ИССЛЕДОВАНИЯ ВРЕМЕНИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ: НАСЛЕДИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Мелёхин А.И.

 

Время - такая же объективно существующая реальность, как и пространство, поскольку все явления действительности существуют не только в пространстве, но и во времени. Сам объект познания - время является чрезвычайно многогранной стороной окружающей реальности (W.J. Friedman, 2007). Для человека восприятие времени - значительно более трудная задача, чем восприятие пространства (A.N. Perret-Clermont, S. Lambolez, 2004).  В связи с тем, что время текуче, необратимо; отсутствуют наглядные формы; для восприятия времени у человека нет специального анализатора "органа восприятия времени", восприятие времени легко искажается; обозначение временных отношений изменчиво (S. Droit-Volet, J. Piaget, D.M. Eagleman, S. Grondin, D. J. Lewkowicz и др.). Время носит сквозной характер по отношению ко всем психическим процессам, оно пронизывает и связывает их.

Категория времени настолько сложна, что в свою очередь разделяется па некоторые подкатегории, за каждой из которой может стоять свой механизм восприятия. Среди них выделяют следующие аспекты: оценка длительности (отвечает за оценку времени между двумя событиями); порядок или последовательность (определяет, какое событие произошло раньше, какое позже); одновременность и последовательность (проблема минимального интервала, после которого два события воспринимаются как различные); антиципация и планирование.

Время в психологии зачастую выступает как внешний фактор, средство, условие исследования, а не в качестве полноценного объекта изучения. Вместе с тем, время является одним из важнейших человеческих ресурсов и ограничений, а также одним из основных измерений пространства, в котором живет человек (В.П. Зинченко, 2010).

В общей, когнитивной, возрастной, социальной и клинической психологии, изучается восприятие времени.  Только за последние 5-10 лет в таких ведущих научных журналах, как: The Journal of Neuroscience; Acta Psychologica; Developmental Psychology; Journal of Experimental Psychology: Human Perception & Performance; Journal of Cognition & Development;  Child Neuropsychology; Child Psychology Clinical Neuropsychology; American Journal of Psychology, Journal of Cognitive Neuroscience и др., было опубликовано около свыше 100 исследований по тематике: время.

В США, Франции проблема исследования восприятия времени особенно актуальна. В табл. 1 и табл. 2 показана динамика исследований по изучению времени в психологии в отечественной и зарубежной психологии на протяжении 1960 - 2010 г.

Табл. 1

Динамика исследований времени в отечественной психологии с 1960 – 2010 г.

 

1960

1970

1980

1990

2000

2010

1.       Общая психология

2

6

 7

12

26

57

2.       Педагогическая психология

5

8

15

19

17

27

3.       Психофизиология

7

11

17

21

34

78

4.       Возрастная психология и психология развития

3

11

16

19

23

26

 

Табл. 2

Динамика исследований времени в зарубежной психологии с 1960 – 2010 г.

 

1960

1970

1980

1990

2000

2010

1.       Общая психология

5

8

 10

17

19

89

2.       Педагогическая психология

8

12

15

19

17

27

3.       Психофизиология

11

18

24

34

59

112

4.       Возрастная психология и психология развития

12

18

23

43

67

93

 

На основе приведённых данных следует, что по большей части психологов интересует психофизиологическая сторона процесса восприятия времени в норме и патологии, нежели онтогенетическая сторона. По большей части исследования касаются  роли различных психических функций в процессе восприятия времени: внимания, памяти и мышления, а также церебральных структур.

В свете многообразия теорий время и пространство, являются доминантой в плане систематизации, структурирования, способствуют упорядочиванию ребёнком окружающей действительности. Несмотря на это, стоит отметить, что с одной стороны, различными аспектами изучения  времени давно занимаются психологи, но, несмотря на это время для психологии пока еще terra incognita, в связи с существующей проблемой - отсутствия методологического подхода к исследованию времени в психологии развития.

В эту проблему входит, и отсутствие систематичности в категориально-понятийном аппарате при исследования времени в психологии. Нельзя не согласится с мнением А.Г. Асмолова о том что, о природе времени в отечественной психологии известно не достаточно. Научно-психологических разработок, в том числе, экспериментальных исследований по психологии времени по сей день явно не достаточно.

Исследованием времени в психологии занимаются следующие лаборатории: S. Droit - Volet, (Universite Blaise Pascal, Франция); Anne Nelly PerreClermont (Universidade de Neuchatel, Швейцария), D.J. Lewkowicz (Florida Atlantic University, США), W.H. Meck (Duke university, CША), W.JFriedman (Oberlin college, CША), однако в нашей стране также есть лаборатория по изучению времени имени Д.Г. Элькина в Одесском национальном  университете им. Мечникова.

В нем сильны традиции как изучения феномена времени, так и вообще исследования психических феноменов. Известно, что первая лаборатория экспериментальной психологии в России и в Украине, отделенная от кафедр психиатрии, физиологии, философии, была открыта в Одесском (точнее в Новороссийском) университете в 1896 году. Ее основателем и признанным основоположником отечественной экспериментальной психологии был Н.Н. Ланге . Создание лаборатории экспериментальной психологии определили самостоятельные экспериментальные опыты широко исследуемых психических феноменов: внимания и перцепции, которые впоследствии принесли Н.Н. Ланге широкую мировую известность.

Достойным хранителем и продолжателем исторических традиций в науке, идущих от И.М. Сеченова, И. И. Мечникова, А. О. Ковалевского, Н.Н. Ланге стал - Давид Генрихович Элькина (1895 – 1983).

Д. Г. Элькин родился 31 октября 1895 г. в семье служащего. Окончив с золотой медалью Одесскую гимназию, он поступил на естественно-научное отделение физико-математического факультета Новороссийского университета и завершил обучение в 1921 г. В 1921 - 1922 гг. Д. Г. Элькин руководил психологической лабораторией в Институте детской психологии Одессы. С 1922 г. вся научная и педагогическая деятельность Д. Г.Элькина была связана с Одесским государственным университетом. В течение нескольких десятилетий (до 1976 г.) проф. Элькин заведовал кафедрой психологии.

Еще на университетской скамье под руководством Н. Н. Ланге - одного из основоположников экспериментальной психологии в России - Д. Г.Элькин начал заниматься психологией. Его материалистическое мировоззрение складывалось под влиянием передовых идей ученых с мировым именем, профессоров Новороссийского университета И. М. Сеченова, И. И. Мечникова, А. О. Ковалевского и других.

Будучи убежденным психологом-материалистом и блестящим исследователем-экспериментатором, Д.Г. Элькин многие годы жизни посвятил изучению психологических механизмов памяти, внимания, восприятия, а также формирования навыков.

Перу Д. Г. Элькина принадлежит более 200 работ по общей, детской, педагогической, инженерной психологии; многие из них переведены за рубежом.

Наиболее существенный вклад в советскую психологию внесли исследования Д. Г. Элькина по восприятию времени. Исследованием отражения объективного времени Д. Г. Элькин занимался более 40 лет. За этот период ему удалось собрать огромный фактический материал по восприятию времени у животных и человека, у детей и взрослых, в норме и патологии. Его интересовал возрастной аспект в изучении этих проблем. Он стремился использовать полученные данные для решения проблем трудового обучения и физического воспитания детей.

Обобщённые результаты собственных исследований и исследований других ученых (как советских, так и зарубежных) были представлены в докторской диссертации (1961) и монографии «Восприятие времени» (1962). Этот фундаментальный труд был удостоен первой премии К. Д. Ушинского.

Элькин стал одним из первых отечественных исследователей времени в психологии, ибо долгие годы эта проблема была представлена лишь в чисто философской интерпретации. В научном наследии Д.Г. Элькина (например в его монографии “Восприятие времени”,1962) многое заслуживает особого внимания, представляя интерес и для современной науки. В нем, в частности, содержится материал, освещающий вопрос о мозговой локализации временных восприятий и их физиологических механизмах, вопрос о роли различных анализаторов, второсигнальных связей в восприятии времени.

Свою научную деятельность Д.Г. Элькин начал в 1922 г. с исследований восприятия временных и пространственных отношений у детей, особенностей построения ими временной перспективы. В дальнейшем в своих многочисленных исследованиях доказал, что нет специального временного анализатора, равнозначного по физиологическому смыслу зрительному или слуховому. Каждая анализаторная система может воспринимать время с большей или меньшей точностью.

Н.Д. Багрова, ссылаясь на исследования Д.Г. Элькина, отмечает, что слуховой анализатор способен тонко дифференцировать время, зрительный – пространство, кинестетический и кожный в одинаковой мере могут служить для восприятия временных отношений . По мнению Элькина наибольшая точность в восприятии времени (длительности), принадлежит слуховому анализатору. Вообще процесс восприятия времени Д.Г. Элькин отнес к числу сложных аналитико-синтетических процессов, которые характеризуются системным кортикальным строением.

Д.Г. Элькин считал, что механизм формирования условного рефлекса на время принципиально другой, чем тот, что описывал И.П. Павлов. Этот механизм заключался по мнению Д.Г. Элькина, в том, что каждый субъект вырабатывает собственную меру времени, которая выступает как сигнал, который носит опережающий характер. ОН выделил два равных уровня моделирования времени в психике человека (аналогичные разделения представлены в работах С.Л. Рубинштейна и П. Фресса): непосредственное моделирование времени (моделирование времени на уровне первой сигнальной системы); опосредствованное моделирование времени (моделирование времени на уровне второй сигнальной системы). Причем наиболее эффективное воспроизведение временных характеристик, по мнению Д.Г. Элькина, осуществляется при помощи речевых связей, которые сообщают дифференциации времени очень большую точность. Изучению моделирования времени на уровне второй сигнальной системы были посвящены работы Л.Д. Драголи, который рассматривал временные категории речи и дифференциацию времени у детей.

Надо отметить, что научные искания Д.Г. Элькина и его сотрудников протекали в тесном контакте с Харьковской школой психологии, где в 30-е гг. интенсивно велись работы по изучению психического развития детей под руководством А.Н.Леонтьева и при активном участии А.В. Запорожца, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперина и других психологов. Все эти работы, равно как и работы Г.С. Костюка и А.Н. Раевского в Киеве, были объединены общетеоретической позицией – пониманием психических процессов как неразрывно связанных с практической деятельностью человека и представляющих собой особые виды деятельности. Данные исследования позволили Д.Г. Элькину создать действенный научный центр психологической науки на юге страны и особый объект исследования – время.

Перу Д.Г.Элькина принадлежат более 200 работ по различным проблемам восприятия времени: от проблем онтогенеза, специфики развития временных восприятий в музыкальной, спортивной и профессиональной деятельности. до проблем восприятия времени в социальных контактах, в общении человека. Д.Г.Элькин возглавлял симпозиум “Восприятие времени” на 18 Международном психологическом конгрессе (Москва, 1966), был неизменным участником совещаний и съездов по проблемам психологии, проводившихся в Ленинграде и Тбилиси, Киеве и Москве.

Плеяда ученых (Д.Г. Элькин, Л.Д. Драголи, Т.М. Козина, Б.И. Цуканов и др.) Одесского национального университета имени И.И. Мечникова внесли значительный вклад в становление направления – психологии времени.

Вопросами восприятия времени в Одесском университете занималась Т.М. Козина, которая показала, что в основе процессов восприятия времени лежит моторный аккомпанемент, который, настраиваясь в унисон с действующими раздражителями, становится источником сигналов, поступающих в порядке обратной афферентации в мозг и являющихся условием адекватного отражения времени . Восприятие одновременности и моторики изучала А.А. Бефани, а влияние фактора мотивации на восприятие времени в деятельности изучал Н.Ф. Будиянский.

После смерти Д.Г. Элькина научное направление «Психология дифференциации времени» возглавил его ученик – Б.И. Цуканов. Предыдущие исследования проблемы психологии восприятия времени привели Б.И. Цуканова к идее построения целостной концепции психологического времени на основе экспериментального измерения его единицы. 

Б.И. Цуканов пришел к идее о том, что каждый индивид обладает собственной единицей времени – «t-типом» (тау-типом), которая в течение жизни не изменяется. На большой выборке были установлены индивидуальные пределы значений собственной единицы времени в человеческой популяции: 0,7 с < τ < 1,1 с. В.П. Зинченко писал: «Проведенное Б.И. Цукановым исследование удивительно цельно… его идейным ядром является выделение собственной единицы времени».

Несомненным научным и практическим интересом являются исследования Б.И. Цуканова, направленные на установление субъективно-метрологических индивидуальных свойств собственной единицы времени и сопоставление их длительности с индивидуальными свойствами темперамента. Известно, что Б.И. Цуканов выделил пять «τ (тау)-типов», для четырех из них использовал терминологию Гиппократа, а пятому дал название «равновесный», (по Г. Айзенку, индивиды, которые соответствуют «равновесному», находятся в условном нуле; у них средний уровень возбуждения и торможения, которые уравновешивают друг друга) . Установленные Б.И. Цукановым пределы (0,7 с < τ < 1,1 с) позволили разделить индивидов по τ-типу на: «спешащих» (0,7 с < τ < 1,0 с), «точных» (τ=1,0 с) и «медлительных» (τ>1,0 с) субъектов, которые находятся в различных временных условиях, а последние проявляются в индивидуальных особенностях отношения к времени и в поведении во времени. Д.Г. Элькин делил испытуемых только на две группы: на тех, для которых время течет быстро, и тех, для которых течет медленно, но его ученик не только условно разделил испытуемых, а точно установил границы, в которых они находятся в человеческой популяции .

Отношение к прошлому, настоящему и будущему у разных людей неравнозначно, так как существуют различные типы ориентации. Такие ориентации, по мнению Б.И. Цуканова , во многом зависят от конструкции часов индивида, которые откладывают определенный отпечаток на своеобразие временной перспективы личности. Так, индивиды в диапазоне 0,7 с < τ < 0,85 с ориентированы на будущее. В диапазоне 0,86 с < τ < 0,93 с для субъектов наиболее значимо настоящее, субъекты, предпочитающие прошлое, находятся в диапазоне 0,94 с < τ < 1,11 с .

В.П. Зинченко отмечал, что на богатейшем экспериментальном, педагогическом, клиническом материале Б.И. Цуканов показывает, как «живет и работает выделенная константа, не только в переживании длительности, но и в поведении, действии, деятельности, здоровье» .

Широта научных интересов профессора Б.И. Цуканова коснулась большого количества вопросов и проблем как в современной психологии, так и в генетике, геологии, биологии, медицине, эволюционной теории. Так, Б.И. Цуканов охарактеризовал психогенетический закон репродукции индивидов в типологических группах, открыл закон хода индивидуальных часов и построил циклоидную модель переживаемого человеком времени. С помощью которой показал, что психологические переломы, происходящие в определенных возрастных периодах у человека, можно также объяснить с помощью собственной единицы времени. В научный тезаурус ввел метафору «хороших» и «плохих» часов, которая демонстрирует природные предпосылки интеллектуального потенциала личности.

Современные исследования в школе психологии времени продолжились В.Н. Бугановой, Л.Н. Акимовой, Н.В. Головиной, И.А. Страцинской, З.А. Киреевой, В.В. Рыбалко, О.Д. Литвиненко, Р.Н.Свинареко, Т.Д.Мостовой, О.ОСокержинской.

Так, например, В.Н. Буганова развивала направление, связанное с изучением дискретности психического развития в масштабе времени и предприняла попытку распространить закономерности циклоидной модели переживаемого времени (предложенную Б.И.Цукановым) на описание закономерностей жизненного пути личности. В.Н. Буганова определила жизненный путь как последовательность периодов, каждый из которых существенно отличается от всех остальных и имеет свои специфические общечеловеческие цели и задачи

Л.Н. Акимова изучала развитие отечественной экспериментальной психологии на материале Южноукраинского региона;

И.А. Страцинская. установила цепочку возрастных точек, в которых наблюдаются наиболее яркие проявления самоопределения и самореализации творческой личности;

З.А.Киреева развивала направление по изучению абстрактного (опосредованного, понятийного) времени, которое нашло отражение в докторской диссертации «Время как детерминанта онтогенетического развития сознания», в ней реконструирована картина развития  темпорального сознания в онтогенезе на основе применения разных форм концептуализации темпоральной действительности и презентаций знаний о мире, определено смысловое поле человеческого мировосприятия на разных этапах жизни: выделены доминанты в репрезентациях времени, характерные для каждого возрастного периода онтогенеза, установлено соответствие между непосредственно переживаемым временем и понятийным, абстрактным отражением времени. Показана существенная роль опыта, влияющего на осмысление темпоральной действительности при разной степени точности воспроизведения длительности, как психофизиологической основы потенциала познавательной человеческой деятельности

В.В. Рыбалко предложил типологию личностей на основах учета их базовых психодинамических свойств. Эта психодинамическая типология, отмечает В.В. Рыбалко, «важна для проведения адекватного профессионального психологического анализа личности, ее поведения и деятельности».

Сегодня психология времени в Одесском университете имени И.И. Мечникова имеет как свою историю, так и свое будущее, которое неотделимо от современного развития исследований времени в психологии.