© В.А.Саркисов

ФИЛОСОФИЯ И ВРЕМЯ

В. А. Саркисов

Е-mail:
Тел/факс: 124-91-46

Каждый человек ощущает то, что мы называем “временем”, и связывает время с изменениями окружающего мира и, наоборот. Время неразрывно связано с изменениями окружающего мира. И от того, как человек представляет себе изменения, а, точнее, механизм изменений, зависит его представление о времени. Если изменения непрерывающиеся или непрерывные, то и время непрерывно, если прерывающиеся или дискретные – дискретно. Возникает вопрос: какой ответ считать правильным или истинным?

Человек может жить с ощущением любого времени, если оно не мешает ему находить ответы на все возникающие у него вопросы. В противном случае возникают сомнения в верности его представлений времени. Правильное ощущение времени то, которое не противоречит объяснению всех существующих явлений и “укладывает их в рамки” здравого смысла.

Окружающий человека мир связан с осознаваемыми ощущениями, которые мы называем “представлениями”. Может возникнуть вопрос о причине представлений. Если исходить из того, что причина представлений существует, то для объяснения мира возникают соответствующие понятия. В этом случае понятие “представления” отличается и противопоставляется “окружающему миру”. Мы будем исходить из того, что представления не имеют причины, также как свойство мира – движение. В этом случае становятся лишними понятия, отражающие противопоставление представлений окружающему миру, а понятие “представления” становится тождественным “окружающему миру”.

Назовем часть окружающего мира “отражателем”, а то, что его окружает, - “внешними условиями отражателя” (в.у.). Отражатель с в.у. составляют одно целое – представление.

Никто и ничто не может остановить изменения представлений. Каждое конкретное изменение имеет причину. Зная причину, человек может регулировать изменение, например, перемещение автомобиля. В то же время каждое конкретное изменение окружающего мира – проявление известного свойства мирадвижения, которое не имеет причины. Свойство движения – это обязательность или необходимость изменений окружающего мира или наших представлений. По-другому можно сказать, что свойство движения обусловливает способность каждого отражателя изменяться.

Но изменение предполагает неизменность того, что изменяется, не существует без неизменности и неразрывно связано с неизменностью. “Неизменность” – это одинаковое в представлениях, обозначаемое и выражаемое словом или словами: “вещь”, “автомобиль”, “скорость”, “человек” и другие. И изменение – это всегда изменение неизменности – вещи, автомобиля, скорости и т.д. Представления – это громадное множество разных неизменностей. Если бы не было неизменности, то не имело бы смысла говорить об изменении. Поэтому, наряду с свойством движения должна существовать его противоположность - свойство покоя, которое также не имеет причины и обусловливает способность каждого отражателя быть неизменным. Синонимпокоя” - “инерция”. Соответственно свойство покоя называют также “свойством инерции”.

Свойство покоя делает изменения прерывающимися, скачкообразными или дискретными, а свойство движения - не прерывающимися или непрерывными. Такой механизм изменений меняет содержание понятия “непрерывность”, которую правильнее называть “дискретной непрерывностью” или непрерывно следующими друг за другом изменяемыми неизменностями. Примером или наглядной моделью дискретной непрерывности являются следующие друг за другом с постоянной скоростью кадры кинопленкиизменяемые неизменности. Проекция кадров на киноэкран создает ощущения - изображения тел, людей, их перемещений и другие. Аналогично, мы воспринимаем изменение состояния не каждого отражателя в отдельности, а одномоментные изменения всех отражателей. Аналогично частям киноэкрана отражатели никак не перемещаются, но последовательно-дискретные изменения их состояний обусловливают ощущения того, что мы называем телом, его перемещением, цветом, светом, теплом, звуком, болью, человеком и другими словами.

Важной отличительной особенностью дискретной непрерывности является то, что она связана с множеством представлений {П(k)}, каждое из которых предполагает следующее - измененное. Такая связь последовательно изменяемых представлений называется “временной”, а следущие друг за другом изменяемые представления дают ощущение, называемое “временем”. Одно представление - “момент времени”, а количество времени - это количество k следующих друг за другом представлений – моментов времени t(k). Изменение представления П(k) относительно предыдущего П(k-1) мы называем “изменением представления в данный момент времени”, а относительно любого другого представления – “изменением представления во времени”.

Множество изменений представлений относительно предыдущих представлений воспроизводят окружающий мир таким, каким он есть – “реально существующим” или “реальным”. Множество изменений представлений относительно любых других представлений воспроизводит мир “реально несуществующим или “нереальным”.

Какие бы ни были изменения представлений, всегда существует предел их восприятия, который назовем “квантом времени” τ. Например, человек воспринимает изменения-перемещения l любого тела в пределах от минимального ε до максимального L значений. За пределами кванта времени τ человек ничего не воспринимает. Без приборов человек воспринимает промежуток времени больше τ - момент времени, который условно обозначают точкой t=kτ, где k – целое число.

Состояние представления в квант времени безотносительно к другим представлениям – это состояние абсоютной неизменности или абсолютного покоя, которое постоянно изменяет свойство движения. Образно квант времени можно назвать невидимой человеком “остановкой” мира, которую постоянно нарушает свойство движения. В зависимости от кванта времени можно говорить о разном времени. Мы живем и воспринимаем мир в пределах одного-определенного кванта времени и не можем воспринимать мир с другим квантом времени, аналогочно тому, как не видим-воспринимаем изображения на киноэкране при увеличении скорости вращения киноленты.

Человек в каждый момент времени воспринимает изменение представлений только в пределах “кванта пространства L” или L-пространства”, в обиходе называемым “небосводом”. За пределами L-пространства человек не воспринимает ничего. Образно L-пространство можно уподобить гигантскому телеэкрану в форме сферы радиусом L, в центре которого находится человек. Человек “видит”-воспринимает и выделяет в L-пространстве разные объекты - твердые, жидкие, газообразные и другие тела, изображения или отражения тел. Существует громадное множество объектов, воспринимаемых человеком, которые нельзя назвать “телами” в общепринятом понимании, а необходимо считать отражением тел, находящихся в или за пределами L-пространства и называемых “Солнцем”, “звездами”, “планетами” и т.п. Человек воспринимает не то, что мы называем “Солнцем”, находящимся за пределами L-пространства, а его естественное объемное отражение в L-пространстве. С Солнцем у человека связаны ощущения – круглая форма, цвет, свет, тепло, условия жизнедеятельности. L-пространство “усеяно” отражениями объектов, как видимых, так и невидимых человеком. Так называемые непознанные летающие объекты или НЛО могут отражать какие-то объекты в пределах или за пределами L-пространства. Но, в отличие, например, от Солнца, НЛО проявляется, как правило, на небольшом промежутке времени, внезапно возникает и исчезает, движется с громадной скоростью, может заметно изменять условия жизнедеятельности.

Не исключается возможность объяснения НЛО как отражения объектов с другим квантом или другого времени, другого мира. Дискретность времени допускает и делает понятным существование объектов, непонятных с точки зрения непрерывной физики.

Аналогично изменению необходимо говорить онеизменности относительно предыдущего представленияили “неизменности в данный момент времени” инеизменности относительно любого другого представленияили “неизменности во времени”.

Относительная неизменность, по-другому, – это повторяющаяся неизменность следующих друг за другом представлений, которая дает ощущение, называемое “памятью”. Если нет повторяемой неизменности, то память себя никак не может проявить, и говорить о памяти не имеет смысла.

Одинаковое-общее в состояниях всех последовательно изменяемых представлений дает ощущение, которое мы называем “пространством”. По-другому, пространство – это восприятие неизменности, постоянно повторяемой в каждом представлении, в каждый момент времени. Поэтому человек “не может забыть” или “помнит” и постоянно “вспоминает” пространство. В то же время пространство - ощущение настолько постоянное и неизменное, что с памятью никак не связывается.

Но неизменности могут постоянно повторяться не в каждом представлении, не в каждый момент времени, а через определенные промежутки времени или постоянно-периодически и проявляться тем, что мы называем “Солнцем”, “Луной”, “Землей”, “днем”, “ночью”, “временем года” и т.д. Человек также “не может забыть” или “помнит” и постоянно-периодически “вспоминает” неизменности - Солнце, Луну, день, ночь, время года и т.д. Неизменности, повторяемые постоянно-периодически в течение всего времени существования человека, связаны с ощущением, которое мы называем “постоянной памятью”.

Неизменности, повторяемые непостоянно в течение определенного промежутка времени, связаны с ощущением, которое мы называем “непостоянной, переменной, оперативной памятью или, просто, “памятью”. Например, расписание занятий в школе, движение машин на улице, полет самолета, покупка товаров в магазине, питание в ресторане и другие. Непостоянная память проявляется одновременно с постоянной. Отличие постоянной и непостоянной памяти относительно и связано только с временем существования неизменности или одинакового.

Время неразрывно связано с памятью и пространством также, как движение с покоем. Время, память и пространство - неизменные атрибуты окружающего мира.

В момент-квант времени между состояниями каждого отражателя и в.у. устанавливается взаимно-однозначное соответствие, которое назовем “уравновешиванием”. Уравновешивание в живом мире - это то, что называют “приспособлением”.

Выражением уравновешивания являются сам отражатель и его в.у., их состояния или, говорят также, “информация о в.у., записанная в отражателе”, “информация об отражателе, записанная во в.у.” или, просто, “информация о в.у”, “информация об отражателе”. Состояние отражателя – это записанная информация о всех в.у. В то же время информацией мы называем также соответствие между отдельными сторонами в.у., выражаемое звуками, цифрами, словами и т.п. Поэтому дискретная непрерывность не “видит” особой разницы между понятиями “состояние” и ”информация” и делает их синонимами.

Момент времени можно назвать также “моментом уравновешивания”, когда установлено взаимно-однозначное соответствие между отражателем и в.у. Уравновешивание объединяет в себе неизменность - состояние тела и в.у. и их изменение или взаимодействие, результатом чего могут быть соответствующее изменение положения тела в пространстве или перемещение тела. Уравновешивание – категория, отрицающая и развивающая понятие “взаимодействие” и включающая в себя наряду с взаимодействием установление взаимно-однозначного соответствия между телом и в.у. в каждый момент времени. Поэтому “уравновешивание необходимо считать более общим понятием, чем “взаимодействие”.

Способность отражателей уравновешиваться обусловлена третьим свойством мираотражением, которое не имеет причины. Существование свойства отражения делает обязательным или необходимым в каждый момент-квант времени взаимно-однозначное соответствие между отражателем и в.у. или уравновешивание. Необходимость уравновешивания – это то, что мы называем “целью” в широком понимании этого слова. Здесь уместно отметить, что И.П.Павлов считал “свойство уравновешивания с окружающей средой присущим всей материи”. (Асратян Э.А. Очерки по физиологии условных рефлексов. М.Наука,1976, с.6).

Уравновешивание, по-другому, - это процесс притяжения отражателя теми в.у., с которыми должно быть установлено взаимно-однозначное соответствие и которые назовем “условиями уравновешивания”. Поскольку тело и его перемещение в каждый момент-квант времени – результаты уравновешивания, сформулируем закон отражения:

Закон отражения. Каждое тело притягивается условиями урано-вешивания.

Притягиваясь условиями урановешивания, тело движется в определенном направлении – направлении условий уравновешивания.

Закон движения. Любое тело двигается в направлении условий уравновешивания.

Квант времени всегда отличен от нуля. Поэтому можно сформулировать закона покоя:

Закон покоя. Время существования любого тела всегда отлично от нуля.

Три свойства позволяют по-новому взглянуть на мир, просто объяснять любые явления, укладывая их в “рамки здравого смысла”. При этом меняется-развивается содержание понятий, вводятся новые, а часть из понятий становится лишней или ненужной. Остановимся на некоторых из них.

1. Дискретная непрерывность отрицает, делает нереальным существование бесконечного числа частей любого тела и признает его конечным, каким бы большим оно не было. Например, число частей человека в каждый момент времени очень большое, так как включает в себя атомы, клетки, их многочисленные объединения-комбинации. Но это число конечное и разное у разных людей. Поэтому, дискретная непрерывность под “бесконечным числом” должна понимать сколь угодно большое, но конечное число.

Соответственно уравновешивание образно можно уподобить бесконечному числу кинолент, прокручиваемых с определенной скоростью, кадрами которых являются последовательно изменяемые состояния отражателя в целом и каждой из бесконечного числа его частей. В этом случае экран, на который “прокручиваются” эти киноленты, можно уподобить представлению.

Дискретная непрерывность прокручивает информацию о состояниях человека и его частей бесконечным числом кинолент, синхронизированных моментами уравновешивания. Результатом является проявление в каждый момент-квант времени кадров этих кинолент соответствующими картинками или то, что мы назвали представлением. Все бесконечное множество накладываемых друг на друга картинок в каждой момент-квант времени делает представление реальным, а любое другое множество – нереальным. Реальное представление – это бесконечное множество нереальных представлений.

2. Дискретная непрерывность делает одномоментными запись информации в отражателе и воспроизводство или передачу записанной в отражателе информации. Если информация о в.у. записывается в отражателе, значит, она же и передается в.у., и, наоборот. Запись и передача информации отражателем – два неразрывно связанных, взаимозависимых процесса.

Записанная в отражателе информация о повторяемых неизменностях – это память отражателя - постоянная или непостоянная.

Постоянная память делает тело данным, обозначаемым словами: “Земля”, “Луна”, “Солнце”, “человек” и т.д. Данное тело существует столько, сколько существует его постоянная память. Но постоянная память, как и все на свете, изменяется-разрушается, обусловливая изменение-разрушение денного тела. Элементами постоянной памяти являются части тела, без которых его нельзя нельзя назвать так, как мы его называем. Например, элементами постоянной памяти человека являются его жизненно важные части - голова, органы дыхания, сердце, печень, почки, сосуды, клетки и другие; компьютера - монитор, клавиатура, системный блок, связывающие их коммуникации; стола – горизонтальная поверхность; электрической лампочки – светящийся элемент.

Наглядным проявлением постоянной памяти являются ритмы частей человека - сердца, почек, легких, печени, нервных импульсов, содержания сахара в крови, месячные ритмы, сезонные ритмы и другие. Установлены ритмы Солнца, которые не укладываются в рамки существующей физической теории. Но все ритмы связаны-синхронизированы моментом-квантом уравновешивания (остановкой мира). Ритмический характер процессов как в живой, так и в неживой природе - убедительное подтверждение как дискретности времени, так и общности законов развития живой и неживой природы. Постоянная память объединяют всех людей, делает их одинаковыми и кажется настолько привычной и очевидной, что за память не считается. Поэтому память связывают с записанной информацией о непостоянно повторяемых неизменностях. Таких неизменностей – бесконечное множество – содержание кислорода в воздухе, температура воздуха, занятие в школе, вузе и другие.

Деление памяти на постоянную и непостоянную позволяет делить реакции-движения каждого тела также на постоянные-обязательные и непостоянные-необязательные. Обязательными реакциями-движениями тел являются сон, потребление пищи, движение человека к необходимым для жизни в.у., движение намагниченного тела к магниту и другие. Необязательные реакции-движения – разный сон - глубокий, неглубокий, с храпом, потребление пищи дома, в ресторане и т.п., разные пути движения к необходимым в.у., разные характеристики движения намагниченного тела к магниту и другие.

3. Без дискретной непрерывности невозможно понять действие механизма памяти. Поясним это на примере человека.

Механизм памяти, по-другому, - это механизм сохранения и воспроизводства информации о в.у. Сохранение информации – это возможность ее повторения. Вспомнить информацию – значит превратить эту возможность в действительность.

Человек постоянно вспоминает информацию о в.у., записанную в постоянной памяти. Это означает, что, вся информация о постоянно-периодически повтояремых неизменностях сохраняется в человеке и постоянно-периодически им вспоминается. По-другому, можно сказать, что каждая из постоянно-периодически повторяемых неизменностей повторяется через определенные-одинаковые промежутки времени с вероятностью, равной единице. В этом случае будем говорить, что “четкость” воспроизводства информации максимальная Ч=Ч(макс).

Одновременно человек может вспомнить информацию о непостоянно-повторяемых неизменностях. Если бы информация о каждой из этих неизменностей повторялась с вероятностью равной единице, то человек постоянно воспроизводил и вспоминал одну и ту же информацию с Ч=Ч(макс). Чем меньше вероятность воспроизводства каждой из этих неизменностей, тем меньше четкость ее воспроизводства. Человек вспоминает эту информацию начиная с некоторого – “порогового” значения четкости Ч=Ч(п).

Если неизменность повторяется, то она записывается и воспроизводится-вспоминается каждым человеком по-разному и посредством слов. Произнесенное словоэто информация, окрашенная особенностями человека. Поэтому, повторение, например, слова “мама” у каждого связано с образом его мамы.

Уравновешивание обусловливает “автоматизм” вспоминания-воспроизводства человеком записываемой в нем информации о в.у. посредством памяти или мышление человека. Почему человек вспоминает данное слово - отдельный вопрос, который мы здесь рассматривать не будем.

Механизм памяти любого тела - это механизм уравновешивания, установления в каждый момент-квант времени взаимно-однозначного соответствия состояния тела, каждой его части с в.у.

Дискретная непрерывность позволяет по-своему и относительно просто объяснять механизм памяти. В то же время непрерывность лишает здравого смысла такой механизм памяти.

4. Если бы можно было регулировать изменения состояний тела или записанной в нем информации, то можно было превращать нереальное тело в реальное и, наоборот. В то же время все существующие машины и механизмы – это примеры регулирования состояний тел, при котором достигаются наперед заданные результаты – движение автомобиля в нужном направлении с нужной скоростью, полет ракеты и т.д. Но изменение состояний этих тел “привязано” к человеку. Меняя свое состояние, человек одновременно изменяет состояние в.у., в том числе реально существующих тел, которые, притягиваясь условиями урановешивания меняют свою форму, скорость и другие характеристики.

Уравновешивание позволяет человеку осуществлять “бесконтактноеперемещение предметов, получившее название “телекинеза”. Существуют немногочисленные примеры людей с ярко выраженными способностями к телекинезу.

Пусть на столе лежит легкий предмет-шарик. Меняя свое состояние, человек одновременно меняет состояние окружающих в.у., в том числе и реально существующего шарика. Если человек воспроизводит нереальные в.у. с шариком, висящим над столом в точеке а, то это значит, что и соответствующим образом изменяется его состояние и состояние окружающих его в.у., в том числе состояние шарика. Изменяются условия уравновешивания шарика. В результате шарик, притягиваясь условиями уравновешивания, движется по направлению к точке а. И чем четче человек воспроизводит образ шарика в т. а, тем быстрее должен двигаться шарик.

5. Уравновешивание обусловливает способность любого объекта к приему-передаче-сохранению-накоплению информации о в.у. Поэтому нет необходимости вводить и использовать понятие “поля”. Оно становится лишним и ненужным или должно изменить свое содержание. Процесс передачи информации отражателю осуществляется дискретно-квантами и его можно уподобить движению несуществующих, воображаемых “частиц”, эквивалентных во всех отношениях в.у. С другой стороны, - это процесс “волнообразный”, так как изменение состояния каждой “частицы” прерывается моментами ее уравновешивания.

Дискретная непрерывность укладывает в “рамки здравого смысла” оба постулата теории относительности. Фотон - гипотетическая, несуществующая частица, эквивалентная световым свойствам в.у. в каждый момент-квант времени в пределах кванта пространства

L/[l]=c/[c]

Скорость света можно назвать “пространственной скоростью уравновешивания”, которая никак не может зависеть от скорости перемещения ощущения, называемого источником света, аналогично тому, как постоянная скорость вращения киноленты не может зависеть от ощущения - скорости перемещения автомобиля на киноэкране. В то же время непрерывность лишает здравого смысла оба постулата теории относительности. Здесь уместно напомнить высказывание Вавилова С.И.: “Материя, то есть вещество и свет, одновременно обладает свойствами волн и частиц, но в целом это не волны и не частицы и не смесь того и другого. Наши механистические понятия не в состоянии охватить реальность, для этого не хватает наглядных образов” (Вавилов С.И. Глаз и солнце. М., Наука,1982,с. 43).

6. Дискретная непрерывность делает одинаковым-единым механизм перемещения любого тела – живого и неживого, отражения тела. Этот механизм никак не связывает перемещение с возникающей вслед за телом пустотой, что упрощает понимание физических явлений. Понятие “пустоты” становится лишним и ненужным или также должно изменить свое содержание.

7. Перемещения – предмет изучения физической науки. Поэтому единый механизм перемещений – это возможность создания единой теории перемещений или физической теории. Дискретная непрерывность позволяет это сделать посредством обобщения основополагающих понятий физики – массы и силы.

Любая теория неразрывно связана с измерением. Если бы мы могли в каждый момент времени измерять перемещение любого объекта, то потребности в физической теории не существовало. Существующие измерительные приборы позволяют измерять только перемещение эталонных тел в определенных-эталонных в.у.

Как и любое тело, измерительный прибор, а, точнее, чувствительный элемент (ЧЭ) прибора реагирует не на в.у., а их изменение или отклонение от условий уравновешивания. Поэтому любое измерение всегда – величина относительная и безразмерная, показывающая отклонение измеряемой величины от выбранного эталона-единицы измерения. Размерность только подчеркивает относительность измерения.

При перемещении эталонного тела в эталонных в.у. прибор непосредственно измеряют характеристику в.у. - напряженность Е, величина которой равна величине ускорения эталонного тела

Е/[E] = a/[a] = Δl(эт)/[l]

где Δl(эт) – длина показаний эталонной-отградуированной линейки-шкалы прибора, каждому делению которой соответствует одно и только одно значение напряженности E, а, значит, и ускорения a. В то же время любые отклонения тела или его в.у. от эталонных вносят искажения в показания прибора. Искажающее влияние тела и его в.у. на показания прибора, измеряющего напряженность Е, назовем “массой в.у.m(в.у.).

При исследовании многих в.у. искажающим влиянием в.у. тела можно пренебречь, в связи с чем ограничивают искажающее влияние в.у. исследуемым телом. В равной мере это относится и к в.у. тела, которые часто отождествляют с другим телом или телами. Масса в.у, ограниченных рамками тела, - это то, что называют “инертной массой тела” или, просто, “массой тела

m(в.у.) = m(т)

Массу в.у., ограниченных в.у. тела, будем называть “инертной массой в.у. тела” или, просто, “массой в.у. тела” и обозначать

m(в.у.) = m(в.у.т)

Но масса в.у. – всегда одномоментное проявление искажающего влияния тела и его в.у. на показания прибора, измеряющего напряженность Е, и ограничивать массу в.у. свойствами только тела или его в.у. можно только условно. “Масса тела” – понятие непрерывного времени, допускающего отрыв тела от его в.у. и , наоборот. Это необходимо иметь в виду при употреблении понятия “масса тела”. Дискретная непрерывность исключает даже возможность независимого существования в каждый момент-квант времени разных масс, так как квант времени неделим. Дискретностная непрерывность признает существование только одной–единой массы в.у., которая в зависимости от “окраски”, придаваемой в.у., мы называем инертной, тяжелой, гравитационной, электрической и т.п. Соответственно необходимо говорить об одной-единой единице измерения массы.

Если бы не было искажений, понятие массы не возникло бы. В то же время перемещение тела, как правило, связано с искажениями. И для измерения напряженности Е необходимо устранять указанные “искажения” в показаниях прибора. Для этого мы должны увеличивать обе части уравнения во столько раз, во сколько раз уменьшает их искажающее влияние тела и его в.у., то есть безразмерную величину, которую назовем искажением

М = m(в.у.)/[m(в.у.)]

где [m(в.у.)] – масса эталонного тела и его в.у. или единица измерения массы в.у. Искажение М отличается от массы m(в.у.) только размерностью. Масса в.у. – это искажение, “привязанное” к единице измерения массы в.у. Имеем:

М E/[E] = М a/[a]

Переходя к размерным величинам, получим

F = m(в.у.) Е = m(в.у.) a

В произвольных в.у. прибор измеряет искаженное значение напря-женности или то, что мы называем “силой, действующей на тело”, неправомерно отождествляя силу с причиной ускорения тела. Такое представление силы противоречит множеству примеров: человек может менять свою скорость при неизменности “действующих на него сил”; ускорение тела в жидкости не меняется, а “действующая сила” постоянно меняется-увеличивается; человек давит рукой на тело, а ускорения нет и т.п. Причина перемещений любого тела одна – не зависящая от человека необходимость уравновешивания тела и каждой его части, а сила F – характеристика уравновешивания. Причиной перемещений силу делает “непрерывность”, не допускающая прерывание изменений, когда нет никаких сил.

Дискретная непрерывность исключает возможность независимого существования в каждый момент-квант времени разных сил, так как квант времени неделим. Дискретная непрерывность признает существование только одной–единой силы, которую в зависимости от “окраски”, придаваемой в.у., мы называем “электрической”, “магнитной”, “тяжелой” и другими.

Будем говорить об искажениях тела и в.у. тела

М = М(т) = m(т)/[m(т)] = Δl(т) / Δl(эт)

М = M(в.у.т) = m(в.у.т)/[m(в.у.т)] = Δl(в.у.т) / Δl(эт)

Искажения М(т) и М(в.у.т) отличаются друг от друга настолько, насколько отличаются искажающие влияния тела и его в.у. Соответственно отличаются друг от друга и эталоны-единицы масс [m(т)] и [m(в.у.т)]. Искажения М(т) и М(в.у.т) могут быть равны друг друг другу, а массы m(т) и m(в.у.т) несоизмеримо разные. Аналогично, чтобы увеличить уровень воды в сосуде и океане на одну и ту же величину, нужны несоизмеримо разные объемы воды.

Для одномоментного устранения искажающего влияния тела и его в.у. искажение М должно быть

М = М(т) М(в.у.т)

Физический смысл выражения в том, что для измерения напряженности Е необходимо показания измерительного прибора или искаженное значение напряженности F одномоментно-одновременно изменить во столько раз, во сколько его искажают тело и в.у. тела, то есть разделить одновременно на М(т) и М(в.у.т). Соответственно

m(в.у.) = m(т) m(в.у.т)

Непрерывная физика понять и объяснить физический смысл выражения не в состоянии, так как рассматривает массы m(т) и m(в.у.т) в отрыве, независимо друг от друга.

Для разных единиц массы в.у. [m(т)] и [m(в.у.т)] можно записать

[m(т)] = k [m(в.у.т)]

где k – коэффициент связи между разными единицами измерения массы в.у. Тогда

М=k m(т)m(в.у.т)/[m(т)] [m(т)]

m(в.у.) = k m(т) m(в.у.т)

Е = F /m(в.у.) = F / k m(т) m(в.у.т)

F = m(в.у.) а = k m(т) m(в.у.т) a

Коэффициент связи между разными единицами массы k – константа, такая же как, например, коэффициент связи между секундой и минутой. Еще раз объясним природу этой связи.

Любое измерение, в том числе и измерение напряженности Е, – это величина отклонения от эталона. Измерителем напряженности Е является ЧЭ прибора, шкала которого отградуирована таким образом, что при перемещении эталонного тела в эталонных в.у. стрелка должна показывать точное значение напряженности Е и соответственно ускорения а, так как в этих условиях нет искажений. Если возникаюшие искажения напряженности Е связаны только с отклонением тела от эталонного, то мы говорим об искажениях М(т) и массе тела m(т). В противном случае мы должны говорить об изменении эталона, необходимости выбора нового эталона и соответственно об искажениях М(в.у.т) и массе m(в.у.т). Но какие бы эталоны мы не выбирали, измерителем напряженности является один и тот же прибор с одной и той же градуировкой шкалы, каждое деление которой в любых эталонных в.у. должно однозначно соответствовать определенной величине напряженности Е и ускорения а. Установленная-неизменная градуировка шкалы прибора является условием связи разных единиц измерения масс [m(т)] и [m(в.у.т)] и подчеркивает неразрывную связь физической теории с измерением. Аналогично, установленная-неизменная градуировка шкалы часов – условие связи разных единиц измерения времени – секунды и минуты.

Можно дать следующие определения:

Определение. Напряженность Е – характеристика уравновешивания, равная по величине ускорению тела а.

Определение. Масса искажающее влияние в.у. на показания прибора, измеряющего напряженность Е.

Определение. Сила F – искаженное значение напряженности Е.

Время – ощущение, обусловленное нашими представлениями о механизме изменений, дискретности или непрерывности. Доказать дискретность времени – значит использовать дискретность изменений для единой и более общей интерпретации всех существующих явлений, при которой их понимание “укладывается в рамки” здравого смысла, в том числе явлений, объяснить которые “непрерывность” не может. Но это требует изменения наших представлений о мире, развития существующих понятий, введения в широкий научный оборот наряду с движением, свойств покоя и отражения в том виде, как было определено выше.