« "Теперь" каждый раз иное, оно непрерывно
возобновляется, мы мыслим о нем как о точке, но это не одна и та же точка.
А поскольку мы мыслим о нем и ощущаем его, оно имеет смысл только в связи
с человеческой душой. Без души, способной считать, будет существовать
только субстрат времени, субстрат считаемого. И нам кажется, что время
присуще всему на небе, на море и на земле только потому, что мы все это
наблюдаем.»
« Для
того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты
явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё
тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился,
ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что
ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы
ни о прошедшем, ни о будущем.»
« Идея времени не возникает из чувств, а
предполагается ими. В самом деле, только посредством идеи времени можно
представить себе, бывает ли то, что действует на чувства, одновременным
или последовательным; последовательность не порождает понятия времени, а
только указывает на него. Дело в том, что я не понимаю, что обозначает
слово после, если ему уже не предшествует понятие времени. Ведь
происходящее одно после другого есть то, что существует в разное время,
так же как существовать совместно - значит существовать в одно и то же
время.»
« Суть времени - похоже, уже не время, а
просто суть. Суть, пожалуй, не во времени. Недаром мы хотим со временем
дойти до сути. Разбирая время, мы хотим добраться не до времени: не до
временного. С другой стороны, нам нужно время, чтобы добраться до сути,
как до сути времени, так и, главное, до самой сути дела. Время - это то, с
чем - "со временем" - через что и благодаря чему мы доберемся до
настоящего.»
« То, что время или совсем не существует,
или едва существует, будучи чем-то неясным, можно предполагать на
основании следующего. Одна часть его была и уже не существует, другая - в
будущем, и ее еще нет; из этих частей слагается и бесконечное время, и
каждый раз выделяемый промежуток времени. А то, что слагается из
несуществующего, не может, как кажется, быть причастным
существованию.»
« Чистая длительность есть форма, которую
принимает последовательность наших состояний сознания, когда наше "я"
просто живет, когда оно не устанавливает различия между наличными
состояниями и теми, что им предшествовали; для этого оно не должно всецело
погружаться в испытываемое ощущение или идею, ибо тогда оно перестало бы
длится. Но оно также не должно забывать предшествовавших состояний:
достаточно, чтобы, вспоминая эти состояния, оно не помещало их рядом с
наличным состоянием, наподобие точек в пространстве, но организовывало бы
их так, как бывает тогда, когда мы вспоминаем ноты какой-нибудь мелодии,
как бы слившиеся вместе.»
Время. Прошлое, настоящее,
будущее. Часть II
|
О
сайте "Цитаты и афоризмы"
Возможно, прочитав темы подборки афоризмов, вы уже обратили
внимание на ее необычность. Она полностью посвящена экзистенциальной
проблематике - вопросам Человеческого Бытия. Это объясняется тем,
что подборка цитат выросла как составная часть проекта «Hpsy.Ru. Экзистенциальная
психология». Это направление психологии исходит из базовых
проблем существования: свободы и ответственности, жизни
и смерти, общения и одиночества, смысла и абсурда в жизни человека. Хотя
"Цитаты" давно уже стали отдельным самостоятельным сайтом, главная
цель его создания - привлечение внимания к основному проекту Hpsy.Ru
| |