Модель времени в классической динамике. Время моделируется посредством последовательности моментов. Его сопоставляют с множеством точек линии без самопересечений. В результате получается представление времени в виде одномерного линейного континуума, который описывается множеством действительных чисел.
Если мы представляем множество моментов времени множеством действительных чисел, то это накладывает на время те свойства, которые порождаются структурами, имманентными этому множеству. Так, структура порядка на множестве действительных чисел порождает последовательность моментов времени (один момент после другого); аддитивная группа – задает метрику (продолжительность интервалов между различными моментами времени); мультикативная группа – обеспечивает произвольный выбор единицы измерения времени (эталонной продолжительности). Топология действительной прямой обеспечивает непрерывность времени. Представление времени с помощью числовой прямой, когда совокупность моментов-точек актуально дается вся сразу, уподобляет его пространству. Говорят, что физика, нуждаясь в математически ясном определении времени, опространствует его.
В классической механике время упорядочено, одномерно, непрерывно, безгранично, бесконечно, однородно, изотропно. При этом все свойства времени носят абсолютный характер, т.е. ничем другим, кроме самих себя, не обусловлены. Как перечисленные свойства, так и отношение одновременности, отношение порядка «позже, чем», продолжительность интервала между двумя моментами не зависят ни от выбранной системы отсчета, ни от скорости движения тела, ни от пространства.
На фоне такого времени происходит перемещение (движение) в пространстве физической точки, обладающей массой, энергией и импульсом (или физического тела, построенного по определенным правилам из физических точек). Пространство вводится аналогично времени и отличается от него лишь размерностью. Оно непрерывно, трехмерно, упорядочено, безгранично, бесконечно, абсолютно. Это и есть мир теоретических объектов классической механики, который позволил описать громадный круг физических явлений.
При этом один из фундаментальных законов классической физики – второй закон Ньютона (который описывает взаимосвязь силы, действующей на тело, с массой этого тела и ускорением, которое тело приобретает под действием этой силы) является инвариантным относительно знака времени (симметричен во времени). Это означает, что, если мы изменим знак моментов на обратный (был порядок: 1,2,3,… Обратный порядок будет -1, -2, -3), это не изменит физическое явление. Это говорит о том, что временной порядок не имеет выделенного направления, не направлен, т.е. время не обладает направлением.
При интерпретации теории в культуре, считалось, что время течет в будущее. Это свойство является внешним для физической теории, и оно принималось, видимо, как дань культурной традиции. Во всяком случае, однонаправленность течения времени не проблематизировалась. Ведь в христианской культуре уже сформировалась эта идея, и она была поддержана верой в прогресс, столь характерной долгое время для европейской культуры.
Известна полемика по вопросу о природе пространства и времени между сторонниками Ньютона и Лейбницем. В XVII-XIX веках наибольшее влияние имела концепция Ньютона. Это было обусловлено как наукоцентризмом, свойственным культуре, так и эссенциалистской трактовкой науки. С дальнейшим развитием науки ситуация существенно усложнилась.
В.П.Казарян