Шуликовская В.В.

7 ТЕЗИСОВ.

Предварительные пояснения.

Желающие высказать свое мнение об идеях автора могут прислать свои комментарии по адресу e-mail.

Предлагаю согласиться с тем, что не существует предметов настолько сложных, чтобы о них нельзя было рассказать простым языком. Поэтому просьба писать так, чтобы текст был понятен не только специалистам в вашей научной области, даже если это наносит легкий ущерб научной строгости. Я позволю себе напомнить любителям сверхчетких формулировок слова  русского классика: «Все это понятия неясные, неопределенные, под знаменем которых весьма удобно употреблять слова, имеющие еще менее ясного значения и потому легко подставляемые под всякие теории».1

Другая просьба - не идти наиболее легким путем и не устраивать дискуссии на злободневные темы. Это можно сделать и на других сайтах.

Наконец, на всякий случай заранее предупреждаю: если, отвечая на чьи-то комментарии, я буду приводить цитаты без указания автора, это будет означать, что я цитирую себя.

  1. Скорее всего, люди нашего поколения присутствуют при завершении современной цивилизационной парадигмы. А именно, цивилизационной парадигмы, начало которой традиционно относят к эпохе европейского Возрождения. Используя слово «цивилизационная», я имею в виду как научную, так и этическую или, например, экономическую парадигму, в меньшей степени – эстетическую и религиозную (закат которых начался несколько раньше). Первопричина этого заката, на мой взгляд, – кризис целеполагания. Имеется в виду, что поставленные перед обществом цели либо достигнуты, либо дискредитировали себя.
  2. Возможно, для кого-то процесс завершения цивилизационной парадигмы (он же процесс падения в пропасть) интересен сам по себе, хотя бы в качестве развлечения. Но  нас должно занимать другое: что случится после того, как мы достигнем дна и иного пути, кроме как наверх, больше не будет.
  3. Оказавшись в пропасти, оказавшись в тупике, прежде всего необходимо решить, а что, собственно говоря, нас сюда привело. Я связываю закат существующей цивилизации с тем, что поставленные когда-то цели, позволявшие человеку выделять себя из мира животных, исчерпали себя. Следовательно, необходимо заново подумать о том,  в чем состоит отличие человека от животного. Последние десятилетия заставляют нас добавить к данному вопросу еще один: в чем преимущество естественного интеллекта перед искусственным? Наиболее удобный для меня сейчас ответ выглядит так: в способности к созданию принципиально нового, например, новой информации, новой эмоциональности, новой духовности. Ни зверь, ни компьютер на это неспособны.
  4. Для выхода из тупика необходимо как-то воспользоваться этим нашим преимуществом, этой способностью к созданию принципиально нового и поставить перед собой новые цели. Но как? Понятно, что существуют принципы порождения новых идей. Самым универсальным из них мне кажется следующий: выделить какую-нибудь общепринятую истину, усомниться в ней и попробовать отказаться от нее.
  5. Я позволю себе усомниться в самом общепринятом, поставив под вопрос такие вещи, как ценность жизни, страх смерти. И лежащую в их основе уверенность в неизменном течении времени, уверенность настолько привычную, что ее почему-то не замечают.
  6. Нашу цивилизацию можно назвать «цивилизацией свободного падения». Сознание каждого человека неизбежно участвует в этом странном движении от прошлого к будущему, которое  лежит и в основе текущей цивилизационной парадигмы. Уверенность в том, что данное движение будет продолжаться вечно и что никакой другой вариант распределения сознания во времени невозможен, я и считаю причиной современного экстенсивного пути развития, который рано или поздно окажется губительным.
  7. Что за странная сила тяжести все время толкает нас в одну и ту же сторону? Нельзя ли заменить «свободное падение сознания во времени» на другой тип движения? Да и стоит ли менять, ведь последствия окажутся катастрофическими? Но если возможности «цивилизации свободного падения» будут исчерпаны (а они рано или поздно будут исчерпаны), то другого выхода просто не окажется.

1 Л. Толстой, эпилог к роману «Война и мир», часть 2 (цит. по «Собрание сочинений», М: «Художественная литература», 1974, том 7, стр. 311).

2 Там же, стр. 319.