Copyright © 2024 Institute for Time Nature Explorations. All Rights Reserved.
Joomla! is Free Software released under the GNU General Public License.
Тематические публикации. 31.03.2022 г.
Новость: Тематические публикации. 31.03.2022 г. Автор: Зерчанинова И.Л. (Zerchaninova I.L.) [размещено на сайте 31.03.2022]

Тематические публикации. 31.03.2022 г.

0.0/5 rating (0 votes)

Основной охватываемый период – февраль-март 2022 г.

Разделы: Гуманитарное знание / Междисциплинарный аспект.  

Международный симпозиум "За мозгом и за его пределами: тайна времени", Порту, Португалия, 6-9 апреля 2022 г. Онлайн.

Гуманитарное знание / Междисциплинарный аспект

Шустова А.М. Обзор Четвертой Международной конференции "Тибетология и буддология: на стыке науки и религии". Вестник Института востоковедения РАН, 2021, № 1. На сайте 'Сохраним Тибет!' 28 февраля 2022 г.

 

Автор – кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН.

Конференция была организована Институтом востоковедения РАН при участии фонда "Сохраним Тибет". В ее работе приняли участие представители гуманитарных наук, нейрофизиологии, психологии, биологии и физики. В частности, на конференции были представлены результаты исследований с участием специалистов Института мозга человека им. Н.П. Бехтеревой РАН, Института медико-биологических проблем РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института когнитивных исследований Санкт-Петербургского государственного университета, Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова, Университета Монпелье (Франция), Международного института азиатских исследований (Нидерланды). В числе рассматривавшихся вопросов – измененные состояния сознания, феномены медитации, формирование субъективной реальности.

.........................................................................................

"Процесс возникновения Вселенной в современной теоретической физике мог бы рассматриваться "в соответствии с доктриной "пустоты" в буддизме Махаяны. Подобные аналогии чаще всего рассматриваются на базе квантовой механики и квантовой теории поля. Новым в этом рассмотрении является теория квантовой гравитации, открывающей новые горизонты в понимании природы материи, пространства и времени."

..........................................................................................

В видеозаписи доступны полные версии докладов участников данной конференции (онлайн, 9-10 ноября 2020 г.).

 

Через сайт 'Сохраним Тибет!' можно найти ряд созвучных публикаций. Например:

 

Российские ученые заговорили с Далай-ламой о новой теории сознания, 2017. " ... Но для Большого взрыва необходимо большое количество энергии – откуда она появилась?" – поинтересовался Далай-лама. "Не из ума или сознания", – ответил профессор Анохин. – Откуда вы знаете? Энергия не материальна. Мы должны объяснить, почему огромное количество энергии имеет материальную основу, – тогда это материя предыдущего мира …  Здесь есть противоречие ... " (Далай-лама: "Сознание не равно мозг".)

 

Черниговская: буддисты помогут ученым связать мир идей и материю, 2020. " ... буддийская философия очень хорошо коррелирует с квантовой механикой ... "

 

Российские ученые получили научные подтверждения "посмертной медитации", 2021. " … специалисты получили доступ к телам монахов в состоянии посмертной медитации тукдам, в котором они могут пребывать несколько дней или недель ... "

 

См. также: Шустова А.М. Далай-лама и наука. К 85-летию Далай-ламы. Вестник Института востоковедения РАН, 2020, №4.

 

" ... Плодом его многолетних размышлений стал труд "Вселенная в одном атоме. Буддизм и наука на службе миру" (2018) ...  С точки зрения буддийской философии он проанализировал некоторые положения наиболее близких ему наук: квантовой физики, космологии, биологии, генетики, нейрофизиологии, а также истории, философии, этики и методологии науки ... "

 

Интересно: Черниговская Т.В. Мозг, язык и сознание. Чеширская улыбка кота Шрёдингера. Издательство ACT. 2021. 496 стр.

 

Черниговская Татьяна Владимировна – известный биолог и лингвист, профессор, директор Института когнитивных исследований и зав. кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета.

 

Anawat Bunnag. Time dilation: an addendum from Theravada buddhist viewpoints = Замедление времени: дополнение с точки зрения буддистов Тхеравады. SSRN - Elsevier. February 24, 2018.  В открытом доступе.

 

Автор – PhD, окончил Высшую школу философии и религии, доцент факультета гуманитарных наук Университета Махидол (Тайланд).

В буддийской философии Тхеравады есть объяснения, что время не существует независимо от ума. И эта философия может предполагать, что время связано не только с разумами, которые его наблюдали, но также и с пространством или сферой, в которой существуют наблюдаемые умы.

Проводится параллель с концепцией "относительности времени" или "замедления времени" Эйнштейна.

.............................................................................................

Из буддизма

Структура времени: какая форма может представлять время? Время – иллюзия/бесформенное.

Путешествие во времени: является ли это возможным? Только разум может переживать прошлое и предвидеть будущее.

Относительность времени: вы согласны с идеей? Время не реально, но может быть связано с каждой сферой существования, которую каждое сознание может воспринимать.

Можно сделать вывод, что буддийское представление о времени не допускает путешествий во времени, в то время как путешествия в пространстве [пространствах] возможны благодаря сверхъестественным знаниям, полученным в результате практики медитации. Знание прошлого и будущего также возможно получить в результате успешной практики медитации.

По мнению буддийских экспертов, хотя время не реально и не существует, буддийская концепция времени признает относительность времени по отношению к уму или сознанию в соответствии с каждой сферой существования (в качестве системы отсчета). Если говорить о различиях в продолжительности одного дня в зависимости от каждой сферы существования, то, например, один день "на Небесах Чатумахараджика" равен 50 годам на земле.

.......................................................................................

Время в буддийской философии есть лишь название, данное понятию; у него нет реального существования. Время было изобретено благодаря наблюдению за непрерывным процессом изменений в нашем материальном мире. Другими словами, если бы все было постоянным и если бы не было серии событий, непрерывно происходящих во Вселенной, не было бы понятия времени.

Чтобы объяснить нереальность времени в буддийской философии, мы должны понять, что в буддийской философии есть только две формы существования: во-первых, телесность, которая включает в себя все материи в материальном мире вместе с его атрибутами и его энергией. Время не принадлежит к этой группе существования. По одной причине, время не занимает пространство, поэтому его нельзя отнести к категории материи. По другой причине, время не является атрибутом или энергией формы материи, потому что это всего лишь понятие, описывающее последовательность событий в прошлом, настоящем и будущем, одно событие за другим.

Вторая форма существования называется бестелесностью и включает в себя ум, состояние ума и необусловленность. Время не принадлежит к этой группе, поскольку и ум, и ментальное состояние отображают процесс становления, который происходит – изменяется – затем перестает быть. Таким образом, они находятся внутри понятия временных рамок. Поэтому здесь время невозможно классифицировать в рамках группы существования, происходящего в самом времени, что было бы парадоксально. Более того, время не может быть включено в необусловленное, ... поскольку необусловленное буквально существует вне концепции времени.

..............................................................................................

Буддизм считает время нереальным, потому что это всего лишь концепция, относящаяся к изменениям в нашем мире и, таким образом, существование, зависящее от разума. Более того, понятие времени также относится к пространству или сфере существования наблюдателя ... 

Согласно буддизму, Земля – не единственный пригодный для жизни мир в нашей Вселенной, люди – не единственные живые существа, оплодотворенная яйцеклетка – не единственный путь к перерождению. В каждом обитаемом мире или в каждой сфере существования обитают разные виды существ с разной продолжительностью жизни и разным процессом рождения. Буддийские писания свидетельствуют о том, что многие виды существ живут намного дольше людей и имеют очень большую продолжительность жизни. Например, во многих других мирах время идет намного медленнее по сравнению с человеческим миром, один небесный день может быть равен 50, 100 или 200 человеческих лет и так далее.

Отсюда следует, что мы могли бы выдвинуть гипотезу, основываясь на теории относительности времени Эйнштейна, что в этих небесных сферах должна существовать либо гораздо более высокая скорость движения наблюдателей – возможно, что эти небесные области вращаются вокруг себя с гораздо большей скоростью, чем человеческая Земля, – или в этих небесных царствах действует более интенсивная гравитационная сила, чем на человеческой Земле, в которой мы, люди, в настоящее время находимся.

Концепция "замедления времени" подразумевается буддийской концепцией времени, и доказательства этого можно найти в буддийском каноне ...

 

См. также: Васькин А.А., Уланов М.С. Пространство и время в буддийской картине мира. Вестник Калмыцкого университета, 2013, № 3 (19)*.

 

Тоже проводится параллель с теорией относительности. Более поздняя статья авторов (Российская академия естествознания, 2015).

 

" ... Три времени (прошлое, настоящее и будущее) не существуют ... , так как они неустановимы и взаимоопределяемы, так как они изменяются и неопределяемы через себя и так как они не "сущность". Они – просто различительные признаки … "

… Три времени "существуют лишь благодаря тому, что каждое из них возникает из взаимоотношения двух остальных; во-вторых, три времени всегда превращаются, взаимообусловливаются и сменяются, поэтому нет существующего по своей природе наличного времени. Единое время ... делится на три части только в сознании, а это является лишь собственным представлением людей о времени, поэтому нет прошлого, настоящего и будущего как отдельных категорий времени. Что же касается времени как единого целого, то оно также "пустотно", поскольку распадается на бесконечное множество долей – мгновений ... "

 

* Здесь через Viewer можно прочитать похожие статьи.

 

Шпадырев С. Буддийский физмат: как гёделевская неполнота и иррациональные числа породили нашу Вселенную. Хабр. Научно-популярное. 1 сентября 2021 г.

 

Материал члена сообщества.

 

John G. Cottone. When the Buddha gave a psychology lesson = Когда Будда дал урок психологии. Psychology Today. March 16, 2022.

Не будет преувеличением сделать вывод из Калама-сутты о том, что Будда выступал за то, чтобы его ученики регулярно участвовали в той или иной форме проверки реальности (или того, что Уильям Джеймс называл "радикальным эмпиризмом").

В настоящей статье автор соотносит проверку реальности с тестированием реальности – методом, формально разработанным Зигмундом Фрейдом (1911), и техниками в современной психологии.

"Не держитесь крепко за какое-либо мнение или идею только потому, что вам это удобно …"

Автор – PhD, психолог, доцент психиатрии Медицинской школы Возрождения в Университете Стоуни-Брук (США) и автор книги "Кто вы? Существенные вопросы для автостопщиков на дороге истины" (2015).

 

Горбачев М.Д. Иллюзионизм как теория сознания. Часть I. Вопросы философии, 2022, № 3.

 

Представлены аргументы в пользу подхода к сознанию, называемого иллюзионизмом.

Согласно этому подходу, феноменальное сознание иллюзорно. Наше ощущение того, что мы испытываем сознательные переживания, связано с тем, что "мы систематически искажаем их или их объекты, полагая, что они обладают феноменальными свойствами".

 

Розин В.М. Взаимодействие и границы социального, биологического и космического типов реальности. Вопросы философии, 2022, № 2.

 

Автор показывает, что становление нового типа реальности совершается не по логике развития, а по логике становления. Анализ становления предполагает выделение предпосылок нового целого и конституирование его как новообразования ...  В настоящее время происходит становление четвертого типа реальности, названного автором "антроподеятельностно-техническим" ...

 

Попова А.В. Редактируя человека: от генетизации к новым формам био идентичности. Человек, 2021, т. 32, № 6.

 

Анализируется ряд философских проблем, возникших вследствие появления нового инструмента генной инженерии – CRISPR/Cas9, а также возможной легитимации технологий генетической инженерии в целом. Рассматриваются нетерапевтический контекст использования инструмента CRISPR/Cas9 и в этой связи проблема прав будущих поколений и видовой идентичности человека. " ... права будущих поколений в конкуренции оппонирующих друг другу этико-философских установок будут проблематизироваться как в рамках защиты установки на природосообразность, так и в контексте защиты генетической модификации человека ... "

 

Варламова М. Проблема определения души как начала движения у Аристотеля и Александра Афродисийского. Историко-философский ежегодник, 2021, № 36.

 

Автор обозначает проблему самодвижения живого сущего.

" ... душа, будучи формой органического тела, является основанием его тождества и единства. С другой стороны, и Аристотель, и Александр рассматривают душу как действующую причину движения тела или как движущую силу, которая движет, будучи иной по отношению к подвижному. Такое представление о самодвижении, в котором подвижное целое как бы состоит из двух частей – движущей и движимой – входит в конфликт с представлением о душе как форме и сущности одушевленного и позволяет проблематизировать природную целостность самодвижущегося сущего. Рассмотрение этой проблемы связано с определением души как силы и состояния ... "

 

Визгин В.П. Эпистемологические добродетели и пороки А. Эйнштейна. Эпистемология и философия науки, 2021, т. 58, № 4.

 

" ... беспрецедентное упорство в отстаивании геометрической полевой программы, несмотря на ее неудачи ... "  Развернутая библиография.

 

Симпозиум "За мозгом и за его пределами: тайна времени", Порту, Португалия, 6-9 апреля 2022 г.

 

13-й симпозиум "За мозгом и за его пределами" BIAL Foundation в этот раз собрал "некоторых из самых выдающихся ученых и философов для участия в междисциплинарном диалоге по многим аспектам времени". Место проведения – "Дом доктора". Виртуальное участие.

 

Фонд BIAL Foundation основан Советом ректоров португальских университетов и инновационной фармацевтической компанией BIAL. Программа симпозиума.

 

Эйнштейн говорил о различии между прошлым, настоящим и будущим как об иллюзии. Сегодня понимание природы времени представляет собой серьезную научную и философскую задачу. Наряду с пространством время является фундаментальным измерением физики. У большинства организмов есть биологические механизмы, настроенные на его прохождение. И человеческое существование глубоко сформировано его неумолимым маршем …

 

Направления работы симпозиума:

- Восприятие времени людьми, мозгом и машинами

- Стрела времени

- Биология времени

- Опыт времени

 

Основные доклады:

- Время, скрытое измерение

- Проблема со временем Эйнштейна

- Ретрокаузальность и предвидение: относитесь ко времени серьезно

- Многогранная загадка времени: взгляд физика

- Прогнозирующая упреждающая деятельность: как биологические системы заранее реагируют на будущие события?

- Родство: воспоминания на всю жизнь

- Циркадные часы и их влияние на обмен веществ, старение и продолжительность жизни  

- Время как конструкция и пространство неявного кодирования. Нейробиологическая перспектива

- Физика и метафизика времени

- Предвидение и аномальные переживания

- Переживание времени в измененных состояниях сознания

- Восприятие и память времени

- Мозг – машина времени: нейробиология времени

- Воспоминание о будущем: облегчение вспоминания будущих событий

- Визуализация времени в мозгу: восприятие настоящего и предсказание будущего

- Как мы переживаем течение времени: тело, чувства и самость

 

О сессии "Стрела времени" в рамках данного симпозиума на EurekAlert!  

 

Как современные физики понимают время и как их теории формируются под воздействием того, что мы знаем о восприятии времени? Являются ли пространство и время отдельными сущностями? Является ли наше чувство времени просто иллюзорным, как утверждал Эйнштейн? Стрела времени однонаправленна? Как мы можем объяснить предвидение посредством ретрокаузации [обратной причинности] в современной парадигме физики?

 

Бернард Карр, профессор математики и астрономии Лондонского университета королевы Марии (основной лектор сессии):

- проблема времени связана с пересечением между физикой, философией, психологией и нейронаукой;

- физике может потребоваться расширение для решения вопросов, которые обычно рассматриваются как находящиеся в центре внимания;

- наиболее фундаментальной стрелой времени является течение времени, связанное с сознанием, что выходит за рамки как теории относительности, так и квантовой теории, поэтому для этого нужна какая-то новая физическая парадигма.

 

Материалы симпозиума предполагаются к опубликованию.

 

Дополнительно

 

Dean Buonomano. Einstein and why the block universe is a mistake. The human brain and the nature of time = Эйнштейн и почему блочная Вселенная – ошибка. Человеческий мозг и природа времени. The Institute of Art and Ideas. March 3, 2022.

 

Автор – профессор поведенческой неврологии и нейробиологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и автор книги "Ваш мозг – машина времени: нейронаука и физика времени" (2018).

Настоящее имеет для нас, людей, особый статус – кажется, что нашего прошлого больше не существует, а наше будущее еще не наступило. Но судя по тому, как физики и философы интерпретируют теорию относительности Эйнштейна, настоящее вовсе не особенное. Прошлое и будущее так же реальны, как и настоящее – все они сосуществуют, и теоретически вы можете путешествовать в них. Но, утверждает Дин Буономано, эта интерпретация теории Эйнштейна может иметь больше общего с тем, как наш мозг эволюционировал, чтобы думать о времени подобно пространству, чем с природой времени …

 

Thomas Lewton. A new place for consciousness in our understanding of the universe = Новое место для сознания в нашем понимании Вселенной. New Scientist. March 30, 2022.

 

Чтобы разобраться в таких загадках, как квантовая механика и течение времени, теоретики пытаются переформулировать физику, включив в нее субъективный опыт как физическую составляющую мира.

Может показаться, что существует непреодолимая пропасть между нашим субъективным восприятием мира и нашими попытками его объективного описания. И все же наш мозг состоит из материи, так что, вы можете подумать, генерируемые им состояния разума должны быть объяснимы в терминах состояний материи. Вопрос: как? И если мы не можем объяснить сознание в физических терминах, как нам найти для него место во всеохватывающей картине Вселенной?

"В науке нет более сложного и запутанного вопроса", – говорит Ли Смолин, физик-теоретик из Института теоретической физики "Периметр" в Ватерлоо, Канада. Мы никогда не поймем смысл тайн Вселенной – таких вещей, как то, как реальность возникает из тумана квантового мира и что на самом деле означает течение времени – если мы не переосмыслим отношения между материей и разумом.

Дерзкие попытки описать Вселенную изнутри наружу, а не наоборот, могут просто заставить нас отказаться от давних предположений о том, из чего все в конечном итоге сделано.

А что предполагает современная физика? Обзорная информация.

 

 

И.Зерчанинова

You have no rights to post comments



Наверх