Виртуальность. Термин "виртуальность" известен в философии с XIII в. и принадлежит Фоме Аквинскому. Томистская антропология утверждает, что человек является единством тела и души. "После разрушения сочетания души и тела потенции второго рода составляющие начало отправлений чувственной и вегетативной частей души не могут сохраняться, но остаются в душе виртуально, как в своем первоначале или корне" (Боргош, 1975).
В физических науках от классической до квантовой механики многие фундаментальные результаты получены на базе вариационных принципов. В их основе лежат понятия виртуальных перемещений и возможных траекторий, т.е. условных движений формально представляемых как реальные. В квантовой теории поля виртуальные частицы рождаются и исчезают, участвуют в вакуумных флуктуациях, возникают в промежуточных состояниях, при этом нарушается обычная связь между энергией, импульсом и массой системы. Не все виртуальные частицы могут находиться в реальных состояниях, быть наблюдаемыми.
Психология рассматривает как виртуальные состояния экстрасенсорику, ясновидение, шаманство, а также то состояние душевного подъема, которое поэт характеризует как "упоение в бою и мрачной бездны на краю" (Носов, 2000).
Технологии масс-медиа, в особенности телевидение, и компьютерные технологии трансформируют мировосприятие в сторону многомирной, многовариантной, сценарно-игровой виртуальности. К жизни человека, ориентированного на виртуальность, приращивается другая жизнь, продлевает, расширяет, заполняет пустоты модельной и игровой стихией.
На всех своих уровнях виртуальная реальность лишена полноты сущностных черт, свойственных обычной эмпирической реальности. Виртуальным явлениям "присуще неполное, умаленное наличествование, не достигающее устойчивого и пребывающего, самоподдерживаещегося наличия и присутствия" (Хоружий, 2000). Виртуальное пребывает в "устойчивом неравновесии". Событие в виртуальной сфере не оформлено, его можно характеризовать энергией, не связанной в определенную форму, свободной энергией выступления, выдвижения, исхождения из некоей основы, "первоначала или корня" по выражению Аквината. Чистая, свободная энергия исключает время как протяженность и пребывание. У виртуального события нет времени сформироваться, оно совершается в бесконечно краткой протяженности. Время не-длящегося события - миг. Оно не слито с темпоральностью наличного бытия, дискретно. Темпоральная область виртуального предстает совокупностью несвязных топологически, несоотносимых, невоспроизводимых временных элементов. Она хаотична, образует "обрывочную, не соткавшуюся. во время стихию из разрозненных элементов времени" (Хоружий, 2000). С.Хоружий характеризует виртуальную реальность как "недо-выступившее, недо-рожденное бытие, и одновременно бытие , не имеющее рода, не достигшее "постановки в род". Это - недород бытия в смысле таксономических категорий, равно как и в смысле рождающего бытийного импульса". Свойства причинности, детерминированности в виртуальном мире также отличны от классических поскольку недо-возникающее событие не может иметь полноты причин. Время недо-обналиченных событий, "суб-время" или "недо-время" по терминолонии С.Хоружего, у Фрейзера характеризуется как прототемпоральность. "Это время без направления, не текущее, а также фрагментарное (а не непрерывное), для которого точная локализация мгновений лишена смысла. События в прототемпоральном мире могут быть локализованы лишь статистически, вероятностным образом" (Fraser, 1975).
Виртуальное мировосприятие расширяет опыт и способности человека, но за счет погружения в сферу минимальной, пороговой событийности и энергетики. Теряется линейное восприятие времени, умаляется формостроительная воля и способность. Виртуальный мир не создает своих форм, а манипулирует с готовыми формами как это свойственно постмодернизму.
Фома Аквинский Summa theologika, I., q.77. Цитируется в переводе С.С.Аверинцева по Боргош Ю. Фома Аквинский - М.: Мысль, 1975
Носов Н. Виртуальная психология - М.: Аграф, 2000
Хоружий С. "Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности" в книге Хоружий С. О старом и новом -СПб.: Алетейя, 2000
Fraser J.T. Of Time, Passion, and Knoledge.-New York: Braziller, 1975
И.Н.Гансвинд