Аквинский Фома

Очевидно, что время и вечность не суть одно и то же. Смысл же этого различия некоторые ищут в том, что вечность лишена начала и конца, а время имеет начало и конец. Однако это различие имеет акцидентальный, а не сущностный характер. Ведь если мы примем, что время всегда было и всегда будет, в согласии с утверждением тех, кто полагает движение небес вечным, то различие между временем и вечностью останется, по словам Боэция, в том, что вечность в каждом своем мгновении целокупна, времени это не присуще; а также и в том, что вечность есть мера пребывания, а время – мера движения… Коль скоро вечность есть мера пребывания, в той степени, в какой предмет отдаляется от пребывания в бытии, он отдаляется и от вечности. Притом некоторые предметы настолько отдаляются от устойчивого пребывания, что их бытие подвержено изменениям или состоит в изменении, и такие предметы имеют своей мерой время; таковы всяческие движения, а также бытие бренных вещей.

(Цит. по: Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1966, с. 150).


...слова эон и вечность не отличаются иначе, нежели anthropos и человек. Ведь по-гречески aevon означает "вечность", как и anthropos — "человек"

(Фома Аквинский. Комментарий на «Книгу о причинах», глава 2 // Философско-культурологический журнал Z, №3, 2000. С. 35. (Перевод М.М. Гейде)).