Реляционность (от лат. relatio - отношение) - наличие отношений; условие существования, признак и общее свойство всех объектов, обладающих способностью к рефлексии (отражению иного в себе). Термин "отношение" впервые ввел Аристотель. Согласно ему, отношение немыслимо как самостоятельное бытие, отдельное от вещей, к которым оно принадлежит. Условием появления отношения Аристотель считал наличие у вещей сходного, тождественного в самой их сущности, хотя вещи могут быть сами и сходны и различны. Р. обеспечивает или постоянно, или иррегулярно, или периодически какое-либо по форме и качеству соединение, сочетание, дополнительность как минимум двух объектов А и В или их аспектов, объединение их в некое целое, в единое. Это свойство, как нечто третье, - промежуточно и как бы помещено посредине между А и В; оно соединяет и объединяет их по какому-нибудь критерию - как в грамматическом союзе "и" между А и В (А.Эддингтон). Условием возникновения реляционности по современным воззрениям является также простое скопление объектов в некотором локусе и объективное различие объектов любой природы в силу наличия их неполноты в чем-то, в каком-то качестве или аспекте, наличие разнородности в чем-то, гетерогенности, обусловливающих стягивание объектов ради компенсации недостатка в чем-то, ради полноты и завершенности их вместе или порознь. Р. - условие возникновения и существования сначала сетей, а затем также систем и реляционных сочетаний (РС) разного рода. Без него все распадается на обособленные объекты, вне его и без него нет ни мира, ни движения, ни пространства, ни времени, ни познания. Абсолютные безреляционность и хаос не реальны, это - абстракции и, по сути, идеальные теоретические объекты. Ш.Ренувье считал, что всякое познание достигается тем, что мы отыскиваем отношения.
Все отношения по своему характеру и многообразию в целом можно разделить на три большие группы: а) непротиворечивые; б) противоречивые; в) индифферентные (вроде безразличия, независимости, отчужденности и т.п.). Антиподом или вырожденным случаем реляционности будет изоляция, самозамыкание, обособленность, которые объективно приводят к утрате жизнеспособности объекта и/или его аспектов. Устойчивое, прочное, определенное, интенсивное и тесное отношение образует особый вид отношения - связь. Взаимная связь обозначается термином взаимосвязь.
Говоря более абстрактно, условием появления отношений можно считать наличие сторон или полюсов отношения А и В, без которых оно никогда не возникает и не существует. От них, - от их субстрата, природы, степени развитости / неразвитости, от их интенций, функций, активности и т.п. зависит природа и характер отношений. Р. означает появление и взаимной зависимости полюсов друг от друга, хотя степень ее величины и интенсивности пробегает значения от минимума до максимума. В этой связи необходимо различать "полное отношение" (А↔В) и "собственно отношение" (↔). Связь - это вид как полного, так и собственно отношений, их иное качество в том смысле, который был отмечен выше. Р. может быть полной и неполной, то есть она зависит как от стадий, фаз, состояний их полюсов, так и собственно отношений (те и другие содержат также аспекты разного рода). Полюса и собственно отношения сами образуют полюса своих отношений. Полюса и их аспекты всегда первичны, реляционность вторична. В силу этого, любое отношение, будучи зависимым от своих сторон, исторично вместе с ними, оно всегда локализовано в пространстве и времени, зависит от различных условий и ограничений, оно не вечно и преходяще.
Р. воплощается в многообразии видов отношений: общие / частные, главные / неглавные, существенные / несущественные, ведущие / подчиненные, внутренние / внешние, значимые / незначимые (пустые), непротиворечивые / противоречивые, формальные / содержательные, прямые / обратные, генетические / замкнутые, возможные / невозможные / действительные, положительные / отрицательные, развитые / неразвитые, целокупные / частичные, одноуровневые / многоуровневые, действительные / мнимые (иллюзорные), устойчивые / неустойчивые, прочные / слабые, интенсивные / вялотекущие, регулярные / иррегулярные, закономерные / случайные, динамические / статические, спатиальные (пространственные) / неспатиальные, хрональные (временные) / вневременные и др. Они могут образовывать свои собственные сочетания и комбинации разного рода, отношения отношений - (РС), которые тоже зависят от условий и обладают все теми же свойствами историчности, локальности, изменчивости и др.
Сами отношения, если их брать изолированно от полюсов, образуют сети и системы разного рода, разных форм и видов, характера и интенсивности, разной степени существенности, значимости и т.п. В связи с этим, существует точка зрения, что теоретическое значение имеет как раз исследование собственно отношений и их систем, а не что-то иное. Эта позиция именуется как реляционизм. Её представителями были Лейбниц, Кант, Бергсон.
Понятия отношения и реляционности - основные предпосылки для особой теории времени - реляционной концепции. Ее оправдание в истории философии и науки связано прежде всего с созданием основ специальной и общей теории относительности.
Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. - М., 1977.
Разумовский О.С. Реляционизм и изоляционизм: пролог к теории систем // Полигнозис, 1999, № 4. - С. 11-30.
Он же. Оптимология, ч. 1. - Новосибирск, 1999. - С. 144-170.
Райбекас А.Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории. - Томск, 1977.
Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. - М., 1963.
О.С.Разумовский