Тематические публикации. 13.10.2024 г.
Основной охватываемый период – июль - октябрь 2024 г.
Разделы: Гуманитарное знание. Физика. Биология и медицина / Психология. Путешествия во времени. Разное. Часть 1
VII Международная научная конференция молодых ученых "Пространство и время в русской литературе и философии: К 225-летию А.С. Пушкина и 150-летию Н.А. Бердяева", Москва, Россия, 12-13 ноября 2024 г.
Гуманитарное знание
Севальников А.Ю. Понимание времени у К.Ф. фон Вайцзеккера. Вопросы философии, 2024, № 10.
Рассматривается проблема понимания времени у немецкого физика и философа Карла Фридриха фон Вайцзеккера, оспаривающего точку зрения физиков, согласно которой время является иллюзией, и предпринимающего попытку построения физики исходя из ключевого понимания времени (книга "Построение физики").
Он рассматривает три модуса времени: прошлое, настоящее и будущее. Прошлое фактично (может быть подтверждено "документами"), будущее – открыто, связано с "веером возможностей". Ключевым вопросом становится сведение трех модусов времени к одному исходя из понятия фактичности. Показано, что логически подобное сведение возможно, – методологический прием "движения по кругу".
На вопрос о "документах будущего" ответом является: это феномены предсказаний или пророчеств; выстраивается "феноменология пророчеств".
Существование такого рода документов будущего для Вайцзеккера – факт, хотя он и "признается, что не может дать им объяснения ни с точки зрения физики, ни в границах своей теории. Решая эту проблему, он приходит к мысли, что должен существовать еще один модус времени, природа которого не может быть объяснена в рамках современной науки ... "
Гивишвили Г.В. Для чего человеку разум: эволюция бессознательного (Тезисы к Общей теории эволюции). Вопросы философии, 2024, № 6.
Пространство, время, Вселенная, человек. Сверхсильный антропный принцип ...
"Революционные эксперименты в космосе, осуществленные в XXI в., доказали физическое небытие пространства и времени. Бесконечно протяженное пространство равномерно заполнено также беспредельной материей в виде дискретных кластеров массы-энергии. Время же оказывается фиксацией последовательности и длительности причинно-следственных связей в любом процессе, происходящем в материальных объектах и между ними. Следовательно, природа дуалистична: существует в виде двух условно независимых начал – небытия (не существующего пространственно-временного континуума) и бытия (наличествующего материально-идеального Космоса). При этом физическое бытие материи немыслимо без физического небытия пространства-времени. Космос также дуалистичен, разделяясь на два взаимозависимых объекта: а) на преходящее материальное (массу-энергию) и непреходящее идеальное (законы, принципы и алгоритмы бытия материи) ... "
Ильин А.А. Идеи космизма как философское основание эволюционно-экологического мышления (размышление над книгой). Вопросы философии, 2024, № 10.
Русский космизм. Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский.
.............................................................................................................................
Идеи космизма и эволюционно-экологическое мышление. Творческая эволюция А. Бергсона. Теистический эволюционизм П. Тейяра де Шардена. Планетарная эволюция. Макроэволюционные исследования. Построение ноосферы.
Звонова Е.Е. Холистическая антропология А.Л. Чижевского в контексте научного и религиозного мировоззрения. Вопросы философии, 2024, № 10.
Холистическая антропология Чижевского базируется на конкретных закономерностях, демонстрирующих зависимость человека от окружающей среды (солнечной активности и ионизированного воздуха). Чижевский как поэт формирует у читателя представление о связи микро- и макрокосма, его антропокосмические стихотворения тематически связаны с его научными исследованиями ...
Князева Е.Н. Миры сознания в контексте концепций мультиверса. Вопросы философии, 2024, № 5.
Возможные миры, воображение, восприятие, когнитивный мир ... Обсуждается идея множественности миров сознания человека и психики животных с позиции концепции энактивизма, философской феноменологии и теории сложности.
"Мультиверсальность сознания может быть связана не только с разными его состояниями (сон, бодрствование, экстремальные и измененные состояния, личный и трансперсональный опыт), но и с переплетением перцептивной и ментальной активности, работой визуального мышления и различных типов интуиции, телесной и ситуационной определенностью сознания, индивидуальной окрашенностью феноменального опыта сознания, способами встраивания индивидуальных когнитивных миров в окружающую среду, предоставляющую определенные возможности, сопряжением индивидуальных миров при возникновении интерсубъективности, эмпатическим переживанием себя как другого (других), с распознаванием и творением смыслов в когнитивной и креативной активности. Популярная в настоящее время позиция эпистемологического конструктивизма добавляет дополнительные акценты в обоснование непредзаданности и циклической детерминации внешнего и внутреннего для сознания человека, относительной неразличимости воспринимаемого, мыслимого, отчасти даже вымышленного и реального ... "
Терехович В.Э. Проблемы построения научной метафизики на основе эвереттовской интерпретации квантовой механики. Вопросы философии, 2024, № 5.
Натурализованная метафизика, многомировая интерпретация квантовой теории, Эверетт, метафилософия ...
Может ли классическая метафизика объяснять научные теории или наука способна создавать свои метафизические концепции? В современной аналитической философии два лагеря ...
Показано, что интерпретация, первоначально предложенная Хью Эвереттом, остается лишь одной из онтологий квантовой теории. Попытки философов науки выстроить на ее основе метафизическую конструкцию сталкиваются с серьезными проблемами.
Карпенко И.А. Некоторые замечания о требованиях к научной теории в контексте многомировых моделей. Вопросы философии, 2024, № 5.
Обсуждается проблема корректного описания действительности в философии и науке с учетом принятия многомировой гипотезы.
Под многомировыми понимаются "современные физические гипотезы, допускающие существование других вселенных (многомировая интерпретация, хаотическая инфляция, струнный ландшафт и т.д.). Показывается, что, вероятно, эти модели бросают вызов традиционной интеллектуальной интуиции, на которой строится классическая наука, – они требуют новых методологических подходов и, возможно, в целом новой эпистемологии. Некоторые требования классической логики, основанные на принципах вроде законов непротиворечия или исключенного третьего, в условиях многомировых гипотез могут оказываться некорректными и контринтуитивными. Выдвигается предположение, что некоторые логические системы (паранепротиворечивая логика, квантовая логика) могут в перспективе стать онтологическим и гносеологическим фундаментом для концепций многомировой физической действительности. Делается вывод, что рассмотренные многомировые модели являются более интуитивно приемлемыми, поскольку позволяют избавиться не только от ряда космологических проблем (например, проблемы тонкой настройки), но и некоторых проблем логико-математического характера, возникающих из-за традиционных требований к формальным системам."
Мицуру Эгути (Университет Сока, Япония). Индивидуальное и универсальное "я" с точки зрения буддийской философии – на примере анализа причины "ухода" Л.Н. Толстого. Вопросы философии, 2024, № 8.
Доктрина несамости "я" – одно из ключевых положений буддийского мировоззрения. Индивидуальное "я" и универсальное "я" ...
Мирошниченко М.Д. Виртуальные миры нейрофеноменологии. Вопросы философии, 2024, № 5.
Энактивизм, нейрофилософия, нейрофеноменология, виртуальные самости, сообщество разума, микромиры, микроидентичности, безличные самости.
Исследуются и сравниваются взгляды Франсиско Варелы и Томаса Метцингера по вопросам самости: как восприятие самости и окружающего мира неотделимо от элементов виртуальности и симуляции, являющихся ключевыми в когнитивных процессах. Метцингер акцентирует внимание на иллюзорности и симуляции в восприятии, Варела рассматривает феноменальное восприятие как активно создаваемую виртуальную реальность. Оба подхода "опровергают традиционное представление о стабильном, централизованном "Я", видя самость как результат взаимодействия множества процессов. Варела сосредоточен на энактивистском видении, трактуя активное взаимодействие с миром как ключевой элемент формирования самости ... Метцингер фокусируется на феноменальном самомоделировании и иллюзорности самости ... "
Лукашев А.А. Проблема движения в философии Махмуда Шабистари. Философский журнал, 2024, т. 17, № 3.
Движение, окружность, Очевидная истина, бытие, небытие ... Интерпретации проблемы движения одним из представителей средневекового персоязычного суфизма (философский трактат "Очевидная Истина в познании Господа миров").
Есть Единое Первоначало, существование всего остального – иллюзия. "Единое Первоначало пребывает в непрестанном круговом движении, центром которого является оно само. В небытии оно порождает свои многочисленные виртуальные образы, непрестанно движущиеся вокруг Единого. К таким образам относится всё – от Всеобщего разума до конкретного человека. Систему движения виртуальных образов Шабистари конструирует по принципу фрактала: окружность, описанная вокруг точки Единого, представляет собой траекторию движения первого сотворенного – Всеобщего разума. Каждая из точек этой окружности есть проявление Всеобщего разума в каждый отдельный момент времени в виде одного из сорока уровней сущих. В свою очередь, каждый из уровней сущих также является центром кругового движения своих виртуальных копий – единичных вещей ... "
Pankaj Jain. From present to past: the philosophy of Hindu rituals for ancestors = Из настоящего в прошлое: философия индуистских ритуалов для предков. Times of India. October 6, 2024.
" ... всё, что случилось с нашими предками, произойдет и с нами ... Наша физическая смерть – это не конец нашего пути. Аналогично, когда рождаются младенцы, это не начало их жизни ... мы признаем непрерывность жизни и духовное путешествие, выходящее за пределы физического существования ... "
Автор – профессор, завкафедрой гуманитарных наук и языков и председатель Индийского центра Университета Флэйм (FLAME University).
Ауман А.А. Современный бергсонизм и философия космологии. Вопросы философии, 2024, № 5.
Мультивселенная, длительность ...
К актуальности идей Анри Бергсона. Философские проблемы многомировых моделей в космологии.
Черняк А.З. Существование, абстракции и референция. Эпистемология и философия науки, 2024, т. 61, № 1.
Абстракция, эмпиризм, онтологическое обязательство, значение, референция, метафизика, истинность.
К известному спору между Р. Карнапом и У.В.О. Куайном о роли суждений об абстракциях в научном познании. Несет в себе или нет определенные онтологические обязательства выбор языка (каркаса) ...
Горбачев М.Д. Теоретически нейтральные квалиа? Вопросы философии, 2024, № 7.
Феноменальное сознание или квалиа. Любая теория сознания должна предлагать объяснение феноменальности ...
Горбачев М.Д. Иллюзионистская теория сознания как развитие теории тождества ментального и физического. Эпистемология и философия науки, 2024, т. 61, №2.
Философия сознания, физикализм, теория тождества, иллюзионизм, феноменальное сознание ...
"Несколько лет назад в философии сознания появилась иллюзионистская теория сознания, которая делает неожиданное утверждение – феноменального сознания на самом деле нет, оно иллюзорно. И иллюзия эта создается в ходе искажения интроспекцией физических процессов в мозге, которые из-за этого представляются нам особенными феноменальными свойствами. Однако не менее сильная форма физикализма в философии сознания уже появлялась более пятидесяти лет назад – теория тождества ментального и физического. Более того, сторонники иллюзионизма и сами признают свою связь с теоретиками тождества. В результате возникает резонный вопрос, не является ли иллюзионизм просто современной адаптацией теории тождества, а не новой самостоятельной теорией ... "
Жудина А.А. Информационные концепции сознания Д.И. Дубровского и Д. Чалмерса. Философский журнал, 2024, т. 17, № 3.
Проблема "сознание - мозг". Субъективная реальность, материализм, физикализм, теория тождества ...
Моркина Ю.С. Сознание как антиномия (антиномичность понятия "сознание" и философия искусственного интеллекта). Философия науки и техники, 2024, т. 29, № 1.
Искусственный интеллект, аналогизирующая апперцепция, мысленный эксперимент, тест Тьюринга.
..................................................................................................................................
"Понятие сознания, как и представления о сознании Другого, однако, необходимы для практической деятельности и коммуникации, поэтому человек пользуется практическими способами концептуализации сознания, включающими интуитивное восприятие, эмпатию, приписывание и т.д."
Сущин М.А. Наука о сознании: в поисках парадигмы? Философский журнал, 2024, т. 17, № 2.
Вопрос о необходимости поиска единой теории.
"Автор отталкивается от факта тесного сопряжения современных исследований сознания и когнитивных наук. В рамках последних на протяжении ряда лет высказываются мнения о возможности появления так называемой теории великого объединения. Связывая идею теории великого объединения с образом парадигмы по Куну, автор выступает против теоретического монизма как в когнитивных науках, так и в научных исследованиях сознания ... Утверждается, что в отсутствие громких "прорывов" в плане предсказания новых фактов или их непреднамеренного объяснения и т.п. первостепенное значение для оценки теорий имеет критерий эмпирической адекватности. Соответственно, вычислительные и иные теории сознания в настоящий момент следует оценивать прежде всего с точки зрения их эмпирической адекватности, а не потенциальной фальсифицируемости ... "
Yasmeen A. Khan. Fifteen questions: Michael Pollan on psychedelics, consciousness, and journalism = Пятнадцать вопросов: Майкл Поллан о психоделиках, сознании и журналистике. The Harvard Crimson (the student newspaper at Harvard University). October 4, 2024.
Интервью с преподавателем искусств Льюиса К. Чана и профессором практики научной литературы, научным журналистом Майклом Полланом.
...........................................................................................................................................
Нас по какой-то причине не удовлетворяет повседневное нормальное сознание, и мы делаем всё возможное, чтобы изменить его: от питья кофе до более радикальных, трансцендентных форм изменения, таких как психоделики. Но существует масса нефармакологических способов достижения таких состояний. Например, это может сделать опыт трепета перед природой. Религиозная практика может это сделать. Спорт может это сделать. Экстремальная физическая активность и риск могут сделать это. Дыхательные упражнения могут помочь. Кажется, мы к этому готовы.
....................................................................................................................................................
Сознание – интересная тема, поскольку ученые не добились большого прогресса, и философы играют очень большую роль в этом разговоре. Необычно видеть, как ученые подчиняются философам.
Одна из вещей, которую вы узнаете, изучая сознание, заключается в том, что со времен Галилея наука была построена таким образом, чтобы игнорировать сознание, и, по сути, не имеет инструментов для понимания сознания. Таким образом, возникает реальный вопрос: сможет ли наука когда-нибудь решить эту проблему, по крайней мере, в том виде, в котором она существует сейчас.
................................................................................................................................................
Борисов С.В. Энактивистский подход как выход из "ловушки когнитивизма": реабилитация субъектности. Философия науки и техники, 2024, т. 29, № 1.
Радикальное отделение когнитивных процессов от сознания создает своеобразный объяснительный пробел в научных теориях. По мысли автора, "ловушка когнитивизма" возникает, если когнитивный процесс рассматривать "как решение предопределенных задач (поставленных перед системой извне), где разум (mind), по сути, представляет собой когнитивное бессознательное, что углубляет разрыв между "вычислительным" и феноменологическим разумом и не оставляет места для субъектности. В статье доказывается продуктивность энактивистского подхода с позиции когерентности представлений о разуме как динамической системе и феноменологического объяснения опыта субъектности, поскольку автономные агенты создают свои собственные когнитивные области, что позволяет наделять информацию новыми смыслами и совершать ситуативные действия, релевантные окружающей среде ... "
Катунин А.В. Проблема когнитивного бессознательного: философский взгляд. Вопросы философии, 2024, № 4.
Имплицитная память, подпороговое восприятие, прайминг, слепое поле зрения, сознание.
...........................................................................................................................
Проведено сопоставление процессов сознательной и неосознаваемой работы с воспринимаемой информацией. Предложен вывод о том, что когнитивное бессознательное – вспомогательная система, параллельная сознанию. Даны иллюстрации замещения неосознаваемой системой системы сознательной, в том числе, когда сознательная система дает сбой ...
Нестеров А.Ю. Истина и польза в техническом мировоззрении. Философия науки и техники, 2024, т. 29, № 1.
Текущее состояние технического развития человечества может быть охарактеризовано как "переход к третьей искусственной среде обитания: первая искусственная среда манифестирует себя в машинах по переработке энергии, вторая – в машинах по переработке информации, третья – в автономных искусственных агентах, получающих сопоставимый с человеческим эпистемический и практический доступ к действительности ... Существенной актуальной проблемой философского знания является отсутствие единой, синтетической модели познания и деятельности, адекватной вызовам второй и третьей искусственных сред обитания. Цель исследования заключается в том, чтобы в рамках философии техники и "технического мировоззрения" (П.К. Энгельмейер) показать соотношение категорий истины и пользы, применяемых для фиксации и оценки целесообразной научной и технической деятельности ... "
Постановка проблемы пользы на фоне семантического понимания истины.
Пирожкова С.В. Влияние цифровизации на практики научного предвидения: основные эффекты и риски. Вопросы философии, 2024, № 5.
Научное предвидение, прогнозирование, цифровизация, большие данные, новый эмпиризм, искусственный интеллект, реализм.
................................................................................................................................
В том числе, об отказе от "теорий как менее эффективного способа упорядочивания эмпирической информации и перехода от фактов актуального к фактам возможного опыта, заменив их более эффективным – вычислениями на основе больших данных ... "
Шишков И.З. Принцип минимальной соизмеримости Х. Шпиннера. История философии, 2024, т. 29, № 1.
... Минимальная соизмеримость означает, что конкурирующие теории соизмеримы хотя бы в одном существенном моменте: соизмеримость такого рода опосредована "теориями-перехода". Несоизмеримые теории не бесполезны, так как благодаря "теориям-перехода" они могут стать соизмеримыми, хотя бы в минимальном смысле. И такая минимальная соизмеримость является "наиболее существенной и желанной для теоретического плюрализма, так как лишь она обеспечивает максимальную критику альтернативных теорий, расширяя тем самым возможности конфронтации и усиливая в целом плюралистический критицизм ... "
Касавин И.Т., Костина А.О. Философия междисциплинарности: программа Я.К. Шмидта. Эпистемология и философия науки, 2024, т. 61, № 2.
Технонаука.
........................................................................................................................................
Внутринаучные и вненаучные задачи. "Первые связаны с фундаментальными исследованиями, переосмыслением форм научного мышления, методологий, отношений природы и человека. Вторые встроены в социальную реальность и требуют анализа технонауки, производства знания и научной политики. Профессор [Ян] Шмидт рассматривает два подхода к междисциплинарности: инструментальный, или стратегический, и критически-рефлексивный, или коммуникативный. Первый представляет собой инструмент с лимитированной возможностью решения актуальных проблем междисциплинарности. Эта ограниченность определяется близостью к солюционизму (от solution, англ.) и преимущественно направлена на организационные и управленческие проблемы науки. Критически-рефлексивный подход, напротив, предполагает фундаментальное переосмысление понятия знания. Междисциплинарность характерна для области научных исследований, в то время как трансдисциплинарность и ее отдельные формы – объектно- и проблемно-ориентированные подходы – с решением задач в реальном мире. Автор проводит всеобъемлющий анализ проблемы междисциплинарности, анализируя исторические корни технонаучной проблематики, оценивает современное состояние науки и предлагает парадигмальную программу ProTA, связанную с реализацией прогностического потенциала критико-рефлексивного подхода к междисциплинарности."
Ламберов Л.Д. Принципы верификации и проверяемости: случай Эйно Кайлы. Эпистемология и философия науки, 2024, т. 61, № 1.
Венский кружок. Для Эйно Кайлы важнейшую роль играет не принцип верификации, а принцип проверяемости. Он пересматривает принцип переводимости, "настаивая на том, что перевод отдельно взятого предложения на язык опыта невозможен, но возможен перевод целой теории, к которой это предложение относится ... "
Sundar Sarukkai. 'Do we perceive the world or do we think it?' = "Мы воспринимаем мир или думаем о нем?" Scroll.in - IDEAS IN LITERATURE. October 5, 2024.
Известный индийский философ, профессор философии Национального института перспективных исследований в Бангалоре Сундар Саруккай о философском мышлении.
..................................................................................................................................
Человеческое тело – загадочная сущность. Органы восприятия не воспринимают сами по себе. Например, для того, чтобы видеть, нужно нечто большее, чем просто глаз, поскольку глаз – лишь один из необходимых для видения элементов. Несомненно, физические глаза необходимы для участия в процессе видения, но само видение, опыт видения чего-либо гораздо сложнее. Задолго до того, как биологи описали процесс зрения с точки зрения связи между глазами и мозгом, философы описали связь между глазами и сознанием. Оба эти подхода – биолога и философа – признают, что зрение осуществляется не только глазом, но и всем телом. То же самое относится и ко всем остальным органам чувств.
..................................................................................................................................
Философы разных традиций и практик осознали, что одного физического акта восприятия недостаточно, чтобы объяснить его природу. Информация, вырабатываемая восприятием, подвергается другому процессу в организме. Подобно тому, как пища, поступившая в организм, должна перевариваться и усваиваться внутри тела, так и информация, поступающая через органы чувств, должна перевариваться, усваиваться и объединяться. Если желудок и пищеварительная система выполняют работу по перевариванию пищи, что в организме выполняет работу по перевариванию воспринимаемой информации?
Некоторые философы называют входные данные "сенсорными данными", или сырьем, необходимым для того, чтобы восприятие было возможным. Внутри тела есть два важных агента, которые переваривают и консолидируют входные данные восприятия: разум и сознание. Мы не можем ощутить мир без того, чтобы разум не осмыслил его. Мы не можем испытывать чувства без участия в этом сознания.
.......................................................................................................................................
Неспособность объяснить ощущения только через физическое тело привела к растущему акценту на внутренних, нефизических элементах тела, таких как ум, сознание, тонкое тело … В частности, внимание к мышлению и познанию стало важным компонентом философской практики.
Воспринимать мир или думать о мире?
Наше собственное философское исследование этих идей может начаться с таких вопросов: воспринимаем ли мы мир или думаем о мире? Необходим ли акт мышления для восприятия? Синтезирует ли мышление и сводит воедино информацию, которую мы получаем через органы чувств? (Кстати, почему мы продолжаем верить, что существует только пять органов чувств, как описано в наших учебниках? Современные исследования, полученные из различных областей, таких как антропология и сенсорные исследования, предполагают, что этих чувств гораздо больше.)
Вопрос о том, пассивно ли мы воспринимаем то, что нас окружает, или активно создаем смысл в мире, находит отклик в каждой философской школе. Если мы пассивно воспринимаем мир, то мы производим знания о мире. Итак: то, что мы говорим о мире, верно и для мира. Но если человеческое познание способствует созданию этого знания, то мы не сможем открыть истинную природу мира такой, какая она есть на самом деле.
... Когда вы описываете то, что видите, вы навязываете этому описанию свое "мышление"? Когда вы называете что-то, что воспринимаете, это имя "принадлежит" миру или вам? Когда вы смотрите на существо на дороге и называете его собакой, не связываете ли вы свои понятия с объектом в мире? Когда вы описываете два объекта как связанные друг с другом, является ли эта связь продуктом вашего разума или она существует в мире? Когда вы используете язык для описания мира, не является ли мир "загрязненным" и подверженным влиянию языка, который вы используете? Можем ли мы понять мир как таковой без нашего вклада, влияний и предубеждений?
Вполне возможно, что размышление над данными вопросами может привести к выводу, что наше описание мира на самом деле касается не столько самого мира, сколько сложного переплетения мира и человеческого субъекта. Когда я говорю, что этот стол коричневый, я говорю не о реальном качестве стола, а только о том, каким он кажется моим глазам. Существует достаточно доказательств того, что многие животные не видят цвета, как мы, и поэтому есть существа, которые не воспринимают стол как коричневый. Так стол действительно коричневый или нет? Что еще более важно, эта внутренняя связь между миром и человеческой личностью делает невозможным утверждение о том, что то, что мы воспринимаем, является тем, что существует на самом деле.
... Некоторые вопросы кажутся более глубокими, чем ответы, которые они могут дать. Вопрос о том, воспринимаем ли мы мир или думаем о мире, имеет множество скрытых измерений. Например, глубокие дебаты между школами ньяя и буддизма иллюстрируют одно измерение этой проблемы. Эти две школы разошлись во мнениях относительно того, находится ли всё восприятие под концептуальным влиянием или нет. Концепции рассматриваются как основные составляющие мышления, и если концепции влияют на восприятие, то это означает, что то, что мы воспринимаем, зависит от того, как мы думаем. Стандартное утверждение ньяи заключалось в том, что восприятие имеет два действительных познания: первое – неконцептуальное восприятие, а второе – концептуальное восприятие. Буддисты принимали только неконцептуальное восприятие как действительное познание восприятия. Задача философии состоит не в том, чтобы утверждать данные выводы, а в том, чтобы дать тщательно продуманные основания для обоснования соответствующих утверждений. Именно этому посвящена большая часть философской литературы по индийской и другим философиям.
................................................................................................................................
Истоки мышления
Восприятие – отправная точка нашего взаимодействия с миром, а также с самими собой. Внешнее восприятие – это когда мы воспринимаем то, что находится вне нас. Но существует также внутреннее восприятие, при котором мы воспринимаем и переживаем события "внутри" нас …
Мы рассмотрели возможность того, что восприятие и мышление могут быть смешаны.
Но что такое мышление?
Мы начали с вопроса "Что такое философия?" и в итоге получилось "Что такое мышление?"
…………………………………………………………………………………..
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
- Художественная философия автора сквозь призму категорий пространства и времени.
- Размышления русских философов о пространстве и времени как фундаментальных бытийных категориях.
- Философско-эстетические аспекты темпоральных и пространственных образов и мотивов в художественных произведениях.
- Взаимодействие пространства, времени и личности в хронотопе: философский и литературоведческий аспекты.
- Методология анализа категорий пространства и времени в художественном и философском дискурсе.
Приветствуются темы, напрямую связанные с творчеством А.С. Пушкина и Н.А. Бердяева. Планируется проведение отдельной секции "В пространстве философии А.Ф. Лосева". Дополнительно (проект "Русская литература и философия: пути взаимодействия").
Проведение конференции предполагается в смешанном формате (очно и онлайн).
Для контактов: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
Кратко о проблеме времени у Н.А. Бердяева (Зарубин А.Г., Институт исследований природы времени).
См. также о предшествовавших конференциях по данной тематике в предыдущих выпусках.
И. Зерчанинова