания отождествить генерирующий субститу-
ционный поток с "потоком времени" отечественного астронома и ес-
тествоиспытателя Н.А.Козырева (1909-1983). Время, по Н.А.Козыре-
ву, является грандиозным потоком, охватывающим все материальные
системы Вселенной, и все процессы, происходящие в этих системах,
являются источниками, питающими этот общий поток (Козырев, 1982;
1985; первые работы Н.А.Козырева по "активным" свойствам времени
относятся к 1948 г.). Поток Н.А.Козырева порождает течение време-
ни, формирует причинные связи в мире, обеспечивает дополнительные
источники энергии астрономических объектов, снимает неизбежность
будущей равновесной однородности вселенной. Экспериментально об-
наружено влияние земных и космических необратимых процессов на
массу, плотность, упругость, электропроводность и другие свойства
вещества. Поток времени излучается и поглощается неравновесными
процессами, что ассоциируется с передачей пассионарности, по
Л.Н.Гумилеву, от пассионариев к людям импульсивным, причем это
влияние убывает с расстоянием и временем (Гумилев, 1989:
267).Воздействие потока,по Н.А.Козыреву, распространяется со скоростя-
ми, значительно превышающими скорость света, и обеспечивает де-
терминацию будущим (Козырев,1980;Козырев, Насонов,1980).Замечу,
что эти астрономические результаты воспроизведены и современными
исследователями (Лаврентьев с соавт., 1990 а;б). Близкие к
экспериментам Н.А.Козырева (1958) результаты для гироскопов
(по-видимому, совершенно независимо от Н.А.Козырева) получены
японскими исследователями (Hayasaka, Takeuchi, 1989), причем их
результаты не удалось воспроизвести полностью, по поводу чего
продолжается научная дискуссия (Quinn, Picard, 1990; Faller et
al., 1990, Nitschke, Wilmarth, 1990). Появляются публикации о ро-
ли " потока Козырева" в представлениях о жизни (Данчаков, Егано-
ва, 1987; Levitch, 1991). Следует отметить,что взгляды Н.А.Козы-
рева с трудом укладываются в существующие физические представле-
ния. Величины эффектов в опытах невелики и в принципе возможно их
объяснение более прозаическими причинами,нежели влияние "потока
времени". Однако к настоящему моменту не существует ни последова-
тельного опровержения экспериментальных результатов Н.А.Козыре-
ва,ни объяснения их обычными физическими факторами, но сохраняет-
ся справедливое сомнение в однозначности интерпретаций опытного
материала и теоретических концепций.Предвижу, что в предстоящем
десятилетии интерес к идеям Н.А.Козырева получит интенсивное раз-
витие и широкое распространение.
Возвращаясь ко времени истории, можно обнаружить, что естес-
твеннонаучные идеи на удивление созвучны трактовкам Л.Н.Гумилева
(1979/1989), который полагал, что историческое время обнаруживает
себя через насыщенность событиями и то, что мы называем "време-
нем",есть процесс уравнивания энергетических потенциалов, иногда
нарушающийся толчками, воссоздающими неравенство энергетических
потенциалов, т.е. разнообразие. Импульсы, возникающие в антропос-
фере из-за этих толчков и есть творчество, проявляющееся то в
стремлении к красоте, то - к истине, то - к справедливости, то -
к власти, то - к победе...
Ссылки на естественнонаучные публикации
Любопытно приложение методов естествознания к еще одной
проблеме исторического времени - исторической хронологии (Фомен-
ко, 1990). Методами прикладной статистики проанализированы хрони-
ки и летописи. Обнаружено, что "современный учебник" по хроноло-
гии получается в результате последовательной склейки четырех
практически тождественных "коротких хроник", сдвинутых вниз (от-
носительно их "оригинала") приблизительно на 330, 1000 и 1800 лет
соответственно. Другими словами, можно предположить, что принятая
ныне хронология, вероятно, получена из "реальной" путем дублиро-
вания и значительного удлинения. Работа продолжает исследования
сэра Исаака Ньютона (1643-1727) и российского ученого-энциклопе-
диста Н.А.Морозова (1854-1
946).Полезные ассоциации у социологов может вызвать книга
А.В.Жирмунского и В.И.Кузьмина (1990), где установлены количест-
венные закономерности чередования эволюционных и скачкообразных
(критических) периодов развития природных систем. Получены конс-
танты, определяющие соотношение между последовательными крити-
ческими значениями характеристик процессов.
Развитие представлений о социальном времени в 1980-1990 гг.
шло параллельно с пополнением знаний о времени в биологии (Мау-
ринь, 1980; 1982; 1986; Детлаф, 1982; 1987; 1989; Прокофьев и
др., 1982; Смирнов, 1982; Мейен, 1983; Алякринский, Степанова,
1985; Войтенко, 1985; Загускин, 1986; Дубров,1987; Путилов,
1987; Михайловский, 1989; Шаров, 1989); в географии (Арманд,
1989); в геологии (Краснов, 1982; Развитие учения о времени в ге-
ологии, 1982; Оноприенко и др., 1984; Афанасьев, 1987; Олейников,
1987; Косыгин, 1990; Симаков, 1990); в химии (Ершов, 1983; Кома-
ров, Рязанова, 1984) и в физике (Кулаков, 1980; Владимиров, 1982;
1984; 1987; Еганова, 1984; Логунов, 1985; Пименов, 1987; Чернин,
1987; Аристов, 1989; Арушанов, Коротаев, 1989; Климонтович, 1989;
Шихобалов, 1989; Новиков, 1990).
Хроника конференций
Хочу обратить внимание на несколько событий научной жизни
прошедшего десятилетия в СССР, которые косвенно связаны с изуче-
нием социальных изменений, но, мне кажется, создали основания для
плодотворного развития общенаучной мысли в ближайшие годы. В са-
мом конце семидесятых годов в Ленинграде прошел Всесоюзный симпо-
зиум по проблемам времени в психологии и биологии (председатель
оргкомитета Н.И.Моисеева), в 1980 году вышел сборник трудов этой
конференции "Фактор времени в функциональной организации деятель-
ности живых систем". В 1984 г. в Ленинграде состоялась конферен-
ция о времени в художественном творчестве (председатель оргкоми-
тета О.И.Притыкина) и в 1988 г. материалы конференции опубликова-
ны в сборнике "Пространство и время в искусстве". Всесоюзная шко-
ла-семинар "Анализ конструкций времени в естествознании" (предсе-
датель оргкомитета А.П.Левич) прошла в 1988 г. под Москвой, школа
организована постоянно действующим общемосковским междисциплинар-
ным Семинаром по изучению проблем времени в естествознании, рабо-
тающим в Московском университете с 1984 года; инициативная группа
Семинара подготовила к публикации труд "Концепции и конструкции
времени в естествознании". В 1990 г. в Ленинграде состоялся меж-
дународный Семинар "Проблемы времени в космологии: история и сов-
ременность" (сопредседатель оргкомитета А.В.Солдатов), вскоре
должны быть опубликованы материалы этой встречи.
Русская философия начала века в период гласности
В заключение обзора сообщу о публикациях, с которыми мои
современники смогли познакомиться только в самом конце восьмиде-
сятых годов, хотя речь идет о работах, выполненных учеными русс-
кой обществоведческой и философской школы еще в начале века; в
течение десятилетий эти работы были недоступны читателям.
О важности четырехмерного видения не столько в физике,
сколько в бытие, искусстве, религии; о четырехмерном образе об-
щества и личности; о временной толщине объектов; о четырехмерной
полноте личности и необходимости целостного четырехмерного образа
элементарного объекта общества - человеческого рода - поведал в
двадцатые годы в рукописи "Анализ пространственности в художест-
венно-изобразительных произведениях" П.А.Флоренский (1988).
В 1925 г. в рукописи "Очерки музыкальной эстетики" А.Ф.Лосев
настаивал на необходимости феноменологии времени (Лосев, 1990).
По А.Ф.Лосеву, время не есть движение и не есть мера движения,
время не есть вещь и не есть психическое состояние, время предпо-
лагает вне-временное, время предполагает число и его воплощения.
Время есть творчество там, где не все сразу дано, где каждый мо-
мент целого должен быть завоеван, создан, зафиксирован, укреплен.
Время бесформенное множество, неразличимая и подвижная сплош-
ность. Оно алогично и только тогда возможно, когда в нем есть не-
известное будущее или царство случая.
С.А.Аскольдов (1922/1990) учил, что поскольку время - это
есть изменения, а прошлое, настоящее и будущее - слова, теряющие
свой смысл вне сознания, то время, прежде всего, есть состояние
души, а движение есть время, переведенное на язык пространства.
О времени истории размышлял Н.А.Бердяев (1969/1990), спраши-
вая, связано ли со временем что-то существенное, идущее до глубо-
чайшего ядра бытия, или время есть лишь форма и условие для мира
явлений, для мира феноменального, и приходя к выводу, что время
истории - это не феномен, но ноумен.
Литература
Алякринский Б.С.,Степанова С.И. По закону ритма. М.: Наука.
1985. 175с.
Аристов В.В. Время,связанное со статистической моделью часов.
М.: ВИНИТИ. N7596-В89. 1989. 28с.
Арманд А.Д. Время в науках о Земле. М.: ВИНИТИ. N7597-В89.
1989. 49с.
Артемов В.А. Социальное время. Проблемы изучения и использо-
вания. Новосибирск.: Наука. 1987. 238с.
Арушанов М.Л.,Коротаев С.М. Поток времени как физическое яв-
ление (по Н.А.Козыреву). М.: ВИНИТИ. N7598-В89. 1989. 41с.
Аскольдов С.А. Время и его преодоление. М.: Мысль. 1922.N3.
С.80-83. Аскольдов С.А. Время онтологическое, психологическое и
физическое //На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: фило-
софия и мировоззрение. М.: Политиздат. 1990.С. 398-402.
Афанасьев С.Л. Геохронологическая шкала фанерозоя и проблема
геологического времени. М.: Недра. 1987. 144с.
Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эво-
люция, перспективы. М.: Наука. 1982. 221с. Akhundov M. Con-
ceptions of Space and Time: sources, evolution, direction.
MATPress. London. 1986. 202p.
Ахундов М.Д. Пространство и время в физическом познании. М.:
Мысль. 1982. 253с.
Ахундов М.Д. Пространство и время: от мифа к науке. М.: При-
рода. 1985. N8. С.53-64.
Барг М.А. Категории и методы исторической науки. М.: Нау-
ка.1984. 342с.
Бердяев Н.А. Смысл истории. Опыт философии человеческой
судьбы. Париж. 1969. С. 78-92. Бердяев Н.А.Время и вечность// На
переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и миро -
воззрение. М.: Политиздат. 1990. С. 402-410.
Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии че-
ловека. М.: Медицина. 1988. Второе издание. 238с.
Владимиров Ю.С. Системы отсчета в теории гравитации. М.:
Энергоиздат. 1982. 256с.
Владимиров Ю.С. Размерность физического пространства-времени
и объединение взаимодействий. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1987. 215с.
Владимиров Ю.С., Мицкевич Н.В., Хорски Я. Пространство, вре-
мя, гравитация. М.: Наука. 1984. 206с.
Войтенко В.П. Время и часы как проблема теоретической биоло-
гии// Вопр.философии. 1985. N1. С.73-82.
Войтенко В.П., Полюхов А.М. Системные механизмы развития и
старения. Л.: Наука. 1986. 183с.
Гайдис В. Время в социологических исследованиях. Вильнюс:
Минтис. 1986. 138с.
Гачев Г.Д. Европейские образы Пространства и Времени// Куль-
тура, Человек и Картина Мира. М.: Наука. 1987. С. 198-227.
Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности.
Киев.: Наукова думка. 1984. 206с.
Голубовский М.Д. Феномен пульсации талантливости - проблема,
поставленная Вернадским// В.И.Вернадский и современная наука. Л.:
Наука. 1988. С. 81-82.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ.
1979. Выпуски 1, 2, 3. (Рукопись, депонированная ВИНИТИ,
NN1001-79Деп.;3734-79 Деп., 3735-79 Деп.). Гумилев Л.Н. Этногенез
и биосфера Земли. Л.: Изд-во ЛГУ. 1989. 496с. 2-е издание.
Данчаков В.М., Еганова И.А. Микрополевые эксперименты в исс-
ледовании воздействия физического необратимого процесса. Новоси-
бирск. 1987. 109с.(Рукопись,депонированная ВИНИТИ, N8592-В87).
Детлаф Т.А. Изучение временных закономерностей развития жи-
вотных// Онтогенез. 1989. Т.20. N6. С. 647-657.
Детлаф Т.А., Детлаф А.А. Безразмерные критерии как метод ко-
личественной характеристики развития животных// Математическая
биология развития. М.: Наука. 1982. С.25-39.
Дубина Т.Л., Орлова М.М. Закономерности возрастных изменений
физиологических показателей и типы строения// Итоги науки и тех-
ники. ВИНИТИ. Сер. Общие проблемы биологии. 1987. Т.6. С. 6-63.
Дубров А.П. Симметрия биоритмов и реактивности. М.: Медици-
на. 1987. 174с.
Еганова И.А. Аналитический обзор идей и экспериментов совре-
менной хронометрии. Новосибирск.: ВЦ СО АН СССР. 1984. 136с.(Ру-
копись,депонированная ВИНИТИ. N6423-84 Деп.).
Ершов Ю.А. Термодинамика квазиравновесий в биологических
системах// Итоги науки и техники. Серия Химическая термодинамика
и равновесия. 1983. Т.5. 138с.
Жаров А.М. Проблема времени и неопределенность. Рос-
тов-на-Дону.: Изд-во РГУ. 1987. 160с.
Жирмунский А.В., Кузьмин В.И. Критические уровни в развитии
природных систем. Л.: Наука. 1990. 223с.
Загускин С.Л. Биоритмы: энергетика и управление. М.: Изд-во
И-та общей физики АН СССР. 1986. 56с.
Ишмуратов А.Т. Логические теории временных контекстов (вре-
менная логика). Киев: Наукова думка. 1981. 152с.
Казарян В.П. Понятие времени в структуре научного знания.
М.: Изд-во МГУ. 1980. 176с.
Кандрашина Е.Ю., Литвинцева Л.В., Поспелов Д.А. Представле-
ние знаний о времени и пространстве в интеллектуальных системах.
М.: Наука. 1989. 328с.
Канке В.А. Формы времени. Томск.: Изд-во ТГУ. 1984. 224с.
Кардашева-Уляхина А. Время как проблема естествознания и
культуры// Естествознание: системность и динамика. М.: Наука.
1990. С. 233-249.
Климонтович Ю.Л. Проблемы статистической теории открытых
систем: критерии относительной степени упорядоченности состояний
в процессах самоорганизации// Успехи физических наук. 1989. Т.
158. Вып.1. С.59-91.
Козырев Н.А. Причинная или несимметричная механика в линей-
ном приближении. Пулково. 1958. 88с.
Козырев Н.А. Астрономическое доказательство реальности четы-
рехмерной геометрии Минковского// Проявление космических факторов
на Земле и звездах. М., Л.: Изд-во ВАГО АН СССР. 1980. С.85-93.
Козырев Н.А. Время как физическое явление// Моделирование и
прогнозирование в биоэкологии: Сборник научных трудов. Рига:
Изд-во Латв.ГУ. 1982. С.59-72.
Козырев Н.А. О воздействии времени на вещество// Физические
аспекты современной астрономии. Л.: Изд-во ВАГО АН СССР. 1985.
С.82-91.
Козырев Н.А., Насонов В.В. О некоторых свойствах времени,
обнаруженных астрономическими наблюдениями// Проявление космичес-
ких факторов на Земле и звездах. М., Л.: Изд-во ВАГО АН СССР.
1980. С. 76-84.
Комаров В.Е., Рязанова Г.Е. Пространство и время химического
движения. Саратов: Изд-во Сарат.ГУ. 1984. 144с.
Косарева Л.М. Эволюция концепции времени в науке (социаль-
но-философский аспект проблемы). Научно-аналитический обзор. М.:
ИНИОН. 1988. 43с.
Косыгин Ю.А. Земля и время// Тихоокеанская геология. 1990.
N1. С.73-104.
Краснов Е.В. О моделировании времени в геологии и палеонто-
логии// Моделирование и прогнозирование в биоэкологии. Рига:
Изд-во Латв.ГУ. 1982. С. 82-95.
Кузнецов П.Г. Бюджет социального времени// По ту сторону от-
чуждения (сборник политико-экономических гипотез). М.: Изд-во
Моск. ун-та. 1990. С. 227-251.
Кулаков Ю.И. Время как физическая структура.// Моделирование
и прогнозирование в экологии. Рига: Изд-во Латв.ГУ. 1980. С.23-43.
Лаврентьев М.М., Еганова И.А., Луцет М.К., Фоминых С.Ф. О
дистанционном воздействии звезд на резистор// Докл. АН СССР.
1990а. Т.314. N2. С.352-355.
Лаврентьев М.М., Гусев В.А., Еганова И.А., Луцет М.К., Фоми-
ных С.Ф. О регистрации истинного положения солнца// Докл. АН
СССР. 1990б. Т.315. N2. С.368-370.
Левич А.П. Теория множеств, язык теории категорий и их при-
менение в теоретической биологии. М.:Изд-во Моск.ун-та.1982 190с.
Левич А.П. Тезисы о времени естественных систем// Экологи-
ческий прогноз. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1986. С. 163-188.
Левич А.П. Метаболическое время естественных систем// Сис-
темные исследования. Ежегодник.1988. М.: Наука. 1989а. С.304-325.
Левич А.П.Время как изменчивость естественных систем и как
способ ее параметризации. М.: ВИНИТИ. 1989б. 101с. (N 7599- В89).
Логунов А.А., Мествиришвили М.А. Основы релятивистской тео-
рии гравитации. М.: Изд-во Моск.ун-та. 1985. 202с.
Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М.: Изд-во Правда. 1990.
655с.
Мауринь А.М. Проблема биологического времени и функция Бак-
мана// Моделирование и прогнозирование в экологии. Рига: Изд-во
Латв.ГУ. 1980. С.3-23.
Мауринь А.М. Проблемы разработки онтогенетической шкалы био-
логического времени// Моделирование и прогнозирование в биоэколо-
гии. Рига: Изд-во Латв.ГУ. 1982. С.73-81.
Мауринь А.М. Становление концепции биотемпорализма// Темпо-
ральные аспекты моделирования и прогнозирования в экологии. Ри-
га:Латв.ГУ. 1986.С.3-30.
Мейен С.В. Понятие времени и типология объектов (на примере
геологии и биологии) // Диалектика в науках о природе и человеке.
М.:Наука. 1983. С. 311-317.
Михайловский Г.Е. Организация времени в биологических систе-
мах// Журнал общей биологии. 1989. Т.50. N1. С.72-81.
Моисеева Н.И. Свойства биологического времени// Фактор вре-
мени в функциональной организации деятельности живых систем.
Л.: АН СССР. 1980. С. 15-19.
Моисеева Н.И., Караулова Н.И., Панюшкина С.В., Петров А.Н.
Восприятие времени человеком и его роль в спортивной деятельнос-
ти. Ташкент: Медицина. 1985. 156с.
Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической
философии. М.: Высшая школа. 1988. 144с.
Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М.: Нау-
ка. 1990. 133с.
Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей. 1989. 284с.
Новиков И. Куда течет река времени? М.: Молодая гвардия.
1990. 237с.
Олейников А.Н. Геологические часы. Л.: Недра. 1987. 148с.
Оноприенко В.И., Симаков К.В., Дмитриев А.Н. Методология и
понятийный базис геохронологии. Киев: Наукова думка. 1984. 127с.
Павловский О.М. Биологический возраст человека. М.: Изд-во
Моск.ун-та. 1987. 280с.
Пименов Р.И. Анизотропное финслерово обобщение теории отно-
сительности как структуры порядка. Сыктывкар. 1987. 182с.
Прокофьев Е.А., Зотина Р.С., Зотин А.И. Феноменологические
уравнения роста и их использование для определения максимальной
продолжительности жизни// Математическая биология развития. М.:
Наука. 1982. С. 56-66.
Пространство и время. Киев: Наукова думка. 1984. 294с.
Пространство и время в искусстве. Л. 1988. 167с.
Путилов А.А. Системообразующая функция синхронизации в живой
природе. Новосибирск: Наука. 1987. 143с.
Развитие учения о времени в геологии. Киев: Наукова думка.
1982. 413с.
Сарычев В.М. Время и пространство в системной методологии//
Системные исследования. Методологические проблемы. 1981. С.284-302.
Серов Н.К. Личность и время. Л.: Лениздат. 1989. 255с.
Серов Н.К. Конструктивное понимание времени и процессная
(диахроническая) трактовка социальных явлений. Диссертация на со-
искание ученой степени доктора социологических наук в форме науч-
ного доклада. Л.: Ленинградский филиал института социологии.
1990. 75с.
Симаков К.В. Время Земли// Актуальные проблемы хроностратиг-
рафии. М.: СВ КНИИ ДВО АН СССР. 1990. С.3-48.
Смирнов С.Г. Проблема микробиологического времени// Физи-
ко-химические исследования патогенных энтеробактерий в процессе
культивирования. Иваново: Изд-во Ивановского мед.ин-та. 1982.
С.31-41.
Солдатов А.В. Понятия пространства и времени в структуре ес-
тественнонаучной теории. Л.: Изд-во ЛГУ. 1981. 72с.
Сучкова Г.Г. Время как проблема гносеологии. Ростов-на-До-
ну:Изд-во РГУ. 1988. 203с.
Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука.1987.
255с.
Фактор времени в функциональной организации деятельности жи-
вых систем. Л.: АН СССР. 1980. 164с.
Флоренский П.А. Время и пространство// Социологические исс-
ледования. 1988. N1. С.100-114.
Фоменко А.Т. Методы статистического анализа нарративных тек-
стов и приложения к хронологии. М.: Изд-во Моск.ун-та.1990. 437с.
Чернин А.Д. Физика времени. М.: Наука. 1987. 219с.
Чесноков С.В. Детерминационный анализ социально-экономичес-
ких данных. М.: Наука. 1982. 168с.
Чесноков С.В. Детерминационная двузначная силлогистика//
Техническая кибернетика. 1990. N5. С.3-21.
Шаров А.А. Анализ типологической концепции времени С.В.Мейе-
на. М.: ВИНИТИ. N7600-В89. 1989. 20с.
Шихобалов Л.С. О направленности времени. Л.: Изд-во ЛГУ.
1988.(Деп. ВИНИТИ. N8489-В88). 16с.
Яковлев В.П. Социальное время. Ростов-на-Дону: Изд-во РГУ.
1980. 160с.
Ярская В.Н. Научное предвидение. Вопросы методологии. Сара-
тов: Изд-во СГУ. 1980. 180с.
Chesnokov S.V. The Effect of Semantic Freedom in the Logic
of Natural Language// Fuzzy Sets and Syst. 1987. V.22.
Detlaff T.A., Ignatieva G.M., Vassetzky S.G. The problem of
time in developmental biology: its study by the use of relative
characteristics of development duration// Sov. Sci. Rev.
F.Physiol. Gen. Biol. Vol. 1. 1987. P.1-88.
Faller J.E., Hollander W.J., Nelson P.G., McHugh M.P. Gyro-
scope - Weighing Experiment with a Null Result// Physical Review
Letters. 1990. V.64. N8. P.825-826.
Hayasaka Hideo and Takeuchi Sakae.Anomalous Weight Reduction
on a Gyroscope's Right Rotations around the Vertical Axic on the
Earth// Physical Review Letters. 1989. V.63. N25.P.2701-2704.
Levich A.P. What are the Possible Theoretical Principles in
the Biology of Communities?// Lectures in theoretical
biology.Tallinn: Valgus. 1988. P. 121-128.
Levich A.P. Towards a dynamic theory// Lectures in Theoreti-
cal Biology. V.2. 1991 (in press).
Nalimov V.V. Space, Time, and Life.Philadelphia,Pa.: ISI-
Press.1985. 110p.
Nitschke J.M., Wilmarth P.A. Null Result for the Weight
Change of a Spinning Gyroscope// Physical Rev. Lett. 1990.
N18.P.2115-2116.
Quinn T.J., Picard A. The mass of spinning rotors: no depen-
dance on speed or sense of rotation// Letters to Nature. 1990.
V. 343. N22. P.732-735.