Последнее обновление -
Идея времени и научная картина мира
Аксенов Г.П.
Идея времени и научная картина мира
// Вопросы философии. 2022. №4. С.72-82.
doi: 10.21146/0042-8744-2022-4-72-82Категории: Исследование, Авторский указатель Идея времени и научная картина мираАннотацияНаучную картину мира впервые представил Галилей. Он ввел единое мировое время как параметр в описание движения тел. Центральная парадигма научной революции XVII в., принятая научным сообществом на этой основе, была рациональной, но описывала строго механическую картину Вселенной, в которой не было места для человека и всех других живых существ. К концу XX в. в процессе дальнейшей эволюции знаний стало ясно, что классическая теория единого времени Вселенной не соответствует вновь открываемым физическим фактам. Теория относительности преодолела эту трудность, приняв концепцию «местного времени» в инерциальных системах отсчета. Однако в дискуссии с А. Эйнштейном французский философ А. Бергсон показал, что теория относительности никоим образом не доказывает множественности времен. Напротив, СТО неявно использует одно всемирное время, но его источник не классический, а другой – ход внутренней жизни человека. Вслед за Бергсоном академик В. Вернадский принял биологическую природу времени и тем самым внес жизнь в картину Вселенной. Вместе с тем Вернадский утверждал, что биосферная космология не должна превращаться в абсолютную космогонию. У Вселенной нет начала, и ее законы не меняются. Таким образом, реальное устройство Вселенной свидетельствует о ее бесконечности во времени. Группы научных дисциплин описывают ее как ограниченные или частные модели. Общее представление о мире следует оставить категориальному мышлению философии или тому чувству целостности мира, которым обладает религия. Именно философия может использовать описательные и экспериментальные знания и научные модели космоса, полученные на их основе. Ключевые слова: научная парадигма, теория относительности, реальное время, биологическое время, физическая картина мира, биосфера, вечность жизни. AbstractThe scientific picture of the world was first presented by Galileo. He introduced the uniform world time as a parameter into the description of the motion of bodies. The central paradigm of the 17th century scientific revolution adopted by the scientific community on this basis was rational, but described a strictly mechanical picture of the universe, in which there was no place for man and all other living beings. By the end of the XX century in the course of the further evolution of knowledge, it became clear that the classical theory of the uniform time of the Universe does not correspond to the newly discovered physical facts. The theory of relativity overcame this difficulty by adopting the concept of “local times” in inertial reference frames. However, in a discussion with Albert Einstein, the French philosopher Henri Bergson showed that the theory of relativity by no means proved the multiplicity of time. On the contrary, SRT secretly uses a single universal time, but its source is not classical, but another – the course of a person’s inner life. Following Bergson, Academician Vladimir Vernadsky adopted the biological nature of time and thereby introduced life into the picture of the Universe. At the same time, Vernadsky argued that biospheric cosmology should not turn into absolute cosmogony. The Universe has no beginning and its laws do not change. Therefore, the actual structure of the universe testifies to its infinity in time. It is described as limited or private models by groups of scientific disciplines. The general idea of the world should be left to the categorical thinking of philosophy or that sense of the integrity of the world that religion possesses. It is philosophy that can use descriptive and experimental knowledge and scientific models of the cosmos obtained on its basis. Keywords: scientific paradigm, theory of relativity, real time, biological time, physical picture of the world, biosphere, eternity of life.
| ||||