20 лет работы семинара

Комментарии В.М. Сарычева

СЕМИНАР И ВРЕМЯ

Я назвал свой комментарий: “Семинар и время”.

То, что мы отмечаем двадцатилетие семинара по изучению феномена времени, говорит о том, что наш семинар не только имеет время своим предметом, не только погружен во время, но обладает собственным временем. Более того, можно даже полагать (как это ни покажется кощунственным), что он продуцирует собственное время. Во всяком случае, эта дата – прекрасный повод для того, чтобы взглянуть на столь необычный объект из разных представлений о времени, а главное – испытать эти представления на таком объекте.

Обсуждение темы: “Семинар и время” - естественно начать с прояснения того, что такое наш семинар.

Что есть наш семинар –

большая коммунальная квартира,

Где уживаются

те, в ком согласья нет?

Или история,

что нас в одном котле варила?

Или со-бытие

длиною в двадцать лет?

Действительно, что такое семинар? В одном отношении он подобен времени. На него нельзя указать, сказав: “вот это”. Правда, о нем можно сказать, что он есть или его нет (хотя его бытие не такое, как, например, у сыра). А о времени нельзя даже сказать, что оно есть, не впадая в логическую ересь.

Семинар – это форма, подобная пламени свечи. Через него, как форму, протекает “субстанция”: участники, докладчики. Некоторые протекают через эту форму всего один или несколько раз, другие – регулярно в течение большего или меньшего времени, а некоторые – их можно пересчитать по пальцам – циркулируют в его пламени в течение всего или практически всего времени существования семинара. Для одних участников семинара это развлечение или хобби, для других – это значимая часть их жизни.

Совершенно особая роль в жизни семинара у его основателя и руководителя Александра Петровича Левича. Он, если продолжить аналогию, подобен фитилю свечи, который, сгорая сам, поддерживает пламя в течение столь долгого времени. Многие из нас даже не предполагают, какой отдачи энергии, каких затрат времени требует от Александра Петровича поддержание существования семинара.

Семинар, на заседании которого мы присутствуем, и двадцатилетие работы которого я комментирую, необыкновенен в том отношении, что он собирает аудиторию людей, интересующихся временем, так долго и в такие непростые времена. Впрочем, возможно это естественно и закономерно.

Заседания семинара можно также рассматривать как цепочку дискретных событий в жизни его участников и докладчиков, как некоторые короткоживущие виртуальные со-бытийные целостности. Эти события могут оставлять более или менее глубокие следы в памяти его участников. Мне хочется пожелать всем нам, чтобы заседания этого семинара как можно чаще оставляли в нашей памяти глубокие следы.

О семинаре можно говорить еще очень долго, но, поскольку это семинар по изучению феномена времени, а времени для выступления у меня мало, перейдем к времени.

Что можно сказать о юбилее семинара из разных представлений о времени? Начнем, естественно, с ньютоновского представления о времени, с представления о времени классической физики. (Мне было бы трудно рассматривать юбилей семинара с точки зрения релятивистской физики. А в квантовой физике время вроде бы осталось ньютоновским?) Так что можно сказать о юбилее семинара с точки зрения ньютоновского представления о времени?

Как известно, абсолютное время Ньютона безотносительно к миру, равнодушно к нему, к происходящему в нем и с ним. С точки зрения такого представления можно сказать, что за время между событиями первого и последнего заседаний семинара Земля совершила двадцать полных оборотов вокруг Солнца. И все. До этого и после этого Земля совершала и будет совершать таким же образом свои обороты вокруг Солнца. (Поэтому ее движение и можно использовать в качестве часов.)

Время между первым и последним заседаниями семинара можно измерять и периодами электромагнитных волн. (Только трудно будет выбрать моменты начального и конечного событий с такой точностью.) Тогда длительность работы семинара будет выглядеть гораздо внушительней. (Как говорил в известном мультфильме Удав: “А в попугаях я еще длиннее”).

С такой трактовкой нашего юбилея (а заодно дней рождений каждого из нас и прочих юбилеев) можно смириться (зато, мол, это время всеобщее). А можно попытаться выстроить другие, интуитивно более соответствующие предмету представления о времени.

Что нас (во всяком случае, меня) интуитивно не устраивает в трактовке юбилея семинара с точки зрения времени Ньютона? Какое представление о времени мне представлялось бы более адекватным для такой сущности, как семинар?

1. Ньютоновское время – это внешнее время, время между событиями (подобное внешнему пространству между точечными массами). Время семинара, напротив, я склонен рассматривать как внутреннее время, связанное с работой семинара.

2. Время Ньютона – это “пустое” время. Время семинара – это время, наполненное содержанием.

3. Время Ньютона – всеобщее, а потому ничье конкретно. Время семинара это его собственное время, а не мое, не ваше и даже не Александра Петровича, и тем более не собственное время, например, Университета, или Земли. Наделяя семинар его собственным временем, мы индивидуализируем и семинар, и его время.

4. Абсолютное время Ньютона не имеет укорененного в мире носителя (Ньютон полагал, что носителем абсолютного времени и пространства является Бог). А семинар является носителем собственного времени.

Небольшое, но важное отступление. В связи с тем, что мы отмечаем двадцати-летие работы семинара, следует обсудить связь времени и числа.

Можно полагать, что возможность рассматривать время как число появилась вследствие абстракции времени от реальности, от происходящего. В результате такой абстракции время оказалось не зависящим от реальности, от происходящего, стало равнодушным к своему содержанию, стало таким же идеальным, как число. Такое время легко отождествить с числом (напомню, Ньютон полагал, что абсолютное время есть чистое количество). Время стало параметром. Обезвремененная реальность стала рассматриваться на фоне такого абстрагированного от реальности, от происходящего абсолютного времени, связывающего (вместе с абсолютным пространством) все со всем, делающего мир единым. (Единство мира также обусловливается законами природы, справедливыми везде и всегда.)

Поскольку время само по себе не наблюдаемо, в качестве его образа была использована прямая. Математической моделью времени стала числовая ось. Это повлекло за собой представление об одномерности, бесконечности, непрерывности времени. Время было опространствлено. Временной порядок был заменен пространственным. Моменты такого времени не появляются раньше – позже один другого, а наличествуют все одновременно (напомню, что Эйнштейн разделял такую точку зрения). Перекодирование пространственного порядка во временной требует отсутствующего в математике движения. Отсюда использование Ньютоном логически некорректной метафоры о течении или ходе времени (еще и равномерном).

Абсолютное время Ньютона –это математическое время, время-число. Известно, что числа подразделяются на порядковые и количественные. По аналогии с ними следует говорить о порядковом времени (раньше – позже) и количественном времени (длительности). Это два лика времени.

Математическому времени, времени-числу длительность и порядок могут только приписываться как идеальные свойства. Часы нужны не только для измерения времени, для перевода реально длящегося времени в число, но и для обратного перевода числа в реально длящееся время.

Вернемся к отличиям абсолютного времени Ньютона от собственного времени семинара. Начнем с времени-количества или длительности.

5. Время Ньютона бесконечно делимое. Оно не имеет собственной меры, аморфное, бесструктурное. Время семинара организовано, структурировано. Оно имеет собственные меры.

Количественное время задает масштабы упорядочиваемых единиц. В случае семинара в качестве таких повторяющихся единиц выступают заседания семинара (вместе с разделяющими их паузами), а также имеющие единую программу семестры. (Годы являются внешними по отношению к семинару единицами времени.) Заседания семинара подразделяются на краткие сообщения, доклады, вопросы/ответы и обсуждения. Они задают временной ритм заседаний. Указанные единицы определяют иерархическую многоуровневую структуру собственного времени семинара.

6. Абсолютное время Ньютона бесконечно, безгранично. Собственное время семинара конечно, поскольку конечно время существования его носителя – семинара.

Конечно также собственное время и субстрата семинара – наше с вами собственное время. Древние греки полагали период жизни человека равным семидесяти годам. Еще они говорили, что человек – мера всех вещей. Отношение двадцати лет к семидесяти, близкое по порядку к трем десятым, характеризует значимость этой даты.

Перейдем к времени-порядку.

7. Для времени Ньютона безразлично, прямой ли порядок, или обратный. Для собственного времени семинара его направление необратимо. Существование семинара – это процесс, всегда направленный от начала к концу (жизненный цикл). За время существования семинар претерпевал различные метаморфозы. Менялся состав его участников и докладчиков (“иных уж нет, а те далече”). Цикл его жизни можно подразделять на более или менее однородные фазы. Наверное, можно выявлять какие-то закономерности развития сущностей этого вида, закономерности развития и исчерпания их потенций. Соответствующее этому процессу время можно назвать возрастным.

8. С другой стороны, в жизни семинара наверняка играли важную роль случайные события (о них, как и о всем прочем, лучше всех осведомлен Александр Петрович). В этом случае можно говорить об историческом собственном времени семинара.

События никак не трансформируют время Ньютона. Исторические события в жизни семинара делят собственное время семинара на качественно различные время до события и время после события.

9. Время Ньютона однородно. Собственное время семинара – его возрастное и историческое время – принципиально разнородны не только количественно, масштабно, но и качественно.

10.Мир классической физики не наделен памятью. Семинар является носителем памяти. И возрастное и историческое время семинара подразумевают существование у него (опосредуемой субстратом) памяти.

11.Время Ньютона проходит. Собственное время семинара, являющегося носителем памяти, его возрастное и историческое времена накапливаются. Отсюда самоидентичность качественно изменяющегося семинара на протяжении всего времени его существования. (Отсюда трудно вообразимая самоидентичность человека от оплодотворенной яйцеклетки до взрослого, обладающего индивидуальной историей.)

12.Время Ньютона не имеет настоящего, прошлого и будущего. Поскольку семинар наделен памятью, он обладает прошлым. Это позволяет говорить и о настоящем, и о будущем семинара. Эти модусы времени не последовательны, а одновременны и разносущностны.

Настоящее семинара не является не имеющей длительности границей между прошлым и будущим. Оно имеет конечную длительность. Оно, как нечто качественно определенное, начинается, длится и заканчивается. В определенном смысле есть только настоящее время. Только оно обладает ароматом подлинности. Недаром в русском языке слово настоящее имеет два смысла: один – настоящее время и другой – подлинное, неподдельное. (Время Ньютона полностью лишено этого аромата.) Шаги собственного времени семинара, это переходы от одного его настоящего к другому.

Существования прошлого и будущего имеют другие статусы. Прошлое и будущее обретаются в настоящем (больше им негде обретаться). Они не происходят в настоящем, а существуют в нем.

Семинар располагает целым спектром разномасштабных настоящих. В качестве настоящего можно рассматривать (пока оно не закончилось) данное мое выступление перед вами, или сегодняшнее заседание семинара, или текущий семестр его работы. В пределе в качестве настоящего можно рассматривать всю еще незавершенную, не ставшую одной лишь историей деятельность семинара. В этом случае семинар разом обретет все свое прошлое, но только после того как, закончив свое существование, утратит будущее. Но прошлое семинара уже не будет принадлежать ему, когда его не станет. Его приватизируют (если будет что) другие сущности, а если повезет – культура.

Аналогично в качестве прошлого можно рассматривать прошлые сообщения и доклады на семинаре, прошлые заседания семинара, прошлые семестры и, в пределе, всю прошедшую работу семинара.

Каждому настоящему соответствует свое прошлое и свое будущее. И все они, в том числе и прошлое, изменяются от одного настоящего к другому. Ибо настоящее придает им свой неповторимый смысл. (Здесь следовало бы рассмотреть аналогию время – книга, но это требует отдельного большого доклада.)

13.У Ньютона время имело сакральное происхождение. А каково происхождение собственного времени семинара? Существование семинара не осуществляется автоматически, не происходит само собой. Оживляющая его субстанция (Александр Петрович и Ко) должна непрерывно бороться за его существование. (Так непрерывно борется за свое существование все живое. А Солнце или Земля длят свое существование посредством происходящих в них или с ними необратимых процессов.) Поэтому можно говорить о том, что семинар продуцирует собственное время.

Собственное время семинара, которое мы противопоставляли абсолютному времени Ньютона, нельзя рассматривать как единое представление о времени. Здесь должно говорить, по крайней мере, о трех разных представлениях о времени: о структурированном времени-количестве, а также о двух порядковых временах: возрастном и историческом. Последние можно объединить в возрастно-историческое время. Естественно, что такое деление представлений о времени может иметь место только в мышлении.

Для структурированного времени-количества можно построить математическую модель, в которой время будет изображаться не числовой осью и не натуральным рядом, а числовым рядом, имеющим иерархическую структуру. Для возрастного и исторического времен построение математических моделей проблематично ввиду их качественной разнородности. Счет нашей жизни не отличающимися друг от друга годами привычен, но мало осмысленен.

Семинар не существует в пустом пространстве и времени. Он множеством нитей связан с окружением, входит составной частью в множество сущностей, пересекается с множеством сущностей. Собственное время семинара взаимодействует с собственными временами этих сущностей. Большей частью это времена, “в которые нас попало”. Это события исторического фона семинара. Это еще один раздел рассматриваемой здесь темы.

14.Время Ньютона линейно. Если вообразить, что из недр нашего семинара появится ряд семинаров, то собственное время семинара можно было бы рассматривать как ветвящееся. Это соответствует дивергенции происходящего. Интересно, что при мысленном движении от более позднего периода к более раннему ветвящееся время представляется линейным. Свобода выбора также требует представления о потенциально, виртуально ветвящемся времени. Ветвящееся время – это еще одно представление о времени.

15.Я совсем не затронул время в деятельностной парадигме, когда субъект не наблюдает объект, а преобразует его (а заодно и себя). Здесь потребуется еще одно представление о времени.

Я заканчиваю обсуждение темы: “Семинар и время”. То, что я сказал о собственном времени семинара, безусловно, можно было бы сказать о собственных временах самых разных сущностей: Земли, живых организмов, человека и человеческих общностей, языка и т.п.

Возможно, в следующем семестре я смогу рассказать обо всем этом более подробно, если до этого продлится мое собственное время, а в планах Александра Петровича найдется для этого место.

И в заключение об очень важном. Я был бы очень огорчен, если бы все сказанное мною было понято как выступление против времени классической физики – абсолютного времени Ньютона, как предложение о разработке других представлений о времени вместо абсолютного времени Ньютона. Абсолютное время Ньютона, как и геометрия Евклида, имеют непреходящую ценность. Другие представления о времени должны развиваться не вместо абсолютного времени Ньютона, а в дополнение (в смысле Н. Бора) к нему. Здесь речь шла о представлениях времени, более адекватных для нефизических наук (наук о Земле, о живом, о человеке, о языке.), чем время классической физики. Я вскользь упомянул о некоторых свойствах, которыми было бы желательно наделить такие времена. Для нефизических наук важны структура времени, возрастное и историческое время, память. А абсолютное время Ньютона должно выступать по отношению к другим моделям времени в роли фона. Удерживая его, мы сможем логически корректно говорить о таких вещах, как неоднородность времени, его замедление или ускорение и т.п.

В двадцатом веке физика дерзнула заняться историей (первым делом, конечно, историей Вселенной, а не такой мелочью, как, например, историей ядер радиоактивных элементов). Здесь она вступила на путь, который потребует трансформаций представлений о времени гораздо более глубоких, чем таковые в специальной и общей теориях относительности. Если это произойдет, то это будет уже другая физика. Она будет заниматься эволюцией Вселенной (но не историей Вселенной как цепью случайных событий). Будет ли она называться по-прежнему физикой, или, например, космогонией – это уже проблема языка.

Нефизические науки отличаются от физики тем, что их предметом являются организованные сущности, организация которых не проистекает из всеобщих законов, а является продуктом длительной эволюции. Поэтому они в принципе не должны походить на физику, не должны стремиться к этому. Поэтому представления о времени в нефизических науках должны радикально отличаться от таковых в физике.

К сожалению, в последнее время, в работе нашего семинара имеет место заметный перекос в сторону физики как по составу участников, так и, что более важно, по тематике докладов.

В конце мне хочется сказать о важности представлений о времени в повседневной жизни всех людей. Здесь, благодаря школьному образованию, абсолютное время Ньютона занимает монопольное положение. А любая монополия плоха. Поэтому разработка альтернативных представлений о времени чрезвычайно важна для освобождения людей от односторонних стереотипов.