Пауза – интердисциплинарное, темпорологическое и специальное понятие, которое отображает феномены и формы перерыва, временной остановки, своего рода, передышки и покоя в существовании какого-то объекта или процесса, отсутствия их в данном месте и в данное время. Это относится также к их состояниям, свойствам, величинам, значениям, параметрам и т.д. П. длится вплоть до момента продолжения (повторения) предыдущего, а также появления чего-то нового, иного, другого, как это происходит, например, в ходе изменения объектов любого рода, а также развития, в высших формах, - у сложных саморазвивающихся систем в форме эволюционного скачка. При этом новое, иное – должно пониматься только как относительно новое. В познании П. можно «узнать» на фоне «основного», главного процесса или состояния. Как феномен П. – элемент колебательных и волновых процессов, ритмичных и неритмичных, наряду с амплитудой, частотой, периодом, фазой, длиной волны, и др. В целом, П. – одно из основных понятий теории колебаний и волн. Обобщенно, П. можно также определить как общую форму проявления дискретности и многообразия существования объектов, которая (форма) может иметь самое различное содержание. Понятие П. – важная характеристика любых дискретных процессов и их динамики вообще. Обобщенно, П. можно определить как общую форму проявления статики и динамики, дискретности, непрерывности и многообразия существования объектов, которая (форма) может иметь самое различное содержание. С этим феноменом и формой, в частности, тесно связаны активность вообще, деятельность систем разного рода и их местоположение.

В аспектах хрональных, чисто темпорологических, П. - это одна из форм связи времени между тем, что было (прошедшим) и другим, новым, иным (настоящим и будущим). В принципе, П. здесь - это временной интервал, и т.п. Феномен П. присущ как внешней реальности, внешнему миру, так и внутреннему миру объектов разного рода, их существованию, жизнедеятельности и активности. Подчеркнем, что под П. можно понимать и пространственные характеристики разрыва и наличия иного чего-то вблизи, но не слитно, а раздельно с данным объектом. Это утверждение справедливо и для всей природы, а не только для человека и для человечества, их действий и деятельности вообще, также как для их мышления, речи и языка.

В целом, П. – это онтологическая форма существования / не существования, форма бытия - как «дления» / небытия объектов и процессов разного рода. Данная интерпретация П. опирается на принципы всеобщей изменчивости и дискретности объектов любого рода. Вообще, объективно, если дление – это основная характеристика существования, статики и изменчивости бытия объектов, их собственного времени существования, а также их локальности (конечности, не бесконечности), то статика и динамика здесь выступают всегда как дополнительные стороны их существования. Вместе с тем, их надо понимать все-таки не только в смысле темпоральности, но и в смысле пространственности (спатиальности, иначе, - поместности, размещения), их места и положения в пространстве.

Вопросы соотношения феноменов и понятий регулярности и нерегулярности в методологии научного познания и в философии вообще до сих пор исследованы крайне слабо. Главное внимание здесь все время уделялось цикличности, повторяемости, - вообще говоря, – периодичности, в основном, в связи с проблемами предвидения, прогнозирования и т.п. Между тем, проблемы общего соотношения регулярности и иррегулярности представляют центральный интерес для целого ряда наук и научных дисциплин. Интервалы П. тоже регулярны и иррегулярны. Ими всеми в контекстах смены П. и волн занимаются в механике, в физике, астрофизике и в космологии, в теории алгоритмов в математике, в информатике и др. Они - предмет анализа в физиологии, в экономических науках и социологии, в историософии, в истории. Их изучают и используют широко в ритмике, теории музыки и хореографии, в изобразительных искусствах и теории архитектуры, и др. В нашей литературе исключение составляют работы А.К.Сухотина, в которых практически впервые был в серьезной форме представлен анализ содержания и форм ритмов, аритмии и алгоритмов.

Между тем, здесь всюду присутствуют не только общие, важные феномены и понятия колебаний, волн, периодов, П. и др., но и соответствующие утверждения номологического характера. Ритм, например, – это феномен, а также общенаучное и темпорологическое понятие, которое отображает одну из форм регулярного, закономерного изменения, движения различных объектов, их темпоральные, пространственные и другие отношения в виде особого – устойчивого, инвариантного процесса и состояния. Здесь речь идет о повторяемости, периодичности и т.п. значений тех или иных величин и характеристик объектов любого рода именно как законах. Ритм также специальное понятие ритмики как теории ритмов разной природы и происхождения. Иначе, понятие ритма обозначает размещение кинематических по их форме и динамических объектов, как материальных, так и когнитивных, ментальных (идеальных), их характеристик и параметров - в пространстве и времени. Мы говорим о ритме, например, природных циклов, о нашем сердечном ритме, о ритме стиха, музыки, движений разного рода, о ритмах в изобразительном искусстве, в архитектуре, размещении объектов разного рода и их элементов в пространстве, а также о чувстве ритма. Говоря формально, понятие ритма, точно так же как и понятие колебаний, - представляют собой характеристики именно устойчивых повторных изменений внутри многообразия, семейства временных рядов. Обобщенное математическое истолкование таких повторяющихся феноменов сегодня представлено в теории фракталов. Но для нас важно и понятие аритмии как антипода ритма. Она - общенаучное, темпорологическое и специальное понятие, которое отображает феномены нарушений или разрушений ритма и ритмики, а также переходы из состояний покоя, устойчивости и равновесия к неустойчивости, срыву, к фрустрациям (frustration по-англ. – расстройство, срыв, крушение, крах, разочарование и др.) и катастрофам у объектов разной природы. По-гречески, arrhythmia и означает отсутствие ритма. Аритмия также термин музыки и хореографии. Что же касается феномена П., то она, начинаясь после окончания фазы активности, длится вплоть до момента возобновления и продолжения (повторения) предыдущего, а также появления чего-то нового, иного, другого, как это происходит в ходе развития сложных систем в форме эволюционного скачка. При этом новое, иное – должно пониматься только как относительно новое. Феномен П., – абсолютно необходимый реальный элемент ритмичных и неритмичных колебательных и волновых процессов. Это - их всех - постоянный спутник, подобный тени от предметов.

Различают П. случайные и необходимые, действительные и возможные (потенциальные), возможные и невозможные (запрещенные). В науке выделяют П.: общие и частные, формальные и содержательные, различают П. по их привязке к месту и пространству (в том числе, по последовательности, непоследовательности, симметрии, асимметрии, и др.), и П. временны́е (например, длительные и краткие, регулярные и спорадические, другие какие-то). Специально описываются П. уникальные (единственные, сингулярные) и постоянные, множественные, П. общие и частные, всеобщие и особые. Различают П. специфические, условные и безусловные (обязательные) и др. Вся эта классификация подчиняется общей форме и содержанию номенклатуры категорий, используемых в диалектике и для множества других объектов. На этой основе (или другой) можно выстроить соответствующие классификации, необходимые для конкретного или общего философского, общенаучного и специального анализа. Вся эта проблематика в методологии познания фактически разработана слабо, она содержит лишь некоторые хорошо исследованные фрагменты и кластеры, часто слабо связанные друг с другом.

В рамках теории музыки, а также в поэтике это понятие, конечно же, носит почти целиком темпоральный характер. Феномен П. присущ как внешней реальности, внешнему миру, так и внутреннему миру объектов разного рода, их существованию и активности. Подчеркнем, что под П. можно понимать и пространственные характеристики разрыва и наличия по своему местоположению иного чего-то вблизи, а не слитно - с данным объектом. Это утверждение справедливо и для всей природы, а не только для человека и для человечества, их действий и деятельности вообще, для их мышления и языка.

В математической экономике ХХ века была создана специальная теория очередей (Queueing theory), основанная на анализе очередностей и последовательностей в сферах распределения товаров, анализе расписания перевозок и т.п. (См.: Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь, с.247, 248). Как оказалось, она крайне необходима и для описания последовательностей в таких процессах как физические взаимодействия, обмен веществ в химических реакциях, метаболизм живых систем, она полезна в социологии и в политологии. Здесь большей частью для описания используются целочисленные величины, ритм может быть, а может и не быть, но П. и задержки всякого рода – неизбежны.

Формально, с точки зрения темпорологии, П. - это интервал времени, занятый существованием чего-то другого, иного по сравнению с предшествующим и последующим. Философски говоря, это значит, что П.. всегда конечна, что она ограничена не только своим появлением во времени, но и исчезновением, своим началом и концом. Синонимы понятия П. - это остановка, задержка, перерыв и другие. Понятиями - антиподами П. в этом случае могут быть непрерывность, континуальность. Вместе с тем, интервалы пространственные (иначе, - дистанции, расстояния) для суверенизации любого элемента, а также временны́е, – не должны быть ни бесконечно большими, ни бесконечно малыми. В противном случае П. не может быть вообще, она исчезает и вообще не состоится. В связи с этим также, П. никогда не бывает мгновенной в смысле дления во времени, то есть такой, каковы скачки, перескоки, перепады от одного качества к другому, которые на деле означают исчезновение прежнего сейчас и появление иного, нового качества тотчас же, хотя бы чуть позже. Это значит, что П. может возникать и, в целом, некоторое время существовать в рамках старой качественной определенности, подобно тому, как это бывает постоянно у всех живых систем при переходе от фазы активности к стадии отдыха, рекреации или к смене форм и степеней интенсивности их деятельности, состояния и т.п. Но длящиеся, а не мгновенные скачки в развитии – это всегда именно П.

В рамках истолкования объективно присущего всем живым системам и человеку усталостному синдрому, П. – это общая форма, часть жизненного цикла, начинающаяся с перехода от активности и деятельности к отдыху, рекреации - по причине усталости. Её окончание после восстановления жизненного ресурса позволяет организмам снова активизироваться. По данным физиологов все живые организмы, так или иначе, свыше 70% своего времени жизни должны находится на отдыхе, причем эта цифра одинакова и для высших и для низших организмов. Они, чтобы жить, должны все время «брать паузу». Но синдром усталости и износа, потери прочности характерен и для неживого вещества, и их изучает материаловедение. Вместе с тем, существует глобальная теоретическая проблема всеобщности усталости (в рамках т.н. «усталоведения» – Fatigue theory) (см.: Разумовский О.С. Утомленные…).

В узорах и орнаментах разного рода, в структурах и в организации кристаллических систем твердого и жидкого вещества хорошо видна повторяемость прежнего, предшествующего, объекта, идущего вслед за П. на одной линии событий, а также всего находящегося в окрестностях данного положения П. в пространстве. Когда же мы оцениваем развитие, эволюцию, то П. может служить одним из индикаторов, указателей исчезновения старого и появления нового, любых новации вообще, именно, - форм скачка в характеристиках и значениях, величинах параметров смежных объектов, процессов и их состояний. В том числе, это все получает смысл внутри анализа общей динамики объектов разного рода, а также динамики их внутренних свойств, каких-то их особых процессов и состояний. Тогда, П. в этом смысле как бы предвестие будущего, прогресса вообще, а не только провозвестие эволюционного скачка.

В теоретико-познавательном плане описание П. основывается всегда на логических процедурах. Среди них, например, обнаружение тождественного и нетождественного, различение иного от чего-то данного. Это также и выделение, спецификация особенного, отдельного, частного, своеобразного. Затем, в ходе познания, следуют процедуры отделения и конкретизации их всех от общего и всеобщего, универсального. Здесь, для нас именно важно отделение частного от основного, главного - от неглавного и не основного, фундаментального - от производного от него, и т.п. При этом надо указать относительность и условность отмеченных познавательных противопоставлений и членений. Все они связаны с вопросами: «По отношению к чему мы различаем?», «В каких смыслах в конкретном контексте задач анализа производится различение?», или, проще говоря: «Зачем и в каком контексте нужно решать эту задачу?», и т.п.

Любопытно, что в «Толковом словаре русского языка» Ожегова С.И. и Шведовой Н.Ю. изначальный смысл понятия П. целиком приписывается музыке, а все остальные смыслы трактуются только как «расширительные» (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый…, с. 483; 3, 510). Между тем, первоначальный смысл термина П. в латыни (т.е. «pausa», который восходит к греческому слову «pausis») вообще не такой, как описано только что. Он означает на самом деле «прекращение» чего-то, конец, а не передышку. Налицо противоречие между изначальной древней семантикой понятия П. и его современным толкованием в нашем языке. Английское и французское “pause”, немецкое “die Pause” тоже не повторяют этот словарный смысл. Кроме того, по-английски, П. означает также и нерешительность, замешательство, “to put to a pause” вообще-то означает “заставить сделать остановку, вызвать сомнения (колебания)”. В английской поэтике П. обозначают специальным термином “цезура” (по-латыни слово caesure значит «рассечение» в стихотворном тексте П., внутри строки). А в музыке П. в Англии обозначают специальным словом “фермата” (итальянское по происхождению слово fermata значит остановка, но это и музыкальный знак для обозначения длительной ноты или паузы), и т.д. (см.: Большой англо-русский…, с.125).

Ритм и пауза вместе создают такт. Графически все это легко отображается на пилообразной линии (регулярной и ритмичной или нерегулярной и аритмичной, беспорядочной) в виде впадин между пиками всплесков колебаний и волн. Все они демонстрируют нам разнообразие формы существования П. у данных объектов познания (фактически - все, они нами исследуются, познаются, специально описываются и т.п.). Они отображаются здесь как развертывание и перерывы на шкалах времени и в рамках чисто пространственных и пространственно-временных систем, в том числе средствами геометрии и математического анализа (например, вида x, y ,z ,t).

Понятие П. имеет, как уже сказано, пространственный смысл. Последнее обстоятельство особенно характерно для произведений и продуктов искусства, таких как орнаменты и узоры в вышивках, тканях и рисунке, в графике и в изобразительном искусстве, вообще. Собственно, это все связано с общей ритмикой и эстетической гармонией, симметрией как специфической характеристикой произведений искусства. Это демонстрирует в своих работах также архитектура, градостроительство. С этим же связаны проектирование и создание технических устройств, объектов техники и технологий, и т.п. В музыке П. – это реальный перерыв её звучания. В музыкальном письме П. – это знак, определяющий длительность перерыва в звучании. Текст, который вы читаете сейчас, наглядно показывает нам пространственное чередование графических символов речи, – а именно, букв и слов вместе с промежутками между ними. Перед нами чередование графем и П.

Конечно, П. можно определить как своего рода разрыв в ходе развертки каких-то событий, просто, - в жизни природных объектов, общества, человека и функционировании его самого и человеческих групп, сообществ, организаций. Но разрывы характерны для объектов любой природы, материальной и ментальной по смыслу. Так, в свое время, П.А.Флоренский (1882 – 1937) специально исследовал явление пористости. В его статьях, опубликованных в свое время в «Технической энциклопедии» под редакцией Л.К.Мартенса, эта тема прозвучала неоднократно (см.: т. 16. – С. 71, 96; т.17. – 293 – 294). Явления пористости и проникновения сквозь твердые среды жидкостей и газов описываются нами теперь в форме математических моделей в рамках, например, теории фракталов как в двухмерном, так и в трехмерном пространствах. Для нашей деятельности и самоорганизации, для человеческого сознания, мышления и речи тоже характерны разрывы. Это демонстрируется постоянно в жизни, например, в ходе совместной деятельности в формах её структурирования, в организационных процессах разного рода, при самоорганизации и при создании чего-то нового, в строительстве, в коммуникациях разного рода, в ходе реализации производственных циклов, на войне или в условиях мира, в ходе каких-то переговоров, в политике. Все из того, что перечислено нами выше, происходит и в реальной жизни у отдельных людей: на работе, на учебных занятиях, при обсуждении вопросов на каких-то собраниях, совещаниях, дома в быту и т.д. Может быть, наиболее наглядно представляет П. во времени и в пространстве наша речь. Произнесение букв и слов текста вместе с ритмикой ударений, безударных элементов и П., а также аритмическое звучание букв и слов с чередованием П. и звуков – вот реальная основа нашей обыденной и прозаической, живой речи. Она происходит во времени. Речь всегда развертывается и пространственно как неправильное так и правильное, регулярное, ритмичное чередование звуков и П., ударных слогов и окончаний строк и строф, рифм и звуков (ритма). Проще говоря, реальная речь в смысле ритмики носит смешанный характер. Отсутствие П. привело бы к утрате возможности различать на слух слова и их смысл, хотя графически в древности, например в Риме, слова могли писать слитно, без П. Вообще же, чистая ритмика царствует целиком лишь в особых видах изобразительного искусства, а также, например, в поэтике и в музыке.

К сказанному выше о классификации П. можно добавить другие градации, которые возможны, поскольку разные классификации можно строить по разным основаниям. Так, различают П. во внешних по отношении к данному объекту объектах и процессах, связанных или не связанных чем-то с ними, и, соответственно, внутренние П., принадлежащие ему. В свою очередь, по форме пространственных контуров и т.п., а также по степени регулярности появления во времени различают П. правильные и неправильные (как нерегулярные). Можно различить П. также как определенные (то есть, четкие, с определенными границами – пространственными, временными и др.), так и неопределенные (то есть, П. с размытыми границами и контурами). Выше указаны также П единичные (сингулярные) и множественные. Первые из них (то есть, единичные) различаются часто как случайные (иначе говоря, не необходимые, не закономерные) и нерегулярные, не повторяющиеся, а спорадические. Вторые регулярны, они образуют часть всей картины различных ритмов. Реальные П. можно различать также в смысле длительности существования. Например, П. краткие, умеренные и долгие, как частые и редкие. Мы можем выделить П. замедленные по длительности существования по сравнению с какими-то эталонными, а также ускоренные, и др. Множественные и единичные П. могут быть как основными, главными, так и дополнительными, второстепенными. По характеру функциональных свойств различают П. стабильные (устойчивые) и нестабильные, соответственно, сохраняющиеся и не сохраняющиеся по своим параметрам. Мы, например, в графиках отпусков на работе их различают четко как регулярные (в этом смысле устойчивые) и нерегулярные, - как утратившие качество стабильности во времени. При этом мы различаем дистанцию их друг от друга по времени в календаре, и т.п. и т.д.

Конечно, П. - одно из главных понятий ритмики. Без феномена П. не было бы ритма как реальных повторов, как регулярности, как цикличности и периодичности, как активности и покоя и т.п. Вообще, ритм, - как форма активности, действия, и П.– это диалектически связанные феномены и понятия. Они не противоречивы, а дополняют друг друга во всех смыслах, реализуют свою связь друг с другом как взаимное дополнение в рамках отношений по формуле:

Активность (и Ритм) – Рекреация (и П), иначе: А – П.

Подчеркнем, что при этом состояние активности суть мера необходимости и мера существования рекреации (как П.), и наоборот.

Размещение точек А (активности) и П (пауз) в формах отношений (А – П – А) как и (П – А – П) может быть циклическим во времени и пространстве. Вместе с тем, длительность их во времени и расстояние в пространстве может принять разные формы, вплоть до появления повторяющихся структур – блоков, кластеров, пулов, тандемов, плеяд. В самом общем виде их можно представить, если символом Н обозначит вообще наличие «нечто», как аналогичные друг другу формы, в виде:

Н – П – Н и П – Н – П.

Такая цикличность характерна не только для структуры и сущности функциональных характеристик активности всего живого или произведений человеческого творчества, но и функционирования неживой природы. Чередования такого рода могут образовать такие специфические кластеры, которые будут иметь как физическое, химическое, биологическое, социальное, так и информационное наполнение. В неживой и живой природе по матрицам таких блоков воссоздается вновь и вновь подобное, такое как физические системы, их комплексы и кластеры вроде кристаллических структур, химические молекулы, включая белковые молекулы, и многое другое. В информатике и в управлении системами в итоге мы можем строить алгоритмы и программы разного рода операций. Наличие пауз демонстрируется в самых разных проявлениях ритмичности в ходе организации и структурирования многообразия элементов тех или иных объектов и пауз в физике. Это хорошо видно, к примеру, в классификациях так называемых «элементарных частиц», в концепции дырочной проводимости П.Дирака и др. В химии мы видим это в атомистике, в хорошо известном всем знаменитом Периодическом законе Менделеева и др. В биологии это четко проявляется, например, в функциональных (эволюционных) повторах на разных уровнях развития и развитости живого на Земле, а также в циклах и П. как в самой социальной истории, так и в ее отражении в форме хроник, в историософии, истории как науке. Математика описывает подобные процессы, например, с помощью т.н. «разрывных функций». Благодаря всему этому мы можем распознавать объекты разного рода, достраивать недостающие звенья и элементы целостностей разного рода в ходе исследования, вообще, узнавать еще нами не познанное.

На языке философии П. можно понять как одну из форм дискретности, её можно понять и как некую длящуюся, континуальную форму существования, но не заполненного, не занятого как бы (относительно «пустого») промежутка между предшествующим и последующим существованием и «длением» определенного объекта, процесса, их характеристик разного рода. Эта форма, ограничена всегда в собственном длении. Если же дело обстоит иначе, то это никакая не П. Заметим, что П. вместе со звуками и словами языка в речи человека не только определяет всю ткань произносимого текста, но она сама, данная П., отдельно взятая, может иметь и особую семантическую нагрузку, значение и смысл. Таковы, например, так называемые «многозначительные паузы», разные «фигуры умолчания». Это также просьбы, вроде таких: «Дайте мне время собраться с мыслями», «Давайте, лучше помолчим», выражение «Молчание – знак согласия», и т.д.

Подчеркнем, что, фактически, перед нами развертывается в своем особом проявлении и действии, во-первых, принцип необходимости общего функционального существования П. в бытии и, во-вторых, своеобразный принцип необходимого разнообразия. Конечно, последний из них отличен по своему предмету и смыслу от известного в теории информации принципа Эшби (см.: У.Р. Эшби. Введение…, с. 310). Однако нашему принципу (как и упомянутому принципу Эшби) безусловно, можно приписать как онтологический смысл, так и практическую, а также определенную теоретико-познавательную ценность. Первый же принцип указывает, что, не будь П., все в мире сплелось бы в целое, в континуум, слилось бы в сплошной комок. Этот принцип, на наш взгляд, безусловно, имеет общую онтологическую и теоретико-познавательную значимость для всей философии, науки и мировоззрения людей вообще.

Литература

Большой англо-русский словарь. Т. II., М.: Русский язык, 1988; Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь. М.: Наука, 1993; Пауза // Большой словарь иностранных слов в русском языке. М.: ЮНВЕС, 1998; Пауза // Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «АЗЪ», 1993; Разумовский О.С. Утомленные, или уставшие системы // Полигнозис, 2001, № 1. – С. 3-19; Разумовский О.С. Феномены и понятия очереди, очередности и последовательности. Философско-методологические проблемы // Полигнозис, 2004 № 3 – С. 70-79; Сухотин А.К. Ритмы и алгоритмы. М., 1978, (2-е изд.) – 1988; Техническая энциклопедия в 26 тт., 1932 / под редакцией Л.К.Мартенса, М: Советская энциклопедия, т. 16; т.17; Эшби У.Р. Введение в кибернетику. М.: Изд-во ИЛ, 1959;

О.С.Разумовский