Метафизическое время – альфа и омега процессуальности, онтологической и гносеологической
0.0/5 rating (0 votes)
|
Метафизическое время – альфа и омега процессуальности, онтологической и гносеологической Метафизическое время – альфа и омега процессуальности, онтологической и гносеологической
0.0/5 rating (0 votes) Аннотация:1) Метафизика (термин Аристотеля) – то, что сверх физики, или сверх природы. Современная метафизика стала философией процессуальности, где понятие “время” – ключевое. Метафизика, в отличие от науки, занимается не феноменальностью многообразия материального мира, а той уникальной и чисто идеальной априорностью, которая исследует условия, смыслы и цели процессуальности. 2) По Канту, есть два источника (априорные условия) познания: 1 – чувственность, 2 – самые общие рассудочные понятия, которые он называет категориями. Первый источник основан на двух формах чистого созерцания: «Пространство» вообще и «Время» вообще – понятия метафизические. Второй – «чистые рассудочные понятия, a priori относящиеся к предметам созерцания вообще» – категории как основа аналитики. На языке В.В. Налимова это выражается так: существует пространственно-временной континуум смыслов, который мы можем дискретно (аналитически и выборочно) распаковывать (понимать). Первая категория у Канта – количество («Число» в широком смысле). Соответственно исходно идеальная система, запустившая процессуальность в момент Большого взрыва, есть первотриада Канта «Число – Пространство – Время», где исходно заложена антиномичность постоянства и непостоянства. 3) Аналогичные представления о двойственности в основе познания имеются в метатеории современных логиков. Их рациональный идеал (математическая теория доказательства) применительно к эмпирическим наукам приобретает два контекста (Э. Эзер): 1 – контекст открытия, основа которого психологическая (я бы сказал – иррациональная); и 2 – контекст обоснования как абстрагирование от всех временно-процессуальных аспектов. По Г. Фреге, «в истории мы имеем дело с развитием, в системе – с неподвижностью». Кстати, тихогенетический и номогенетический аспекты в эволюции (С. Мей-ен) – это аналоги тех же двух дополнительных аспектов – иррационального и рационального. А чистый номогенез в эволюции есть попытка сведения историзма к рациональной неподвижности. Рациональность есть квинтэссенция научности, и в этом смысле К. Поппер прав, говоря о «нищете историцизма», а подразумевая иррациональный компонент в историзме. 4) Общая история процессуальности (физико-химическая --> геолого-биологическся --> рефлективная) показывает, что рационально выразимая неподвижность преобладала в ее физических истоках. Процессуальность – всегда эписистемный баланс между прошлым и будущим (после разрушения «до основанья» не бывает «затем»), а ее начало – чистая ноуменальность в физике – это метафизическое наследие чистой идеальности, основанное на диаде «Число – Пространство» с еще «дремлющим, непроснувшимся» компонентом «Время» как активной основы качественно выражаемой феноменальности. 5) Вся эпифизическая история процессуальности есть история нарастания сложности и уход от единой количественной ноуменальности: рост многообразия, локальности, уникальности и непредсказуемости исторических времен-процессов. | |||