Последнее обновление -
28 July 2024
О влиянии наблюдателя на исследуемую физическую картину мира О влиянии наблюдателя на исследуемую физическую картину мираАннотация:Вопрос о возможности учета влияния наблюдателя на рассматриваемую картину мира формулируется следующим образом: «Не характеризуют ли нас самих вводимые нами физические величины, не несет ли информацию о наблюдателе полученная им и описанная в предложенных им терминах (времени в том числе) картина физического процесса?» Сформулирована задача: возможно ли при описании одного и того же явления получить разные результаты с позиций описания более сложной системы и менее сложной. Разница в этих результатах будет характеризовать влияние сложности одной системы на описываемый процесс по сравнению с другой – более простой. Для описания сложности системы используется теория физических структур Ю.И.Кулакова. Под сложностью понимается количество взаимодействий, доступное элементам системы. Учитывая предположение о том, что природные объекты могут характеризоваться разным уровнем сложности, можно прийти к выводу о принципиальной невозможности детерминировано описать объекты более простые (микромира) характеристиками более сложных (макромира). Понятие времени возникает как "свободный параметр" при влиянии наблюдателя (при описании наблюдателем) на заведомо более простую систему. Видение времени предлагается не неким потоком, пронизывающим всю Вселенную, направленным из будущего в прошлое, а следствием нашего особого, относительно более сложного положения среди других объектов Вселенной. Так же, как наблюдатель в движущемся поезде может представить, что сам он неподвижен, а двигается назад все окружающее вагон пространство, так и с нашим представлением о времени: "едем" мы, и рассмотрение из "своего окна" окружающих менее сложных объектов и создает то, что мы называем временем. | ||||