Последнее обновление -
Заседание семинара 05 июля 2022 г.
Falco V.I.
Парадокс предсказания открытия и процессуальный подход в прогностике
// Российкий междисциплинарный семинар по темпорологии имени А.П. Левича. Заседание семинара 05 июля 2022 г.
[последнее обновление: 13.11.2022] Заседание кафедры: Лаборатория-кафедра "Прогностических исследований" Ведущий заседания: Годарев-Лозовский М.Г. Заседание семинара 05 июля 2022 г. № 769Тема цикла: Проблема природы времени и прогностическая функция наукиПарадокс предсказания открытия и процессуальный подход в прогностикеВладимир Иванович Фалько, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. к.филос.н., доцент кафедры "Педагогика, психология, право, история и философия" Мытищинского филиала МГТУ имени Н.Э. Баумана Парадокс предсказания открытия, поиски путей его разрешения и перспективы прогностики переосмысляются с позиций процессуального подхода. Суть парадокса, согласно К.Р. Попперу, состоит в том, что предсказание открытия невозможно, т.к. равнозначно самому открытию [1, p. ix-x]. Предпринималось немало попыток разрешения парадокса (А. Стеннер, И.В. Бестужев-Лада, В.Н. Ярская, Е.С. Жариков, В.А. Лисичкин, А.М. Гендин, А.В. Кацура, М. Левин и др.). Опираясь на них, автор применил к его разрешению теорию типов Б. Рассела – А.Н. Уайтхеда и метод различения объектного языка и метаязыка А. Тарского. Разрешение парадокса основано на различении предвидений неизвестных явлений или законов природы и прогнозов событий в науке. Результаты изложены в [2] и диссертации «Методологические принципы прогнозирования научно-технического прогресса: К анализу философских оснований прогностики» (1978). Однако в 80-е гг. К.-О. Апель подверг критике методы Рассела и Тарского, показав, что этими путями парадоксы не разрешаются, а лишь элиминируются из высказываний вместе с отношением самореференции. Эту точку зрения развили Н. Луман, В.А. Светлов и др., и проблема парадоксов потребовала иных подходов. Предлагается новый взгляд на парадоксы и прогностические исследования, опирающийся на работы А.В. Смирнова по сравнительному анализу двух типов мышления – процессуального (П-логики) и субстанциального (С-логики) [3]. П-логика, открытая арабо-мусульманскими юристами классического периода, сводит бытие субстанций к протеканию процессов, в противовес С-логике Аристотеля, сводящей процессы и их протекание к бытию. Показано, что суждения о содержании научных открытий и предвидений неизвестных явлений или законов объективного мира относятся к С-логике, а предсказаниям событий совершения открытий соответствует П-логика. Несводимость этих логик к одной из них означает неразрешимость парадокса предсказания открытия в рамках С-логики. Для разрешения парадокса нужны дополнительные существенные средства взаимной переводимости логик, т.е. их общие посылки, требующие специальной проработки. В обозримом будущем средством разрешения парадоксов и развития методологии прогностики может стать диалогика как диалог логик. Процессуальный взгляд на то, как протекают процессы, а не на то, что они собой представляют, эффективен не только в прогностике и темпорологии, но и прикладных науках [4], [5]. Литература
| ||||