Строганов А.Н.

Моделирование субстанционального времени и сингулярность

Критикуя идею конечности мира, Кант вводит конструкцию пустого времени, которое не содержит условие существования мира, отличного от условия его несуществования, т.е. существование и несуществование здесь тождественно не различаются[1].

По словам С.Шилова(с.431), время есть активная, созидающая действительность субстанция, идея бесконечности скрывает истинную субстанциальную природу времени, а момент субстанциального времени порождает пространственную форму[2].

Недавно А.П.Левичем была построена субституционная модель времени, в которой становление порождается абстрактными генерирующими потоками, а различие между прошлым и будущим системы, как постулируется, состоит в различном количестве в ней субстанции, которое, кроме того может различаться по разным иерархическим уровням[3].

Наша модель субстанционального времени является экспликацией этих идей в совокупности с понятием сингулярности, которая в нашей модели означает точку, в которой из ничего возникает всё. Пустое время, или предвремя, также как и предматерия представлены потоком субстанции. Последний, как и точка сингулярности модели является абстрактным конструктом, выходит из точки сингулярности, проходя через зону проектов постепенно обретает структуру и, достигая пространства феноменов, воплощается в вещь. Вещь может трактоваться в широком смысле, как предмет быта, материальная точка, иерархическая система, структура. Но в любом случае с каждой вещью связано её сущностное или онтологическое отношение с другими вещами, согласно которому она используется в человеческой практике, т.е. напоминает вещь для нас в смысле Канта. Поэтому вещь представляет собой, на самом деле, кластер вещей, связанных между собой упомянутым онтологическим отношением. О пространстве проектов вещи можно сказать, что оно структурировано на основе метафор антропного принципа и включает в себя множество проектов вещи, по которым она воссоздаётся в области феноменов, или на мировой линии. Практическое использование вещи согласно онтологическому отношению, приводит к совершенствованию её проектов и усовершенствованию последующих тиражей этой вещи. Т.о. картина мира напоминает КБ: создаются техзадания, чертежи изделия, чертежи передают в цех экспериментального завода, где изготавливают по чертежам вещь, затем проводят испытания на практике, которые показывают недостатки данной версии изделия, совершенствуют чертежи, снова изготавливают вещь и т.д. Нашу модель мы строим согласно гипотетико-дедуктивному методу моделирования, который кратко описан в Приложении.

Формализм модели

Модель представляет собой круг с точкой в центре. В этом круге из центра в каждую точку окружности мы можем провести единственный радиус. Центральные концы этих бесчисленных радиусов совпадают в центральной точке. Учитывая сделанные выше обозначения, возникает одно-многозначное соответствие между точками на окружности и центром. По каждому радиусу проведём две встречные стрелки, одну от центра к вещи(Рис.1), вторую от вещи к центру(Рис.2). Ясно, что мы это можем сделать для каждой вещи и для всего бесконечного множества вещей.

Рис.1 Одно-многозначное соответствие центра круга точкам на окружности.

Рис.2 Много-однозначное соответствие точек окружности её центру.

Картина мира

Начинаем строить модель субстанциального времени, которая, в сущности, является двухуровневой концепцией. Она состоит из уровня абстрактных конструктов и феноменологического уровня, элементы которого являются наблюдаемыми феноменами- объектами, вещами, явлениями. Уровень абстрактных конструктов служит для объяснения мира феноменов. На уровне абстрактных конструктов имеются правила дедукции, позволяющие из первичных конструктов получать следствия, которые могут быть подтверждены эмпирически на феноменологическом уровне.(см.ПРИЛОЖЕНИЕ).

Как уже указывалось, модель представляет собой круг с точкой в центре. В центре расположена точка сингулярности. На окружности расположим все вещи. Любые вещи - существующие, которые уже не существуют, которые ещё только будут существовать. Окружность служит, таким образом, мировой линией. Из центра в каждую точку окружности мы можем провести единственный радиус. Центральные концы этих бесчисленных радиусов совпадают в центральной точке. Здесь находится точка сингулярности. Учитывая сделанные выше обозначения, возникает дублированное (встречное) соответствие между вещами и точкой сингулярности. По каждому радиусу проведём две встречные стрелки, одну от центра к вещи, вторую от вещи к центру. Ясно, что мы это можем сделать для каждой вещи.

Рис.3 Феноменологический уровень модели. По окружности расположена мировая линия, на которой располагаются все вещи, взаимодействия вещей(например законы физики, химии, биологии и т.д.) направлены по касательным. На окружности может быть расположено бесконечное количество вещей.
Абстрактный уровень модели. Субстанциальные потоки направлены по радиусам. Центр – это исток для центробежных субстанциальных потоков(СП), направленных от центра к вещам(рис.1) и аттрактор для центростремительных СП(рис.2), направленных от вещей к центру. Вещи обозначены латинскими буквами Рис.3 получен путём наложения Рис.1 на Рис. 2. Т.о. по каждому радиусу идут два встречных потока субстанции. Вдоль радиуса в точку М расположены правильные многоугольники, которые обозначают проекты, соответствующие вещи М. Каждой вещи соответствуют некоторые проекты, они не обозначены на рисунке. Проекты различаются для разных вещей и задают их структуру, определяемую на феноменологическом уровне.

стрелки обозначают встречные дублированные абстрактные потоки двух абстрактных субстанций, которые различаются направлением из центра в вещь и из вещи в центр.

Между окрестностью центральной точки и окружностью находится пространство метафор, проектов и архетипов. Проходя через него центробежный поток субстанции постепенно обретает структуру вещи и становится вещью на мировой линии. Центростремительный поток приближаясь к центру теряет свою структуру, проходя через определяющие эту структуру проекты, оставляя информацию о ней в соответствующих проектах.

Истолковать потоки субстанции мы можем как соответственно творение и одряхление, или как включить\выключить. Точка сингулярности в модели является истоком потока творения и сливом потока одряхления. Сама точка сингулярности это тоже абстрактный конструкт, как и субстанциальные потоки. Они не обнаруживаются ни в эксперименте, ни в наблюдениях. С феноменологическим уровнем они связаны посредством правил корреспонденции, и то только некоторые из них. . Например понятие ген было введёно как абстрактный конструкт монахом из Брно Грегором Менделем и в начале эмпирически соответствовал численностям классов расщепления по внешним признакам гороха в последующих поколениях. Электрон соответствовал результатам остроумных экспериментов по определению его массы и заряда. В последствии оба эти понятия - ген и электрон обнаружили чрезвычайно высокую объяснительную и предсказательную силу. Это доказывается всей мощью современной электротехники, микроэлектроники, молекулярной генетики, генной иженерии, наконец, производством ГМО. Однако понятия эти продолжают оставаться абстрактными конструктами, которые никто никогда не видел, как мы видим, например дом или озеро или результат эксперимента. Существование абстрактных конструктов имеет другой статус, чем вещей из феноменологического пространства.

В некоторой окрестности точки сингулярности модели расположена зона Ничто, где структура вещи полностью исчезает, потоки субстанции, направления потоков, сама субстанция тоже, зародыши всех этих конструктов находятся на контуре этой окрестности.

Правила корреспонденции

Абстрактный конструкт Вещь, явление на феноменологическом уровне
1 Точка сингулярности Точка перегиба на графике фазового перехода
2 Поток субстанции достиг мировой линии Появление вещи на мировой линии (ВКЛ)
3 Поток субстанции достиг точки сингулярности Исчезновение вещи с мировой линии (ВЫКЛ)
5 Бытиё абстрактных конструктов Существование вещей
6 Нечто Вещь совместно с дублированным встречным потоком субстанции, проходящим через вещь
7 Ничто Отсутствие вещей
8 Принцип неопределённости Ограничение восприятия - видеть только двумерные подпространства, хотя пространство-время определяется 4-мя ординатами.
9 Сущность вещи Включённость в практику. Онтологическое отношение, кластер вещи
10 Метафоры, проекты, архетипы Структура вещей

Это правила соответствия между абстрактными конструктами и эмпирическими фактами, явлениями, связями между явлениями

ПРИМЕРЫ

  1. Теория большого взрыва предполагает, что вначале вселенная находилась в состоянии предматерии и предвремени и была локализована в одной точке – точке сингулярности. Произошёл большой взрыв, возникли галактики, претерпели ускорение и начали разлетаться по радиусам от точки сингулярности. Скорость разлёта тоже была вычислена по красному смещения света звёзд в составе галактик. Точка сингулярности это исток, это свет. Можно ожидать, что слив вселенной это тьма. Так и есть, это черные дыры, которые определяются на картах звёздного неба и в которых исчезает свет и вещество звёзд и туманностей. В нашей модели точка сингулярности и черная дыры соединяются в одной точке, поскольку нет оснований их различать. Они различаются просто противоположными потоками субстанции. Это согласуется с тем, что Ничто не имеет координат, оно диффузно распространено в пространстве, только не всегда это заметно в силу принципа неопределённости.
  2. Вещь является совокупностью точки на окружности, входящего и исходящего потока субстанции, и набора проектов, по которым вещь была создана. Т.о здесь в нашей модели учитывается информационное наполнение вещи.
  3. Мир феноменов – мировая линия в полярных координатах одномерен. Две координаты остаются для задания центра окружности, истока и слива противоположных потоков субстанции, т.о. мы сознательно вводим ущерб точности пространственного определения вещей, но мы выделяем две координаты для более точного описания времени. Получается, что в модели существует принцип неопределённости Гейзенберга. Однако мировая линия может быть построена и вторым способом - как проекция на окружность трёхмерного эвклидова пространства вместе с содержащимися в нём вещами. Поэтому после создания вещей на мировой линии, мы можем вновь восстановить эвклидово пространство. Тогда мы получим более точное пространственное определение вещей в ущерб описания времени. Снова мы обнаруживаем принцип неопределённости, только в обратном своём проявлении. Из модели видно, что этот принцип является следствием фундаментального свойства мерности нашего восприятия – видеть максимально двумерные плоскости. Третье измерение и тем более измерения более высоких порядков мыслятся, но непосредственно не видятся.
  4. Мы видим, что наша модель является единством двух систем координат – эвклидовой и полярной. Которые ортогональны между собой.
  5. Пространство – базовая, универсальная вещь, которая создаётся на мировой линии, которая как уже упоминалась может быть развёрнута в четырёхмерное эвклидово пространство, с одновременным введением временной неопределённости. Координаты эвклидова пространства ортогональны радиусам полярной системы координат. Пространство является универсальной вещью в том смысле, что все взаимодействия вещей друг с другом могут быть описаны как функции координат .
  6. Кипячение чая в походе зимой. (Рис.4). Это событие(вещь) находится на мировой линии, при переходе к эвклидовому пространству эта вещь расслаивается на кластер вещей, без взаимодействия которых данное онтологическое отношение не может осуществиться. Это такие вещи: 1.Котелок, кружки, ложки, заварка чай, сахар, ложки, снег, дрова, спички, туристы. 2.вода. 3.пар.4. готовый чай-напиток.

Рис.4 Приготовление чая в походе зимой. Мировая линия спроектирована назад на трёхмерно0 эвклидово пространство. Мы не видим субстанциональных потоков, которые слились с временными интервалами онтологического отношения. Зато мы видим онтологический кластер, интервалы существования фаз агрегатного состояния, изменения онтологических кластеров, соответствующих фазам агрегатного состояния воды.

На рис. 4. Показана развёртка в трёхмерном пространстве связей между вещами, которые упираются в снег, который в результате этих взаимодействий между вещами онтологического кластера меняет своё агрегатное состояние и расплавляется в жидкую фазу(воду). В дальнейшем при нагреве начинается второй фазовый переход из жидкого в газообразное состояние, когда насыпается заварка и происходит настаивание почти готового напитка. Т.о наш пример охватывает две точки фазового перехода жидкости. Точка фазового перехода связана правилом корреспонденции с точкой сингулярности, поскольку два свойства у них общие – разрыв непрерывных физических свойств, бесконечная скорость перемен в точке перегиба графика фазового перехода(производная концентрации по времени равна нулю), такая же как в точке сингулярности при большом взрыве. Это может быть оценено как уменьшение числа сущностей в одном примере в модели. Уменьшение числа сущностей зарегистрировано и при другой интерпретации модели – в космологической модели большого взрыва. В нашей модели точка сингулярности и чёрная дыра совмещены.

7.Развитие бабочки из яйца (Рис.5) проходит через стадии развития, аналогичных фазам агрегатного состояния.

8.Теория эфира. Теория теплорода. Это абстрактные конструкты. Сущность этих вещей удовлетворять идеальные потребности человека в познании. В момент создания они имели определённую объяснительную и предсказательную силу. Ныне первая теория находится в дряхлом состоянии и практически не используется. Она заменена теорией относительности, имеющей большую предсказательную силу. Теория теплорода закончила своё существование и не используется на практике. Согласно нашей модели субстанция, которая в ней содержалась, полностью слилась в точку сингулярности модели. Мы видим возможность построения идеальных вещей. Ясно, что они, используясь для объяснения, легко могут быть перемещены в зону проектов нашей модели.

9.Субституционная модель субстанциального времени[1]. В этой модели время иерархической системы измеряется изменением количества её элементов(частиц) на одном из уровней, который считается времяобразующим. Замены элементов возникают за счёт действия генерирующих потоков субстанции, которые могут заходить в частицы и покидать их. Направление генерирующих потоков и накопление субстанции в частицах определяет направление хода времени и ряд других наблюдаемых явлений, например заряд частиц, чётность пространства. Из этой модели может быть получена наша модель, если времяобразующим уровнем принять внутренность круга модели, а окружность вторым и последним иерархическим уровнем, каждый поток субстанции обязательно либо начинается, либо оканчивается в точке сингулярности.

Обсуждение

Наша модель субстанциального времени напоминает иллюстрацию к теории большого взрыва, в которой точка, напоминающая точку сингулярности, находится в центре круга и отличается тем, что

1) Интерпретация космологических понятий модифицирована в соответствии с целями нашей модели

2) дополнена понятием чёрной дыры, которая совмещена с точкой сингулярности и находится тоже в центре круга.

3) в модели на мировой линии расположено множество вещей вместо галактик. Мировая линия идёт по окружности.

4) по радиусам внутри круга идут встречные дублированные потоки субстанции, т.е по одному радиусу идут два потока, но во встречных направлениях. Мы намеренно оставляем в стороне вопрос идут ли эти встречные потоки в противоположных направлениях одновременно или по очереди. Видимо в разных примерах могут быть разные случаи.

5) За мгновение до большого взрыва в точке сингулярности должны существовать проекты галактик, поскольку именно галактики и только галактики произошли в результате большого взрыва. При творении происходят именно вещи и только вещи, в случае если на них есть проект.

На феноменологическом уровне время представлено онтологическим временем, т.е. интервалом времени, в течение которого вещь используется в человеческой практике, удовлетворяет соответствующие потребности. Субстанциальные потоки определяют начало и конец этих интервалов, появление, становление, дряхление вещи, неминуемый её распад, исчезновение. Так на феноменологическом уровне воплощается абстрактный субстанциальный центробежный и центростремительный потоки. Центральные концы стрелок упираются в окрестность центральной точки. В конце концов, они исчезают в центральной точке. Материя полностью развоплощается. Проекты вещей вблизи от центра тоже прекращают своё существование. На первый взгляд мы приходим к состоянию, единого, когда нет никаких особенностей, индивидуальных, а также абстрактных различий, когда вещей тоже нет субстанциальные потоки тоже теряют свою разделённость и направленность. Но эти же признаки характерны для категории Ничто. В нашей модели ничто и единое совпадают. Это обстоятельство отображено окрестностью центральной точки. Даже центробежное и центростремительное направление перестают различаться. На самом деле остаётся одно, но теперь уже последнее различие. Наряду с тем ничто, которое произошло при смерти вещей, можно помыслить, что существует такое ничто, которое никогда не воплощалось в мирах вещей и проектов. И не будет воплощаться. Потому что это в принципе не возможно. Это чистое ничто, которое не дано и никогда не будет дано в человеческой практике и человеческих ощущениях. Здесь никогда не возникали и не исчезали субстанции, истоки, аттракторы, акторы, субстраты, объекты, субъекты, направления субстанциальных потоков. Все потенциальные признаки Нечто отсутствуют. Две эти ипостаси Ничто в совокупности, видимо, можно назвать абсолютом. Он обозначен центром круга.

Центробежный субстанциальный поток, которому мы даём истолкование творение на уровне феноменов, представлен в виде рождения, становления, развития, проходит те же стадии воплощения, только в противоположном направлении. Т.о., в центре круга не различаются вместе исток и аттрактор субстанциальных потоков. Они начинают различаться как противоположности только в некоторой окрестности центра круга.

Из вещи в центр круга идёт по радиусу встречный поток субстанции, которая сливается из вещи в точку сингулярности. С потерей субстанции вещь завершает свой онтологический цикл, приходит в ветхость, умирает, полностью исчезает с мировой линии. Субстанциальный поток, идущий из центра в вещь, достигая мировой линии, приводит к появлению вещи на мировой линии, она начинает свой онтологический цикл, т.е. появляется онтологическое время и вещь начинает применяться в человеческой практике. Эти взаимодействия вещей относятся к области тангенциальных процессов, которая ортогональна к радиальным векторам потоков субстанции.

Тангенциальное взаимодействие между вещами становится явным при разложении мировой линии в эвклидово пространство. Это мы можем сделать, поскольку мировая линия получена в нашей модели путём вложения четырёхмерного эвклидова пространства в окружность. Поэтому на окружности не различаются(затеняют друг-друга) некоторые вещи, в частности образующие онтологические кластеры, и связанные онтологическим отношениями между собой. Взаимодействие вещей приводят к изменению их физических, химических, биологических, социологических свойств в соответствие с проектами, через которые проходят субстанциальные потоки. Онтологические отношения имеют продолжительность, которая определяет онтологический цикл вещи, именно это время измеряется с помощью часов в пространстве явлений. Онтологические часы включаются при входе потока субстанции в пространство феноменов, и выключаются при сливе субстанции посредством центростремительного потока по радиусу снова в точку сингулярности. Таким образом, точка сингулярности является одновременно источником центробежного потока субстанции и сливом центростремительного. Т.о. в самой точке сингулярности направления потоков не различаются. Да и сама субстанция не существует.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Понятие о гипотетикоддедуктивном методе было создано Аристотелем, Р.Декартом, Ф.Бэконом. Наибольшей точности этот общенаучный метод получил в структурной лингвистике[4].

Вкратце, суть гипотетико-дедуктивного метода моделирования состоит в том, что объяснения представляются в виде двухуровневых концепций. Нижний это феноменологический уровень, на нём находятся наблюдаемые явления и феномены. Верхний уровень – это уровень объяснений. Он состоит из абстрактных конструктов – первичных гипотез, аксиом, которые как феномены не наблюдаются. Не наблюдаются они потому, что не воспринимаются органами чувств. Либо потому, что прекратили уже свое существования и действия, либо потому, слишком крупные или мелкие, либо потому, что являются абстракциями. Но из исходных гипотез с помощью дедукции могут быть получены следствия, которые соответствуют некоторым наблюдениям и при обнаружении этого они являются подтверждёнными, а также подтверждённой считается исходная гипотеза и следовательно, вся модель, или двухуровневая концепция . В свою очередь данное наблюдение данного факта считается объясненным в рамках данной двухуровневой концепции. Следует подчеркнуть, что не требуется при этом феноменологическое(с помощью непосредственного наблюдения) подтверждение всего набора исходных гипотез, из-за которых затеяно всё исследование. А только подтверждение некоторых логических следствий из этих исходных гипотез.

При этом считается подтверждённой вся дедуктивная цепочка следствий от первичной исходной гипотезы до последнего следствия, которое было подтверждено на феноменологическом уровне посредством наблюдения или эксперимента. И, конечно же, именно этим подтверждена исходная гипотеза, из которой пошла дедукция следствий. Постепенно набирается целый набор тех феноменов, которые согласуется с проверяемыми следствиями. Это множество является объяснительной силой исходного набора гипотез, как, впрочем, и всей двухуровневой концепции. Объяснительная сила концепции выражается количественно, просто с помощью подсчёта объясненных феноменов.

Если у нашей гипотезы имеется конкурентная гипотеза, то можно сравнить её объяснительную силу с объяснительной силой нашей первой гипотезы. Отбраковываем ту, у которой объяснительная сила меньше. Но опять же, отбракованную, ни в коем случае, не забываем и не отвергаем совсем. Мы её запоминаем и храним в надёжном месте. Вдруг появятся в дальнейшем такие наблюдённые факты и феномены, которые будут объясняться как раз отбракованной гипотезой.

В этом состоит первый способ проверки истинности гипотезы. А второй – проверка на предсказательную силу. То есть просто надо подсчитать, количество элементов на феноменологическом уровне, которые предсказывают первая и вторая гипотезы, разумеется, опять же, не сами по себе, а после дедукции из них проверяемых следствий. Вот теперь после математически точного арифметического подсчёта мы отбраковываем ту, у которой предсказательная сила меньше. То есть поступаем точно также и с то же точностью, как в случае с объяснительной силой. Обычно сразу проверить предсказательную силу гипотезы не удаётся, потому, что надо подождать, пока пройдет время и появятся те феномены, которые были предсказаны. Но сами предсказания, конечно можно и нужно сделать сразу, хотя бы предварительно наметить их особенности. Во многих случаях становится сразу ясно, какие предсказания ждать.

Но вдруг окажется, что две гипотезы и концепции имеют равную объяснительную и предсказательную силу. Неужели истина окажется в этом случае не установленной. Суд не может отказать в вынесении решения, на том основании, что у двух состязающихся сторон поровну доказательств. Оказывается, отцы-основатели всё и предусмотрели и окончательно решили.

В этом сложном случае проверяется внутренняя простота концепций. Всегда оказывается так, что одна из концепций сложнее по своей внутренней структуре, т.е. имеет в своём составе большее количество ступеней дедукции, или, что ещё более страшно и плохо для концепции, большее количество независимых допущений, т.е. гипотез. И совсем плохо и никуда не годится, когда в одной из концепций элементы феноменологического уровня объясняются по мере их предъявления(ad hoc). Таким образом для каждого факта строится своё объяснение, а мы-то теперь –то знаем уже, что не только своё объяснение, но и своя гипотеза. Поэтому теория имеет более сложное строение. Сам принцип отбраковки теорий по признакам внутренней простоты именуется Бритва Оккама.

Ссылки

  1. Цитируется по Поликарпов · Структуры времени (субстанциональная концепция времени сквозь призму психологии) (PDF-файл, 370 Кб) [размещено на сайте 15.04.2009]
  2. С.Е.Шилов «Риторическая теория числа» М.: ЛЕНАНД, 2013, страница 431.
  3. А.П.Левич. Генерирующие потоки и субституционная модель пространства-времени. Gravitation and Cosmology. 1995. V.1. №3. Pp. 237-242
  4. С.К.Шаумян. Структурная лингвистика. М., 1965.