Последнее обновление -
28 July 2024
Заседание семинара 03 апреля 2018 г.
Доклад:
Makhortykh E.S. , Lavrentiev V.
Герар Йохан Фоссий – провозвестник исторического мышления в Новом времени
// Российкий междисциплинарный семинар по темпорологии имени А.П. Левича. Заседание семинара 03 апреля 2018 г.
Lavrentiev V. , Makhortykh E.S.
Джамбаттиста Вико и "человеческое время" в историографии
[последнее обновление: 24.01.2020] Заседание семинара 03 апреля 2018 г.«Историография в трудах Фоссия и Вико» 1) Всеволод Серафимович Лаврентьев (This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. , г. Москва) «Герар Йохан Фоссий – провозвестник исторического мышления в Новом времени» Общеизвестно, что Реформация, начавшаяся в христианстве в первой половине XVI в., перевернула прежние представления о сути человека. Драма человеческой души, её особая история, впервые входила в соприкосновения с замыслом Творца; но именно поэтому каждый поступок человека заслуживал воздаяния именно от этой высочайшей инстанции. Поэтому Реформация - не сугубо богословское преобразование, но мощный стимул для универсального развёртывания деятельности человека. В Голландии это вылилось в политическую революцию и столетнюю борьбу с испанским господством, что способствовало расцвету различных направлений идеального отношения к истории. Один из таких мыслителей, Якоб Арминий (1555 - 1605), оригинальностью своей мысли сумел на рубеже веков собрать вокруг себя круг молодых учёных, куда входили, в частности, Гуго Гроций и Герар Йохан Фоссий (1577- 1649). 2) Елизавета Сергеевна Махортых (This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it. , МГУ имени М.В.Ломоносова, филос. факультет). «Джамбаттиста Вико и "человеческое время" в историографии» Философское осмысление истории итальянским мыслителем Джамбаттиста Вико своеобразно тем, что в своих предпосылках и базовых положениях расходится с господствующей в то время рационалистической парадигмой, рассматривавшей мировую историю как последовательное развертывание «абсолютной идеи». Вместо идеального, «обесчеловеченного» исторического времени эпохи Просвещения Дж. Вико предлагает изучать субъективное время человека, сопряженное с такими антропологическими характеристиками, как способность к языку (коммуникации) и созданию культурных артефактов, и объективируемое в процессе культурно-исторической деятельности человека. | ||||