Последнее обновление -
Лаборатория-кафедра "Исследований сродства времени и психического" Лаборатория-кафедра "Исследований сродства времени и психического"
Предпосылки и краткая формулировка исследовательского подхода лаборатории-кафедры.
…не прекращаются и наши попытки проникнуть в тайны времени и души, используя обе идеи в качестве ключа друг к другу. Будучи первичными категориями в рассуждениях о Мире, время и душа («психическое» – шире и в научном дискурсе) таят в себе ключ к разгадке самых фундаментальных законов жизни и бытия, и уже по одной этой причине достойны предельного напряжения сил исследователя. Кого не волнуют вопросы: Что есть сознание? Возможна ли жизнь сознания-души помимо тела? Субстанциональны ли время и душа? Есть ли вечность во времени? Сколько измерений у времени и в психической жизни человека? Течет ли время или мы движемся в нем? И так далее… Один из возможных подходов к рассмотрению подобных вопросов лежит в плоскости исследований сродства времени и психического. Первичные основания для такого подхода подробно изложены в докладе «Проблемы темпоральной сущности человека», состоявшемся на Семинаре в ноябре 2009 года. В некотором отношении мы предполагаем совершить редукцию-перенос психических явлений на субстрат времени, связать эти понятия, выявить области и закономерности их пересечения, постулируя, что психическое есть содержимое времени так же, как материя есть содержимое пространства. Психическое – эффективный ключ к загадкам времени, так как в определенной степени сознание управляется человеком, рассматривается и анализируется им «изнутри» и фактически остается единственной наиболее доступной для изучения реальностью Мира. Время же не столь близко человеку, и, если душа и время единосущны, то есть бесспорные резоны использовать активы психического в качестве ключа для вхождения в тайны Времени. Прежде всего, мы полагаем, что время и психическое являются производными от общей для них субстанции и принадлежат единому субстрату. Логичным образом тема «времени и психического» заполняет пробел в системе координат «мир – Вселенная – материя – жизнь – психика». Время не может быть безразлично по отношению к какой-либо точке этой координатной сетки. Поэтому идея разработки психических явлений в аспекте времени хотя и обнаруживает глубинную связь и близость поиска в соотношении с исследовательскими программами практически всех лабораторий-кафедр Института, однако при этом нуждается, на наш взгляд, в укоренении в отдельной лаборатории-кафедры, основной целью которой является исследование сродства времени и психического, их взаимных отношений. С основной ц елью связаны следующие узловые вопросы:
Рабочие вехи разрабатываемого подходаОсновой исследовательской программы является разработка гипотез: Время реляционно или субстанционально? Различны ли сущности времени и психического? Мы отвечаем на эти вопросы так: время и душа принадлежат одному субстрату, свойства которого постижимы путем изучения и установления сродства времени и психического; ибо, выражаясь метафорически, время и душа соотносятся как льдинка и река, столь же непохожие, но единые в своем существе и однородные в происхождении. Мы рассматриваем время как относительно самостоятельную субстанцию, обладающую рядом сходных с пространством свойств. Так, длительность времени рассматривается как его протяженность, а информация, встроенная в субстрат времени, преобразуется психикой в образы, чувства, события, архетипы… При этом физические свойства времени суть свойства души. В частности – постоянство движения времени и постоянство присутствия логлобала (души в гуманологической парадигме Е.Т. Мирзаева) в текущем настоящем, непрерывность движения времени и непрерывность актуализации логлобала, равномерность и равноразмерность течения времени и ощущение равномерности движения времени логлобалом, темпоральная всеохватность метрики пространства и всеохватность Вселенной логлобалом и прочее. Зеркально тому, как любому телу гарантирован объем в пространстве, но не во времени, – душа занимает объем во времени, но не в пространстве. Физическое тело индивида обязательно занимает некоторый объем в пространстве, но во времени ему гарантирован лишь миг: через исчезающе малый интервал времени тело может быть уничтожено.Душа, в свою очередь, субстанционально занимает некоторый объем во времени, но практически неуловима в пространстве. Человек как единство психического и соматического находится на перекрестии временного и пространственного тел (см. рисунок). Манифестируясь в привычном нам мире, психическое и соматическое образуют единство души и тела на перекрестии протяженных времени и пространства. Психическое субъекта (душа) нелокально и в буквальном смысле занимает некоторый объем в пространстве времени; центр распределения субстанции психического субъекта (души) находится в «сейчас», но «края» этого «облака» протяжены в некоторой временной окрестности (прошлом и будущем). В таком случае психическое становится не просто системным свойством высокоорганизованного функционирующего биологического организма, но и некоторой физической реальностью, что позволяет по-новому взглянуть на эффекты «прямого знания», восприятие информации о дистантных, прошлых, будущих, принципиально непредсказуемых событиях, а также поставить вопрос о возможности существования (!!!) психического помимо тела биологического организма. Вопрос существования психического чрезвычайно актуален. Он акцентирует огромный массив философской проблематики, связанной с соотношением так называемого идеального и материального во Мире и выходит далеко за рамки темпорального знания. Именно временная нелокальность души позволяет провести глубокие аналогии между феноменами времени и психического. Определенными аргументами о том, что душа – это некоторая особая зона в пространстве времени, - могут стать доводы о единстве их качеств, сходстве институализации в процессе познания, общности динамики информации, процессов, образов, событий... Еще одним – философским – аргументом о единой основе природы времени и психического может стать опыт распространения «принципа бритвы Оккама» на равноположную пару душа - время. Известная формула «сущности не следует умножать без необходимости» постулирует приоритет интуитивного познания над абстрактным. И время, и душа относятся к категории абстрактных понятий, и принятие их в круг познания – вопрос когнитивной рефлексии, которую интересуют в большей степени значения слов, нежели физическое состояние вещей, ergo, создание нового термина подпадает под логику экономного использования словесного материала. Нет необходимости множить понятия о том, что есть «нечто неощутимое, неопределяемое, бесконечное и вездесущее», если человек уже создал одно обозначение известного ему феномена. Далее, если постулировать, что и другие объекты, от квантового до космического уровня, занимают некоторый объем во времени, то именно время как субстанция может быть ответственна за многие проявления нелокальности в природе – как на микро-, так и на макроуровне. Данное предположение заслуживает, на наш взгляд, особенно пристального изучения, поскольку позволяет понять панпсихическое через панвременное. Для того, чтобы описать времена иерархии системных объектов (с точки зрения человека как системы), следует выделить как минимум две компоненты-координаты мира времени, чтобы объять эту сущность:
Вышеперечисленные компоненты времени являют собой «пространственный» аспект мира времени - ландшафт, на котором разворачиваются события. В этом смысле мир времени в некотором смысле подобен «миру Бытия», откуда исходят события (в трактовке В.А.Поликарпова), однако у нас психическое как раз и принадлежит миру времени, который для нас является психическим Вселенной – нашей надсистемой, единое бытие которой предполагает наличие запутанности (entanglement) –связанности через время и пространство на всех уровнях иерархии. Таким образом, во временнОм (психическом) отношении объект характеризуется протяженностью (размерами) в измерениях ОВ и КВ, а также собственными координатами относительно выбранной точки отсчета (см. рис.). Тогда к описанию любого временнОго объекта мы можем применить привычную для системного подхода трехуровневую схему описания объекта, где циклическое (внутреннее время системы) является в то же время календарным временем подсистемы. Внутреннее время системы циклично (близко к понятию фазового времени H.A.C.Dobbs и А.Н.Спаскова), а система как целое движется в квазилинейном календарном времени (близко к понятию транзитивного времени H.A.C.Dobbs и А.Н.Спаскова), которое, в свою очередь, является внутреннем (циклическим) временем надсистемы. С учетом изменения ландшафта времени за счет изменения события и потоков субстанции извне (как бы ортогонально «плоскости» ОВ-КВ), возвращения в «одну и ту же реку» не происходит. Дадим рабочее определение времени. Время – это среда, «ткань» событий, субстанционально состоящая из потока элементов, входящих в плоскость ОВ-КВ из условно ортогонального по отношению к ним направления. В определенный момент съема информации мы способны видеть наличную картину прошлого-настоящего-будущего. При этом каждая точка «ландшафта» плоскости времени может меняться за счет изменения состояния ячеек «ткани» времени и генерируемых событий. По ткани событий (в частности, по календарному времени) движутся объекты из мира пространства. Ландшафт мира времени может меняться в силу постоянно происходящих в нем событий, которые могут однажды воплотиться в мире пространства, в момент, когда по нему пройдет тот или иной психико-временной объект. Объектов может быть множество, они все движутся так или иначе внутри тела времени Вселенной. Основные направления исследований.Исследования лаборатории-кафедры направлены на проверку гипотез о феноменальности времени и психического и их субстанциональном сродстве, что включает в себя:
В практическом аспекте:
Публикации и проекты сотрудников лаборатории-кафедры «Исследований сродства времени и психического».Васильева И.В, Григорьев П.Е. Обоснование эмпирического подхода к изучению интуиции как механизма переработки информации о физически нелокальных событиях.
Сотрудники и контакты лаборатории-кафедры «Исследований сродства времени и психического»ЛК «Исследований сродства времени и психического» приглашает к сотрудничеству (которое включает совместные научно-исследовательские и иные проекты, публикации на страницах лаборатории-кафедры и в различных изданиях), всех, кому близка идея о сродстве времени и психического, специалистов, занимающихся проблемами времени в психологических, биологических, социальных, физических и технических системах. Соруководителями ЛК являются:
Инициативными сотрудниками ЛК являются:
Активно сотрудничают с ЛК специалисты:
Контакты: | ||||