Институт исследований
природы времени

 
Мы в соцсетях: Поиск по сайту: 
Канал youtube
Группа VK
 
 
© 2001-2024 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
2005-11-15

15 Ноябрь, Вторник

1) Приглашение к участию в будущей дискуссии об интерпретациях квантовой механики: Тимашев С.Ф. (Тимашев С.Ф.) "Принцип причинности и квантовая механика".

0.0/5 оценка (0 голосов)
Принцип причинности, равно как и представление о необратимости времени являются суждениями априорными. «Эти принципы – не индуктивные обобщения на основе опыта и не выводы теоретической науки, а онтологические представления о реальности, навязанные практической ориентацией мышления. … Исходя из опыта, мы можем утверждать, что наш мир является в достаточной степени причинно обусловленным, но никакой конечный опыт не позволяет нам утверждать, что все явления причинно обусловлены» [Перминов В.Я. Априорность математики. Вопросы философии. 2005, № 3. С. 103-117]. Поэтому обыденное, хорошо понимаемое и не требующее комментариев на бытовом уровне понятие причинности стало предметом острых дискуссии среди физиков после открытия квантовой механики в связи с ее интерпретацией. Споры вышли на самый «высокий» уровень – Эйнштейна и Бора, и сегодня абсолютное большинство физиков принимает основанную на соотношении неопределенности Гейзенберга вероятностную интерпретацию «копенгагенской школы» с отказом от «строгой причинности». В противовес этому общему мнению Эйнштейн отстаивал иную точку зрения, полагая, что квантовая механика неполна и понимание квантовых явлений отнюдь не требует отказа от классической причинности. При этом он считал, что сама по себе квантовая механика является крупным достижением, в ней имеется значительный элемент истины, но она остается лишь предельным случаем теории, которую предстоит создать. «Бог не играет в кости» – наиболее известная фраза Эйнштейна, выражающая его убежденность в пользу принципа классической причинности. «В глазах моих коллег я выгляжу упорствующим еретиком, … ко мне в общем относятся как к окаменелости, которую возраст сделал слепой и глухой», – такие размышления Эйнштейна приводит Пайс в своей книге [Пайс А. Научная деятельность и жизнь Альберта Эйнштейна. М.: Наука, 1989, 568 с.]. И еще: «… однажды Эйнштейн заметил за обедом, что лет через сто физики поймут его». В последнее время вопросы интерпретации квантовой механики и выяснения генезиса «стрелы времени», которые В.Л. Гинзбург отнес к «Великим проблемам» современной физики [В.Л. Гинзбург. Успехи физических наук. 2002. Т. 172. С. 214-219], вновь становятся предметом интереснейших дискуссий [М.Б. Менский. Успехи физических наук. 2005. Т. 175. С. 413-435]. Однако эти дискуссии практически не затрагивают сомнений Эйнштейна о том, что «происходящее в природе, по-видимому, настолько детерминировано, что глубокие закономерности связывают не только протекание процесса во времени, но и его начальное состояние». Тем не менее автор предлагает вернуться к обсуждению гносеологической позиции Эйнштейна. В основе позиции автора – рассмотрение «прибора» для квантово-механических измерений не как черного ящика, в котором безвозвратно теряется информация о процессе измерения. Развиваемая автором методология анализа хаотических сигналов, основанная на введении блокового (по типам нерегулярностей сигнала) принципа представления феноменологической информации с принятием необратимости во времени для каждого «шага-события» (идея Вайцзеккера) на каждом уровне пространственно-временной иерархии системы, открывает такую возможность. (С.Ф.Тимашев. Время в естественных науках.) Комментировать

2) Обсуждение монографии: Хасанов И.А. "Феномен времени".

0.0/5 оценка (0 голосов)
Часть I. Длительность сама по себе безотносительно к материальным процессам не имеет внутренне присущей ей меры. Для метризации длительности необходимо среди всего многообразия материальных процессов выявить равномерные или строго периодические процессы. Приведены критерии равномерности Д\"Аламбера и строгой периодичности Р.Карнапа. Равномерность есть соотносительное свойство материальных процессов. Обсуждены классы соравномерных процессов. Движение закрытых консервативных динамических систем введено как материальная основа стандарта равномерности физического времени. Соравномерные биологические процессы живого организма – материальная основа стандарта равномерности биологического времени организма. Постулирована взаимная стохастичность физического и биологического времени. Объективное время определено как равномерная длительность актуального"наличного существования материальных тел и процессов. (Вариантом первой части монографии ""Феномен времени"" является книга И.А.Хасанова ""Время: природа Комментировать

Фоторепортаж о заседании

  • 001
  • 002
  • 003
  • 004

Ретроспектива:

Осенний семестр 2005 г.



Наверх