Севальников А.

Привязка понятия времени к основным идеям квантовой механики могла бы показаться искусственной и надуманной, если бы не одно обстоятельство. Мы до сих пор до конца не понимаем ее смысла. "Можно с полной уверенностью говорить, что никто не понимает смысла квантовой механики" – утверждает Ричард Фейнман…
У нас есть совершенный математический аппарат, красивая математическая теория, выводы которой неизменно подтверждаются на опыте, и при этом отсутствуют сколько-нибудь "ясные и отчетливые" представления о сути квантовых феноменов. Теория здесь выступает скорее символом, за которой скрыта иная реальность, проявляющаяся в неустранимых квантовых парадоксах. "Оракул не открывает и не скрывает, он намекает", как говорит … Гераклит.

(Севальников А. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии, М., 2003. С. 115).


[У Аристотеля время] – прежде всего мера движения, а говоря шире – мера становления мира. В таком понимании время приобретает особый, выделенный статус, и если квантовая механика действительно указывает на существование бытия потенциального и его актуализацию, то в ней этот особый характер времени должен быть явным…
"В современной волновой механике нет наблюдаемой величины t, связанной с частицей. Есть лишь переменная t, одна из пространственно-временных переменных наблюдателя, определяемая по часам (существенно макроскопическим), которые имеются у этого наблюдателя" (де Бройль).
То же самое утверждает и Эрвин Шредингер. "В КМ время выделено по сравнению с координатами. В отличие от всех остальных физических величин ему соответствуют не оператор, не статистика, а лишь значение, точно считываемое, как в доброй старой классической механике, по привычным надежным часам. Выделенный характер времени делает квантовую механику в ее современной интерпретации от начала и до конца нерелятивистской теорией. Эта особенность КМ не устраняется при установлении чисто внешнего "равноправия" времени и координат, т.е. формальной инвариантности относительно преобразований Лоренца, с помощью надлежащих изменений математического аппарата.

(Севальников А. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии, М., 2003. С. 116-117).


Существует и еще один аспект квантовой механики, никем до сих пор не рассматриваемый. На мой взгляд, правомерно говорить о двух "временах". Одно из них – это наше обычное время – конечное, однонаправленное, оно тесно связано с актуализацией и принадлежит миру осуществившегося. Другое – это существующее для модуса бытия в возможности. Его трудно охарактеризовать в наших обычных понятиях, так как на этом уровне нет понятий "позже" или "раньше". Принцип суперпозиций как раз показывает, что в потенции все возможности существуют одновременно. Для этого модуса бытия невозможно введение пространственных понятий "здесь" и "там", так как они появляются только после "развертывания" мира, в процессе которого время играет ключевую роль…
Как известно, еще Платон дает различение двух времен – собственно времени и вечности. Время и вечность у него несоизмеримы (Платон. Тимей, 38а), время есть только движущееся подобие вечности.

(Севальников А. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии, М., 2003. С. 118-119).


Одновременно с выводом из аристотелевской метафизики, что время есть мера бытия, можно сделать вывод, что квантовая механика позволяет, по крайней мере, поставить вопрос о множественности времени…
Время тесно связано с событием. "В мире, где есть одна "действительность", где "возможности" не существует, не существует и времени, время есть трудно предсказуемое создание и исчезновение, переоформление "пакета возможностей" того или иного существования" (Визгин). Но сам "пакет возможностей" бытийствует, как мы хотели показать, в условиях иной темпоральности". Данное утверждение является некой "метафизической гипотезой", однако, если принять во внимание, что квантовая механика становится в последнее время "экспериментальной метафизикой", то можно поставить вопрос об опытном обнаружении таких "надвременных" структур, связанных с волновой функцией системы.
Рассматривая полионтичную картину мира, можно сделать вывод о ключевой роли времени… [и] вторичности пространственных отношений, собственно координатного представления.

(Севальников А. Современное физическое познание: в поисках новой онтологии, М., 2003. С. 120-121).