Последнее обновление -
28 July 2024
Джамбаттиста Вико и "человеческое время" в историографии Джамбаттиста Вико и "человеческое время" в историографииАннотация:Философское осмысление истории итальянским мыслителем Джамбаттиста Вико своеобразно тем, что в своих предпосылках и базовых положениях расходится с господствующей в то время рационалистической парадигмой, рассматривавшей мировую историю как последовательное развертывание «абсолютной идеи». Вместо идеального, «обесчеловеченного» исторического времени эпохи Просвещения Дж. Вико предлагает изучать субъективное время человека, сопряженное с такими антропологическими характеристиками, как способность к языку (коммуникации) и созданию культурных артефактов, и объективируемое в процессе культурно-исторической деятельности человека.В понимании и верификации исторического знания, по мнению Дж. Вико, важную роль играет «единичный» исторический факт, историческое событие, что во многом перекликается с античной историографией. Историческое развитие в учении Дж. Вико описывается а рамках линеарно-циклической модели с привлечением идеи стадиальности. В данном контексте время связано, с одной стороны, с прогрессом научного знания и становлением «подлинного человека», с другой – с уничтожением созданного человеком и его собственной гибелью. Работы Дж. Вико, можно сказать, предвосхитили многие «знаковые» для неклассической парадигмы концепции, в частности, в учении Ф. Ницше, А. Бергсона, М. Элиаде, К. Ясперса. Последнего с Дж. Вико роднит еще и понимание коммуникации как основания исторического мира и средства, служащего прояснению смысла «временности» (конечности) бытия параллельно становлению самосознания человека. Источники по теме доклада: Махортых Е.С. Язык как культурная универсалия в учении Джамбаттиста Вико. Материалы всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Литература и язык в современном поликультурном пространстве». Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых (г. Стерлитамак, 15 мая 2017 г.) – Стерлитамак, 2017. – С. 107-114. | ||||