Плотин

Школа Плотина значительно отличалась от ранее существовавших философских школ. Если Аристотель готовил своих учеников для ведения научного поиска, а Пиррон, Эпикур и Зенон желали сообщить людям покой души и стабильность духа, то школа Плотина преследовала совсем другие цели: подняться над земным измерением жизни, воссоединиться с божественным, которое внутри нас, с божеством, которое есть универсум.

В своей философии Плотин строил систему всего сущего, в рамках которой он пытался прояснить отношения между душой, духом и телом. Особое внимание в этих отношениях уделяется, прежде всего, “отражению”, “рефлексии”, выражению "самого себя через себя".

Согласно Плотину, любое существо остается собой лишь благодаря своему единству: отними единство – существа нет. Форма единства есть на разных уровнях, но все они подчинены высшему принципу единства, которое именуется Единым. У Плотина Единое – бесконечно. Если предшествующие философы-натуралисты бесконечное начало соотносили только с физическим измерением, то Плотин открывает бесконечное в его нематериальном измерении, рассматривает как ничем не ограниченную продуктивную потенцию.

Важно подчеркнуть, что именно соотнесение наших знаний о бесконечности как таком понятии, в котором синтезируются представления о реальных материальных процессах, с представлениями о бесконечности в ее нематериальном измерении, как ничем не ограниченной продуктивной потенции, является принципиальным для понимания природы времени. Вопрос о том, является ли время реальным или иллюзорным, поскольку обладает свойством бесконечности, автоматически трансформируется в вопрос о том, является ли сама бесконечность реальной или иллюзорной. Плотин отвечает, что бесконечность имеет и материальное, физическое, и нематериальное измерения. Это обстоятельство получило выражение в терминах "Хронос" и "Эон".

Но поскольку нас в первую очередь интересуют отношения между внешним и внутренним, между объективным миром и миром субъективным, между временными упорядочениями этих миров, мы обратимся к трактовке понятия “души” в учении Плотина. Напомним, что исходным первоначальным понятием в этом учении является понятие Единого. Единое – самопродуцирующая активность, творящая свобода, причина себя и то, что существует в себе и для себя, “трансцендентное себя самого”.

В "Эннеадах" [1] дается ответ на следующие вопросы: Почему и как из Единого происходят вещи? Если Единое во всем обязано самому себе, то почему оно не остается в себе? Ответ заключается в том, что хотя Единое покоится, но при этом имеется действующая сила, природа которой двойственна: одна закрыта в бытии, а другая сила изливается из обособленного бытия каждой вещи. Другими словами: одна принадлежит бытию, благодаря чему всякое нечто активно; другая сила необходимым образом стоит за каждой вещью, не совпадая с ее отдельностью. Следовательно, есть как бы две активности: а) внутренняя активность Единого, благодаря которой Единое есть и остается Единым, и б) активность, исходящая из Единого, благодаря которой из него проистекает все прочее. Активность второго типа проистекает из активности первого типа.

Вопросы об активности Единого мы рассматриваем для того, чтобы раскрыть суть таких понятий как "Дух" и "Душа". Рождение Духа Плотин описывает следующим образом: активность, исходящая из Единого, – это сила неоформленная, чтобы оформиться она должна, во-первых, обернуться для "созерцания" своего первоначала, напиться и наполниться им; во-вторых, эта сила должна вернуться к себе самой и исполниться собой. На первом этапе рождается субстанция – бытие, или содержание мышления; на втором, – собственно мысль. Дух, вглядываясь в себя, наполняется Единым, видя в себе тотальность вещей, а значит тотальность Идей. Если Единое – "потенция всех вещей", то Дух становится всем, обнимая всё идеальным образом. Идеи – это не только мышление Духа, но и сами Дух и Мышление. Подобно Единому, которое стало миром Форм и Мышления, а значит, Духом, для того, чтобы создать универсум и физический космос, необходимо было статься Душе.

Душа проистекает из Духа таким же образом, как Дух проистекает из Единого. Это не материальное, а идеальное истечение, которое Плотин назвал эманацией. Душа есть активность Духа, которая делает его таковым, и она же есть активность, вытекающая из Духа. Подобно тем отношениям, которые существуют между Духом и Единым, а именно, Дух как потенциальная активность разворачивается к созерцанию самого себя, Душа обращается к Духу, обретая собственную ипостась, видя в Духе Единое.

Специфическая природа Души заключается не в чистом мышлении (оно составляет суть Духа), но в даровании жизни всему чувственному, в упорядочении его, в поддержании и управлении им. "Пока Душа взирает на то, что было до нее, она мыслит; когда она взирает на саму себя, она хранит себя; по отношению к тому, что после нее, душа несет порядок, поддерживая и направляя" [2, с. 246].

По сути, подробное изложение системы Плотина нам было необходимо лишь для того, чтобы понять вышеприведенный фрагмент. Из этого фрагмента видно, какими средствами, по мнению Плотина, отражаются такие модусы времени как прошлое, настоящее и будущее, с какими способностями души связаны эти средства.

Сравним указанные суждения Плотина с суждениями Аристотеля, который, напомним, считал, что прошлое познается при помощи памяти, настоящее – в опыте, а будущее – благодаря фантазии. Противоречат ли суждения Плотина и Аристотеля друг другу? В каком отношении они находятся? Нам представляется, что суждения Плотина в известном смысле дополняют по этому вопросу суждения Аристотеля. Конечно, основанные на памяти воспоминания – это сложный мыслительный процесс, но мыслить необходимо и при восприятии настоящего, и прогнозировании будущего. Что касается суждений Плотина о том, что "когда душа взирает на себя, то она при этом хранит себя", – это прекрасное дополнение к суждениям Аристотеля о том, что настоящее познается при помощи опыта. Под опытом следует иметь в виду не только средства познания событий внешнего мира и их "со-бытийствования", но и познание самого себя.

Что касается познания будущего, то подчеркнем, что по Плотину душа склонна "вносить порядок в те области бытия, что лежат ниже её [1, с. 119], “проявляет свою заботу о вселенной в двух формах: в форме управления всей системой в целом…, а также в форме управления каждой отдельной личностью” [там же, с. 115], “делая мироздание целостным во всех его проявлениях” [там же, с. 114]. Эти мысли Плотина во многом созвучны современным идеям о том, что наше мышление всегда стремится к системности, а одним из важных критериев системности является целостность [3], [4]. Какими бы фантастическими ни были бы наши представления о будущем – они всегда системны. Однако упорядоченными должны быть не только наши представления о будущем, но и представления о прошлом и настоящем.

Литература

  1. Плотин. Эннеады. Киев, 1995.
  2. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. СПб., 1995.
  3. Уёмов А.И. Онтологические предпосылки логики // Вопросы философии, 1969, №1.
  4. Цофнас А.Ю. Теория систем и теория познания. М., 1999.

Л.Н.Любинская, С.В.Лепилин