Вечность - философская категория, изначально имевшая значение "жизненный век", временное бытие в смысле жизненного существования (лат. - aevum, рус. - "век"), в отличие от "хроноса", как абстрактного количественного времени.

В древнегреческой философии у досократиков термин "эон" сохраняет гомеровское значение "жизненного века", но постепенно начинает обретать новые черты. К временам Платона уже достаточно широко распространилось понимание "вечности" как бесконечного бытия мироздания во времени. Как отмечается в "Анонимных пролегоменах к платоновской философии", датируемых концом V - началом VI веков н.э., "открыл он (Платон. - И.Х.) также, что такое вечность; до него вечностью считали безграничность времени, он же показал, что безграничность времени - это одно, а вечность - совсем другое" /Платон, 1986, с. 481/.

Платон развил наметившееся еще у Парменида противопоставление "вечности" и "времени". В "Тимее" время создается Демиургом как "подвижное отображение вечности"; "время" характеризует бытие чувственно воспринимаемого мира, не обладающего истинным, стабильным бытием, а постоянно находящегося в состоянии становления, тогда как "вечность" характеризует неизменное, истинное бытие мира эйдосов. Парменидо-платоновское противопоставление времени и вечности получает дальнейшее развитие у Плотина и неоплатоников, через Аврелия Августина и других "отцов церкви" проникает в христианскую теологию, становясь одним из важных положений христианской религиозной философии.

У неоплатоника Боэция (480 - 524) вечность выступает в качестве референта времени: "вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени же это не присуще; вечность есть мера пребывания, а время - мера движения". Фома Аквинский (1225-1274), основоположник философии католицизма, вводит промежуточную меру между временем и вечностью - век, относя ее к вещам, "субстанциальное бытие которых неизменяемо", но имеющим "изменение привходящего порядка". Так обстоит дело с небесными телами.

Квазивременное толкование вечности как особого способа бытия идеальных сущностей, при котором явно временные черты вечности как жизни и движения /Плотин/ снимаются тем, что все этапы этой жизни и все возникающие при движении состояния предполагаются данными единомоментно, вобрало в себя черты раннемифологических представлений о безвременном бытии мира, при котором все, что было, есть и будет, в равной мере актуально существует, но только не все в одинаковой степени доступно чувственному восприятию.

В отличие от теологического и объективно-идеалистического толкования вечности как особого, истинного, т.е. не подверженного разрушению и каким бы то ни было изменениям, бытия идеальных сущностей, в материалистической философии вечность является атрибутом материального мира и представляет собой временную конкретизацию материалистического положения о несотворенности и неуничтожимости материи.

Серьезным недостатком материалистического понимания вечности как временной характеристики мироздания до последнего времени оставалась интерпретация вечности как бесконечного нагромождения миллиардов, триллионов и т.д. лет. Подобное сведение вечности к "дурной бесконечности" обусловлено господством ньютоновских представлений, будто длительность сама по себе течет равномерно и поэтому имеет внутренне присущую ей метрику, которая выявляется при помощи таких равномерных и строго периодических процессов, используемых для измерения времени, как вращательные движения Земли, колебания физических маятников и др. В этом случае время оказывается единым для всего мироздания и любых его областей и уровней организации равномерно текущим потоком, что позволяет сводить вечность бытия материального мира к бесконечности количества универсальных для всего мироздания единиц этого потока.

Однако равномерность не является уникальным свойством длительности самой по себе, а представляет собой соотносительное свойство сравниваемых между собой материальных процессов. В реальной действительности существует неограниченное множество классов соравномерных процессов, с каждым из которых связан специфический тип равномерного времени. Сведение вечности бытия материального мира к дурной бесконечности количества единиц физического времени представляет собой недопустимую абсолютизацию одного из множества типов времени.

В соответствии с иерархической многоуровневостью структурной организации материального мира иерархической многоуровневостью обладает и временная организация материальных процессов. На каждом иерархическом уровне время и дискретно, и непрерывно. Дело в том, что элементарные акты материальных процессов каждого иерархического уровня материального мира возникают в результате интеграции процессов более низких, более фундаментальных уровней, в силу чего на каждом уровне существуют свои "бесконечно малые" интервалы длительности, необходимые для становления элементарных актов основных материальных процессов. В пределах этих "бесконечно малых" интервалов длительности еще нет материальных процессов данного иерархического уровня и поэтому они эквивалентны бездлительным "точкам" временной оси координат. Но вместе с тем интервалы длительности, "бесконечно малые" для данного иерархического уровня, с позиции более фундаментальных иерархических уровней оказываются весьма значительными, а по отношению к некоторым объектам и процессам и "бесконечно большими". Поэтому иерархически организованный материальный мир существует как бы во вложенных друг в друга несоизмеримых между собой "бездлительных мгновениях". Можно предположить, что времена разных иерархических уровней соотносятся между собой как бесконечные множества, имеющие разные мощности. Категория вечности характеризует собой мощность предельно высокого уровня организации материального мира, фиксируемого в понятии "мироздание в целом". В силу того, что материя не возникает из ничего и не исчезает бесследно, при всех количественных и качественных изменениях любых конкретных материальных образований мироздание в целом пребывает в самотождественном самому себе состоянии и на этом предельно высоком уровне вечность смыкается с "бездлительным мгновением".

Литература

Платон. Диалоги. 1986.

Плотин. О времени и вечности (Эннеада 3-я. Книга 7-я) // Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. - СПб: "Алетейя" при участии Греко-лат. кабинета Ю.А. Шичалина, 1995, с. 319-338.

Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подготовил А.В. Лебедев. - М.: Наука, 1989.

Хасанов И.А. Феномен времени. Часть I. Объективное время. - М.: ИПКгосслужбы, 1998.

И.А.Хасанов