Больцман Людвиг

 

"Имеется выбор между двумя представлениями. Можно предположить, что вся Вселенная находится в некотором весьма невероятном состоянии. Но можно мыслить эоны – промежутки времени, по истечении которых снова наступают невероятные события, – такими же крошечными по сравнению с продолжительностью существования Вселенной, как расстояние от Земли до Сириуса ничтожно по сравнению с ее размерами.

Тогда во всей Вселенной (которая в противном случае повсюду находилась бы в тепловом равновесии, т.е. была бы мертвой) имеются относительно небольшие участки (мы будем называть их отдельными мирами), которые в течение относительно небольших по сравнению с эоном промежутков времени значительно отклоняются от тепло­вого равновесия, а именно: среди этих миров одинаково ча­сто встречаются состояния, вероятности которых возрас­тают и уменьшаются. Таким образом, для Вселенной в целом два направления времени являются неразличимы­ми, так как в пространстве нет верха и низа. Но точно так же, как мы в некотором определенном месте земной по­верхности называем "низом" направление к центру Земли, так и живое существо,  которое находится в определенной временной фазе одного из таких отдельных миров, назовет направление времени, ведущее к более невероятным состо­яниям, по-другому, чем противоположное (первое – как направление к "прошлому", к началу, последнее – к "бу­дущему", к концу), и вследствие этого названия будет обнаруживать "начало" для этих малых областей, выделенных из Вселенной, всегда в некотором невероятном состоянии.

Этот метод представляется мне единственным, с помощью которого можно осмыслить второе начало, тепловую смерть каждого отдельного мира без того, чтобы предполагать одностороннее изменение всей Вселенной от некоторого определенного начального состояния к некоторому  итоговому конечному состоянию".

 Больцман Л. Избранные труды. М. 1984.