Предопределение, выбор и свобода воли
Российский Университет дружбы народов
В.В.Кассандров1
Вопрос о свободе воли; о смысле, существовании и достижимости этой свободы; об ее отношении к причинной обусловленности, неизбежности наступления всех без исключения событий — относится к числу «вечных», изначальных вопросов как философии, так и фундаментального естествознания. Личная позиция в этом вопросе, как ни в каком другом, во многом определяет отношение человека к Богу, к нравственному закону и к своему предназначению, поэтому он так важен и с точки зрения религии. Кто есть человек — автомат-марионетка, случайно меняющееся сочетание молекул или некая высшая сущность, способная действовать вопреки всем физическим влияниям и психическим мотивам, на основе каких-то внутренних побуждений, не подвластных ни причинному закону, ни слепому случаю? Нетрудно понять, что первые два ответа не могут удовлетворить даже обывателя, поскольку лишают смысла всякую деятельность человека, тогда как третий, самый оптимистичный, ведет к трудноразрешимым логическим противоречиям.
Следует признать, что ни классическая философия, ни наука (в том числе квантовая теория) так и не предложили приемлемого решения проблемы свободы воли; даже большинство религий оставляет ей «мало свободы», делая акцент на Божественном предопределении сущего. По-видимому, каждый человек испытывает чувство беспомощности при попытках логического анализа этой проблемы, так что возникает сомнение в самой целесообразности ее обсуждения.
Хочется надеяться, однако, что продвижение здесь возможно как в иррациональном (в том числе через более глубокое осмысление христианской и восточной религиозных философий), так и в рациональном направлениях (через новое понимание свойств физического времени, взаимодействий, частиц и т.п.). Представляется не только оправданным, а крайне важным снова и снова ставить вопрос о соотношении свободы и неизбежности, не рассчитывая на сколько-нибудь скорое его решение, но привлекая для этого все возможности логики и математики и пытаясь синтезировать самые различные подходы, в том числе религиозные и теософско-мистические.
Ниже, в разделе 1 мы кратко обсудим основные философские аспекты проблемы свободы воли. В разделе 2 мы критически рассмотрим состояние современной квантовой теории и ее философию. В разделе 3 будет рассмотрена концепция сверх-причинности А.Эйнштейна, альтернативная к индетерминизму квантовой физики, и ее возможные реализации, в том числе, ранее предложенные автором. В заключение мы коснемся некоторых психологических аспектов проблемы свободы и активно-христианской философии Н.Бердяева.
1. Причинность и свобода воли в философии
Предопределение (судьба, рок) и дар свободного выбора — два противоречивых начала, присутствие и действие которых в себе самом с уверенностью констатирует каждый мыслящий человек. В своей практической жизни и творчестве мы не подвергаем сомнению способность наших поступков повлиять на будущее, так же как и свою способность совершить действие независимо от (и даже вопреки) всем влияниям извне. С другой стороны, в той же практической жизни и особенно в научных исследованиях мы имеем дело с жесткой закономерностью природных, психических и социальных явлений; с автоматизмом поведения как животных, так и человека; с наблюдаемой независимостью результата как от индивидуальной, так и от коллективной, «усредненной» воли (это так очевидно в сегодняшней России!). Образно писал об этом Г.Гурджиев [1]: «Главное заблуждение человека — его уверенность в том, что он может что-то делать... Из себя самого человек не в состоянии произвести ни одной мысли, ни одного действия. Все, что он говорит, делает, думает, чувствует, — все это случается». Что же касается науки, то уже древние греки (Александр Афродиэский, III в. до н.э.) понимали, что существование свободы воли несовместимо с мировым порядком и с научными предсказаниями, а вытекающий отсюда фатализм, составлял основу мировоззрения, например, стоиков2 .
Очень часто человек воспринимает свою свободу как сознательный выбор между несколькими альтернативами с вытекающим отсюда поступком. «Захочу — сделаю то, захочу — это; и могу сделать, что захочу», — вот бытовые представления о личной свободе, из которых, собственно, и выросла сама философская проблема. По той же логической схеме обычно реализуется и свобода нравственного выбора между добром и злом, эгоизмом и жертвованием.
Однако последовательный детерминизм приводит к выводу, что так понимаемая свобода является иллюзией. Это свобода сложного автомата (типа шахматного компьютера), выбирающего из различных продолжений наиболее целесообразное в соответствие с критериями заложенной в него программы. Для человека целесообразность объективно сводится к достижению оптимальных условий выживания вида (и лишь как необходимое условие этого — выживание потомства и себя самого). Субъективно такая целесообразность воспринимается сознанием и реализуется через деятельность человека в самых разнообразных формах, от низших (физиологические потребности) и вплоть до самых альтруистических (любовь, материнство, гуманность, научное познание, поиски смысла существования и т.п.), объективно также ведущих к устойчивости вида3. В свою очередь, «программа выживания» никем не задана изначально, а формируется закономерно в процессе эволюции через известный механизм «изменчивости плюс отбора».
Итак, детерминизм приводит убедительные аргументы в пользу того, что выбор человека, возможно, никогда не является свободным, и в этом смысле свободы воли не существует вообще! Другой крайней позицией является представление о свободе воли как о «беспричинном хотении»; эту позицию, концептуально близкую к квантово-механическому индетерминизму, мы обсудим в разделе 2.
Однако достоинство человека унижается признанием его полной зависимости от «программы» или слепого случая: как от причинной сверхобусловленности, так и от полной апричинности собственных мыслей и действий. В такой ситуации лишается смысла творчество и само существование человека, обесцениваются понятия добра, любви, совести. Смириться с этим интеллект не может и не хочет; в поисках ответа он обращается и к философии, и к религии, и к науке.
Что касается науки, то после Галилея и Ньютона все ее развитие проходило на базе «железного» лапласовского детерминизма. Мало интересуясь до XX века проблемами, типа свободы воли, она предоставляла разбираться с ними философам. Религия же, зиждущаяся, прежде всего, на Вере и Откровении, никогда всерьез не рассматривала логику и причинность как первичные категории Бытия (этим грешили ее «спутницы» — теософия и теология) и не смущалась какими-либо противоречиями как внешнего, так и внутрибиблейского происхождения. В христианстве эта последовательная линия получила завершение в философии свободы А.Бергсона и особенно Н.Бердяева (см. раздел 3.)
Таким образом, проблема свободы воли оказалась, в основном, предметом философского изучения. Там она была естественно увязана с другими «сверхпроблемами»: материи и Духа, объекта и субъекта, сознания и представления. Для их решения и были, собственно говоря, воздвигнуты великолепные в своей логической завершенности здания идеалистических философских систем Фихте, Канта, Гегеля, Шопенгауэра.
В отношении рассматриваемых здесь вопросов к заслугам этих систем могут быть причислены, в частности, а) дифференциация причинной структуры мышления (логическое основание) и метафизической причинности явлений, б) рассмотрение причинности как единства временной последовательности событий (представлений) и их взаимовлияния, в) классификация трех форм причинности (каузальности) по особенностям реакции: простейшей причины (например, «действие — противодействие» в механике), раздражения и мотива (включающего как высший тип и самое познание*) [3]. В вопросе же о свободе воли идеалисты (Юм, Кант, Шопенгауэр) исповедовали определенное сочетание детерминизма с индетерминизмом, различая проявления воли (через поступки, желания и т.п.), подчиняющиеся общим законам причинности, от ее неизменной трансцендентной сущности, недоступной рациональному познанию, а воспринимаемую лишь внутренним самосознанием субъекта (в том числе и через априорное осознание нравственных категорий).
Недостатки идеалистических систем слишком хорошо известны. Справедливо акцентируя опосредованность, субъективность нашего восприятия реальности, эти системы в то же время затрудняются дать естественное объяснение воспроизводимости, подтверждаемости этих восприятий, абсолютному характеру первичных, наблюдаемых свойств пространства (трехмерность, евклидовость и т.п.) и материи (тождественность элементарных частиц, их постоянство и дискретность). Все это, как и вообще успехи фундаментальною естествознания, с точки зрения идеалистических воззрений, не имеет простого объяснения4.
Изощренные логические построения, манипулирование понятиями могут, разумеется, создать впечатление формальной внутренней непротиворечивости наиболее разработанных из таких систем5. «Призрачно спасти реальность, свободу, личность современная философия всегда сумеет, для этого существуют многочисленные орудия софистики и гносеологической эквилибристики» , — писал Н.Бердяев. Однако «живому человеку не легче от этих гносеологических ухищрений... Не верьте этой философии, ищите иной» [4].
Что же касается материалистов, то об уровне разработки ими рассматриваемых проблем можно судить, например, по высказыванию Ф.Энгельса о свободе воли как о «способности принимать решения со знанием дела» [5]. В.Ленин, как известно, также придерживался чисто детерминистической позиции, отвергая «вздорную побасенку о свободе воли» [6].
Что же нового принес в развитие философии, в том числе в решение проблемы свободы воли, XX век? Автору как непрофессионалу сложно дать ответ; очевидно, однако, что, по крайней мере, на развитие естествознания каких-либо мощных влияний труды новейших философов не оказали. Скорее наоборот, бурное развитие физики, теоретической биологии и математики оказали сильное воздействие на философию, укрепив в ней позитивистские (Р.Кьеркегор) и рационалистические (Б.Рассел) тенденции. Магистральным же направлением развития в XX веке оказалась все же социальная и историческая философия, ставившая проблему свободы воли соответственно как проблему социальных свобод и роли личности в истории. При всей практической значимости этих аспектов очевидно, что они являются вторичными с точки зрения общетеоретического подхода.
Что же касается экзистенциальной (Ж. П. Сартр, А. Камю, М. Хейдеггер), религиозной (о. П. Флоренский, Н. Бердяев, Н. Лосский) и теософско-мистической (Е. и Н. Рерихи, С. Вивекананда, П.Успенский, К.Кастанеда) философий, то эти учения оказали влияние больше на менталитет и эмоционально-духовную сферу отдельных слоев интеллигенции, чем на общее развитие науки и социума. Предопределение и свобода — эта проблема, как и раньше, будоражит умы всех «несуетно» мыслящих; однако философия не готова, по-видимому, к какой-либо принципиально новой ее постановке. Мы рассмотрим теперь в этой связи ситуацию в теоретической физике.
2. Квантовая теория: индетерминизм и «свобода воли электрона»
Если не принимать во внимание области естествознания, имеющие дело с атомно-молекулярными процессами (химия, молекулярная биология), можно было бы с уверенностью утверждать, что все развитие фундаментального естествознания в XX веке происходило, как и раньше, на основе детерминистических и материалистических, по сути, представлений. Это в полной мере относится и к таким «скользким» областям, как теория поведения, психология, теория информации и искусственного интеллекта. Ставя во главу угла прежний закон причинности, наука все более детально разбирается в механизмах природных и психических явлений, выявляет их взаимосвязи и единство первичных законов6.
По существу, мало что изменила в трактовке проблемы причинности и свободы и неквантовая теоретическая физика — специальная теория относительности и геометрическая теория гравитации, обнаружив пространственно-временную ограниченность «областей причинного влияния» и «запаздывание» этого влияния, связанные с конечностью максимально возможной скорости распространения взаимодействий (скорости света). Помимо того, эти теории установили относительность временной протяженности событий от движения наблюдателя и гравитации (не нарушающую, как правило, отношений «причина-следствие») и существование космологического времени, определяемого процессом расширения Вселенной (некоторые возникающие при этом парадоксы, связанные с причинностью, разрешаются в принятом сегодня инфляционном сценарии расширения [7]).
Однако несравненно более сильное влияние на отношение между детерминизмом и свободой оказала квантовая теория, особенно в пору ее осмысления в конце 20-х начале 30-х годов. Суть соотношений неопределенности В.Гейзенберга, которые вначале пытались трактовать как выражение неустранимого влияния измерительного прибора на микрообъект, оказалась значительно более туманной. Так и не сумев дать простое логическое объяснение совокупности наблюдаемых закономерностей поведения микрообъектов (статистического, не для отдельного объекта (!) проявления волновых свойств при рассеянии и дифракции частиц; пространственного деления пучка тождественных частиц в неоднородном магнитном поле и др.), научное сообщество сделало выбор в пользу предложенной М.Борном концепции «волн вероятности», абсурдной для непредубежденного ума и вульгарно-идеалистической по сути.
Абсолютная случайность, апричинность получила тем самым статус фундаментального закона природы, продолжая при этом удивительным, алогичным образом уживаться со вполне детерминированным изменением во времени основной, с точки зрения квантовой механики (КМ), физической величины — волновой функции (пси-функции) КМ-системы. Для создания иллюзии устранения логических противоречий Н.Бором и был предложен т.н. «принцип дополнительности» — реинтерпретация отдельных кусков диалектики Гегеля, возведенная в ранг фундаментальной философской системы.
Известно множество различных интерпретаций КМ, от «с потугой» на материалистические (делающих акцент на корпускулярно-волновом дуализме как объективном свойстве материи) до крайне идеалистических (И.фон Нейман), подчеркивающих необходимость учета непосредственного влияния наблюдателя на материю. Все эти трактовки страдают, однако, либо крайней схоластичностью, либо легко обнаруживаемыми логическими противоречиями7.
Прямым следствием «недоделанности» квантовой парадигмы стал жестокий кризис, постигший теоретическую физику в конце 40-х — начале 50-х годов, выразившийся, в частности, в бессмысленности расходящихся (даже не перенормируемых) выражений в теории слабого взаимодействия и в полном отсутствии подходов к единому описанию физических взаимодействий и спектра характеристик частиц (вплоть до агрессивного отрицания такой возможности в принципе!).
Следует признать, однако, что за счет привлечения новых плодотворных идей (концепции калибровочных полей; топологических, нелинейных и групповых методов; концепций спонтанного нарушения симметрии и суперсимметрии; рассмотрения дополнительных измерений физического пространства и др.) квантовой теории удалось частично преодолеть этот кризис без кардинальной ревизии своих первичных принципов.
Между тем, по существу, все вышеперечисленные новые концепции, оплодотворившие квантовую теорию, имеют чисто классическую природу и могут быть с успехом реализованы в рамках неквантовых (в том числе геометрических) полевых концепций! Так, например, топологическая структура нелинейных уравнений непринужденно объясняет происхождение дискретной структуры материи из непрерывных полевых распределений; а ведь именно описание дискретности считается главным практическим достижением КМ.
Поэтому основной недостаток квантовой теории состоит, на наш взгляд, не в эклектическом смешении чисто классических представлений с квантовыми и материалистических с идеалистическими; не в известных некорректностях ее формализма. Он состоит в ее агрессивном неприятии (возведенном в ранг философского догмата) всяких возможностей альтернативного описания физической реальности, не сводящихся ни к примитивным теориям со «скрытыми параметрами»8, ни к геометрическим теориям поля типа Эйнштейна-Вейля.
Адепты ортодоксальной квантово-механической парадигмы в своей боязни отказаться от ставших уже «неприкасаемыми» принципов не видят, что физика стоит на пороге новой революции. В отличие от прошлой, эта революция стимулируется не какими-то вновь открытыми парадоксальными явлениями. Напротив, мы перенасыщены «непереваренной» информацией о представителях «зоопарка» частиц, о взаимодействиях и взаимопревращениях этих «зверюшек». Однако, обладая этой огромной информацией, богатством образных представлений и, в особенности, математических методов, мы не можем предложить логически последовательную и простую в отношении исходных принципов теорию. Теорию, в которой самоочевидными стали бы трехмерность пространства, геометрия Минковского, спектр частиц и первичные динамические законы (как самоочевидным фактом стало равенство инертной и гравитационной масс в общей теории относительности). Теорию, которая придаст новый смысл таким первичным понятиям, как поле, частица, волна, информация и даже само пространство-время.
Грядет Новая Физика, которая впервые способна ответить на вопрос не «Как?», а «Почему не иначе?» (постановка Эйнштейна, см.[9]). Эта физика, безусловно, будет основана на принципах, совершенно отличных как от классической, так и от квантовой теории. О возможной структуре такой теории будет идти разговор в разделе 3.
Возвращаясь к основной теме, отметим, что в пору становления «квантовая философия» давала надежду на новый подход к проблеме свободы воли. Действительно, логически нетрудно прийти к выводу, что в чистом виде свобода воли равносильна «абсолютной беспричинности». «Или же приходится допустить», — писал Шопенгауэр, — «что все события имеют определенную достаточную причину, за исключением хотений, нехотений, решений и т.п., которые могут возникать без всякого основания, без всякой причины» (цитируется по [10, с. 488]). С другой стороны, «идея беспричинного хотения совершенно лишена смысла», — утверждал Т.Липпс [11]. — «Она представляет собой утверждение, чуждое мышлению» (и природе, добавил бы любой материалист).
С такой точки зрения апричинный мир Борна-Бора кажется весьма удачной моделью понятия свободы воли. Это послужило в свое время поводом для дискуссий о «свободе воли электрона», идее, самой по себе, совершенно замечательной, приводящей к представлениям о единстве сознания, об универсальности его существования и проявления на всех уровнях организации Вселенной9.
К сожалению, эти идеи до настоящего времени так и не были реализованы. С другой стороны, концепция «беспричинного хотения» представляется еще более неудовлетворительной (даже с социальной и нравственной стороны), чем признание полного отсутствия свободы воли и господства детерминизма. Можно все-таки полагать, что новые возможности, предоставляемые квантовой теорией именно в этом вопросе, не исчерпаны и будут еще реализованы.
3. Сверхпричинность и локальная свобода
Парадоксальным образом решение проблемы свободы может быть связано с концепцией сверхпричинности. А.Эйнштейн предложил ее в качестве альтернативы квантовой парадигме для вывода, дискретной структуры материи из свойств решений некоторой единой системы (нелинейных) дифференциальных уравнений (ДУ), детерминировано описывающей динамику как самого непрерывного поля, так и его сингулярностей — частиц (краткую формулировку этой концепции Эйнштейн предложил в своей речи на юбилее М.Планка в 1929 г., см.[12]). С математической точки зрения идея сводится к рассмотрению сильно переопределенных систем ДУ, сама структура которых фиксирует как эволюцию решений со временем, так и само начальное состояние, т.е. их эволюцию в пространстве. Однако такого типа ДУ, предложенные Эйнштейном в рамках геометрических единых теорий поля, оказались весьма громоздкими, неоднозначными и были «обречены». Между тем с точки зрения концепции сверхпричинности естественно рассматривать в качестве первичных, фундаментальных уравнений физической динамики максимально жесткие системы ДУ, в которых определена каждая из частных производных от каждой из компонент некого фундаментального поля F. Математически это означает, что первичные единые уравнения поля должны иметь вид условий интегрируемости
dF = H(F,{A}) (1)
(точности) некоторого набора дифференциальных 1-форм H со структурой, зависящей от компонент самого поля F и, быть может, некоторых вспомогательных полей {А}. При этом условия совместности системы (1), т.е. замкнутости 1-форм Н
dH = 0 (2)
приводят к сильным ограничениям и на компоненты полей {А}, определяя согласованную с F и чрезвычайно жесткую их динамику.
Такой подход был реализован автором ранее [13, 14], причем уравнениям (1) оказалось возможным придать фундаментальный алгебро-геометрический смысл. Так, в простейшем случае структура 1-формH может иметь вид
H = A*dX*F, (3)
где знак (*) отвечает операции умножения в некоторой исключительной алгебре пространства-времени (алгебре комплексных кватернионов Q). При этом все величины в (3), включая координаты X, принимают значения в Q, а сами уравнения (1) имеют смысл условий Q-аналитичности поля F, т.е. обобщенных уравнений Коши-Римана. Из уравнений (2) тогда немедленно следуют фундаментальные для физики уравнения калибровочных полей(уравнения Максвелла и Янга-Миллса), причем величины {А} имеют смысл потенциалов калибровочных полей (подробнее см. в [14]).
Жесткость системы (1-3) конкретно проявляется в том, что задание значений полей F, А в некоторый момент времени и лишь в одной фиксированной точке пространства, по существу, определяет их значения не только «потом», но и «везде», т.е. во всей (связной) области физического пространства! Так, убывающее на пространственной бесконечности кулоновское решение системы (1-3) может иметь только фиксированное (единичное) значение электрического заряда [13, 14], как это и имеет место в действительности для элементарных частиц как наиболее симметричных материальных образований. Т.о. данный алгебродинамический подход действительно можно рассматривать как конкретную реализацию концепции Эйнштейна.
На самом деле, сверхпричинность имеет здесь все же чисто локальный характер, обычный для теории поля. Между тем более отвечающей природе вещей может оказаться концепция глобальной сверхпричинности, т.е. взаимообусловленности динамики пространственно-удаленных тел. Эта идея может быть реализована, если физические поля рассматривать как отображения (некоторого специального вида, т.е. исключительные) пространственно-временного многообразия (в себя). Так, если в качестве первоосновы Мира рассматривать в духе идей Пифагора некоторую исключительную числовую систему (типа алгебры кватернионов Q), то в качестве фундаментальных физических полей естественно принимать отображения, сохраняющие структуруQ, т.е. ее гомоморфизмы. Тогда вместо привычных дифференциальных будем иметь функциональные уравнения вида
F(X)*F(Y) = F(X*Y),
где X, Y — две произвольные точки пространственно-временного многообразия; F(X) — функция, реализующая гомоморфизм. Нетрудно показать, что следствием этих уравнений для дифференциала dF отображения будут ДУ, близкие по структуре к рассмотренным выше (1-3)!
Мы приходим тогда к ситуации, когда первичная «скрытая» физикаесть физика существенно нелокальная, однако однозначно определяющая и локальную физику, как раз и наблюдаемую в лабораторных условиях. С общеконцептуальной точки зрения такая функциональная динамика близка теориям «действия на расстоянии» Фоккера-Фейнмана-Уилера и знаменитому принципу Маха [15,16]. Примечательно, что во многих отношениях данный подход близок к бинарной геометрофизике, развиваемой Ю.Владимировым [17,18]. Причина этого состоит в том, что математической основой БГФ является теория физических структур Ю.Кулакова [18,19], в которой анализ отношений между физическими объектами (вместо отображений в нашем случае) также ведет к функциональным уравнениям особого типа.
Отличия между нашим алгебродинамическим подходом и бинарной геометрофизикой Владимирова с концептуальной точки зрения сводятся к тому, что в первом случае в полной мере сохраняется фундаментальный смысл понятий пространства-времени и локального поля (хотя первичными являются уже Мировая алгебра и ее симметрии). В БГФ, напротив, понятие поля становится уже излишним (в соответствии с концепцией «действия на расстоянии»), а пространство-время играет роль фундаментального отношения между объектами, и его свойства выводятся из основных функциональных уравнений теории [17, 18]. Несмотря на это, как и на совершенно различный характер получаемых результатов, совпадение многих исходных понятий и математических структур в обоих подходах представляется весьма примечательным и обнадеживающим.
Обсудим теперь кратко, что могут дать новые представления в отношении проблемы свободы. Важно понять, что субъективно причинность всегда рассматривается индивидом конкретно, как влияние хорошо определяемых, идентифицируемых физических тел (или людей)10. С другой стороны, наличие глобальных корреляций (своего рода влияния Космоса) никогда не может быть отождествлено с конкретным объектом и будет, скорее всего, иметь чисто информационный характер, не сопровождаясь никаким энергетическим (и вообще волновым) процессом11. Объективно влияя на ход и направление мыслительных процессов, настраивая и гармонизируя их12, такие влияния будут рассматриваться сознанием субъекта как самообусловленные, мотивированные изнутри «хотения», решения и т.п., т.е. именно как ощущение свободы выбора и воли.
Понятно, что подобные представления носят пока чисто спекулятивный характер, как с физической, так и с психологической точек зрения. Прежде всего, сейчас необходимо переосмыслить в свете новых понятий время как физическую категорию и связь между глобальной и локальной сверхпричинностью и, с другой стороны, эйнштейновской релятивистской причинностью, определяющей волновые процессы передачи энергии с запаздыванием. Заметим, что прямые указания на существование нелокальных, связанных именно с информационными аспектами, корреляций микрообъектов дает сама квантовая теория (парадокс ЭПР, неравенства Белла и их экспериментальная проверка, см. например [8]). На уровне макромира глобальные корреляции могут дать ключ к объяснению таких «пара-явлений», как гипноз, астрологические влияния, эффекты геометрии (пирамиды и т.п.), магические обряды. Такие примеры наряду с квантово-механическими рассмотрениями позволяют предположить, что рассматриваемые корреляции в основном определяются не степенью удаленности тел в пространстве (а возможно, и во времени!), а формой, относительным расположением и степенью тождественности объектов друг другу. Эту гипотезу можно было бы назвать принципом конформности и рассматривать как реализацию конформной инвариантности, играющей все возрастающую роль в структуре физических теории.
С философской точки зрения предложенная картина все же не может рассматриваться как принципиально решающая проблему свободы воли. Эта картина близка к исповедуемой Н.Лосским концепции «свободы от», т.е. относительной свободы (см.[10]). Действительно, в нашем рассмотрении на мысли и поступки человека оказывают определяющее влияние не мощные по энергетике локальные факторы, а воспринимаемые в основном подсознанием влияния вселенского, космического масштаба (во многих ситуациях — внушение, гипноз и т.п. — эти влияния приобретают локальный и личностный, т.е. персонифицированный характер). Таким образом, сверхзависимость здесь не только не устраняется, а становится еще выраженнее, хотя и не ощущается, как правило, сознанием.
Подлинную свободу, как мы можем представить себе сейчас, предлагает человеку только религия. Однако и там Промысел Божий, Всеведение и всемогущество Творца оказываются трудно сочетаемыми как со свободой воли, так и с самой причинностью. Понятно поэтому, что в разных религиозных системах степень жесткой заданности поведения и Судьбы человека различна. Самую решительную и оптимистическую позицию в этом вопросе отстаивали религиозные философы активно-христианского направления — Н.Федоров, В.Соловьев, Н.Бердяев. Так, Н.Ф.Федоров подчеркивал условный характер апокалипсических пророчеств, важность их понимания как предостережения, а не фатальной неизбежности конца.
Гимн алогичной, абсолютно иррациональной свободе человека, человека верящего и творящего, представляет собой особенно философия Н.Бердяева, словами которого мы начали и завершаем эту статью. «Знание этого мира основано на исконной и исключительной вере в него... Да и само существование внешнего мира утверждается лишь верой... В последней же глубине вера и знание — одно, т.е. обладание полнотой реального бытия... Подмена же веры знанием есть отказ от свободного выбора... Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно только изначально пребывать... Свобода, прежде всего свобода — вот душа христианской философии и вот что не дается никакой другой. Направление воли свободных существ создает природную необходимость. Материальная зависимость есть порождение нашей свободной воли. Необходимость есть продукт свободы» ([4], стр. 50-53;12;65).
Современная наука бесконечно далека от такого парадоксального, но глубоко духовного, праведного понимания свободы человека-творца. Часто представляется даже, что построить единую Теорию Всего можно и не вникая в такие «вечные» проблемы. Однако многие ведущие физики-теоретики считают, что действительный прорыв станет возможным лишь после достижения нового понимания свойств физического времени (С. Хокинг, И. Пригожин) и физических принципов работы сознания (Р. Пенроуз, см.[20]). Решение проблемы свободы воли является одним из ключевых этапов этой грядущей научно-духовной революции.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Г.Гурджиев. Вестник грядущего добра. С-Пб.: изд.Чернышева. 1993. С.128.
[2] П.Д.Успенский. Tertium organum. С-Пб.: Андреев и сыновья. 1992.
[3] А.Шопергауэр. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление. Ч.1. М.: Наука. 1993. С.41.
[4] Н.А.Бердяев. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда. 1989. С.21.
[5] Ф.Энгельс. Анти-Дюринг. М.: Правда. 1957. С. 107.
[6] В.И.Ленин. Полное собр. сочинений. Т.1. С.159.
[7] А.Д.Линде, Физика элементарных частиц и инфляционная космология. М.: Наука, 1990.
[8] А.А.Гриб. Лекции для молодых ученых. Вып. 59. Дубна: ОИЯИ. 1992.
[9] А.Эйнштейн. Физика и реальность. М.: Наука. 1965. С. 156.
[10] И.О. Л веский. Избранное. М.: Правда. 1991.
[11] Т.Липпс. Основные вопросы этики. СПб. 1905. С. 235.
[12] А.Эйнштейн. Собр. Сочинений. Т.4. С.109. М.: Наука. 1967.
[13] В.В.Кассандров. Алгебраическая структура пространства-времени и алгебродинамика. М.: изд. Росс.Ун-та дружбы народов. 1992.
[14] V.V.Kassandrov. //Gravitation & Cosmology, v. 1. 1995. №3. Р. 216.
[15] Ю.С.Владимиров, А.Ю.Турыгин. Теория прямого межчастичного взаимодействия. М.: Энергоатомиздат. 1986.
[16] Ю.С.Владимиров. Фундаментальная физика и религия. М.: Архимед. 1993.
[17] Yu.S.Vladimirov. //Gravitation & Cosmology, v.l. 1995. №2. Р. 97; №3. Р.184.
[18] Ю.И.Кулаков, Ю.С.Владимиров, А.В.Карнаухов. Введение в теорию физических структур и бинарную геометрофизику. М.: Архимед. 1992.
[19] Ю.И.Кулаков. Элементы теории физических структур. Новосибирск: изд. Новосиб.Ун-та. 1968.
[20] R.Penrose. Shadows of the mind. Oxford: Oxford Univ.Press. 1994.
Примечания:
1. От редактора-составителя: Владимир Всеволодович Кассандров, кандидат физико-математических наук, доцент, физик-теоретик, автор монографии "Алгебраическая структура пространства-времени и алгебродинамика" ( М.: изд. Рос.Ун-та дружбы народов, 1992), Занимается проблемами теории относительности и вопросами построения физической картины мира на основе кватернионов.
2. С другой стороны, Аристотель допускал свободу воли и пытался даже обосновать ее с помощью логических суждений.
3. Прекрасный анализ этого сделан П.Успенским, см.[2].
4. При этом не так существенно, приписываются ли эти свойства объективной реальности или же самому сознанию: «Майю» тоже надо бы объяснять .
5. Такая ситуация характерна и для квантовой теории (см. раздел 2) и может классифицироваться как схоластика.
6. Широко распространившиеся методы статистики и теории вероятности не противоречат, разумеется, детерминистическим представлениям.
7. Как известно, внутреннюю логическую противоречивость КМ не удалось выявить ни Эйнштейну, ни многим другим исследователям. Ситуация и по существу, и по форме напоминает ситуацию с идеалистическими системами, см. раздел 1.
8. Обсуждению подобных проблем посвящены тысячи работ, а «воз и ныне там». Хорошее их изложение можно найти, например, в [8].
9. Об этом, в частности, писали К.Циолковский, Н.Федоров и другие замечательные мыслители и фантасты.
10. Либо мы домысливаем эту конкретность, представляя себе, например, возникновение мотива как результат «переключений» в нейронных сетях.
11. С точки зрения квантово-механических представлений такие влияния могут опосредоваться, например, через переходы между вырожденными уровнями в молекулярных структурах нейронов.
12. Однако не предопределяя их целиком, хотя случайность имеет здесь не квантовое абсолютное, а чисто статистическое происхождение.
- Скачать статью: Download
- Размер: 50.71 KB