В мире науки (Scientific American), 2003, № 1, С. 92-93.
ЗНАЕМ ЛИ МЫ, ЧТО ТАКОЕ ВРЕМЯ?
А.
П. ЛевичМосковский государственный университет им. М.В.Ломоносова
()
Что и откуда "течет" в нашем Мире, порождая изменения и даря новое Миру? Что не позволяет Миру оставаться постоянным ни на "один миг"? Что же такое время? Механик скажет, что время – это движение, астрофизик – это расширение Вселенной, термодинамик – это рост энтропии, биолог – это жизнь, историк – это смерть, психолог – это сознание...
Время многолико. Это и явление Мира, обнаруживающее себя изменениями внутри и вне нас, и способ измерения изменений, именуемый часами, и конструкт человеческого разума, позволяющий описывать и сопоставлять изменения друг с другом.
Почему проблемы времени оказываются столь важными для всего человечества? Представления о времени пронизывают и науку, и культуру, и быт, и технологическое окружение человека. В философии по емкости наиболее близкое ко времени понятие – это бытие. В нашем интересе к загадке времени и вечное неприятие краткости и бренности собственного бытия, и неискоренимое любопытство, и осознание того, что главные проблемы познания оказываются непосредственно связаны с нашим пониманием времени.
Может быть, время — это особая субстанция, для проникновения которой открыт наш Мир, но пока она недостижима для непосредственной регистрации современными научными технологиями? Или такая субстанция не нужна, как и некогда существовавший в умах исследователей теплород, а для понимания природы времени достаточно свойств привычной движущейся материи? Но возможно, время и вовсе не является необходимым элементом бытия, а лишь плодом человеческого мышления?
Как представления о времени зависят от господствующих в обществе мировоззрения и культуры? Каковы пути, этапы и законы развития Вселенной, биосферы, общества, индивида?
Почему наиболее трудные проблемы естествознания, как правило, требуют для своего решения серьёзных изменений в представлениях о времени?
Обратимо время или однонаправлено? Дискретно или непрерывно? Какова его истинная размерность? Равномерен ли ход времени? Как связаны время и причинность в Мире?
Как правильно измерять время, учитывая, что эталонные процессы, т. е. часы, могут иметь совершенно различную природу, а их показания — оказаться несводимыми друг к другу? Что определяет различие собственных времён естественных систем и процессов?
Как представления о времени связаны с иными фундаментальными понятиями естествознания (например, с такими как пространство, материя, движение, заряды, взаимодействие, энергия, энтропия, жизнь, сознание...)?
Можно ли управлять временем или овладеть им? В каком смысле возможна "машина времени"? Возможно ли вневременное бытие?
Если какие-либо вопросы, подобные названным, не оставляют Вас равнодушными, значит вам необходимы единомышленники и оппоненты.
В Московском государственном университете с 1984 г. работает Российский междисциплинарный семинар по темпорологии. Науки "темпорологии" пока нет ни в одном из учебных планов, ни в одном перечне научных специальностей. Чем же на своих еженедельных заседаниях занимаются несколько десятков физиков, математиков, биологов, географов, философов, этнографов, психологов, медиков, культурологов, историков, астрономов?.. Чему внимают любопытствующие студенты?
Цели Семинара:
Деятельность Семинара имеет следующие преимущественные направления:
Докладчикам семинара предлагается список проблем, подходы к решению которых желательно затронуть в выступлении:
Жанр заседаний различен. Это и авторские концепции, и литературные обзоры, и мемориальные доклады об исследователях времени, и ретроспектива фундаментальных работ из классического наследия науки, и общие дискуссии, и "круглые столы".
В сети Интерент поддерживается сайт Семинара (
http://www.chronos.msu.ru/old/seminar/rindex.html), на котором размещены программа Семинара, ретроспектива докладов за 1984 – 2002 гг., аннотации докладов 1994 – 2002 гг., полные тексты избранных докладов, "портфель" предстоящих выступлений.За многие годы работы Семинара создана коллекция публикации о времени. В нее входят классические и современные издания книг, оттиски журнальных статей, переводы многих статей на русский язык, препринты, рукописи... Эта коллекция теперь составляет часть фонда научной библиотеки МГУ и доступна читателям в помещении библиотеки Биологического факультета МГУ. Электронный каталог коллекции размещен по адресу
http://www.chronos.msu.ru/old/crlibrary.html.Недавно Семинар учредил
Web-Институт исследований природы времени (http://www.chronos.msu.ru). Основу Института составляют лаборатории-кафедры. Они ведут научную, образовательную и просветительскую работу для русско- и англоязычных пользователей сети Интернет. Среди 16 лабораторий-кафедр отмечу кафедры "Развитие реляционных методов изучения времени" (руководитель д.ф.-м.н. В.В.Аристов); "Время и культура" (руководитель д. филос.н. В.П.Казарян); "Алгебраическая структура пространства-времени, алгебродинамика полей и частиц" (руководитель к. ф.-м.н. В.В.Кассандров); "Темпоральная топология" (руководитель к.ф.-м.н. А.В.Коганов); "Причинная механика" (руководитель д.ф.-м.н. С.М.Коротаев); "Моделирование природных референтов времени" (руководитель д.б.н. А.П.Левич); "Ритмы и флуктуации" (руководитель к.ф.-м.н. А.Г.Пархомов); "Системная темпорология" (руководитель к.ф.-м.н. В.М.Сарычев) и другие.Деятельность Института основана на индивидуальной и коллективной инициативе профессиональных исследователей и базируется на научных методах постижения Мира. Страницы лабораторий-кафедр включают исследовательские программы и исследовательские задачи изучения времени, программы лекционных курсов; рекомендуемую литературу, толкования ключевых терминов, сведения о руководителе кафедры.
Помимо работы лабораторий-кафедр в деятельность Института входит обеспечение научной инфраструктуры для исследователей времени: электронной библиотеки, электронного журнала, толкового словаря по темпорологии, биографического справочника исследователей времени, трудов Института, работы зала дискуссий.
Если существует нечто единое в исследованиях природы времени, проходящее через различные сферы человеческого знания, то оно, вероятно, откроется свободному уму в процессе нашей работы.