Начало и конец - общенаучные и темпорологические понятия. Филологические словари определяют эти понятия так. "Начало" - первый момент или первые моменты какого-то действия, явления, исходный пункт, исходная точка, первоисточник, основа, основная причина, нечто организующее, основные положения, принципы, способы осуществления чего-нибудь (См.: Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю., с. 409). "Конец" - предел, последняя грань чего-нибудь в пространстве и во времени, а также примыкающая к этому пределу часть, период времени (См.: Они же, с. 296).
В философии и в теоретическом естествознании термин "начала" издавна используется во множественном числе для обозначения исходных устоев и принципов мироустройства, мироздания, основ теории и т.п. В последнем случае термин "начала" совпадает со смыслом понятия аксиомы: начала геометрии, классической механики, термодинамики и т.д. О началах и первоначалах мироздания писали уже древнегреческие философы. В 5 в. Прокл написал трактат о первосущностях мира "Начала теологии" как руководство по философии неоплатонизма. Р.Декарт основной свой труд по философии назвал "Начала философии". Смысл такой трактовки термина в том, что здесь фиксируются источники, порождающие все остальное, из них происходящее, выводимое генетически: то ли по причине естественной, то ли логически, то ли иррационально, мистически, в духе религиозном (например: "Все от Бога!").
Понятию "начала" как зачина будет антиномично понятие "конца". Это уже видно из наблюдения простой вещи или процесса: перед нами пределы, границы меры объекта, какого-либо процесса, изменения.. Оба эти понятия соотносительны, они определяют друг друга, подразумевают друг друга как начало отсчета. Они соизмеряют друг друга как меры и определяют вместе философскую категорию экзистенции, существования, а также и его антипод "несуществование" (чего-либо). В связи с этим в философской литературе анализ данных понятий легче всего обнаружить, разбирая именно эти категории. Вместе с тем, надо выделить два аспекта сущности понятий "начало" и "конец", а, именно, статический - пространственный аспект и динамический, - хрональный, процессуальный. В первом случае, мы с помощью этих понятий выявляем, что нечто есть здесь, то, с чем мы в познании уже соприкоснулись, или уже его нет в его конкретном локусе. Здесь фиксируется грань, мера объекта как сущности, то есть ее пределы: начало и конец. Во втором случае, то есть в процессуальном аспекте, нами фиксируется дление и существование, понимаемое как прошлое, настоящее и будущее этого нечто (то есть как время). Последнее толкование тесно связано с представленими об итоговых состояниях, о целях, - в деятельности, действиях, операциях, в практике разного рода, а в философии и теологии, например, - с представлениями о "конечных целях" (то есть, о целеполагании, телеологии). С этим толкованием тесно связаны понятия историзма, временности вообще - как чего-то преходящего, бренного, рождающегося и умирающего. Не случайно феномен смерти часто обозначется словами "конец", "кончина" и т.п. Как известно, проблема смерти изучается в рамках танатологии, она обсуждается сегодня в связи с этической проблемой эвтаназии.
Понятиям "начала" и "конца" противостоят гораздо лучше осмысленные и изученные философские категории бесконечности и вечности, соответствующие понятия математики и темпорологии. Разве что категория "конечного" исследована так же хорошо, как эти последние. Заметим, что в истории философии нет каких-то заметных работ, специально посвященных понятиям "начала" и "конца" в их категорном толковании. Что касается категории существования, то исторически, начиная от С.Кьеркегора (1813 - 1855), в ХХ веке развивается целое философское направление - экзистенциализм, трактующий эту категорию как личностную, человечесукую характеристику. Объективное бытие вещей в отличие, например, от Дж.Локка и материалистов, отчасти - И.Канта ("вещь-в-себе") и др. философов, здесь совсем не рассматривается, точнее, - оно всегда "мое бытие", оно всегда субъективно, конечно, глубоко личностно и единично. В это связи надо упомянуть имена экзистенциалистов К.Ясперса, М.Хайдеггера в Германии, Ж.-П. Сартра и Г.Марселя во Франции, в России - Н.А.Бердяева и Л.Шестова.
В абстракции мы можем принять "начало" и "конец" как исчезающие мгновения, как точки. Но физически, физиологически и психологически реальные "начало" и "конец" - это фазисы, периоды жизни, зависящие от природы объектов и условий жизни, от законов детерминации - жестких и нежестких. В абстрактной безразмерной точке реального существования и становления не будет.
Заметим, что простое толкование "начала" и "конца", связанное с наблюдением относительно несложных объектов и процессов, существенно изменится, если мы будем исследовать сложные многопараметрические системы и процессы, не имеющие к тому же четких границ. Речь идет о нечетких системах и множествах. Их описание связано с учетом внутренней противоречивости таких систем, неопределенностью и динамизмом свойств и характеристик, размытостью границ меры качества и свойств, наличием у них предшествующей истории, рефлексии на происходящее, ветвлением линий событий, их наложением, резонансами, наличием прямых и обратных, положительных и отрицательных связей и отношений, жестких и нежестких взаимодействий, вероятностных и жестких структур, алгоритмов и программ поведения, у человека - целей. Определить ясно, где здесь начало и где конец может быть крайне затруднительно. Известно, что все организмы смертны, лишь популяции при благоприятных условиях существования бессмертны. Методология описания таких объектов получила развитие недавно - во второй половине ХХ века благодаря возникновению паранепротиворечивой логики, начиная с работ В.А.Васильева, теории нечетких систем (Л.Заде и др.), применению условных мер качества и свойств на основе методов статистики, экспертных оценок, контент-анализа и др.
При наличии нескольких объектов, испытывающих развертывание и свертывание существования, могут совпасть, а могут и не совпасть их "начала" и "концы" дления. Здесь может иметь место два случая: "со-временность" и разновременность событий. В этой связи находится теория хронометрии и практика измерения времени самыми разными способами. Мы имеем в виду проблемы синхронизации, создания шкал и единиц времени и начала отсчета времени с помощью часов, календарей, хроник, историй и других объектов разного рода, играющих роль часов ("Мир как часы"). Представляется, что объективно начало и конец дления как существования играют все таки роль самых кардинальных мер дления из всех, втянутых в процессы описания объектов и событий наблюдателями. Здесь имеется в виду то, что меры четкости и нечеткости границ существования могут быть и условными, например, связанными с мерами развитости объекта, становления его структуры, связности целого, и т.п., а также с мерами каких-то важных для анализа свойств, характеристик, параметров объектов.
Особым случаем и формами проявления диалектики начала и конца можно считать периодические и колебательные процессы и явления. Даже простой физический маятник, совершая колебания вокруг положения равновесия с определенным периодом колебаний и значением амплитуды, дает нам пример относительности начала и конца, а также взаимного превращения друг в друга начала и конца движений, повторяющихся с достаточной точностью в реальных физических условиях . Кажется, что в этом и заключается причина, почему физический маятник и был выбран как почти идеальный измерительный прибор в теории и практике хронометрии и в темпорологии.
О.С.Разумовский