Последнее обновление -
Тематические публикации. 07.11.2023 г.
Новость:
Тематические публикации. 07.11.2023 г.
Автор: Зерчанинова И.Л. (Zerchaninova I.L.)
[размещено на сайте 07.11.2023] Тематические публикации. 07.11.2023 г.Основной охватываемый период – июнь - октябрь 2023 г. Разделы: Гуманитарное знание / Междисциплинарный аспект VI Международная научная конференция молодых ученых "Пространство и время в русской литературе и философии. К 130-летию А.Ф. Лосева и 170-летию В.С. Соловьева", Москва, Россия, 14-16 ноября 2023 г. Гуманитарное знание / Междисциплинарный аспект
Владимиров Ю.С. Принципы метафизики как основания физики. Вопросы философии, 2023, № 7.
" .. назрело время на основе достижений физики (и не только) сформулировать ключевые принципы метафизики и им следовать в формировании новых оснований фундаментальной физики ... " Реляционно-метафизический подход к физической реальности. Автор работает на физическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова и в Институте гравитации и космологии Российского университета дружбы народов.
Гивишвили Г.В. Космология между физикой и философией. Вопросы философии, 2023, № 10.
Теория Большого взрыва содержит недопустимо много неразрешимых противоречий. Их можно подразделить на неприемлемые (представления о сингулярности, космологической инфляции, бесконечном умирании Природы), необоснованные (гипотеза о материальности пространства-времени, признание возможности их рождения и гибели), многозначные или допускающие иные толкования (с большой вероятностью – принцип эквивалентности инерционной и гравитационной масс, гравитационное красное смещение, эффект отклонения света вблизи больших масс). Общая теория относительности Эйнштейна, создававшаяся на базе строго детерминированной классической механики, как источник неразрешимых противоречий ... "Неразвитость в начале ХХ в. квантовой механики ввела автора ОТО в заблуждение, касающееся эквивалентности инерционной и гравитационной масс. Следствием этого заблуждения явилось ошибочное признание пространства-времени материальными субстанциями. Оно, в свою очередь, повлекло за собой множество необъяснимых событий в прошлом Вселенной и фантастических прогнозов, касающихся ее будущего. Но самое поразительное, что отличает ОТО, – нарушение ею фундаментального закона сохранения энергии, на которое теоретики космологии закрывают глаза. Это позволяет считать ее наследием классической физики ХIХ столетия, не удовлетворительным с позиций вероятностной физики ХХI в. ... " Автор работает в Институте земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн имени Н.В. Пушкова РАН, Троицк.
Жаров С.Н. Квантовая механика в контексте онтологии Хайдеггера. Вопросы философии, 2023, № 10.
"Аристотель первым заметил, что существует не только действительное, но и возможное сущее. Однако ... Аристотель не ставит вопрос о собственном бытии возможностей. Для классической мысли это не имело принципиального значения. В квантовой физике дело обстоит иначе. Квантовые возможности имеют собственную действенность, а значит, нужно признать их собственное бытие. Однако это нельзя сделать в рамках обычного мышления, поскольку квантовые возможности не допускают представления в терминах наличного сущего. Это отсылает нас к идеям Хайдеггера ... " Хайдеггеровское бытие не обладает чтойностью и имеет внутреннюю темпоральность, схожую с экзистенциальным временем Dasein ...
Блауберг И.И. Проблема времени в работах П.П. Гайденко. Вопросы философии, 2023, № 7.
От диссертации, посвященной философии Хайдеггера, до обобщающей книги "Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке" (2006)*. *Указанная книга доступна, например, по ссылкам Национальной электронной библиотеки и Книжного архива.
Гачева А.Г. Философия русского космизма в свете современных исследований (обзор направления "Русский космизм"). Вопросы философии, 2023, № 7.
В разделе "Русская философия XX века и ее вклад в мировую интеллектуальную традицию". Автор работает в Институте мировой литературы имени А.М. Горького РАН.
Карпенко И.А. Некоторые предварительные условия для создания "многомировой теории всего" и развития интеллектуальной интуиции. Логические исследования, 2023, т. 29, № 1.
Гипотеза многомировой теории всего, базирующаяся на идее признания мультивселенной как актуальной реальности, бросает вызов существующим подходам к научному исследованию и требует отказа от ряда традиционных представлений, в частности, от роли классического эксперимента в обосновании теории. ................................................................................................................................................................
Luke Dunne. Gottfried Leibniz on time, space, and monads = Готфрид Лейбниц о времени, пространстве и монадах. The Collector. July 4, 2023.
Как теория пространства и времени Лейбница связана с монадой – одним из характерных понятий его философии*. Данная статья включает введение, обсуждение позиций Исаака Ньютона и Сэмюэля Кларка, против которых возражал Лейбниц, рассмотрение собственной "реляционной" теории Лейбница и некоторых проблем, которые эта теория представляет, в свете зрелой философии Лейбница, сосредоточенной вокруг концепции монады. ...................................................................................................................................................... Понятие времени часто разрабатывается в аналогии или не-аналогии с пространством. Взаимосвязь между нашим опытом пребывания во времени и нашей способностью теоретизировать время сложна, не в последнюю очередь потому, что наличие концепции вещи часто требует от нас представления того, что произойдет, если концепция изменится. Мы добавляем концепцию в мир, затем представляем мир без нее. В чем разница? К сожалению, этот способ идентификации понятий работает наименее хорошо для тех понятий, которые в первую очередь являются предпосылками нашего воображения мира. Время вполне может быть одним из таких понятий. ........................................................................................................................................................ Теория времени Кларка-Ньютона Сэмюэл Кларк, страстный последователь Исаака Ньютона, разработал теорию времени и пространства, на которую Лейбниц реагировал как прямо, так и косвенно. Следует отметить, что Лейбниц и Ньютон были вовлечены в жесткий и широко публичный спор по поводу того, кто изобрел исчисление (теперь все согласны с тем, что они сделали это открытие одновременно). В чем подход Кларка-Ньютона к пространству и времени? Во-первых, время и пространство концептуально и логически предшествуют существованию вещей. Для существования вещам нужны пространство и время, они не могут существовать вне концептуального пространства и времени. Однако обратное неверно – время и пространство не зависят от вещей в плане их концепции или значения. Можно представить себе время и пространство, пустое от объектов и вещей. Физические объекты существуют в пространстве и времени, а не наоборот. Можно очертить или иным образом выделить части пространства и времени, но это все, что мы делаем: мы выделяем части пространства и времени, но не находим уже существующие разделы. Пространство и время непрерывны, а не разделены по своей сути: части, которые мы идентифицируем, являются нашим собственным наложением на них. Пространство и время соотносятся с божественными аспектами: пространство соотносится с "необъятностью" Бога, а время – с "вечностью" Бога. Критика Лейбницем теории времени Кларка-Ньютона Первая критика касается последнего пункта, изложенного выше; что пространство и время соотносятся с божественными аспектами. В ответном письме Лейбница самому Кларку он формулирует следующую проблему: "если пространство есть свойство Бога … пространство принадлежит сущности Бога. Но пространство имеет части: следовательно, в сущности Бога были бы части". В чем именно здесь проблема? Подразумевается, что Богу не свойственно иметь части. Связывание пространства с аспектами Бога означает передачу Богу свойств пространства недопустимыми способами. Есть и другие способы, которыми это подрывает христианское понимание природы Бога. Как выразился Лейбниц: "Сэр Исаак Ньютон говорит, что пространство – это орган, который Бог использует для восприятия вещей. Но если Богу нужен какой-либо орган для восприятия вещей, из этого следует, что они не полностью зависят от Него и не были произведены Им". И это противоречит тому, что Бог является причиной всего сущего. Вторая критика опирается на один из самых известных философских принципов Лейбница – принцип "тождества неразличимых", который Джеффри К. Макдонаф, современный философ, формулирует следующим образом: "В данном контексте мы можем понимать ... принцип тождества неразличимых ... как исключение возможности того, что две вещи различны, но не различимы в силу какого-то ... свойства. Таким образом, это предполагает, что там, где мы не можем определить распознаваемое различие между двумя вещами или возможностями, эти две на самом деле являются только одной – то есть, как выразился Лейбниц, "Предполагать две вещи неразличимыми – значит предполагать одну и ту же вещь под двумя именами". Лейбниц полагает, что концепция абсолютного пространства нарушает принцип тождества неразличимых. Грубо говоря, причина, по которой Лейбниц приводит это, зависит от бессодержательной природы понятия абсолютного пространства. Мир, "ориентированный" на абсолютное пространство, ничем не отличается от того, если бы это было не так. Понятие абсолютного пространства пусто и потому противоречиво. Это одно из удивительных следствий лейбницевского тождества неразличимых. О монаде и ее отношении ко времени Лейбниц выдвинул и другие критические замечания, но этих двух достаточно, чтобы проиллюстрировать суть точки зрения Лейбница: абсолютное пространство и время философски и теологически непоследовательны. [К собственной теории времени Лейбница] Во-первых, Лейбниц, в отличие от Ньютона и Кларка, считает, что время и пространство являются отношениями. Чтобы проиллюстрировать это, он любил использовать аналогию с генеалогическим древом, которое само по себе не является реальным, а просто отображает отношения между реальными вещами (то есть членами одной семьи). Более глубокое понимание теории Лейбница означает понимание ее с точки зрения одной из его самых известных и сложных концепций – концепции монады. Что такое монада? Это определяющая концепция "зрелой" метафизики Лейбница: то есть набор философских позиций, которых мы придерживались в более позднем возрасте. Монада – это ответ Лейбница на вопрос, который, возможно, определял раннюю современную философию, начиная с Декарта: "Что такое (некоторая) субстанция?" Работа Лейбница о монаде под названием "Монадология" начинается со следующей характеристики ключевых особенностей монады: "Монада, о которой мы будем здесь говорить, есть не что иное, как простая субстанция, входящая в составные соединения; простая, то есть без частей. И необходимо должны существовать простые субстанции, потому что существуют сложные; ибо сложное есть не что иное, как собрание или агрегат простого. А где нет частей, там нет ни протяженности, ни формы, и невозможна делимость. И эти монады суть истинные атомы природы и, одним словом, элементы вещей". Пространство, время и монада в философии Лейбница: сложная взаимосвязь Отношения между теорией пространства и времени Лейбница и монадой Лейбница сложны. Мы можем завершить эту статью, отметив несколько конкретных осложнений. Во-первых, нельзя представить себе, что пространство и время напрямую связывают различные монады друг с другом. Тогда как отношения между монадами подвижны и изменчивы, и время, и пространство определяют фиксированные отношения. Более того, по крайней мере, к концу своей философской карьеры Лейбниц отрицает, что реальность, по сути, состоит из объектов. Макдонаф характеризует последствия этого следующим образом: "Отношения относительного расстояния и продолжительности, сохраняющиеся между телами, поэтому сами по себе должны быть шагом, удаленным от монадической реальности, и, таким образом, пространство и время должны быть, так сказать, вторым шагом, удаленным от самых основных нереляционных сущностей наиболее зрелой метафизики Лейбница". Другими словами, Лейбниц хочет охарактеризовать пространство и время как полностью реляционные, однако пространство и время не связаны напрямую с наиболее фундаментальным сущностями. Автор – выпускник факультетов философии и теологии Оксфордского университета.
* Монада – понятие, используемое в некоторых философских системах для обозначения элементов бытия; в понимании Лейбница монада – это первичная неделимая активная субстанция, имеющая духовную природу, воспринимающая и отражающая в себе весь мир; монад бесчисленное множество, и все они находятся друг к другу в отношении предустановленной гармонии ... (АКАДЕМИК)
Lily Tyson. A look at the philosophy, ethics, science, and emotion of time travel = Взгляд на философию, этику, науку и эмоции путешествий во времени. Connecticut Public. June 13, 2023.
Беседа в редакции (аудиозапись). Участвуют: Сара Бернштейн, профессор философии, колледж Университета Нотр-Дам; Аманда Гефтер, научный сотрудник по научной журналистике, программа Массачусетского технологического института, автор книги "Вторжение на лужайку Эйнштейна" (2014); Эмма Штрауб, американский писатель, автор книги "На этот раз завтра" (2022) О книге "Вторжение на лужайку Эйнштейна" в журнале Physics Today.
Указанная книга включает информацию о дневниках Джона Уилера, который был не только известным физиком, но и известным философом. К видению Джона Уилера на "Элементах": "Физика есть геометрия ... во Вселенной отсутствует время, а квантовый космос не развивается и не меняется, не расширяется и не сжимается, он просто есть ... " Там же (Книжный клуб) можно прочитать отрывки из известных зарубежных монографий по физике в переводе на русский язык, например: Фрэнк Вильчек. Тонкая физика. Масса, эфир и объединение всемирных сил. 2018. Глава 2. Нулевой закон Эйнштейна. " ... На самом деле закон сохранения массы может не работать ... Но если масса не сохраняется – а она не сохраняется! – мы можем поискать ее источник. Это еще не основа. Мы можем копнуть глубже". К видению Фрэнка Вильчека в Новостях Университета штата Аризона, 2017: ... Эфир наносит ответный удар ... Специальная теория относительности не заставляет нас отрицать эфир ... Концепцию пространства-времени Эйнштейна, представленную в общей теории относительности, можно рассматривать как "окончательный эфир" – высокодинамическую среду, деформации, скручивания и изгибы которой объясняют силу, которую мы определяем как гравитацию ...
См. также: Carlo Rovelli. White holes: Inside the horizon = [Белые дыры: внутри горизонта]. Allen Lane; 1st edition (October 26, 2023). 160 страниц.
Новая книга известного физика и философа науки Карло Ровелли. Отзывы ученых в изданиях Guardian и NPR.
Ровелли предполагает, что, поскольку звезда, образующая черную дыру, продолжает коллапсировать, она в конечном итоге становится настолько компактной и крошечной, что законы общей теории относительности должны уступить место законам квантовой механики ... Частицы и участки пространства превращаются в облака вероятности, и ранее невозможное становится возможным. Все это Ровелли использует, чтобы предположить, что звезда в центре черной дыры, пытающаяся схлопнуться в никуда, может достичь точки, в которой квантовая неопределенность позволит ей "отскочить" назад во времени и стать белой дырой ... Начав с черной дыры, объекта, в который можно только упасть и из которого никогда не было выхода, он создает белую дыру, из которой все может только вылиться. Он переворачивает время с ног на голову, запускает его вспять и, наконец, помогает вам понять, как белые дыры могли правдоподобно образоваться, и в то же время, почему, несмотря на их существование, астрономы не видят, как они извергают свою материю во Вселенную ... /Dr Kevin Fong/
Горизонты странные. Они ограничивают то, что мы можем видеть на расстоянии, но они также всегда личные: пройдите 10 миль на запад, и ваша линия горизонта переместится вместе с вами на 10 миль к западу. Примечательно, что этот локальный, личный характер горизонтов распространяется и на черные дыры ... Выход за этот горизонт к новому пониманию пространства, времени и черных дыр является основной целью замечательной новой книги физика Карло Ровелли "Белые дыры …". Научный вопрос, лежащий в ее основе, возник в результате его собственного исследования пересечения общей теории относительности Эйнштейна и квантовой механики. Первое отождествляет гравитацию с формой пространства и времени. Последнее определяет поведение наномира, то есть атомов и их составляющих. Черные дыры являются точкой пересечения двух великих теорий ... В этих местах гравитация становится настолько сильной, что пространство и время искажаются в квантовых масштабах, черные дыры в конечном итоге становятся белыми дырами, где все, что попало в (на) горизонт событий, появляется снова. Чтобы продемонстрировать, как это возможно, Ровелли предлагает читателю увлекательное исследование того, что означает горизонт для времени ... /Prof Adam Frank/
Говорят студенты: Letizia Nonnis. Kant on time = Кант о времени. Philosophy Now. Issue 157: August/September 2023.
Одно из самых влиятельных описаний времени на Западе принадлежит Иммануилу Канту. Автором исследуется кантовская концепция времени, особенно то, как она связана с языком. Демонстрируется, что язык играет решающую роль по отношению ко времени. Утверждается, что понятия прошлого, настоящего и будущего не существенны для природы времени, как это видит Кант. Идея состоит в том, что различие между будущим и прошлым – неотъемлемая часть нашего ощущения потока времени – неразрывно концептуально и как таковое не принадлежит сенсорным элементам нашего опыта, но, таким образом, неразрывно связано с языком. .................................................................................................................................................... Язык опыта Кант говорит, что способность распознавать настоящее как средство соединения представлений о предвидимых событиях с идеями прошлых событий есть способность пользоваться знаками. Следовательно, вполне можно говорить о времени только тогда, когда частью смеси является язык, то есть только если мы подчиняем время понятиям ... Св. Августину было, пожалуй, слишком легко представить себе не-существование прошлого и будущего. Он думал, что события возникают и исчезают, и только настоящее реально. Кант принадлежал к той же традиции, но сумел сформулировать проблему иначе ... В исследовании Кантом человеческого опыта наши концепции пространства и времени возникают до или независимо от опыта внешнего мира и являются необходимыми условиями того, чтобы мы вообще имели такой опыт. ................................................................................................................................................. Время как форма чистой интуиции "В первой трактовке времени Канта связь между временем и языком не возникает явно. Однако я изучаю это по двум основным причинам. Во-первых, Кант исследует как трансцендентальную, так и эмпирическую природу времени, и мы должны использовать язык для описания этих вещей. Вторая причина заключается в том, что, хотя Кант не рассматривает явно время и язык как неразрывно связанные, ... он выдвигает некоторые фундаментальные предпосылки, относящиеся к их связи". .......................................................................................................................................................... Опыт времени Рассмотрев трактовку времени Канта в "Трансцендентальной эстетике" как чистую форму интуиции, необходимо перейти к несколько иному пониманию времени, изложенному в разделе "Аналитика". В этом разделе "Критики" Кант, кажется, приводит доказательства того, как генерируется опыт времени ... Время играет центральную роль в процессе создания всего нашего опыта, поскольку оно составляет основу или фундамент этого опыта. ..................................................................................................................................................... Достаточно ли этого опыта, чтобы объяснить время? Теперь у нас есть представление о природе и опыте времени. Пока что мы можем сказать, что время – это чистая форма интуиции, и его переживание зависит от создания нами определенного (временного) типа единства из многообразия опыта. Именно с данной точки зрения мы можем говорить о времени как о континууме, а не как о дискретном наборе времен, которые мы называем прошлым, настоящим и будущим ... Именно в рамках данной концептуализации становится очевидной связь между временем и языком ... Кант говорит, что время – континуум, в котором его части – прошлое, настоящее и будущее – считаются частями только постольку, поскольку мы ссылаемся на различие между ними лингвистически. ......................................................................................................................................................... Заключение Природа и опыт времени сложны и многогранны, о чем свидетельствуют разнообразные и расходящиеся точки зрения таких философов, как Августин и Кант. Августин концептуализирует время как происходящее из настоящего. Кант развивает сложную, но элегантную систему, основанную на нашем восприятии времени. Различие между природой времени и его языковым опытом – дихотомия, существующая между самим временем и его концептуализацией – по своей сути являются частями более крупной системы, в которой все связано и взаимозависимо. В конечном счете, разница между тем, что мы можем сказать о времени, и тем, чем оно является на самом деле, подчеркивает сложность полного понимания этого фундаментального аспекта человеческого опыта ... "Я делаю вывод, что ничто не может быть воспринято как окончательный ответ на вопрос, что такое время. Я сама ничего не могу сделать, кроме как созерцать красоту его тайны". Автор учится на факультете философии Университета Рохэмптона.
Планируется обсуждение круга проблем, сопряженных с анализом пространства и времени как важнейших философско-эстетических категорий.
Организаторы: Институт мировой литературы имени А.М. Горького РАН; ГБУК г. Москвы "Дом А.Ф. Лосева – научная библиотека и мемориальный музей"; Центр русского языка и культуры имени А.Ф. Лосева Института филологии Московского педагогического государственного университета; журнал "Соловьевские исследования".
Направления работы: - художественная философия автора сквозь призму категорий пространства и времени; - размышления русских философов о пространстве и времени как фундаментальных бытийных категориях; - философско-эстетические аспекты темпоральных и пространственных образов и мотивов в художественных произведениях; - взаимодействие пространства, времени и личности в хронотопе: философский и литературоведческий аспекты; - методология анализа категорий пространства и времени в художественном и философском дискурсе.
Программа конференции. Возможно участие онлайн. Для контактов: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.
См. также о предшествовавших конференциях по данной тематике в предыдущих выпусках.
Дополнительно
Захаренко И.В. Концепт ВРЕМЯ в русском языковом сознании: представление о временном континууме, отношение человека ко времени. Презентация старшего преподавателя филологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2015.
"ВРЕМЯ – от вращаться, вертеть." Прошлое позади нас, прошлое перед нами ...
Communication in the real world. An introduction to communication studies = Общение в реальном мире. Введение в коммуникативные исследования. Издание Университета Миннесоты. 2016.
Проксемика Проксемика относится к изучению того, как пространство и расстояние влияют на общение. Нам нужно только взглянуть на то, как пространство проявляется в общих метафорах, чтобы увидеть, что пространство, общение и отношения тесно связаны ... Меньшие пространства с более высокой плотностью людей часто приводят к разрыву пузырей нашего личного пространства ... Чтобы лучше понять, как функционирует проксемика в невербальном общении, мы более внимательно изучим проксемические расстояния, связанные с личным пространством и концепцией территориальности ... Хронемика Хронемика относится к изучению того, как время влияет на общение. Время можно разделить на несколько различных категорий, включая биологическое, личное, физическое и культурное время ... Физическое время относится к фиксированным циклам дней, лет и времен года ...
На psihdocs.ru: Конспекты лекций к курсу "Психология межкультурных коммуникаций". 2021.
"Хронемика – это использование времени в невербальном коммуникационном процессе. Для общения время является не менее важным фактором, чем слова, жесты, позы и дистанции. Восприятие и использование времени является частью невербального общения и весьма существенно отличается в разных культурах. Исследования хронемики различных культур позволяют выделить две основные модели использования времени: монохронную и полихронную. При монохронной модели время представляется в виде дороги или длинной ленты, разделенной на сегменты. Это разделение времени на части приводит к тому, что человек в данной культуре предпочитает одновременно заниматься только одним делом, а также разделяет время для дела и для эмоциональных контактов. В полихронной модели нет такого строгого расписания, человек там может заниматься несколькими делами сразу. Время здесь воспринимается в виде пересекающихся спиральных траекторий или в виде круга. Крайним случаем являются культуры, в языке которых вообще нет слов, относящихся ко времени (например, североамериканских индейцев). Хронемика также изучает ритм, движение и расчет времени в культуре. Так, в крупных городах мы должны идти по улицам быстрее, чем в маленьких деревушках. Разные культуры используют формальные и неформальные виды времени. Неформальное время связано с неопределенным отсчетом: "через некоторое время", "позже", "во второй половине дня" и т.д. Формальное время, напротив, отсчитывает время очень точно: "к двум часам", "завтра в 15.30" и т.д. Одной из наиболее частых помех в межкультурной коммуникации является ситуация, когда один собеседник оперирует формальным временем, а его оппонент, принадлежащий к другой культуре, – неформальным. Первый приходит на встречу к двум часам дня, а другой – примерно во второй половине дня, если приходит вообще ... "
Тоже интересно: Новые выпуски художественной литературы о путешествиях во времени на Amazon, 2023-2024.
Ряд произведений – в открытом доступе для прочтения и(или) прослушивания (Read, Audiobook).
В качестве примера: A.G. Riddle. Quantum radio = Квантовое радио. 2024. 512 страниц.
В ЦЕРНе, анализируя данные, генерируемые Большим андронным коллайдером, учёный сделал прорывное открытие, которое может ответить на самые глубокие вопросы о человеческом существовании. Это похоже на организованный поток данных, транслируемый по тому, что он называет квантовым радио ... И то, что он нашел, гораздо опаснее, чем он мог себе представить. Кто первым узнает правду, сможет управлять будущим ...
Некоторые книги данного автора на Литрес и Лайвлиб.
И. Зерчанинова | ||||