ПАРМЕНРР”:В РџРћРќРРњРђРќРР• ВРЕМЕНРРВЕЧНОСТР. - Весьма важный вклад РІ формирование философского учения Рѕ времени внесли элейцы Парменид Рё Зенон.
Парменид РёР· Рлеи (акмэ 504-501 РіРі. РґРѕ РЅ.СЌ.) - РѕРґРёРЅ РёР· первых мыслителей, наиболее четко осознавших, что существует реальное различие между тем, что дано человеку РІ его чувствах, Рё тем, что постигает РѕРЅ РІ мышлении. Как пишет Климент Александрийский (СѓРј. РґРѕ 215 Рі РґРѕ РЅ.СЌ.), «еще раньше Сократа Рё Платона РѕРЅ РїРѕРЅСЏР», что РІ РїСЂРёСЂРѕРґРµ есть нечто постигаемое мнением, Р° есть нечто постигаемое СѓРјРѕРј... В» /Фрагменты..., 1989, СЃ. 292/. РџСЂРё этом постигаемое мнением «подвержено многочисленным изменениям Рё переменам, растет Рё убывает Рё РїРѕ-разному воспринимается РІ ощущении различными [субъектами], Рё даже РЅРµ всегда одинаково РѕРґРЅРёРј Рё тем же, Р° умопостигаемое относится Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ РІРёРґСѓ, РёР±Рѕ РѕРЅРѕ "цельночленно, бездрожно Рё нерожденно"В» /Там же/. Рто означает, что чувственно воспринимаемый мир временен Рё для него имеет место "было", "есть" Рё "будет", тогда как умопостигаемый РјРёСЂ пребывает РІРЅРµ времени Рё РѕРЅ весь целиком актуально наличен. Как пишет Парменид РѕР± умопостигаемом РјРёСЂРµ:
«... на нем - примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
Рне "было" оно, и не "будет", раз ныне все сразу
"Есть", одно, сплошное...» / Фрагменты..., 1989, с.296/.
В данной характеристике умопостигаемого мира мы имеем философскую интерпретацию сохранившегося в рамках мифологического мировоззрения раннемифологического представления о безвременном бытии реальной действительности. Парменид вычленил это качество мифологического мировоззрения и осознал его как характеристику особого умопостигаемого мира. При этом чувственно воспринимаемый мир, в котором постоянно что-то возникает и тут же изменяется и таким образом перестает существовать именно как только что возникший объект, обретает некоторые черты иллюзорности, ибо:
«Как может "быть потом" то, что есть,
как могло бы "быть в прошлом"?
"Было" - значит не есть, не есть, если "некогда будет"». /Там же, с. 296/
«Так угасло рождение и без вести гибель пропала», - резюмирует свои мысли Парменид /Там же/.
Рдействительно, чувственно воспринимаемый РјРёСЂ, включающий РІ себя несуществующие то, "чего уже нет" Рё то, "чего еще нет", Рё сам РЅРµ обладает истинным бытием, Р° поэтому как может возникнуть нечто РёР· того, "чего нет", Рё как может погибнуть то, что РЅРµ существует? Рстинным бытием обладает лишь умопостигаемые РјРёСЂ, РІ котором ничто РЅРµ изменяется Рё, тем более, РЅРµ возникает Рё РЅРµ исчезает, Р° РІСЃРµ неизменно пребывает РІ наличии. Р’ этом РјРёСЂРµ
«... все наполнено сущим.
Все непрерывно тем самым: сомкнулось сущее с сущим.
Но в границах великих оков оно неподвижно,
Безначально и непрекратимо: рожденье и гибель
Прочь отброшены - их отразил безошибочный довод.
То же, на месте одном, покоясь в себе, пребывает
Рбудет так постоянно...» /с. 296/.
Умопостигаемый мир Парменида, это стоящий за чувственно воспринимаемым миром "истинный", неизменный безвременной мир, из которого появляются и в который исчезают объекты чувственно воспринимаемого мира. Обладающий "истинным бытием" безвременной мир не только невозможно чувственно воспринимать, но его невозможно даже чувственно (наглядно) представить себе, ибо он "един", т.е. единомоментно содержит в себе все, что было, есть и будет, он действительно неподвижен и непрерывен, ибо в нем "сомкнулось сущее с сущим". Такой мир можно постичь только умом, а описать его можно только метафорически, используя мифологические образы.
Вместе с тем умопостигаемый и чувственно воспринимаемый миры у Парменида представляют собой, фактически, одну и ту же объективную реальность. Так, источник и содержание мысли, согласно Пармениду, - в бытии:
"То же самое - мысль и то, о чем мысль возникает,
РР±Рѕ без бытия, Рѕ котором ее изрекают,
Мысли тебе РЅРµ найти. РР±Рѕ нет Рё РЅРµ будет РґСЂСѓРіРѕРіРѕ
Сверх бытия ничего: Судьба его приковала
Быть целокупным, недвижным" /Там же, с. 297/.
РќРѕ Рё чувственно воспринимаемый "РјРёСЂ мнений" существует РЅРµ РІ сознании людей, Р° представляет СЃРѕР±РѕР№ тот объективный РјРёСЂ, который воспринимается чувственно Рё, будучи чувственно воспринимаемым, оказывается изменчивым, непостоянным или, иначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, временным. Рхотя Парменид еще очень смутно представляет себе взаимосвязь этих РґРІСѓС… РјРёСЂРѕРІ, РѕРЅ тем РЅРµ менее полагает, что познание Рстины достигается только РІ результате единства чувственного восприятия Рё умозрительного познания. РћР± этом свидетельствует знаменитый РјРёС„ Рѕ восхождении РЅР° колеснице Рє высшей Р±РѕРіРёРЅРµ, которым Парменид начинает СЃРІРѕСЋ РїРѕСЌРјСѓ "Рћ РїСЂРёСЂРѕРґРµ"103. Как пишет Рђ.Р¤. Лосев: "Знаменитый РјРёС„ Парменида Рѕ восхождении РЅР° колеснице Рє высшей Р±РѕРіРёРЅРµ РїСЂСЏРјРѕ предполагает РґРІР° пути познания, РёР· которых каждый, взятый сам РїРѕ себе, ложен, Р° только РёС… взаимное слияние является истиной. РР· этого синтеза умственного света Рё чувственного мрака Парменид конструирует весь РєРѕСЃРјРѕСЃ РїРѕРґ общим руководством изначальной Р±РѕРіРёРЅРё бытия, Афродиты" /Лосев, 1977, СЃ. 13/.
Поэтому Парменид совершенно не противоречит себе, когда развивает представления о строении чувственно воспринимаемого космоса и, в частности, полагает "началами Всего огонь и землю: землю - как материю, огонь - как творящую причину" /Фрагменты…, с.278, фр.23/, или когда он придерживается представления о выходящих из глаз зрительных лучах, которые вытягиваются из каждого глаза и своими  концами, словно прикосновеньями рук, ощупывают внешние тела и передают восприятие к органу зрения /с.284, фр.48/, или в тех вызывавших недоумение у Цицерона и Филодема случаях, когда он признавал божествами многие "объекты" чувственно воспринимаемого мира /с.282, фр.37/. Точно так же умопостигаемый мир Парменида - это не мир абстрактных понятий более поздних мыслителей, а тот объективный мир, который как бы содержится в понятиях и мыслях человека и неразрывно связан с этими понятиями и мыслями. Как пишет Парменид: "Одно и то же - мышление и то, о чем мысль" /с. 291, ст. 34/. Для Парменида, таким образом, еще нет ни чувственных образов, ни понятий и мыслей, отделенных от их объективного содержания.
Тем РЅРµ менее РІ парменидовском противопоставлении чувственно воспринимаемого, состоящего РёР· крайне изменчивых, постоянно рождающихся и гибнущих, или, иными словами, временных объектов "РјРёСЂР° мнений", абсолютно совершенному, неизменному, единому Рё вечно сущему умопостигаемому РјРёСЂСѓ кроются истоки раздвоения более РїРѕР·РґРЅРёРјРё мыслителями первоначально единого объективного РјРёСЂР° (РљРѕСЃРјРѕСЃР°) первых древнегреческих натурфилософов РЅР° РґРІРµ принципиально разные реальности Рё соответственно истоки всего богатства связанных СЃ таким раздвоением "реальной действительности" философских проблем. Поэтому вполне можно согласиться СЃ Р.Р”. Рожанским, который пишет: "Без РІСЃСЏРєРѕРіРѕ преувеличения можно сказать, что философская онтология (учение Рѕ бытии) - Р° вместе СЃ ней Рё настоящая философия вообще - началась именно СЃ Парменида... Космологические построения милетцев, числовые спекуляции ранних пифагорейцев - РІСЃРµ, что было РґРѕ Парменида, еще РЅРµ может считаться философией РІ строгом смысле слова" /Рожанский, 1983, СЃ. 7/.
По сохранившимся фрагментам Парменида и свидетельствам древних авторов трудно сказать, насколько у него были вычленены и определены понятия времени и вечности. Скорее всего, у него имелись не самостоятельные понятия времени и вечности, а понятия временности, как непостоянства, изменчивости, бренности чувственно постигаемого мира мнений, и вечности, как свойства постоянства, неизменности, отсутствия начала и конца существования объектов умопостигаемого мира. Временность и вечность у Парменида существуют еще только как свойства, предикаты чувственно воспринимаемого и умопостигаемого миров, они еще не выступают как самостоятельные понятия и не соотнесены друг с другом. При этом Парменид, как мы уже отметили, не создал сам своеобразное представление о вечности как о безвременном, т.е. абсолютно неизменном бытии, а, по сути дела, поднял до уровня философской концепции то раннемифологическое представление о бытии окружающего людей мира, которое сформировалось еще до того, как человек сумел осознать временной характер бытия реальной действительности и выработал представление о времени, и сохранилось как в структуре мифологического времени, так, возможно, и в обыденном сознании древних греков.
Понятие времени более четко вычленяется Рё анализируется учеником Парменида Зеноном Рлейским (акме 464-461 РіРі РґРѕ РЅ.СЌ.). Р’ сохранившихся фрагментах произведений Зенона нет речи непосредственно Рѕ "вечности", понимаемой как безвременное бытие умопостигаемого РјРёСЂР°, хотя, обосновывая противоречивость времени Рё временного бытия, РѕРЅ РІ конечном итоге доказывает истинность безвременного бытия Единого, С‚.Рµ. РЅРµ дифференцированного Рё РЅРµ структурированного РІРѕ времени умопостигаемого РјРёСЂР°.
Великая заслуга Зенона заключается РІ том, что РѕРЅ впервые объектом самого тщательно анализа сделал само время Рё РІ СЃРІРѕРёС… знаменитых апориях показал противоречивость как представлений Рѕ непрерывности Рё бесконечной делимости времени (апории “Дихотомия” Рё “Ахилл Рё черепаха”), так Рё представлений Рѕ его дискретности (апории “Стрела” Рё “Стадий”).
За две с половиной тысячи лет своего существования апории Зенона вновь и вновь анализировались философами разных школ и направлений, что не было абсолютно бесплодным: в том, что сегодня мы имеем развитую теорию бесконечных множеств, велика заслуга и зеноновских апорий, постоянно стимулировавших анализ проблемы бесконечности.
ПЛАТОН Рћ ВРЕМЕНРРВЕЧНОСТР. – Платон104 - родоначальник РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· главных направлений античной философии, оказал наиболее сильное влияние РЅР° РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ развитие человечества. Его учение Рѕ вечности Рё времени составляет РѕСЃРЅРѕРІСѓ христианского учения Рѕ мироздании. Фактически РѕС‚ Платона берет СЃРІРѕРµ начало Рё аристотелевская концепция времени, сыгравшая РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ роль РІ формировании Рё развитии естественнонаучных представлений Рѕ времени.
Что касается взглядов самого Платона РЅР° время, то РѕРЅРё, РїСЂРё всей РёС… эволюции РІ рамках объективно идеалистических Рё религиозных мировоззрений, оказались законсервированными РІ РІРёРґРµ абстрактных, оторванных РѕС‚ объективной реальности учений Рё, как следствие, малопригодными СЃ точки зрения познания материального РјРёСЂР°. Тем РЅРµ менее РІ эволюции платоновских представлений Рѕ времени Рё вечности, РІ философских учениях неоплатоников, РІРѕ взглядах основоположников христианского учения Рѕ мироздании, хотя Рё РІ недостаточно адекватной форме, проявилась человеческая интуиция РІ восприятии Рё познании временных свойств реальной действительности.В В
В космологии Платона получили дальнейшее развитие и конкретизацию парменидовские представления о вечности и неизменности постигаемого мышлением истинного бытия идеальных сущностей и о временности, т.е. непрерывной изменчивости и бренности, чувственно воспринимаемого иллюзорного "мира мнений".
Приступая Рє характеристике мироздания, Тимей105, РІ уста которого философ вкладывает изложение своей космологии, РіРѕРІРѕСЂРёС‚, что «для начала должно разграничить РІРѕС‚ какие РґРІРµ вещи: что есть вечное, РЅРµ имеющее возникновения бытие Рё что есть вечно возникающее, РЅРѕ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ сущее. РўРѕ, что постигается СЃ помощью размышления Рё объяснения, очевидно, Рё есть вечно тождественное бытие; Р° то, что подвластно мнению Рё неразумному ощущению, возникает Рё гибнет, РЅРѕ РЅРёРєРѕРіРґР° РЅРµ существует РЅР° самом деле» /РўРёРј,27d-28a/106 (Выделено нами. Р.РҐ.).
Что же является поистине вечным, неизменным, истинно сущим? Таковым является РјРёСЂ СЌР№РґРѕСЃРѕРІ, идей или образцов, глядя РЅР° которые Демиург творит мироздание, РєРѕСЃРјРѕСЃ. РЎСѓРґСЏ РїРѕ логике вещей, этот умопостигаемый РјРёСЂ СЌР№РґРѕСЃРѕРІ, образцов находится РІ РЈРјРµ. Рдействительно, хотя Платон Рё РЅРµ останавливается РЅР° соотношении СЌР№РґРѕСЃРѕРІ Рё РЈРјР°, РЈРј, тем РЅРµ менее, пожалуй, представляет СЃРѕР±РѕР№ единственное, что Демиург РЅРµ создает, Р° использует как нечто изначально существующее. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· предположения, что сотворенное Р±РѕРіРѕРј должно быть прекраснейшим, Рё учитывая, что «ни РѕРґРЅРѕ творение, лишенное СѓРјР°, РЅРµ может быть прекраснее такого, которое наделено СѓРјРѕРј...В», В«... Р° СѓРј РЅРµ может обитать РЅРё РІ чем, РєСЂРѕРјРµ души», Р±РѕРі «устроил СѓРј РІ душе, Р° душу РІ теле Рё таким образом построил Вселенную...В» /РўРёРј.,30,b/. Поэтому РєРѕСЃРјРѕСЃ, или Вселенная, есть живое существо, наделенное душой Рё СѓРјРѕРј.
Описав, каким образом бог сотворил мировую душу, или душу космоса, и сам космос, Платон пишет, что Отец решил еще больше уподобить сотворенный космос исходному образцу, но, поскольку природа этого исходного образца вечна, «а этого нельзя полностью передать ничему рожденному», то бог «замыслил сотворить некое движущееся подобие вечности», и, создавая небо, он вместе с ним создал «для вечности, пребывающей в едином, вечный же образ, движущийся от числа к числу, который мы назвали временем» /Тим.,37с-d/. При этом Платон подчеркивает, что говорить "была", "есть" и "будет" можно только о сотворенном космосе и что до сотворения неба не было ни дней, ни ночей, ни месяцев, ни годов. Время сотворено вместе с космосом и приложимо только к становящемуся, постоянно изменяющемуся и исчезающему. А к тому, что "вечно пребывает тождественным и неподвижным", подобает только "есть".
Р’ отличие РѕС‚ Парменида, Сѓ которого только зарождается противопоставление временности, С‚.Рµ. постоянной изменчивости, нестабильности чувственно воспринимаемого РјРёСЂР° мнений, Рё вечности истинно сущего умопостигаемого РјРёСЂР°, само понятие "время" еще РЅРµ вычленяется РёР· потока ощущений, Платон делает значительный шаг РІ сторону абстрагирования времени Рё вычленения его РІ качестве некоторой бегущей РїРѕ РєСЂСѓРіСѓ, согласно закону числа, характеристики или свойства Вселенной. Однако Рё Сѓ Платона еще сохраняются некоторые черты мифологического СѓСЂРѕРІРЅСЏ осознания времени. Р’ частности, Сѓ него СЏСЃРЅРѕ просматривается отождествление времени СЃ самим движением небесных тел107. Так, разъясняя тезис Рѕ том, что время создано Демиургом вместе СЃ небом, философ пишет: В«... Чтобы время родилось РёР· разума Рё мысли Р±РѕРіР°, возникли Солнце, Луна Рё пять РґСЂСѓРіРёС… светил, именуемых планетами, дабы определять Рё блюсти числа времени» /РўРёРј.,38СЃ/. Рзатем, описывая возникновение месяца Рё РіРѕРґР° РІ результате круговоротов Луны Рё Солнца, продолжает: «Что касается круговоротов прочих светил, то люди, Р·Р° вычетом меньшинства, РЅРµ замечают РёС…, РЅРµ дают РёРј имен Рё РЅРµ измеряют РёС… взаимных числовых отношений, так что, можно сказать, РѕРЅРё Рё РЅРµ догадываются, что эти необозримо многочисленные Рё несказанно многообразные блуждания также суть время» /РўРёРј.,39СЃ-Рґ/. /Выделено нами. - Р.РҐ./.
Что же, согласно Платону, представляет собой "вечность".
Вселенная (космос) - это обладающее душой и умом живое существо. Демиург создает Вселенную, как и все им создаваемое, в соответствии с идеальным умопостигаемым образцом, с идеей живого существа. Отвечая на вопрос о том, «что же это за живое существо, по образцу которого устроитель устроил космос» /Тим.,30с/, философ пишет: «Мы не должны унижать космос, полагая, что дело идет о существе некоего частного вида, ибо подражание неполному никоим образом не может быть прекрасным. Но помыслим такое [живое существо], которое объемлет все остальное живое по особям и родам как свои части, и решим, что оно-то и было тем образцом, которому более всего уподобляется космос: ведь как оно вмещает в себе все умопостигаемые живые существа, так космос дает в себе место нам и всем прочим видимым существам. Ведь бог, пожелавши возможно более уподобить мир прекраснейшему и вполне совершенному среди мыслимых предметов, устроил его как единое видимое живое существо, содержащее все сродные ему по природе живые существа в себе самом» /Тим.,30с-31а/.
Ртак, образец, которому следовал Демиург, создавая Вселенную как живое существо, - это, СЃ РѕРґРЅРѕР№ стороны, самое абстрактное понятие живого существа, охватывающее РІ себе РІСЃРµ умопостигаемые живые существа, Р° СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ - самое конкретное Рё богатое РїРѕ содержанию живое существо, поскольку РѕРЅРѕ «объемлет РІСЃРµ остальное живое РїРѕ РѕСЃРѕР±СЏРј Рё родам как СЃРІРѕРё части».
РџРѕРґРѕР±РЅРѕРµ понимание идеальной сущности умопостигаемого РјРёСЂР° РЅРµ случайно Рё относится РЅРµ только Рє идеальному образцу Вселенной, РЅРѕ Рё вообще РєРѕ всем идеям или эйдосам умопостигаемого РјРёСЂР°. Дело РІ том, что, согласно Платону, вечности РЅРµ присуще "было" Рё "будет" - РѕРЅР° целиком "есть". Поэтому идея, или образ, любого предмета включает РІ себя "единовременно" (если только можно так сказать Рѕ вечносущем) РІСЃРµ многообразие его свойств, состояний, этапов развития Рё С‚.Рґ., С‚.Рµ. всего того, что РІ чувственно воспринимаемом РјРёСЂРµ развертывается последовательно РІРѕ времени Рё оказывается РІ каждый данный момент отнесенным Рє разным временам, С‚.Рµ. Рє прошлому, настоящему Рё будущему. Более того, само время оказывается подвижным образом вечности, Р° временное бытие чувственно воспринимаемого предмета - это "развертывание" РІРѕ времени всего того, что как Р±С‹ спрессовано РІ неподвижной, неизменной Рё вечносущей идее данного предмета.В
Здесь у Платона в еще более развитом и абстрактном виде, чем у Парменида, продолжает существовать раннемифологическое представление о безвременном бытии мироздания.
Таким образом, время и вечность у Платона - это характеристики двух качественно различных миров, а именно: время характеризует созданную Демиургом чувственно воспринимаемую Вселенную (космос), а вечность - не подверженный никаким изменениям умопостигаемый мир идеальных образов (эйдосов) всего того, что сотворено Демиургом. Противопоставляя время и вечность, Платон еще не осознает того, что бытие, и тем более "истинное бытие" умопостигаемого мира, представляет собой некоего рода пребывание, дление и, соответственно, некоторую длительность. К осознанию этого философы придут значительно позже.
Рсточник: Хасанов Р.Рђ. Феномен времени. Часть I. Объективное время. Рњ., 1998, СЃ. 62-66.
103В В В В В В В В В Р’РѕС‚ как комментирует этот РјРёС„ Секст РРјРїРёСЂРёРє. Приведя начало РїРѕСЌРјС‹ "Рћ РїСЂРёСЂРѕРґРµ", РѕРЅ пишет: "Р’ этих стихах РїРѕРґ "несущими" его "РєРѕРЅСЏРјРё" Парменид разумеет иррациональные порывы Рё влечения души..., Р° РїРѕ "многовестному пути божества" едет сообразное СЃ философской теорией умозрение, каковая теория РІ РІРёРґРµ Р±РѕРіР°-РїСЂРѕРІРѕРґРЅРёРєР° ведет Рє познанию всех вещей.... "Девы", ведущие его Р·Р° СЃРѕР±РѕР№, - это ощущения..., РёР· которых РЅР° слух РѕРЅ намекает РІ словах: "РР±Рѕ ее подгоняли РґРІР° вертящихся вихрем колеса"..., С‚.Рµ. уши, которыми воспринимают Р·РІСѓРє. Зрение РѕРЅ называет "Девами Гелиадами"..., покинувшими "РґРѕРј Ночи"... Рё "Рє свету гонящими"..., так как без света РѕРЅРѕ бесполезно. "Многокарающая Правда", "имеющая чередующиеся ключи"..., Рє которой РѕРЅ прибыл, - это разум, обладающий безошибочными представлениями Рѕ вещах. "РџСЂРёРЅСЏРІ" его…, РѕРЅР° обещает научить его РґРІСѓРј вещам: "как непоколебимому сердцу легко убеждающей Рстины"..., что означает незыблемое основание науки, так Рё "мнениям смертных, РІ которых нет очевидной достоверности"..., С‚.Рµ. всему, что основано РЅР° мнении Рё ненадежно" /Фрагменты..., СЃ. 286/.
Таким образом, восхождение РѕС‚ "РґРѕРјР° Ночи" Рє "Свету" - это, РїРѕ сути дела, восхождение РѕС‚ чувственно воспринимаемого "РјРёСЂР° мнений" Рє познанию истины умопостигаемого РјРёСЂР°. РџРѕРєР° человек опирается только РЅР° СЃРІРѕРё чувства, РѕРЅ РЅРµ постигает истины Рё остается РІ "РґРѕРјРµ Ночи", РІ котором нет истинного бытия где РІСЃРµ зыбко, изменчиво. Только поднявшись "сообразно СЃ философской теорией" Рє "Свету", умозрение может постичь Рстину. РќРѕ РїРѕ "многовестному пути божества" "сообразное СЃ философской теорией умозрение" поднимается Рє Свету (или, иначе, Рє умопостигаемому РјРёСЂСѓ), подгоняемое Девами-ощущениями. Рными словами, согласно Пармениду, Рстина постигается совместно чувствами Рё разумом.
104             ПЛАТОН (О О»О¬П„П‰ОЅ) РђР¤РРќРЎРљРР™ (427-347 РіРі. РґРѕ РЅ.СЌ.) -
105             Тимей, РїРѕ свидетельству Платона и некоторых РґСЂСѓРіРёС… античных философов Рё писателей, был философом-пифагорейцем, написавшим сочинения "Математика", "Рћ РїСЂРёСЂРѕРґРµ", "Рћ жизни Пифагора" (РЎРј: /Фрагменты ранних греческих философов, 1989, СЃ. 469/.В
106             Платоновский диалог «Тимей» цитируется по изданию: Платон. Сочинения в трех томах. Т. 3, ч. 1. - М.: Мысль, 1971, с. 455-541.
107             Отождествление Платоном времени СЃ движением самого РјРёСЂР° (С‚.Рµ. вращением небесных сфер) подвергалось критике еще РІ древние времена (РЎРј.: /Аристотель, Физ., 218Р°30-b5; Секст РРјРїРёСЂРёРє, 1975, С‚. 1, СЃ. 347/), Р° Плотин был вынужден защищать Платона РѕС‚ таких обвинений.