© С.В.Зимина

КЛИНИКО-ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ВОСПРИЯТИЯ ВРЕМЕНИ ЧЕЛОВЕКОМ


С. В. Зимина


Актуальность исследования проблемы психологического времени прежде всего обусловлена тем, что восприятие времени играет важную роль при ориентации человека в окружающем мире и способствует его адаптации в различных ситуациях. Существует целый ряд профессий, в которых точность восприятия времени особенно важна, например, профессии оператора, управляющего сложным техническим устройством (профессии лётчика, машиниста, водителя и т.п.), от точности и быстроты реакций которого нередко зависит жизнь людей. По мере совершенствования и увеличения числа технических средств увеличивается число людей, занятых в операторском труде, и повышается уровень требований к психологическим характеристикам человека-оператора, в том числе и к точности ориентации во времени.

В данном докладе представлены результаты экспериментального изучения проблемы влияния особенностей настроения на восприятие времени человеком. Изменения субъективного «чувства времени» при различных эмоциональных состояниях давно известны. В частности, из клинических наблюдений известно, что изменения собственного чувства времени нередко отмечают у себя больные аффективными расстройствами, т.е. люди с ярко выраженным пониженным или повышенным настроением.

Несмотря на очевидную актуальность исследования проблемы времени, особенности восприятия времени человеком в различных психических состояниях, и в частности, при различном по силе и выраженности настроении, в настоящее время мало изучены.

Нет однозначных результатов о влиянии эйфорического настроения, тревоги и депрессии на чувство времени человека. Не изучен вопрос об изменениях индивидуального времени, происходящих при переходе от настроения мало выраженного к его болезненно изменённым формам. Нет также сведений о специфике восприятия времени людьми с личностями различных типов. Недостаточно описаны временные аспекты образа «Я» человека и их место в общей структуре самосознания личности.

Цель нашего исследования заключалась в:

изучении влияния настроения на восприятие времени человеком, а также выявлении других возможных факторов, оказывающих воздействие на индивидуальное время человека.

Гипотезы.

  1. Настроение оказывает доминирующее влияние на оценку времени человеком. По мере увеличения выраженности эмоционального состояния происходят качественные и количественные изменения в оценке длительности времени.

  2. Скорость и точность отмеривания минуты определяется возрастом, уровнем образования и режимом работы человека.

  3. Образ «Я» содержит в себе представления, связанные с переживанием и восприятием времени.


Научная новизна работы заключается в следующем:

  1. Впервые было проведено детальное изучение качественных и количественных изменений, происходящих в оперативной оценке минуты человеком при постепенном усилении выраженности различных типов преобладающего настроения (депрессия, тревожная депрессия и эйфорическое настроение).

  2. Исследована суточная динамика восприятия времени у больных аффективными расстройствами.

  3. Проанализированы временные аспекты образа «Я» и их возрастная динамика.


При проведении нашего исследования использовались следующие методы:

Различные варианты методики отмеривания индивидуальной минуты, определение минуты по субъективному восприятию времени, опрос испытуемых о длительности истекшего дня (оценка длительности суток), сокращённый вариант Миннесотского многомерного личностного перечня MMPI (мини-мульт, адаптация Березина Ф.Б., Мирошникова М.П.), метод клинической беседы, таблицы Шульте, метод анкетирования, тест «20-и высказываний», методы математической статистики.


В исследовательской работе приняли участие 479 человек, в том числе 106 больных аффективными расстройствами и 373 практически здоровых человека.


Современное состояние изучения проблемы времени.

Чтобы наиболее полно охарактеризовать современное состояние проблемы восприятия времени, необходимо отметить, что её теоретические основы закладывались в основном в рамках 3-х наук: философии, физиологии и психологии. По этой причине необходимо рассматривать теоретические и экспериментальные результаты, полученные в каждой из наук.

Проблема времени с древних времён является предметом изучения философии, и именно философские концепции определили развитие различных психологических подходов к решению проблемы восприятия времени. Наиболее известными среди них являются: философские концепции блаженного Августина, Аристотеля, Канта, Бергсона и направление диалектического материализма.

В рамках физиологии исторически следующим было развитие взглядов на проблему времени. Поворотным пунктом в области изучения индивидуального времени стало открытие И.М. Сеченовым ведущей роли двигательного анализатора в восприятии и оценивании интервалов времени, а также открытие И.П. Павловым возможности формирования условного рефлекса на время.

Эти исследования привели к появлению целого ряда теоретических и экспериментальных работ, целью которых был поиск физиологических основ восприятия времени человека. Так теоретические подходы к решению проблемы биологического времени были заложены в трудах Н.Е. Введенского, А.А. Ухтомского, В.М. Бехтерева, П.К. Анохина. Экспериментальное изучение зависимости индивидуального времени от возраста человека, от деятельности сердечно-сосудистой системы, от электрических ритмов головного мозга проводилось в 60-80-е гг. в целом ряде работ. В эти же годы делались попытки построения моделей биологических часов человека.

Своё решение проблемы индивидуального времени было предложено и в рамках различных психологических подходов. Среди них можно выделить два главных. К первому принадлежат У. Джемс, Э. Гуссерль, М. Мерло-Понти, Ж. Делёз, Ю.К. Стрелков, ко второму – Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, Д.Г. Элькин. Первое направление считает, что сознание и время неразрывно связаны между собой и существуют в единстве. Второй подход утверждает, что время существует объективно, а сознание только отражает временные характеристики окружающего мира.

Значительное место было отведено проблеме связи эмоций и времени (М.М. Троицкий, У. Джемс, Н.Н. Ланге, С.Л. Рубинштейн, В.К. Вилюнас, Я. Рейковский, К. Изард). Целый ряд исследований посвящён экспериментальному изучению влияния настроения различной степени выраженности на восприятие времени человека (различные работы Ю.П. Фролова; Л.Я. Беленькая, 1948; Д.Г. Элькин, 1962; А.А. Меграбян, 1978; Г.Н. Носачёв, 1991; В.Б. Яровицкий, В.А. Батурин, 1991).

Однако эти данные противоречивы, а зачастую и вовсе несопоставимы из-за различия применявшихся методик исследования и эмоционального состояния испытуемых. Проблема влияния настроения на индивидуальное время человека, являясь актуальной, продолжает оставаться неисследованной: не изучены особенности восприятия времени в зависимости от выраженности преобладающего настроения и его типа (тревога, тоска, эйфорическое настроение), не выявлено влияние других факторов, связанных со временем (возраст человека, длина рабочего дня) на индивидуальное время в присутствии того или иного типа преобладающего настроения, не описаны временные аспекты образа «Я» человека. Вышеупомянутый круг проблем и определил область нашего исследования.

Несколько слов об общем замысле работы. Предпосылками, послужившими к проведению исследования, были два факта:

Представлялось интересным выявить изменения, происходящие в восприятии времени при этих состояниях. Кроме того, было предположено, что изменения в восприятии времени таких больных будут происходить одновременно с изменениями тяжести состояния. В качестве основного инструмента исследования был выбран тест отмеривания минуты, позволяющий в числовом виде выразить изучаемый процесс.

Первым этапом исследования было изучение суточной динамики изменений индивидуальной минуты у здоровых и больных испытуемых. Предполагалось, что контрольная группа в среднем имеет нейтральный фон настроения. Далее было необходимо выяснить, оказывают ли влияние на отмеривание минуты дополнительные факторы, такие, как возраст, образование, длина рабочего дня и уровень переключаемости внимания.

Вторым этапом планировалось проследить изменения в восприятии времени, происходящие при нарастании выраженности настроения от пограничного (при соответствующем типе характера) до патологического уровней (при аффективных расстройствах).

И, наконец, на заключительном этапе была поставлена задача выяснить роль и место временных понятий в образе «Я» лиц с нейтральным фоном настроения, изменения этой роли с возрастом, чтобы в дальнейшем перейти к изучению временных аспектов образа «Я» лиц с патологически изменённым настроением.

Первый этап исследования был посвящён экспериментальному изучению восприятия времени практически здоровых испытуемых. В результате экспериментального исследования были получены данные о суточной динамике изменений длины индивидуальной минуты и факторах, влияющих на скорость отмеривания минуты, а также было изучено восприятие времени лицами с различными типами характера. Проводился также анализ особенностей самосознания испытуемых во временном плане.

Эксперимент по изучению восприятия времени практически здоровых лиц состоял из трёх серий.

Первая серия эксперимента была нацелена на исследование особенностей суточной динамики значений индивидуальной минуты и выявление факторов, оказывающих влияние на эту характеристику (влияние возраста, длины рабочего дня, уровня образования). В данной серии для изучения индивидуального времени был использован тест отмеривания минуты, который проводился 5 раз в течение дня с интервалом в 2 часа с 9 до 19 часов. Применялся также метод анкетного опроса для выявления дополнительных факторов, оказывающих влияние на скорость отмеривания минуты (величины возраста, длины рабочего дня и уровня образования).

Вторая серия эксперимента предполагала изучение особенностей отмеривания минуты лицами с различными типами характера, и подробный анализ восприятия времени лиц, стержнем характера которых являются изменения настроения – гипертимных и гипотимных личностей. В данной серии: для изучения индивидуального времени также использовался тест отмеривания минуты, а для выявления типов характера – сокращённый вариант миннесотского многомерного личностного перечня MMPI. Тестирование проводилось однократно между 9 и 12 часами.

В третьей серии эксперимента было предпринято изучение особенностей самосознания испытуемых в области временных понятий - временных аспектов образа «Я». Для реализации целей данного этапа использовалась методика М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто Я?».

Получены следующие результаты.

  1. Изучение возможной суточной динамики изменений длины индивидуальной минуты позволило выявить 4 варианта динамики средних значений индивидуальной минуты с максимумом, приходящимся на различные часы. Для первого варианта максимум наблюдался в 10 часов (p<0.05), для второго – в 12 часов (p<0.1), для третьего – в 16 часов (p<0.1 и выше), для четвёртого – в 18 часов (p<0.1 и выше). Исследование показало, что выявленные типы являются у каждого испытуемого устойчивыми и повторяются от тестирования к тестированию. Анализ результатов показал, что длина рабочего дня, возраст и режим работы оказывают влияние на формирование указанных типов динамики (Плакат 2).

  2. Выявлен ряд особенностей отмеривания минуты в зависимости от выраженности характерологических свойств и принадлежности испытуемого к возбудимым или тормозимым типам личности. Показано, что увеличение выраженности свойств характера приводит к уменьшению длины индивидуальной минуты, а принадлежность испытуемого к лицам с преимущественно возбудимыми реакциями определяет в плане восприятия времени больший разброс значений индивидуальной минуты, чем у лиц с преимущественно тормозимыми реакциями (Плакат 1).

  3. Исследование временных аспектов образа «Я» показало, что только незначительная часть используемых при самоописании понятий содержит в себе указание на фактор времени («временных понятий»). Надо отметить также, что количество временных понятий увеличивается с возрастом.

  4. Анализ структуры категории «временные понятия» показал, что структуру категории составили следующие признаки: быстрота, целеустремлённость, пунктуальность, изменчивость, профессионал и связь времён. Первые пять из них были выделены как при анализе образа «Я» студентов дневного отделения, так и при изучении самосознания лиц, получавших второе высшее образование. Последняя временная категория, условно названная «связь времён», имела место только у лиц более старшего возраста (Плакат 3).

Таким образом, приведённые фактические данные убедительно иллюстрируют тот факт, что индивидуальное время человека является сложным явлением, на которое оказывают влияние как внешние (время суток), так и внутренние факторы (тип характера, возраст, уровень образования), и особенности восприятия времени отражаются в структуре образа «Я» человека.

На втором этапе исследования, посвящённом восприятию времени личностью при патологически изменённом настроении, получены данные об особенностях отмеривания минуты лицами, имеющими патологически изменённое настроение (тоскливая депрессия, тревожная депрессия, патологическое эйфорическое настроение). Проведён сравнительный анализ восприятия времени человеком при различной выраженности депрессивного и эйфорического настроения. Исследована роль различных временных эталонов при оценивании интервалов времени.

Экспериментальное изучение индивидуального времени включало в себя также три серии опытов, несколько иных по сравнению с теми, что применялись при изучении практически здоровых лиц.

В первой серии эксперимента проводилось изучение изменений, происходящих при отмеривании минуты под влиянием патологически изменённого настроения. Предполагалось, что для каждого типа настроения будут иметь место свои особенности отмеривания минуты (средняя длина и суточная динамика), позволяющие отличить эти состояния одно от другого во временном плане.

Для реализации целей данной серии исследовались больные аффективными расстройствами (МДП, циклотимия и инволюционная меланхолия), у которых ведущим (на момент тестирования) в клинической картине был тоскливо-депрессивный, тревожно-депрессивный или маниакальный синдром. Изучение индивидуального времени проводилось с помощью теста отмеривания минуты, который применялся 5 раз в день с интервалом в 2 часа с 9 до 19 часов.

Вторая серия эксперимента была необходима для изучения выявленных в процессе исследования так называемых быстрых колебаний значений индивидуальной минуты, имевших место только у лиц с патологически изменённым настроением и только в определённые часы. Для исследования восприятия времени также использовался тест отмеривания минуты. Однако он применялся с интервалом в 30 минут у лиц с тоскливой депрессией - с 9 до 11 часов, у испытуемых с тревожной депрессией - с 9 до 11 и с 15 до 17 часов, а у людей с патологическим эйфорическим настроением – в течение всего дня. Для выявления факторов, определяющих быстрые колебания скорости отмеривания минуты, использовались таблицы Шульте.

Третья серия эксперимента посвящена изучению роли различных временных эталонов при оценивании интервалов времени. Для исследования этой роли была использована методика отмеривания минуты, включающая и исключающая счёт. Обе методики применялись 5 раз в день с интервалом в 2 часа с 9 до 19 часов у лиц с тревожной депрессией и патологическим эйфорическим настроением.

Нами получены следующие результаты.

  1. Выявлен ряд особенностей, возникающих при отмеривании минуты, под влиянием патологически изменённого настроения. Показано, что каждый вид настроения характеризуется своей длиной индивидуальной минуты. Так у больных тоскливой депрессией имело место достоверное (p<0.1) удлинение заданного временного интервала (70с.), у больных в маниакальном состоянии - недоотмеривание по сравнению с другими группами больных и нормой (40с.). Средние значения в группе больных с тревожной депрессией в течение дня (во всех пяти интервалах тестирования) отличались от средних значений в группе тоскливой депрессии, в 12 и 16 часов они достоверно отличались от средних значений в группе больных с маниакальным состоянием, в 14 и 18 часов - от средних значений контрольной группы (50с.). Полученные результаты позволяют говорить о создании дифференциально-диагностического критерия данных состояний на основе восприятия времени. (Плакат 4).

  2. Присутствие болезненно изменённого настроения сокращает число типов динамики среднего значения индивидуальной минуты по сравнению с типами динамики, имевшими место у лиц с нейтральным фоном настроения. Так, больные с тоскливой депрессией в плане отмеривания минуты принадлежали в основном к первому типу динамики среднего значения, а больные с маниакальным состоянием и с тревожной депрессией - ко второму и третьему типам. (Плакат 4). Необходимо отметить, что тревожно-депрессивный синдром с точки зрения восприятия времени представляет собой состояние, имеющее черты, сближающие его с маниакальным синдромом. Об этом свидетельствует наличие одинаковых типов динамики среднего индивидуальной минуты у данных расстройств и меньшая, чем у контрольной группы, длина индивидуальной минуты.

  3. При патологическом эйфорическом настроении в рамках шизофрении имеет место единственный тип динамики среднего значения индивидуальной минуты с максимумом в 14 часов, который не встречается ни у лиц с нейтральным настроением, ни у испытуемых с различными формами болезненно изменённого настроения.

  4. Сравнительный анализ восприятия времени при настроении пограничного и патологического уровня выраженности показал, что отличия между аффективными состояниями пограничного уровня в плане восприятия времени (т.е. при соответствующих акцентуациях характера) проявляются в точности отмеривания минуты по группе испытуемых в целом (разбросе значений индивидуальной минуты). Изменение же длины индивидуальной минуты происходит при усилении выраженности настроения до его болезненно изменённых форм. (Плакат 5).

  5. Исследование подтвердило наличие связи между процессом отмеривания минуты и процессом переключения внимания. Показано, что у испытуемых с тревожной депрессией и патологическим эйфорическим настроением имеет место прямая, а у лиц с тоскливой депрессией – обратная корреляционная зависимость между скоростью отмеривания минуты и уровнем переключаемости внимания.

  6. Проведённое изучение роли различных временных эталонов при оценивании интервалов времени показало, что у лиц с тревожной депрессией и патологическим эйфорическим настроением индивидуальная минута, полученная путём суммирования шестидесяти эталонов секунды, имеет достоверно большую величину, чем индивидуальная минута, полученная при однократном использовании эталона минуты.

Результаты выполненного нами исследования влияния преобладающего настроения на восприятие времени человеком подтвердили наши исходные гипотезы и позволили сформулировать следующие общие выводы:

  1. Преобладающее настроение, его знак, тип и уровень выраженности оказывают доминирующее влияние на оценку времени человеком.

  2. Настроение малой степени выраженности вносит свои особенности в процесс оценивания минутного интервала, однако, эти изменения проявляются только в средней точности отмеривания минуты по группе испытуемых в целом и потому могут быть выявлены только при углублённом статистическом анализе результатов тестирования.

  3. Каждый тип патологически изменённого настроения имеет свои «временные» характеристики (среднюю длину индивидуальной минуты, набор типов суточной динамики и пр.), отличающие данный тип настроения от других и от нейтрального фона настроения.

  4. Факторами, определяющими специфику отмеривания минуты, являются возраст, уровень образования и длина рабочего дня испытуемых.

  5. Образ «Я» отражает жизненный опыт человека и представления о самом себе. Эти представления касаются различных сфер жизни, причём жизни, протекающей во времени. По этой причине временной фактор является неотъемлемой частью образа «Я» и с увеличением возраста становится всё более представленным в нём.


Литература

  1. Айрапетов Р.Г., Зимина С.В. К вопросу о выборе критериев успешности деятельности человека-оператора на производстве // Научно-техническая конференция “Приборостроение и автоматизация технологических процессов”. Сборник тезисов докладов. - Дзержинск. - 1995.

  2. Айрапетов Р.Г., Зимина С.В. Статистический анализ внутреннего ощущения времени человека-оператора // Юбилейная научная конференция, посвящённая 100-летию Радио и 50-летию Радиофизического факультета ННГУ. Тезисы докладов. - Нижний Новгород. - 1995. - с.4.

  3. Айрапетов Р.Г., Зимина С.В. Статистика суточной динамики внутреннего ощущения времени человека-оператора // Современные проблемы радиофизики. Сборник научных трудов. - Нижний Новгород. - 1996. - с.43-46.

  4. Зимина С.В. Статистический анализ индивидуального восприятия времени человеком в норме и патологии // Итоговая научная конференция по радиофизике. - Нижний Новгород. - 1996. - с.29.

  5. Зимина С.В. Статистический анализ суточной динамики восприятия времени в норме и у больных аффективными расстройствами // Вторая Нижегородская сессия молодых учёных. - Нижний Новгород. - 1997. - с. 70.

  6. Айрапетов Р. Г., Зимина С.В. Статистика суточной динамики восприятия времени в норме и у больных аффективными расстройствами // Итоговая научная конференция по радиофизике. - Нижний Новгород. - 1997. - с. 76.

  7. Зимина С.В. Восприятие времени человеком: медико-социально-демографический аспект // “ Семья в новых социально-экономических условиях ” Материалы Международной научно-практической конференции (2-10 октября 1997 г.) т.2. - Нижний Новгород, 1998. с. 39 - 42.

  8. Зимина С.В. Возможность распознавания образов нейронными сетями как один из аспектов социальной адаптации людей с нарушениями зрения // “ Профилактика нарушений здоровья и инвалидности в связи с военной службой ” Тезисы. - Нижний Новгород. - 1997. - с. 33.

  9. Айрапетов Р.Г., Зимина С.В. Статистический анализ влияния моторной и идеаторной компонент аффективного расстройства на восприятие времени человеком // Итоговая научная конференция по радиофизике. - Нижний Новгород. - 1998. с. 83.

  10. Айрапетов Р.Г., Зимина С.В. Суточная динамика восприятия времени у больных аффективными расстройствами // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова, 1999. т. 99. N4. c. 54-55.

  11. Айрапетов Р.Г., Зимина С.В. Восприятие времени человека и тип личности // Труды третьей научной конференции по радиофизике 7 мая 1999 года. Нижний Новгород, 1999. с. 209 - 210.

  12. Зимина Л.Е., Зимина С.В. К вопросу о самосознании современного студента // “Химическая промышленность: современные задачи техники, технологии, автоматизации, экономики”, Тезисы докладов Межрегиональной научно-технической конференции, посвящённой 25-летию Дзержинского филиала НГТУ. Нижний Новгород, 1999. с. 178 - 179.

  13. Айрапетов Р.Г., Зимина С.В. Сравнительный анализ восприятия времени у людей с различными типами личности // Труды четвёртой научной конференции по радиофизике 5 мая 2000 года. Нижний Новгород, 2000. с. 234 - 235.

  14. Айрапетов Р.Г., Зимина С.В. Сравнительный анализ восприятия времени при аффективных состояниях пограничного и психопатологического уровней // Труды пятой научной конференции по радиофизике 7 мая 2001 года. Нижний Новгород, 2001. –c. 187 – 188.

  15. Зимина Л.Е., Зимина С.В. О необходимости формирования адекватной "Я - концепции" современного студента // "Менеджер XXI века" Тезисы докладов всероссийской научно - практической конференции. Нижний Новгород, 2000, - с. 260.

  16. Айрапетов Р.Г., Зимина С.В. Особенности восприятия времени у гипертимных личностей в зависимости от некоторых дополнительных психологических характеристик // Труды шестой научной конференции по радиофизике 7 мая 2002 года. Нижний Новгород, 2002. –c. 261 – 262.

  17. Зимина С.В. Восприятие времени людьми с различными типами личности // Социология социальных трансформаций. Нижний Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2003. – c. 277 - 280.

  18. Зимина С.В. Разработка методики анализа временных рядов для задачи изучения быстрых колебаний восприятия времени у больных аффективными расстройствами // Труды седьмой научной конференции по радиофизике 7 мая 2003 года. Нижний Новгород, 2003. – c. 223 - 224. (0.2 п.л.)

  19. Зимина С.В. Временные особенности образа «Я» у лиц, получавших второе высшее образование // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. - Пенза, 2003. – с. 104-106. (0.3 п.л.)

  20. Зимина С.В. Временные аспекты образа «Я» у студентов младших курсов // Педагогическое обозрение. 2004. N1. с. 93 - 101. (1 п.л.)

  21. Зимина С.В. Особенности образа «Я» и восприятия времени в зависимости от возраста человека // Перспективы: Сборник научных статей аспирантов. Н. Новгород: НИСОЦ, 2003. – 278 c. - c. 103 – 114. (1 п.л.)

  22. Зимина С.В. Категория времени в образе «Я» в различные возрастные периоды жизни // Конференция “Современность, прошлое, будущее: три темпоральных модуса бытия человечества», г. Санкт-Петербург.

  23. Зимина С.В. Проблема оценки времени в трудах отечественных и зарубежных исследователей // Конференция по истории психологии в Нижнем Новгороде.