Бренность – одно из основных свойство конечных объектов-систем, феномен, относящийся к дилемме существования / несуществования, иначе - бытия / небытия очень много. Быть Б. значит иметь ограниченный по времени период и цикл существования. Исторически, непосредственный интерес к Б., проявлялся сначала в различных религиях, а затем уже, в философии и в науках. Понятие Б. представлено в философской, психологической и медико-биологической литературе. Б., как и смерть, - непременные понятия темпорологии. Прилагательное бренный – это значит тленный, преходящий, невечный и недолговечный, временный, - то, чего рано или поздно не будет. Антиподы – бесконечный во времени, вечный, живой, непреходящий, нетленный, и др. Непосредственный антипод Б. – вечность как синоним бессмертия. В них отображены отношения вечности и бесконечности, бытия как бытия вообще и существования мира, с одной стороны, и конечности бытия и существования, неизбежности прекращения жизнедеятельности отдельных систем и организмов, то есть их смерти, – с другой.

Кажется абсолютной формула «Жизнь – бренна», хотя, если считать, что бытие вечно, то и жизнь вечна. Две «вечности», бытия и жизни - в её биологическом смысле, взятые в их сопоставлении в рамках вселенских времен, - математически равновелики. В отечественных словарях понятие Б. – это синоним тленности, преходящего, говорящий что-то о сущности бытия, о бренности этого мира и человеческой жизни, мысленной деятельности и жизни, основных результатов творчества человека, плодов его трудов и т.п. (см.:Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.). И в «Экклезиасте» мы читаем: «Что пользы человеку от плодов трудов своих?», «Суета сует и суета все!». В словарях указывается, что смерть – это естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию законов только неорганической природы (см. Краткий филос. словарь, с 418).

Понятие Б. с помощью своих синонимов, таких как «смерть», «гибель», «катастрофа» и других понятий, в рамках человеческой культуры, получает и общий и переносный смысл. Мы, например, часто говорим (в переносном смысле): он - «простой смертный»; кем-то было принято «убийственное решение»; нас предупреждают, что «в лесу гибель комаров»; и т.п.. Б. может пониматься расширительно, например, мы говорим: о «политической смерти», «гибельных последствиях», о «творческой катастрофе» и т.п.., когда другое какое-то толкование соответствующих смыслов найти трудно.

Вообще, проблема соотношения Б. и бытия, смерти и бессмертия – главная или одна из главных тем религии, специальных наук, таких как история природных объектов, начиная с космологии, астрофизики, медицина, тема живописи, поэзии, литературы, театра, философии и философской антропологии и многих других - во всей истории общества. Вообще, в целом, в философской онтологии, Б. – синоним обязательной конечности, конца бытия чего-либо конкретного, оно же синоним понятия неизбежности смерти.

Признание феноменов как Б. так и бытия можно определить как позицию философского реализма, согласующегося хорошо с данными современного естествознания, включая современную астрофизику и космологию. Сказанное не касается смысла категории самого «бытия вообще», которое – по Пармениду (ок. 540 – 470 гг. до н.э.), как это и у всех других древнегреческих философов-элеатов (VI-V век до н.э.), - вечно. По Гераклиту – «Все течет, все изменяется» и, значит, бренно. Вместе с тем, невозможно говорить о Б. вне контекста бытия, существования чего-то, иначе говоря: если нет бытия вообще, и существования объекта, то и говорить о Б. невозможно. Обратное неверно, можно сказать, что тогда исчезает предмет разговора. А, фактически, дело обстоит так, что специфическое свойство всех настоящих конечных систем, например, биологических систем, таких как организмы, – это именно их Б., смерть, гибель. Современные биологи утверждают, что при соответствующих условиях бессмертны лишь популяции, то есть живут, вечно, в принципе, лишь сетевые объекты, а не истинные системы.

В целом, в философской онтологии, бытие – это суть предельно общее и сходное, идентичное во всем многообразии существующего и сущего в мире. Подчеркнем, что в этом смысле бытие неподвижно, поскольку лишь бытие вообще всегда есть, оно не возникает и не уничтожается, оно вечно. При этом, понятия существования, а также реальности и действительности являются в известном смысле основными понятийными формами, проявлениями, аналогами и синонимами бытия. Последнее из них - главное понятие онтологии (от греч. ontos- бытие) как важнейшей части основных философских систем. Речь идет и о специальной философской теории бытия, а также об экзистенциализме как «философии существования», о т.н. «философии жизни», о философской и специальной медико-физиологической теории, какой является танатологии (от греч. thánatos – смерть), а также её конкретные ответвления в науке.

В истории философии Платон впервые представил Б. и смерть не как страшную угрозу жизни, а как освобождение души из плена. Здесь тело предстает как нечто конечное во времени, а душа – нетленна, вечна, бессмертна. Кстати, это одна из центральных идей Платона, которые были восприняты затем и христианством, и исламом. В античной философии остается неясным решение вопроса о соотношении Б. и бытия, если эта философия признает гилозоизм (от греч. hylē – вещество и zōē - жизнь) и панпсихизм (от греч. pan – все и psychē– душа)? Ведь и камень имеет душу, мир одухотворен, он живой!

В индуизме - с его идеей переселения душ - вопрос о смерти, Б. и бессмертии души трансформировался в учение о понижении или повышении для души ранга ее существования в зависимости от категории существ и предметов, в которые вселяется душа в земной жизни. При этом признается зависимость души от морального качества человека при жизни и близости его к совершенству. В XIX-XX вв. эти идеи нашли значительное продолжение и развитие у теософов, а также у сторонников т.н. «универсальной религии» (Е.П.Блаватская – ум в 1891, Ник. К.Рерих – род. 1874, ум.1947, и его сын Святослав Н.Рерих, и др.). Вообще теологи рассматривают свойство Б. и смерть как воздаяние за праведность и расплату за грехи в земной жизни, хотя возможная милость Божья может обеспечить пребывание бессмертной души человека на небе либо в раю, либо в аду и геенне огненной (проблема посмертного воздаяния).

В философии проблемой Б. очень много занимались в рамках «философии пессимизма» (например, А.Шопенгауэр, р. 1788 - ум. 1860) и экзистенциализма, - начиная с Ф.М.Достоевского (1821-1881), Э.Гуссерля (1859 - 1938) и др. до М.Хайдеггера (1889-1976) и др. Именно, темы Б., «смысла жизни», самоубийства – центральные проблемы экзистенциализма. Здесь Б. и итожащая жизнь смерть раскрывается как некие следующие друг за другом во времени возможности, заключенные в рамки бытия. Вне этой дилеммы вечности и Б. – по Хайдеггеру - есть лишь ничто. В философской онтологии танатология (от греч. thánatos - смерть ) это особое учение о смерти, как уходе в небытие, о ее причинах, признаках, и др. Здесь, конечно, Б. и смерть – основные понятия. Отметим, что важнейшей проблемой и в современной философской антропологии как раз является вопрос о неотвратимости смерти, Б. человека.

Русский поэт П.А.Вяземский (1792-1878) писал: «Смерть жатву жизни косит». Но в русском фольклоре мы найдем одновременно как фаталистическое, так и оптимистическое высказывание: «Двум смертям не бывать, а одной не миновать!». В реальной жизни, все же, люди, предметы, вещи, тела, живые системы и пр. и на самом деле уходят из жизни, исчезают. То есть, – они именно Б. Заметим в связи с этим, что, если в современной философской теории бытия противоположностью последнего признается «не-бытие» (как отсутствие существования чего-либо), то у Парменида мы найдем, что оно, бытие, - есть всегда. А поскольку, бытие всюду непрерывно и однородно (и, потому, неподвижно именно в таком смысле), то тогда бытие, в принципе, не содержит никакого небытия. Это последнее воспринимается нами только мыслью. И все-таки, именно у Парменида мы находим впервые противопоставление Б. и бытия. Им убедительно доказывалась невозможность не-бытия, так как оно не может быть постигнуто, а лишь придумано нами в воображении. В целом получается, как мы видим, что бытие, релятивно, относительно. Дело в том, что, - по Пармениду, бытие само по себе текуче, подвижно, неустойчиво, оно неподвижно исключительно в смысле наличия, присутствия и здесь и повсюду, а поэтому оно в своих вечно ускользающих моментах актуального существования в конце концов непостижимо для мысли. Много позднее, Г.Гегель, в свою очередь, понимал все бытие как бренное и «исчезающее бытие», как переходящее в «небытие», так что все в мире является становлением, чем-то преходящим, и в этом смысле бытие всегда темпорально.

Говорят: «Все, что существует – заслуживает гибели!». Б. – это атрибут бытия. В этом смысле Б. также – синоним появления необходимого небытия. Но такое сосуществование бытия и небытия, признаваемое, например, Парменидом, означает наличие никогда не разрешаемого, вечного по сути своей противоречия между Б. и бытием, несуществованием.

Следуя правилам силлогистики Аристотеля, сегодня можно построить следующее умозаключение:

I. Две правдоподобные посылки - суждения:
1) Все бихевиоральные системы бренны.
2) Люди суть бихевиоральные системы, точнее, - их класс, разновидность.
II. Умозаключение, вывод:
3) Следовательно, - люди тоже смертны.

Сегодня можно определенно сказать, что Б., – как проявление сущности бытия и диалектики конечного и бесконечного, - одна из форм самоактивности бытия. Она находит себя не только в феноменах (и понятиях) активности, но и пространства, движения, времени, отношения и противоречия, в других понятиях. Несомненно, что время – и как феномен и как понятие – определенный аналог Б, его важнейший аспект. Подчеркнем, - в неподвижном и неактивном мире времени как отношения движений бы не было, и все было бы вечно, ничто бы не умирало, а жило бы всегда.

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия бытия (онтология) // Философия, изд. 3-е. М., 2004. – С. 420-424; Большой словарь иностранных слов. М., 1998. – С.624; Бытие, Бытие-в-себе, Онтология, Фундаментальная онтология // Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994; Вяземский П.А. Старое поколение // Ашукин Н.С., М.Г.Ашукина. Крылатые слова. М., 1988. – С. 323; Денисова Л.В. Бытие // Философская энциклопедия, т.1. М., 1960. – С.207-213; Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской традиции. М., 1986; Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс, 1994 – С. 418, 447-48; Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993. – с. 57.

О.С.Разумовский