Молчанов Ю.

Пространство и время не существуют сами по себе и поэтому содержание этих понятий нужно исследовать не вообще, а только изучая конкретные явления природы и их взаимосвязь между собой.

(Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977. С. 95).


В самом общем виде вопрос стоит так: представляет ли собой время некую первичную, фундаментальную, абсолютно самостоятельную сущность, является ли оно особой субстанцией в спинозовском ее понимании как причины самой себя (causa sui), или же оно есть нечто вторичное, производное чего-то другого, по отношению к нему более фундаментального и первичного?

(Молчанов Ю. Проблема времени в современной науке. М., 1990. С. 37).


Временные отношения являются более широкими, чем реальные причинные отношения, поскольку охватывают не только реальные, но и возможные причинные связи…

В реляционной концепции временные отношения не выводятся из реальных причинно-следственных отношений, а тождественны лишь с возможностью существования последних… которые… определяются таким глобальным свойством природы и существующих материальных взаимодействий, как конечный характер скорости их распространения…

Принцип причинности описывает механизм, благодаря которому происходит смена состояний материальных систем во времени. Этот механизм определяется реальными физическими взаимодействиями. Принцип детерминизма описывает форму этих последовательностей, ее необходимый и определенный или же случайный характер.

(Молчанов Ю. Проблема времени в современной науке. М., 1990. С. 89-94).


Различные точки зрения на процесс становления, т. е. на вопрос об отношении категорий времени и бытия, выражают статическая и динамическая концепции времени. Согласно статической концепции, события прошлого, настоящего и будущего существуют реально и в известном смысле одновременно, а становление и исчезновение материальных объектов – это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения. Согласно динамической концепции, реально существуют только события настоящего времени; события прошлого реально уже не существуют, а события будущего реально еще не существуют.

(Молчанов Ю. Проблема времени в современной науке. М., 1990. С. 101).


Спор идет не о том, существует ли объективное время или нет, а о том, как его описать в логике понятий. И не случайно, видимо, дискуссии в современной зарубежной философской литературе ведутся в основном вокруг логических и лингвистических вопросов, связанных с этими концепциями.

(Молчанов Ю. Проблема времени в современной науке. М., 1990. С. 116).


Центральным, наиболее важным и наименее изученным в комплексе вопросов, составляющих проблему времени, является вопрос о соотношении между прошлым, настоящим и будущим. Можно прямо сказать, что если мы найдем решение всех вопросов, составляющих проблему времени, но не сможем ответить на вопрос, чем физическое бытие событий настоящего отличается от бытия событий прошлого, проблема времени так и останется проблемой…

Но если физические теории и законы действительно не в состоянии предложить объективного критерия для выбора момента настоящего времени, то это не означает, что требование указать объективные критерии для его выделения лишено оснований.

(Молчанов Ю. Проблема времени в современной науке. М., 1990. С. 118, 124).


В отличие от строгой формулировки принципа детерминизма, постулирующего полную симметрию событий прошлого и будущего, реальная действительность замечательным образом асимметрична как в отношении бытия событий, так и их описания.

(Молчанов Ю. Проблема времени в современной науке. М., 1990. С. 129).


Во времени исчезает все, и исчезает без следа, и в этом-то и состоит подлинная сущность времени.

(Молчанов Ю. Проблема времени в современной науке. М., 1990. С. 133).