Синтез временной формы процессов

 

Ю.К.Стрелков

 

Введение

Исходя из  текстов А. Бергсона мы уже  пытались оттенить психологический смысл длительности, но, по-видимому, его нельзя раскрыть, не обратившись к рассмотрению временного синтеза.   По Бергсону, длительность – « форма, которую принимает  последовательность наших состояний сознания, когда наше я просто живет», «взаимопроникновение, общность, внутренняя организация», «ткань психической жизни». Все здесь напоминает о синтезе – ткань, общность, последовательность. За длительностью стоят  сознание, память и свобода (Делез). Но важно не забыть о процессе,  который длится, в который включен человек.  Процесс предполагает метод,  освоенный человеком и  потому воспроизводимый.

Выделив в качестве первого процесса деятельность, мы сразу же понимаем, что это всего лишь  один из  множества  процессов, подобных множеству рукавов,  на  которые  разделяется река в  дельте, и  потому  рассмотрение не может ограничиться только одним процессом. Рассматривая труд операторов транспортных систем, мы предвидим необходимость синтеза  многомерной временной формы множества процессов.

Что такое время?

 Мера движения? Характеристика процесса? Форма процесса?

Обычно о времени говорят так, словно оно - особая субстанция.  При этом подчеркивают, что это только форма, априорное условие возможности. Разве можно схватить форму саму по себе, отдельно от содержания?

 Время - средство, которое позволяет говорить о процессе. Но из текстов Ф.Жюльена мы видим, что процессе можно рассматривать и без понятия времени -  такова китайская традиция.   Европейцы  иначе исследуют процесс, поскольку добавляют положения   о собственных свойствах времени - осмысленность приуроченность, продолжительность, публичность (М.Хайдеггер). Мы ищем, чему приписать столь мощные свойства, получается – жизни. Но и здесь возникает трудность, поскольку время не совпадает с жизнью. Особенно отчетливо об этом свидетельствуют тексты Хайдеггера и Мерло-Понти, которые подчеркивают, что время - поток, экстаз, синтез.

Китайцы о процессе рассуждают скромно, но точнее (Жюльен). Быть может, время затуманивает наш разговор, не позволяет ясно выражаться? Возможно, сбивает с толку противоречивость самого времени, разнообразие, охватываемое уже только  одним набором временных терминов.   Восприятие интервалов – пустых пауз или длительностей звуков - и синхронизация деятельности с процессами в окружающем  мире европейцы интерпретируют в терминах времени. С временем что-то не так. Китайцы редко используют слово время, но у них точные календари и астрономическими предсказаниями. Может быть, причина в том, что мы воспитаны на принципах формальной логики, которые разрушаются под  натиском времени?   Но даже если мы по каким-то причинам откажемся от  понятия время, мы очень скоро поймем, что нужны по крайней мере временные термины - они есть и в китайском языке. Временные  термины, такие как длительность, последовательность, одновременность, синхронизация, предполагают качественные изменения, которые происходят в самом процессе,  они выражаются этим словом – процесс.  Все вместе они позволяют яснее увидеть процесс, изменения в нем. Нужно ли сделать попытку говорить о процессе, только с помощью набора временных терминов, не употребляя самого понятия времени. Но как отказаться от фундаментальных положений о свойствах времени?

В текстах о длительности, где почти нет слов о времени, нам не удавалось избежать этих  фундаментальных положений о времени  - осмысленность приуроченность, продолжительность, публичность.

Что такое время? Поражает многообразие и пестрота определений времени. Издавна известно и многие с этим легко соглашаются до сих пор, что время – это мера движения, изменения. При этом связывают время с процессом, который можно выделить и подвергнуть измерению.

Ясно, что при таком понимании время может быть отделено от процесса, поскольку процесс подлежит измерению с применением различных мер, а время – всего лишь инструмент, который приложен к процессу.

 Известна другая точка зрения, в основе которой лежит понятие формы: время - это форма процесса. Процесс  - меняющееся, подвижное, динамичное, которое при этом имеет форму – внутреннюю структуру, ритм,  распределение длительностей, моменты синхронизации, одновременность, последовательность, периоды и циклы. Это форма не пространственная, которую легко представить - она статична, а временная, сама изменчивая и подвижная, иначе она не могла бы  выражать процесс, нести информацию о нем. Форма неотделима от содержания, как время - от процесса.

Разница между определениями проявляется при сопоставлении терминов мера и форма. Несомненно, что мера – есть нечто, относящееся к форме, формальное, но она напоминает о единице и  количестве единиц. Не следует забывать и о преобразованиях, которые могут быть выполнены над числами,  - они подчиняются определенным правилам, и на них наложены различные ограничения.

Форма шире, чем мера,  указывает на структуру, устойчивость изменений в потоке движения содержания – ведь речь идет о процессе.

Если концепция времени как меры движения – на одном полюсе, то мы уже близки к другому полюсу – и можем признать, что время – качественная характеристика процесса. Это означает, что  рассматривая время процесса мы увидим его качественные особенности, то, что отличает его от других  процессов. Такое  понимание ведет нас к особому словосочетанию – собственное время процесса.  В нем сливаются время и качественные особенности процесса. Но как можно выделить качественные особенности времени, если оно является характеристикой, раскрываемой с помощью бедного набора временных терминов? Видимо, список временных терминов указывает еще на что-то, лежащее за его пределами, вневременное,  качественное, что требует работы органов чувств -  наблюдения, прослушивания, ощупывания  -  работы  психики, сознания и т.д.

 Между тем, мы замечаем, что и сам список временных терминов пока не приведен сколько-нибудь полно. Термины настоящее, прошлое, будущее, переходы между ними, их синтез, должны быть названы среди  временных терминов.

Термин настоящее напоминает о субъектности процесса, по крайней мере, одного из многих процессов, на которые сразу указывает слово время. Когда мы говорим о субъектности процесса, мы подразумеваем, что процесс совершается с участием человека, что исход процесса зависит от него («субъект удерживает своим усилием» (М.К.Мамардашвили) сам ход процесса). «Настоящее» - констатирует  субъект, исполнитель процесса деятельности, сопоставляя процесс, который он осуществляет, с ходом своей жизни, в которой он различает  прошлое и будущее. Уже самое первое определение, отсылающее к понятию меры, к ее  применению, предполагает, одновременность (синхронность), и ее развертку, растяжку -  синхронизацию, соотнесение и гармонизацию с другими.  Множественность предполагается и понятием, исходящим из формы: форма процесса предполагает не один процесс, а  множество, другие процессы, которые  подразумеваются уже  такими терминами  как срок и событие.

Множество процессов, которые контролирует субъект в ходе деятельности, должно содержать не просто деятельность по измерению временных интервалов, длительностей,  предполагающих выделение моментов начала, конца и проч., а саму жизнь человека. Она входит в понятие времени.  Применение меры движения, сама деятельность измерения требует введения психики, таких ее функций, как восприятие, внимание, мышление, память, ожидание, сознание. Качественная характеристика процесса предполагает технологию,  пространство и энергию, язык (этим-то  мы уже воспользовались,  приступив к рассмотрению списка временных терминов). Язык подразумевает и другого человека рядом с субъектом, осуществляющим процесс. О времени говорят не в связи с человеческим бытием, а как о самой жизни человека, его бытии («Время человеческого бытия» - Н.Н.Трубников). О времени говорят так, как о человеке.

Можно ли говорить о процессе как таковом? Китайцы не используют понятия времени.  Но чтобы дать полную характеристику процесса, они должны включить в нее человека, показать его роль.

 Временная форма.

Хотя без временных терминов не обойтись, временная форма не поддается передаче словами, не может быть выражена в понятиях. Со стороны актора – субъекта, который стремится передать форму, необходимо действие – усилие и мастерство, это обеспечит успешное точное исполнение. Со стороны наблюдающего требуется внимание и способность схватить идею совершающегося процесса как целого, заметить в нем детали  - крупные и мелкие, тонкие, важные для  выражения целого. Требуется понимание и сопереживание. Временная форма предполагает настоящее - действие, совершающееся  перед глазами наблюдателя. Ему должен быть известен контекст действия и намерения исполнителя. Собственное время процесса  - это понятие здесь привлекает к себе внимание.

Временная форма процесса деятельности определяется множеством разнообразных внешних  процессов, которые задают темп и ритм движений, действий человека. Стремление синхронизировать ритм и темп своих движений заставляет  человека спешить или «притормаживать»,  чтобы успеть в определенное место к  определенному моменту. Синхронизация обеспечивается целостным согласованным функционированием восприятия, памяти, эмоций и  определяется в психологии как решение интеллектуальной задачи, поскольку требует схватывания  пространственных и временных отношений.

Такие действия выполняются успешно птицами и млекопитающими, которые в процессе погони способны двигаться наперерез.  Они не требуют сознания и предполагают лишь целостность исполнителя, его сосредоточенность  на цели, четкое восприятие пространственных и временных характеристик процессов в окружающем мире.

Временная форма действия задана изнутри и воспроизводится  субъектом по памяти.

 

Пример.  Прыжок в длину, в высоту, прыжок с шестом. Разбег имеет свою временную структуру также как и полет. Чтобы исполнить его, спортсмен должен основательно подготовиться, сконцентрироваться, выйти из режима обычной  жизни, где процессы идут иным образом (так,  на легкоатлетическом манеже спортсмен ждет своей очереди, наблюдает за  прыжками других участников соревнований, внутренне готовится к прыжку). Действие имеет свой ритм и свою логику, которую нужно точно воспроизвести, но воспроизвести целиком, не задумываясь над деталями и не останавливаясь на переходах между ритмическими формами. Опорой являются скорость, пространство и энергия. Самоконтроль сохраняется, а рефлексия не влияет на процесс  (или влияет в незначительной степени). В прыжке основой является ощущение достаточности кинетической энергии, набранной при разбеге, для выполнения  полета на требуемую длину или высоту. Очень близким индикатором является ощущение достаточной скорости движения. Все эти показатели используются при анализе прыжка, когда  спортсмен и тренер стараются выяснить причины неудачи. Здесь оказывается, что спортсмен  подметил и запомнил свои промахи, хотя при исполнении казалось, что он превратился в своеобразные часы, биологический автомат, сосредоточенный на цели. Тщательная проработка всех деталей процесса на тренировках, вразбивку, с оценками и комментариями тренера, показывает, что роль сознания в формировании временной структуры действия велика.

Выступает ли здесь отличие временной структуры от пространственной?

Временная структура существует в исполняемом действии, она требует усилия исполнителя и внимания наблюдателя. Пространственная также, ведь это пространственная структура процесса. Заданная пространственная структура кажется легко  представимой, но и заданную временную структуру легко выразить, если владеть  определенной формой записи. Несомненно, есть отличие в способах записи, представления.

Временная форма появляется только тогда, когда о времени процесса начинают говорить или думать. При этом попытка говорить о времени может оказаться неудачной - процесс выделить не удается. Только хаос.

 Есть ли процесс, когда о нем перестают думать? Процесс предполагает структуру, способность субъекта удерживать цель,  сохранять целостность задания (принятого и запомненного) и действия; предполагает связность действия – адекватность контексту, другим действиям, уже выполненным и еще только планируемым; предполагает связность движений,  их логику в соответствии с целью и обстоятельствами,  пространством, энергией и другими процессами; предполагает целостность структуры и сохранение процесса в пределах допусков. Процесс предполагает упорядоченность исполнения,  поддерживаемого вниманием и контрольными операциями; предполагает избирательность, концентрированность исполнения, готовность преодолеть препятствия, которые возникают по ходу исполнения; предполагает стремление довести до конца начатое действие и необходимость отчитаться о выполнении полученного задания. Все это вместе и многое другое -  есть временной синтез, пассивный, когда  процесс идет сам собой автоматически, при достаточно глубоких уровнях контроля за исполнением, и активный, когда за пределами текущего исполнения возникают мысли о времени.

Не отказываемся ли мы от понятий поток, процесс, множество процессов, заменяя их словами о структуре действия? Но эта структура не жесткая, управление может опускаться на  нижние этажи системы. Верхние этажи (сознание, понимание) могут быть направлены на  решение других задач, оставаться незадействованными, но должны быть целыми, сохранными, чтобы в любой момент, при столкновении со сложным препятствием, управление могло быть поднято на самые высшие уровни.   

Пример. Управление транспортным средством. При высокой степени автоматизации процесс идет без прямого участия человека, сам собой, но профессионализм субъекта необходим, чтобы следить за тем, насколько  процесс удерживается в рамках, насколько быстро он приближается к допустимым границам. Когда процесс идет сам собой и ничего нельзя ускорить, ожидание становится тягостным, человек стремится отвлечься,  предаться  некоторому приятному или полезному занятию, чтобы «убить время». Мысли о времени возникают и тогда, когда задание слишком громоздкое, сложное. В автоматизированной системе профессионализм носит иной характер, чем при ручном управлении, но его снижение недопустимо.

Время и сознание неразрывны

Принцип неразрывности времени и сознания является для нашего  рассмотрения проблемы ведущим («Форма поддерживается сознательным усилием субъекта»).

Что будет с временной формой, если она перестанет осознаваться? Если сознательное усилие ослабнет или исчезнет совсем? Форма может остаться незавершенной, длительность  процесса может оборваться, процесс может разрушиться, если порвется  его психическая ткань – память, внимание, мышление, эмоции, психическая жизнь. Мы признаем многомерность  временной формы, которая соответствует многослойности сознания. Контроль процесса может проходить на глубоком уровне,  но поскольку между  уровнями имеются какие-то  невидимые  тесные связи, контроль может быстро подниматься с нижних на очень высокие уровни  сознания.

Действие - исполнение задания. Принятое  задание входит в структуру действия. Задание уже предполагает время, пространство,  контекст, технологию, организацию и проч. Само действие имеет структуру, внутренний ритм, но его рамки заданы извне.  Начало и конец действия не определены внутри него самого, могут выходить за рамки, но это субъект должен заметить, поскольку ему придется отвечать за отклонения действия выполненного от заданного. Это означает, что необходима новая модель действия, поскольку ни одна из известных нам не годится.

Временная форма имеет несколько уровней, во всяком случае, временной синтез может быть пассивным либо активным. Время – форма более широкого масштаба по сравнению с процессом действия. Она охватывает больше процессов, сроков, предполагает обращение к часам, календарю, к другим процессам, которые хорошо известны.

Временной синтез предполагает работу сознания и памяти.

Временные задачи  - синхронизация,  выдерживание последовательности, ритма, срока, ожидание - не могут быть решены без участия сознания.  Вопрос в том, каков характер работы сознания?  Несомненно осознание, понимание и принятие задачи при ее  получении от другого так же, как и при констатации завершения задачи. На промежуточных этапах выполнения задачи субъект способен отслеживать ход процесса, учитывая другие процессы и  даже не концентрируясь специально на времени  основной задачи.  Теперь мерой служат  другие, хорошо известные  процессы и специальные инструменты.

Необходима ли свобода для завершения длительности? Временная форма всегда предполагает свободу: и в настоящем, и в будущем, и в прошлом. Свободу как неопределенность, незавершенность, как спонтанность, активность субъекта, как возможность пойти неожиданным путем.

Функция человека в транспортном средстве - действовать в неблагоприятных обстоятельствах, при их неожиданном стечении, в том числе при временном дефиците, действовать  самостоятельно, когда на технику нет надежды. Свободу летчика ограничивают жесткие инструкции, так что иногда он оказывается перед выбором – нарушить инструкцию или спасти жизнь?

Временная форма напоминает о том, что у человека есть резерв, который иссякает. Иногда неожиданно и очень быстро.

Временная форма - форма процесса, движения, изменения – потому подвижна и сама изменчива. Она содержит циклы, ритмы, повторение, имеет устойчивую структуру. Форма всегда захватывает не только  процесс, который противостоит человеку, но и самого человека, его деятельность, переживание.  Чтобы удержать временную форму человек должен  приложить волевое усилие. Как бурная  река, несущаяся сквозь скалы,  временная форма всегда предполагает  порыв, напор, запас энергии. Усилие, как и расслабление – форма текущего, настоящего, форма перехода между прошлым и будущим. Форма изменчива, чтобы удерживать  ее, должно меняться и усилие, вовлеченность субъекта в процесс. Временами усилие может сходить на нет, сменяться  расслабленностью, а временами  - увеличиваться, достигая гигантских величин. Чтобы удержать изменчивую временную форму, человеку приходится бороться с обстоятельствами. Когда ему не удается одержать верх, форма оказывается неудачной – некрасивой, уродливой, а финал процесса обозначают  так: ошибка, авария, происшествие, инцидент, катастрофа. 

Временная форма – это всегда связность процесса, не только мера движения, изменения, но и характеристика связности. Связность означает не только усилие субъекта, но и память в широком смысле слова, способность человека удерживать контекст, мастерство, профессионализм, совершенство структур опыта. Опыт совершается в настоящем как действие, связывая прошедшее, исполненное, и предстоящее, предвосхищаемое, ожидаемое.

 

В качестве примера здесь уместна модель исполнения музыкального произведения  мастером (по памяти или на слух, когда звучит связная мелодия, а не отдельные звуки). Для временной формы процесса важна связность образа мира.

Что будет с процессом, если человек перестанет внимательно за ним наблюдать? Прекратится? Да, если условия для развертывания процесса окажутся неблагоприятными.

Посаженные растения будут уничтожены неблагоприятными погодными условиями (засухой, грозой, дождями), полет прекратится из-за сильной турбулентности,  или грозы, плавание -  из-за шторма. Автоматы позволяют поддерживать процесс в определенном диапазоне условий, но человек должен определить, насколько близки эти условия к границам. В нужный момент он должен вмешаться, чтобы вернуть  процесс в нормальный, безопасный режим. 

Темпоральность экстремальной ситуации

 Известна философская позиция, где пространство и время считаются абсолютными координатами мира. Время характеризуют два синтеза: ряд, который указывает на последовательность - будущее-настоящее-прошлое, и система – симультанная, многослойная структура, где настоящее,  прошлое  и будущее собраны вместе, и надстроены друг над другом. Можно ли отделять временную форму от процесса, человека и от его жизни? Время, оторванное от процесса, может быть охарактеризовано только негативно: «сорвалось с петель», говорит Ж.Делез, словно оно должно быть накрепко привязанным к процессу. Экстремальная ситуация - катастрофа. Сам субъект расколот, расщеплен,  утратил имя, семью, тело его словно разрублено на множество кусков, вокруг которого вращается мир. Между  прошлым и будущим, которые  различаются по объему (огромное прошлое и минимальное будущее) -  переход,  настоящее, в котором ничего нет - оно пустое, оно молчит, это пауза. Пустоту  настоящего можно интерпретировать как ожидание, неуверенность, отсутствие готовности к действию.

Как подойти к временной форме с помощью концепции объективного процесса?

На что опираться – 

1)на учение Хайдеггера о четырех свойствах темпоральности – означенность, приуроченность, продолжительность, публичность? Но в экстремальной ситуации темпоральность утратила все свои свойства.

2) на положения Делеза о третьем временном синтезе? Картина правдивая, за исключением того, что  она возникла сама собой, субъект не сам инициировал ее.

3) на концепции нормального течения жизни, технологического процесса? Но что она может сказать о темпоральности экстремальной ситуации? Найдется ли в ней место для человека, его сознания и деятельности? В.А.Пономаренко убедительно показывает, что есть место даже для духовности.

Будем опираться на концепцию нормального течения жизни, технологического процесса. Будем исходить из гуманитарной концепции времени, в центре которой человек.

Время становится важнейшим резервом спасения, но предполагает особую технологию, сноровку и профессионализм актора. Важно не упустить момент и не допустить полной потери контроля над процессом.  Не допустить перехода ситуации в зону экстремальности. Время – мера процесса, мера резерва. Но резервом должен уметь воспользоваться человек, специально подготовленный к действиям при усложнении ситуации. Требуется профессионализм, мастерство, сформировавшийся опыт – готовность к ситуации. Опыт вновь выступает условием временной формы.

Время требует расширить перспективу, увеличить масштаб, с тем, чтобы схватить два перехода - от нормального процесса к экстремальной ситуации и восстановление нормального процесса после  выхода из экстремума (подобно выводу самолета из штопора). 

Процесс может приближаться к границе экстремальности или удаляться от нее. Когда экстремальная ситуация  начинается? Что считать ее окончанием? Мастерство человека в том, чтобы уловить  момент и не допустить рокового перехода через границу, когда качество процесса изменяется, нормальный процесс оборачивается катастрофой.

 На наш взгляд, для концепции, исходящей из положения Мерло-Понти  «время – это субъект, субъект – это время» есть возможность применения положения о нормальной технологии уместны и в экстремальной ситуации. Очень важно построить подробную характеристику самой экстремальной ситуации, показав ее специфику. В нормальных условиях человека держит ход процесса, выделяя его из окружающего многообразия изменений. Если субъект, не обращая внимания на новизну, продолжает действие в надежде на благополучный исход, ситуация может превратиться в экстремальную.

Экстремум - это неожиданность и новизна развертывающегося искривления процесса. В экстремальной ситуации процесс прерван, контекст разрушен, цель отменена и вместо нее другая - спасение любой ценой, основные средства не функционируют и нужно использовать аварийные.

Человек крайне встревожен или пребывает в состоянии потерянности. Настоящее утратило смысл. Связь между прошлым и будущим разорвана. Процессы не поддаются субъекту – он не может их выделить, объединить их в общую форму. Да это и бесполезно. Они неподвластны субъекту. От него ничего не зависит. Сколько бы он ни повторял «настоящее, прошлое, будущее» - все будет идти само собой, помимо него. Процессов слишком много. Субъект не справляется со всеми: ухватывает отдельный фрагмент  процесса и он ускользает – его заслоняет, вытесняет другой, с которым  субъект должен справиться, но снова не успевает. Синхронизация невозможна. Не получается, несмотря на усилия субъекта, не удается, поскольку множество  процессов велико, их скорости превышают возможности субъекта. Форма процессов не дается человеку – нет осмысленных очертаний, целостной структуры.  Скомканы, запутаны все нити - процессы, которыми должен управлять человек, в которые он должен был включаться, синхронизуясь. Ритмы не важны. Отменены сроки, обязательства, ответственность. Не с кем встречаться. Осталась только его жизнь, из которой «выпали», оборвавшись, другие жизни. Смерть прошла рядом. Экстремальная ситуация подобна глухой стене. Или огромной пустой яме. 

 Выживший человек должен связать все  разорванные связи, все разрушенные процессы, выстроив их заново. После экстремальной ситуации действия по нормализации тоже новы и требуют колоссальных усилий человека, инициативы, воли (Магомед-Эминов, 2007). Где взять  энергию пострадавшему? Помогут другие люди. Временную форму удерживает человек.

Процесс – это длящееся движение, изменение.  Процесс нельзя остановить  внезапно, не разрушив его. Процесс нельзя  повторить или начать сначала. За исключением учебного процесса, который по своей сути есть повторение, репетиция: Здесь для повторения предусмотрен определенный запас времени. Трудовой или боевой процесс повторения не допускает, ибо каждое повторение – расход материального  ресурса  или жизненной энергии человека, включенного в процесс. На заводе многократно воспроизводят одни и те же изделия, но если каждое  требует особых усилий человека, изделия различаются, что подтверждает неповторяемость. Процесс характеризуется инерцией. Поскольку речь идет о движении объекта, инерция зависит  от скорости и массы объекта. Чтобы остановить движение объекта большой массы или движущегося с большой скоростью,  потребуется много времени, иначе говоря, объект пройдет большое расстояние. Примеры. Самолет массой 200т, движущийся со скоростью 900 км в час в обычном  режиме требует для снижения пробега и остановки около получаса и проходит за это время около 200 км. Поезд массой 5 000т остановится не раньше, чем  пройдет 1 км. Чтобы остановить морское судно массой 50 000т, движущееся со скоростью 10 узлов, потребуются немалые усилия и мастерство команды, разумеется, немалое время.

 Понятие процесс предполагает сознание. Прежде всего потому, что субъект должен  выделить процесс из живого, подвижного, меняющегося многообразия, которое представляет собой окружающий мир. Такое выделение потребует особой работы восприятия и внимания. Для удержания процесса необходима память субъекта. Управление процессом, его запуск, останов потребует мастерства субъекта. Управлять процессами, обладающими большой инерцией могут только люди с достаточным профессиональным опытом. Процесс развертывается среди множества других процессов, которые влияют на его ход: могут ускорить, замедлить, остановить плавно или внезапно, прервать, разрушив. Среди факторов, влияющих на развитие процесса – движение воздушных масс, ветер. Он важен и для пилота – в авиации известно явление сдвига ветра, и для машиниста электровоза – ветер может привести к обрыву контактного провода, и для моряка -  сильный ветер делает невозможным причаливание  и может  разрушить судно. Погода в целом – дождь, снег, туман  и проч. - определяет транспортные процессы: на железной дороге, на воде и в воздухе.   Мастерство заключается в том, чтобы управлять процессом, учитывая погоду. Мастер вождения – машинист, штурман, пилот –  сумеет  запустить процесс, подберет соответствующий скоростной режим и проведет транспортное средство, учитывая особенности ландшафта (рельефа) и график движения, приведет транспортное средство к конечному пункту и сумеет точно и безопасно остановить процесс движения. Действие  погоды развертывается на фоне сезона. Зимой возникают проблемы из-за снега или обледенения – уменьшается сцепление колес с поверхностью – рельсами, дорогой, возрастает скольжение и проч. Для моряков шторма, для пилотов грозы зимой и летом  серьезное испытание профессионального мастерства. Моряк должен провести судно через зону шторма, где люди и матчасть – на пределе. Пилот должен обойти грозовые очаги на безопасном расстоянии, сохранив баланс воздушной скорости и угла атаки.  Для машинистов железнодорожных локомотивов действие  погоды соединяется с профилем пути – дождь, туман, снегопад при движении на подъеме ставят пред машинистом особые задачи, которые отличаются от  задач, возникающих при управлении поездом на спуске.

 Профессионализм, мастерство водителя определяется множеством тех задач, которые он может  решать при управлении транспортным средством. Именно характером задач, их разнообразием, могут определяться профессионально важные качества водителя транспортного средства. Они связаны с технологией  подготовки, проверки состояния  транспортного средства и  его вождения:  запуска  процесса, вывода его на оптимальный устойчивый уровень ( крейсерский  режим),  множество разнообразных задач, связанных с  преодолением  препятствий, возникающих в процессе движения (отказы матчасти, пожары,  последствия  воздействия  погоды и других природных факторов – их сочетание делают число задач очень большим),  замедление движения и останов,  аккуратное выполнение завершающих операций. Особая группа задач связана с обеспечением и поддержанием нормального функционального состояния организма профессионала. Именно  состояние организма становится важным условием умелого выполнения транспортных задач, а  обеспечение и поддержание нормального функционального состояния -  важным профессиональным качеством водителя.

 Тема решение задач выводит нас в область практического мышления. На наш взгляд именно в этой области  необходимо формировать важные профессиональные качества водителя транспортного средства.

О множестве процессов, которые должен  контролировать водитель.

График, интенсивность движения в каждой зоне, через которую проходит транспортное средство. Состояние двигателя или тягового устройства, тормозной системы и матчасти в целом, а для машиниста важно еще состояние рельсов и дорожного полотна. Поскольку состояние меняется, то и здесь мы должны говорить о процессах. Состояние организма и отношения в команде, экипаже или бригаде. Для морских судов большое значение имеет встреча с другими судами, попутными или встречными, на одинаковых или пересекающихся курсах.  Штурман должен учитывать  характер движения другого судна, пока они не удалятся на безопасное расстояние, так же, как пилот самолета должен учитывать движение грозовых очагов при полете в период грозовой деятельности.

 Само развитие грозового процесса от штурмана не зависит, но он должен особенно внимательно контролировать баланс воздушной скорости и угла атаки при приближении к грозовому очагу.

Время позволяет нам говорить о множестве процессов, их независимом развитии. Субъект должен осознавать процессы в их взаимосвязи. Зоны синхронизации, сроки,  моменты и пункты пересечения процессов должны стать предметом сознательной работы субъекта.

 Такая работа позволяет говорить об особых качествах профессионала,  которые определяют результаты  временной и пространственной работы сознания.

 Антиципация и быстрое реагирование на события  входят в состав профессиональных качеств в любой профессии, но они приобретают свою специфику в каждом виде транспортного труда: у пилотов – одно, у моряков другое, у машинистов локомотивов третье. Эта специфика  определяется скоростью, массой, характером транспортного средства, системой и способами управления, зависит от пространственных условий - ландшафт, водное, воздушное пространство. Нельзя исключить и организацию взаимодействия людей при управлении движением транспортного средства – людей находящихся внутри него и вне – в стационарных пунктах управления потоками;  антиципация и реагирование  приобретают  здесь свою специфику.

Быстрое реагирование – замедление  процесса или его ускорение – позволяют обеспечить синхронизацию управляемого процесса с другим, позволяют успеть  прибыть в срок на заданный пункт. На наш взгляд выполнение задачи синхронизации обнаруживает важное профессиональное качество водителя транспортного средства.

 Методики  решения задач  антиципации и синхронизации можно найти в работах С.Г.Геллерштейна, а методы  измерения скорости реагирования,  пространственной и временной точности слежения  можно найти в работах многих отечественных и зарубежных ученых, выполненных во второй половине двадцатого века. Все методики предполагают использование технических средств предъявления и регистрации.

Пример из В.В.Ершова. Катастрофа Фалькова.

 

   Заключение. Синтез временной формы трудового процесса

Для реконструкции трудового процесса анализ необходим, но его недостаточно. Временная форма предполагает синтезы, которые обеспечиваются особой  внутренней работой сознания, психики субъекта. В ходе такой работы субъект создает и удерживает  временную форму – это является залогом успешного выполнения деятельности. Нельзя недооценивать роль значимого другого человека. Временную форму  трудовой деятельности профессионала психолог не может реконструировать самостоятельно, без участия, содействия субъекта труда.

Мы исходили из известного положения  о том, что время – мера, характеристика движения,  качественная характеристика процесса. Но даже такой уровень рассмотрения не позволяет забыть о субъекте,  который отслеживает  течение процесса, о человеке и его жизни.

Временные термины позволяют различить типы временных форм. Синхронизация и последовательность – формы синтеза процессов. От них отличается форма настоящее-прошлое-будущее (Н-П-Б), поскольку отчетливо показывает роль субъекта (сознание, память и свобода).

Длительность по Бергсону - взаимопроникновение, общность, внутренняя организация - это и есть последовательный временной синтез. Его примеры встречаем всякий раз, когда необходимо наметить очередность или выдержать ее.  Синхронизация  предполагает несколько процессов и потому форма временного синтеза сложнее по сравнению с последовательным. Это горизонтальный синтез временной формы.

Факты заставляют думать еще и о вертикальном синтезе временной формы. Двойственность пространств – внутри- и внекабинного, приводит к мысли о двойственности процессов и, соответственно, двойственности временной формы трудового процесса. Рассматривая ситуации, когда в полете штурман ведет прокладку курса среди грозовых очагов, смещающихся, расположенных в несколько рядов, когда при заходе на посадку в сложных погодных условиях один член экипажа ищет глазами землю, а другой должен «держать по приборам», мы понимаем, что они указывают на  синтез внутри- и внекабинного  времени  и пространства. Двигаясь дальше, мы видим третий слой временной формы: промежуток между внутри- и внекабинными процессами заполняют процессы в техническом устройстве, которые имеют свою временную форму, иначе говоря, составляют особый  промежуточный слой временной формы контролируемого процесса – обороты двигателя, скорость движения, изменения угла атаки, высоты и проч.

Временная форма многомерна, она компонуется из множества временных форм, которые могут отличаться сложностью и степенью освоенности, отработанности, заученности. На разных ее уровнях ведется контроль за ходом разных процессов, но возможны изменения приоритетов внутри иерархии. При усложнении обстоятельств самые простые вещи выводятся на высший уровень, сознание включается и на промежуточных этапах решения задачи.

Экстремальная ситуация  раскрывает смысл временной формы, которая отделена от  процесса: последовательность (пустая), система (пустая) - это уже больше не форма процесса.  Временная связность  - важный термин, который делает понятными эти слова, ибо в экстремальной ситуации вместо стройного процесса перед нами клубок из отдельных фрагментов,  которые спутаны, и концы торчат во все стороны. Такой клубок не  просто втиснуть во временную форму. Необходима длительная восстановительная работа, которую должен организовать значимый другой человек.

 Вместе с вопросом о временной форме возникает тема синтеза моделей действия, поскольку они должны отобразить временную форму процесса:  «Двигательное действие» (Н.А.Бернштейн), «Акцептор действия» (П.К.Анохин), «Функциональная структура  действия»  (Н.Д.Гордеева, В.П.Зинченко), «Психическая функциональная система предметного действия» (Д.А.Ошанин),  «Целенаправленное поведение» (Дж.Расмуссен), «Время – сеть интенциональностей» (М.Мерло-Понти) - синтез узлов и перемычек.  На каком основании строятся  подгруппы  элементов (линейки), как  объединяются в целое? Что есть отдельный элемент в каждой из моделей?

Антиципация и ожидание, память и восприятие, внимание, мышление, эмоции, движения, исполнительные  процессы и речевая коммуникация, функциональное состояние – все это внутри временной формы сразу,  вместе с содержанием  множества процессов, с которыми справляется субъект в ходе решения трудовой задачи, вместе с другими людьми. Успеть во время, к сроку, уловить момент, не поторопиться, не «сорваться» при выполнении правила, инструкции, выдержать длительность ожидания,  не нарушить последовательность  операций – вот чем здесь занят субъект. Мастерство в том, чтобы при остром дефиците времени сделать требуемое как можно скорее. Тема структур профессионального опыта  не может быть  раскрыта без исследования синтеза временной формы.

           С синтезом временной формы мы имеем дело 1)при исследовании  психологических  механизмов оценивания длительности временных интервалов (П.Фресс, Б.И.Цуканов, Д.Г.Элькин);  2)формировании скоростных действий (С.Г.Геллерштейн), реконструкции происшествий -  именно ее стремятся  осуществить, проводя  расследование методами критических инцидентов (Дж.Фланаган),  фреймов (А.М.Емельянов, М.А.Котик); 3)проектировании алгоритма действий в аварийной ситуации (В.В.Ершов).

          Форма предполагает устойчивость. Либо в самой форме, либо в процессе есть какие-то механизмы, которые обеспечивают устойчивость формы.  Но что означает эта устойчивость временной формы – это всего лишь ее инерция, краткое сохранение,  продолжение, затяжка  существования, за которой следует исчезновение? («Бытие и ничто» – книга Сартра). Устойчивое существование – это продолжение прошлого в будущем и разумеется в настоящем. Это тоже своеобразный синтез. Здесь видна особенность временной формы: настоящее уходит, прошлое ушло, но продолжается в будущем.  Форма устойчива благодаря особой работе субъекта.  Форма известна ему заранее и он старается удержать ее своей четкой и сосредоточенной работой. Форма процесса  должна получить не только временную, но пространственную, энергетическую, технологическую, языковую и содержательную, качественную характеристики.

Временная форма – форма изменчивого, поэтому она не может не меняться.

            Процесс предполагает повторение. Мы говорим метод, технология, процесс, но понимаем чтобы  повторилось то, что уже было. Часто мы и хотим этого. Повторение позволяет нам говорить о форме. Человек  поддерживает форму  с помощью памяти и сознательного усилия. Процесс – движение, изменение. Значит он содержит в себе  новизну, неожиданность  и неизвестное. Новизна  процесса  не только в том, что с каждым моментом мы все ближе к  концу очередного цикла и завершению всего процесса. Новизна в том, что  на новом витке  разворот процесса может  оказаться опасным. Человек  не сможет удержать форму, процесс разрушится, а человек погибнет. Неожиданность  оборачивается отсутствием готовности к новому. Новое может оказаться несводимым к старому, неизвестным. Мы должны говорить о необратимости,  непоправимом развертывании процесса. Это обратная сторона свободы, которую предполагает длительность.

 

Резюме

В тексте мы сделали попытку ответить на вопросы: Что такое временная форма? Как она определяется через пространство, движение, течение, длительность, субъективность, память, ожидание, свободу, сознание человека?

Мы рассмотрели процесс,  временную форму, слитую с процессом или отделенную от него, синтез временной формы процессов.

Время – это особая логика синтеза  изменений, движений, процессов, основанная на  их восприятии, переживании, выполнении человеком. Временная форма  изменчива, подвижна, как и сам процесс.  Она многомерна: в ней есть глубина, пространность и многоярусность, но ее объем, конфигурация, габариты меняются  по ходу процесса. Синтез позволяет понять устройство и движение временной формы.

Для изучения временной формы  процесса необходимо рассматривать не  только нормальные, но и экстремальные ситуации - синтез их временной формы является  предметом особой деятельности человека и значимого другого.

Процесс образован не только физическими движениями, природными или технологическими изменениями, но и изменениями самого человека, субъекта деятельности.  Может оказаться так, что в неблагоприятном функциональном состоянии он не справится с трудностями и не сумеет удержать временную форму  процесса – она распадется.

Через изучение временной формы лежит путь к исследованию профессионального мастерства.

Временная форма длится, она никогда не бывает законченной, в ней есть зоны неопределенности, простора, свободы.

Временная форма  процесса – не просто его объективная характеристика. Синтез временной формы требует постоянной работы субъекта  - памяти, сознания, внимания, мышления, эмоций, психики. Работа ведется сразу на многих уровнях, одни видны отчетливо, другие – скрыты. Эта работа тем сложнее, чем сложнее комплекс процессов, охватываемых временной формой.

Человек создал средства  контроля временной формы инструменты, аппараты, автоматы, но все они имеют временные характеристики, тоже требуют внимания и усложняют временную форму контролируемого процесса.

 

Литература

Анохин П.К.  Опережающее отражение действительности. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы.-  М.: Наука ,1978, С.7-27        

Абросимова Н.Н Психологический анализ временной организации труда в профессиях, связанных с использованием компьютерных технологий. Канд. дисс. М.: 2005

Бергсон А. Собрание сочинений в четырех томах. Том 1.- М.: «Московский Клуб»,   1992.

Бергсон А.  Творческая эволюция. - М: Кучково поле, 2006. 

Бернштейн Н.А.  Биомеханика и физиология движений. Избранные психологические труды/ Под ред. В.П.Зинченко. - 2-е изд., - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004

Геллерштейн С.Г. Антиципация в свете проблемы бессознательного. / Проблемы сознания. - М.: Наука. - 1966, С.305-316.

Гордеева Н.Д., В. П. Зинченко Функциональная структура действия. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

Гуссерль Э.  Собрание сочинений. Т.1. Феноменология внутреннего сознания времени. / Собрание сочинений. - М.: Издательство «Гнозис», 1994.

Ершов В.В. Откровения ездового пса. - М.: «Издательский дом Родионова», 2007.

Делез Ж. Различие и повторение.- Спб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998

Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. – М.: ПЕР СЭ, 2000, с.93 – 190.

Котик М.А., Емельянов А.М.  Природа ошибок человека-оператора.- М:Транспорт.1993.

Жюльен Ф. О «времени». Элементы философии «жить». - М.: Прогресс-Традиция, 2005

Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функционирования эргатических систем.-М.:Радио и связь, 1987.

Кейхилл, Р. А. Столкновения судов и их причины.  – М.: Транспорт, 1987

Козубенко В.Г. Безопасное управление поездом: вопросы и ответы. - М.: Маршрут, 2005

Корнилов Ю.К. Психология практического мышления. - Ярославль, 2000

Леонов С.В. Психологические критерии оценивания временных интервалов в профессиональной деятельности. -  Дисс. канд. психол. н. -  М. 2008

 Магомед-Эминов М.Ш. Позитивная психология человека. От психологии субъекта к психологии бытия: в 2-х тт. - М.: Психоаналитическая Ассоциация Российской Федерации, 2007.

Мамардашвили М.К. Кантианские вариации.- М.: « Аграф», 1997

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия.- СПб. Наука, 1999

Ошанин Д.А. Предметное действие и оперативный образ: Избранные психологические труды. - М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 1999.

Пономаренко В.А. Авиация, человек, дух. - М.:ИП:РАН, «Универсум», 1998

Дж.Расмуссен. Что можно узнать, изучая ошибки людей? /Леонова А.Б., О.Н.Чернышова Психология труда и организационная психология: Современное состояние и перспективы развития. Хрестоматия.  М.:РАДИКС,1995, с.117- 135.

Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии,  СПб.: Издательство «Высшая  религиозно-философская школа» 2001

Стрелков  Ю.К. Психологический смысл длительности. /Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Гуманитарные проблемы современной психологии». – Таганрог: Изд-во ТРТУ,  2005, №7 (51). с.43-47.      

Стрелков Ю.К. Феномен времени в исследованиях транспортного труда  /Проблемы фундаментальной и прикладной психологии профессиональной деятельности//  Под ред. В.А.Бодрова и А.Л.Журавлева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008 – 589 (труды Института психологии РАН) с.200-221

Стрелков  Ю.К. Динамика образа мира профессионала  /Личность и профессиональная деятельность //Под ред. Невструевой Т.Х., Дикой Л.Г. Хабаровск, ДВГУПС, 2008. 

Трубников Н.Н. . Время человеческого бытия. - М.:  Наука, 1987

Фресс П. Восприятие времени. /Экспериментальная психология//Под ред. Ж.Пиаже, П.Фресса , т.6, М.: Прогресс, 1978.

Цуканов Б.И.  Время в психике человека. Одесса: «Астрапринт», 2000.

Шютц А. Смысловая структура повседневного мира. Очерки по феноменологической социологии. – М.: 2004.

Элькин Д.Г. Восприятие времени. М.:Изд-во АПН  РСФСР, 1962