Пуанкаре А.
Не существует способа измерения времени, который был бы более правильным, чем другой. Тот, который принимается, лишь более удобен. Сравнивая часы, мы не имеем права сказать, что одни из них идут хорошо, а другие плохо, мы можем только сказать, что предпочтение отдается показаниям одних из них.
...мы не можем непосредственно, на основе интуиции, определить ни одновременность, ни равенство двух промежутков времени.
...мир более не изменяется непрерывным образом, бесконечно малыми неощутимыми порциями - он изменяется скачками. Эти скачки очень малы... и их малость создавала нам иллюзию непрерывности...
И не только материя, возможно, сводится к атомам, а даже и мировая история и, я скажу, даже само время, поскольку два мгновения, заключенные в интервале между двумя скачками, не могут быть различимы, ибо они принадлежат одному и тому же состоянию мира.
Длительность двух идентичных явлений одна и та же; или, если угодно, что одни и те же причины требуют одного и того же времени, чтобы поизвести одни и те же действия.