Гений – Son of his Time or it's Sun (сын своей эпохи – либо ее солнце)? Опыт эмпирического исследования
- Скачать презентацию: Download
- Размер: 261.00 KB
- 16 May, Tuesday
Гений – Son of his Time or it's Sun (сын своей эпохи – либо ее солнце)? Опыт эмпирического исследования
Аннотация:
Расхожее мнение о связи между духом времени (Zeitgeist’ом) – и творчеством гения: дескать, он – это «сконцентрированное воплощение эпохи». (Подобно тому, как «марксистско-ленинская эстетика» утверждала, что «искусство отражает жизнь».) Между тем большинство примеров свидетельствует об обратном: чаще всего Время отвергало гениев (художников, композиторов, философов, астрономов, etc.), а реализовывалось в посредственностях. А сами гении обычно представляли собой «rara avis», выражая свою «беловоронность» в значениях самых разных параметров, от этнических – до стилевых. Для количественного подтверждения этой закономерности были измерены стилевые характеристики 10 гениальных художников и 5 композиторов (от Микельанджело до К. Дебюсси), описывающие разные проявления их ориентации – на лево- либо правополушарное мышление. Оказалось, что все они отличаются от своих «ординарных» современников (различия статистически значимы на уровне лучше 1%-го), причем отклонения не обнаруживают какой-либо систематической направленности или связи с Zeitgeist’ом, что согласуется с серией результатов Д.К. Саймонтона 1976-2004 гг.
В рамках системно-информационной модели данный феномен можно трактовать как реализацию тенденции «экспансии» (Г.А. Голицын, 1997; G. Golitsyn & V. Petrov, 1995), которая прослеживается от уровня ансамблей частиц (принцип Паули) – до культуры как целостности. Намечаются перспективы использования обнаруженной закономерности в практике социальной и культурной политики.
Источники по теме доклада:
1. Мажуль Л.А., Петров В.М. Творчество и феномен “ raraavis ” в свете информационного анализа: чем отличаются гениальные художники? / Мир психологии . 2010, №2 (62), С. 60-70.
2. Petrov V. , Locher P. Genius: A son of his time or a rara avis? / Empirical Studies of the Arts. 2011 V. 29, №1, P. 111-128.
Презентация
Download