Последнее обновление -
Заседание семинара 31 января 2023 г.
Ryabchikova N.A.
Вероятностное прогнозирование как фактор успешности в решении проблем человеком в ситуации выбора
// Российкий междисциплинарный семинар по темпорологии имени А.П. Левича. Заседание семинара 31 января 2023 г.
[последнее обновление: 07.02.2023] Кафедра докладчика: Лаборатория-кафедра "Прогностических исследований" Заседание семинара 31 января 2023 г. № 786
19:00-19:20 Информационный блок. 19:20-20:20 Доклад. Вероятностное прогнозирование как фактор успешности в решении проблем человеком в ситуации выбораРябчикова Наталия Афанасьевна, This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. д.б.н., Инновационный центр Сколково, МГУ им. М.В. Ломоносова Любую деятельность человека можно представить как результат эволюции и общественного развития. В то же время учитывается особая форма взаимодействия с окружающей средой, где все большее значение приобретают высшие психические формы регуляции поведения. Поведение человека имеет активный, целенаправленный характер и связано с мышлением, речью, нравственно-этическими нормами и правилами. Поэтому особенность поведения человека необходимо рассматривать в природно-техногенном (биологическом) и социальном (психологическом) аспектах с учетом влияния совокупной, интегральной составляющей среды на общий статус человека. На современном этапе развития науки в области построения искусственного интеллекта возникли тенденции, связанные с попытками воспроизведения в механических системах ряда основных универсальных механизмов мышления человека. Однако, в философском аспекте, действительно ли математические методы тождественны объективной реальности или это лишь абстрактные умозрительные построения? Часто сложные математические конструкции оказываются весьма оторванными от отображаемой ими объективной реальности и иногда подменяют сущность формой, т.е. применение сложной математики может быть уходом от содержательных задач в область только формального описания. В реальной жизни обычно не бывает полной и достоверной информации о состоянии внешней среды и готового алгоритма для решения поставленной задачи. Может быть, «обучающаяся матрица» мозга путем прогнозирования выбирает правильные алгоритмы решения задачи. Так создается внутренняя модель внешнего мира, соответствующая реальной ситуации. Используемые в настоящее время разные модели оценки адекватности поведения человека (Д.А. Ширяев, 1986, Л.И. Переслени, 1990, Л.А. Регуш, 1997 и др.) отражают только те, или иные психологические или нейрофизиологические параметры, которые (каждый в отдельности) не дают полной и надежной информационной значимости различных данных при прогнозировании событий. Считается, что вероятностное прогнозирование является одной из форм интеллектуальной деятельности человека. Применение структурно-информационного подхода к анализу количественно - качественных показателей решения задачи позволяет не только изучить, но и выявить основные стратегии поведения человека в каждой конкретной ситуации. Нами была предложена и научно обоснована концептуальная модель функциональной структуры регуляции целенаправленного поведения человека. В рамках этой модели определялись типологические особенности и индивидуальные различия, с учетом механизмов его мозгового обеспечения, определяющие интеллектуальные возможности человека и позволяющие выбрать единственно правильный прогноз событий. Такой подход позволяет выбрать единственно правильный прогноза события, обеспечивающего успешность поведения человека в любой ситуации. В ходе экспериментов были сформулированы четкие правила переработки мозгом информации, которые, будучи формализованы математическими методами, легли в основу компьютерной программы «Прогнозис 2.5», способной оценить уровень интеллектуальных возможностей человека при решении задач в проблемной ситуации. Суть методики «Прогнозис 2.5» заключается в использовании когнитивных тестов для осуществления прогнозирования ожидаемых событий, т.е. как предвосхищение будущего с целью оптимизации поведения. Исследуется процесс прогнозирования испытуемым одного из двух возможных стимулов, которые предъявляет программа компьютера с учетом результатов предыдущей ситуации. Эффективность вероятностного прогнозирования определялась также с помощью методики Прогнозис 2.5, по соответствующим критериям. Анализ количественных (ошибки прогнозирования, времени выбора) и качественных (стратегии) показателей эффективности прогностической деятельности при использовании компьютерной психологической методики «Прогнозис» позволяет определить уровень развития таких психических функций, как внимание, память, восприятие, мышление, удовлетворительно коррелирующих с нейрофизиологическими маркерами работы головного мозга. Совокупность таких показателей служит основанием для определения индивидуальных различий и типов прогностической деятельности человека по соответствующим им критериям. В свою очередь, определение типов прогностической деятельности позволяет предсказать поведение человека в любой, что особенно важно, проблемной ситуации, требующей быстрого и правильного принятия решения. В итоге, по всем показателям определяется уровень интеллектуальных возможностей человека и его способность к принятию решений. Настоящее исследование выполнено в содружестве с Государственным бюджетным Научным Центром Неврологии, Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург и поддержано международными организациями Bodiflo LLC (USA & Australia), ITAG (USA), РФФИ грант 15-04-00598, № 99-04-48299. Публикации по теме доклада
| ||||