Copyright © 2024 Institute for Time Nature Explorations. All Rights Reserved.
Joomla! is Free Software released under the GNU General Public License.
Темпоральное моделирование в поэзии (теория и эксперименты по восприятию)

Темпоральное моделирование в поэзии (теория и эксперименты по восприятию)

0.0/5 rating (0 votes)

Аннотация:

Многочисленные циклические процессы, пронизывающие человеческое бытие, должны неизбежно отражаться (в "сжатом" виде) в литературе. Это отражение может относиться к временнЫм процессам разных масштабов, различными могут быть и "коэффициенты сжатия" отражаемых явлений. Наиболее распространенные циклы - суточные, и следует ожидать аналогичной циклической организации в произведениях, имеющих кольцевую композицию. Таковая свойственна многим стихотворениям (Б.М.Эйхенбаум). Особенно нуждаются в "темпоральном моделировании" те из них, которые в чем-то "противоречат" фундаментальным требованиям к поэтическим структурам, и в первую очередь - к обязательному присутствию в них непосредственно-чувственного компонента восприятия. Для проверки этого предположения были проведены эксперименты по восприятию нескольких стихотворений. Изучались темпоральные (связанные с 24-часовым циклом) ассоциации, возникающие у испытуемых; стимульный материал представляли слова данного стихотворения. Результаты экспериментов показали высокую согласованность между упорядочением темпоральных ассоциаций и последовательностью слов в тексте стихотворения. Так, для 59 основных слов стихотворения А.С.Пушкина "Послание к Чаадаеву" (1818 г.) значения темпоральных ассоциаций слов (усредненные по 25 испытуемым) образуют упорядочение, почти совпадающее с порядком этих слов в тексте: коэффициент ранговой корреляции Спирмена 0,85 (1%-й уровень значимости). Иначе говоря, стихотворение образует подсознательную модель движения времени в течение суток: ассоциативный поток начинается на рассвете и кончается на рассвете следующего дня. Аналогичные экспериментальные данные по другим стихотворениям свидетельствуют о важнейшей роли темпорального фактора, который интегрирует психическую жизнь реципиентов. (G.A.Golitsyn, V.M.Petrov. Information and Creation: Integrating the \"Two Cultures\"""". Basel; Boston; Berlin: Birkhauser Verlag. 1995; В.М.Петров. Количественные методы в искусствознании. М.: Академический проект. 2004.)

"
  • You have no rights to post comments



Наверх