Последнее обновление -
Вечность в многообразии реальности
Попов В.Г.
Вечность в многообразии реальности
// Культура и время. Время в культуре. Культура времени: cб. науч. тр. / Под ред. В.С. Чуракова. (серия "Библиотека времени". Вып.4). Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. С. 112-125.Категории: Исследование, Авторский указатель, Библиотека времени В.С. Чуракова Вечность в многообразии реальностиАннотацияВ обыденном представлении, опирающемся на ощущения, время есть некая непрерывная последовательность моментов (дней, часов, секунд и т.д.), которая течет подобно реке. С помощью этого внешнего по отношению к нам движения мы измеряем все другие движения и изменения, происходящие как во внешнем мире, так и в собственном организме. Как и движение реки течение времени необратимо: время невозможно заставить двигаться вспять, невозможно его и остановить. Но при всякой попытке перейти от остенсивного определения времени («вот часы и это есть время») к его логическому определению возникают непреодолимые затруднения. Время характеризует протекание всех механических, электромагнитных, тепловых, химических, психических и прочих процессов. Другими словами, всякий процесс, будь то пространственное перемещение тел, изменение и развитие систем, рождение и гибель организмов – все происходит во времени. Анализ природы времени уже с первых шагов древнегреческой мысли был связан именно с представлением о процессуальности, которую можно мыслить (в рамках двузначной логики) либо как совокупность некоторых неделимых элементов (моментов времени или частей движения), либо как нечто бесконечно протяженное, допускающее делимость на все более малые части. Первый подход – предвосхищение дифференциального способа описания движения и изменения, второй – интегрального. Логические трудности того и другого – в формализме, использующем в языке закон тождества в предельной форме, а впервые эти трудности продемонстрировал в своих апориях Зенон из Элеи (V в. до н.э.). Таким образом, парадоксы времени возникают лишь из-за злоупотребления формальной логикой, которая получает все большее распространение в наше время, которое можно охарактеризовать как культуру силиконового (компьютерного) мышления.
| ||||