Аристотелевское учение о времени как мере движения. Аристотель рассматривает время как нечто связанное с движением и не существующее без движения, но вместе с тем не являющееся движением. Прибегая к аналогии с пространственным перемещением, он отмечает, что как при перемещении есть предыдущее и последующее место, так и во времени имеется предыдущее и последующее «теперь». Анализируя с этих позиций понятие времени, Философ приходит к выводу, что «время не есть движение [само по себе], но [является им постольку], поскольку движение заключает в себе число», и в доказательство указывает на то, что «большее и меньшее мы оцениваем числом, движение же, большее или меньшее, - временем, следовательно, время есть некоторое число» /219b1-5/. Обобщая широко распространенную практику взаимно оценивать друг через друга и длительность времени, и проходимое за это время расстояние, Аристотель полагает, что для измерения времени необходимо найти движение, которое наилучшим образом соответствовало бы таким свойствам времени, как равномерность, общедоступность и набольшая простота, т.е. неразложимость на еще более простые движения. Подобным требованиям, считает великий Стагирит, отвечает суточное вращение последней, «восьмой» небесной сферы, «сферы неподвижных звезд».
Аристотель. Физика // Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. 3. – М.: Мысль, 1981, с. 59-261.
Хасанов И.А. Время: природа, равномерность, измерение. – М., 2001, с. 64-74.
Хасанов И.А. Феномен времени. Часть I. Объективное время. – М., 1998, с. 66-74.
И.А.Хасанов