Российский междисциплинарный
семинар по темпорологии:
Copyright © 2001
All rights reserved.


Аннотации докладов

Весна 1994 95 96 97 98 99 2000 01 02 03 04 05 06 07 >09< 10 11 12 13

Осень 1994 95 96 97 98 99 2000 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12

Весенний семестр 2009 г.

Тема семестра: ВРЕМЯ И РАЗВИТИЕ. ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ


10 марта, вторник

ЗАСЕДАНИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 25-ЛЕТИЮ НАШЕГО СЕМИНАРА.

1) ОТКРЫТИЕ СЕМЕСТРА.

2) В.П.Казарян (). «ТЕНДЕНЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ВРЕМЕНИ». Время столь глубоко вошло в философию, что изменить смысл времени означает изменить философию. Более того, время пронизывает всю культуру – язык, мышление, миропонимание человека, образ его жизни, его творческую деятельность. В этом заключается культурная универсальность времени. При этом  время фундамен­тально для всех проявлений бытия человека, поскольку именно оно провоцирует про­блему смысла жизни. Вместе с тем, по мере включения в мировой культурный процесс различных культур, народов, госу­дарств уходит со сцены западоцентризм, в той или иной мере присутствующий до сих пор в интерпретациях судеб мира. В этом процессе заметны два аспекта:  а) изучение и развитие собст­венных древних традиций, б) взаимодействие традиционной и западной культуры с различным исхо­дом. Эти события глобального плане­тарного масштаба имеют одним из своих интеллектуальных след­ствий глубокий интерес к истолкова­нию времени. Столкновение (соприкосновение) разных культур вызывает к жизни анализ оснований и исто­ков философий времени. Особый интерес представляет вы­явление неявных предпосылок, которые лежат в их основе. Исследования показывают: то, что в одной культуре считается естественным, интуитивно ясным, очевидным, не требую­щим доказательства, т.е. привычным, в другой культуре оказывается или проблематичным или же не имеющим никакого серьез­ного значе­ния.

3) ОБЩАЯ ДИСКУССИЯ УЧАСТНИКОВ СЕМИНАРА «НАШИ МОТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВРЕМЕНИ».

(Видео - DVD)

17 марта, вторник

1) Краткое выступление.

Ю.А.ЛЕБЕДЕВ ()

«ЭВОЛЮЦИЯ ЭВЕРЕТТИКИ: ОТ УМОЗРИТЕЛЬНЫХ ПОСТРОЕНИЙ К ПРАКТИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА» В течение первых почти четырех десятилетий своего существования многомировая концепция Х.Эверетта оставалась "умозрительной конструкцией", не подтвержденной строгим физическим экспериментом. В последнее время в связи с успе­хами практиче­ской реализации БИЭВ-технологий (бесконтактные измерения Элицура-Вайдмана) стало понятным, что многомирие можно изучать экс­периментально. Настоящий доклад посвящен рассмотрению сущности этих, а также других экспериментов в эвереттике.

2) Заседание, посвященное 200-летию Чарльза Дарвина и 150-летию публикации «Происхождения видов»

А.С.СЕВЕРЦОВ.

«ТЕМПЫ ЭВОЛЮЦИИ». Темпы микро- и макроэволюции при когерентной и некогерентной эволюции.

(Видео - DVD)

24 марта, вторник

анонсирование будущего доклада.

 В.Л.Янчилин ().

«ОБСУЖДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА С ВЫСОКОТОЧНЫМИ АТОМНЫМИ ЧАСАМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ НА РАЗНЫХ ЭТАЖАХ ВЫСОТНОГО ЗДАНИЯ, ДЛЯ ПРОВЕРКИ НОВОЙ ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ».

БЕСЕДА-ИНТЕРВЬЮ С АВТОРАМИ КНИГИ «СИНЕРГЕТИКА ВРЕМЕНИ. МЕЖДИСЦИПЛИ­НАРНЫЙ ПОДХОД» (М.:Репроникс, 2007. 240 с.). Под  редакцией  В.И.АРШИНОВА.  

(Видео - DVD)

31 марта, вторник

А.Ф.Алимов, Т.И.Казанцева. «Продолжительность жизни животных в единицах физического и биологического времени» (PPT-файл, 1.9 Мб). Как известно, биологические системы живут в своем внутреннем времени, определяемом скоростями происходящих в них процессов. Величина еди­ницы биологического времени зависит от того, какой именно процесс взят за основу при ее определении. Мы предложили два определения единицы внутреннего времени для целого организма. Первое определе­ние основано на процессе роста массы (как наиболее легко оцениваемого параметра) и применимо только к непрерывно растущим животным. Второе определение основано на процессе метаболизма, присущего всем орга­низмам независимо от особенностей роста массы. В обоих случаях единица внутреннего вре­мени опре­делена как величина, обратная удельной скорости соответствующего процесса, то есть равна интервалу физического времени, который необходим для того, чтобы единица активной массы организма осуще­ствила один элементарный акт данного процесса: приросла на одну единицу массы либо утилизи­ровала одну единицу энергии. Так как скорости этих процессов меняются с возрастом, единица внутрен­него времени оказывается величиной  переменной относительно физического времени и  индивиду­альной для каждого организма. Из этих определений следует, что суммарная за время жизни удельная скорость роста массы или метаболизма (математически выражаемая в виде интеграла) равна продолжительности жизни, измеренной в соответствующих единицах внутреннего времени. Для расчета максимальных длительностей  жизни Qw или Qq в единицах внутреннего времени необходимо знать вид зависимо­сти удельной скорости роста массы (Cw(t)) или удельной скорости метаболизма (q(t)) от физического времени t и максимальную продолжительность жизни животного в единицах физического времени (tmax). Примером животных, непрерывно растущих в течение всей жизни, являются рыбы. Для нескольких видов рыб из разных водо­емов мы построили функции роста массы W(t)  в виде кривой Берталанфи, оценили tmax как вторую точку перегиба кривой скорости роста массы и рассчитали соответствующие значения Qw. Для животных, прекращающих рост в процессе развития, описание зависимости q(t) является непростой задачей. На основе некоторых гипотез и литературных данных эта задача была нами решена для птиц, причем q(t) и tmax были выражены через массу взрослой особи W. При этом наша оценка tmax = f(W), основанная на процессе метаболизма, дает результаты, статистически не отличающиеся от оценок по известным эмпирическим формулам, выражающим tmax через W. Для различных представителей воробьиных и неворобьиных птиц были рассчитаны значения tmax  и Qq. Оказалось, что как для рыб, так и для птиц при довольно значительных внутри- и межвидовых различиях в оценках tmax  различия в оценках максимальной продолжительности жизни в единицах внутреннего времени не столь велики. Если пренебречь сравнительно небольшим периодом времени, когда птица находится на стадии птенца, оценка величины Qq оказывается оценкой константы Рубнера для птиц.

Анонсирование будущего доклада.

А.Л.Круглый ().

 «Принципы дискретной механики микромира».    

(Видео - DVD)

7 апреля, вторник

Заседание, посвященное 35-летию рабочей группы конструктивных разработок по теоретической биологии мгу

 Анонсирование будущего доклада.

 А.П.Левич ().

«О противоречии между динамическим статусом реальных систем и статическим теоретико-множественным формализмом их моделирования».

К.КУЛЛЬ (). «СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В БИОЛОГИИ И БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОВОРОТ В СЕМИОТИКЕ. ПРЕДВРЕМЕННАЯ БИОСЕМИОТИКА».(PPT-файл, 6.1 Мб)Биосемиотика — это наука о формах знания, свойственных живым организмам. Семиозис (знаковый процесс) является основной характеристикой всего живого. Следовательно, основные типы семиозиса соответствуют основным формам живых систем. Семиозис образует также логику живых систем и модели мира организмов. Семиозис всегда включает в себе предсказание (абдукцию) и память, но знаковые процессы передают отношения (и соответственно образуют умвельты — Umwelten), которые первоначально (например на уровне клетки) беспространственные и безвременные. В случае триадной классификации знаковых процессов видны три уровня живых миров. Вегетативный уровень (мир, семиозис, умвельт) содержит исключительно иконические знаки. Это распознавание качеств без репрезентации их геометрии и динамики. Это умвельты без пространства и без времени. Анимальный уровень (мир, семиозис, умвельт) допольнительно включает индексы. Их существование связано со способностью ассоциативного обучения. Это даёт возможность пространственной ориентации, репрезентации направлений. Это умвельты с пространством, но без времени. Культурный уровень (мир, семиозис, умвельт) содержит, кроме икон и индексов, также символы. Это даёт возможность ориентации во времени, сравнительной репрезентации прошлого и будущего. Появляется различение глагола и существительного и, следовательно - использование предложений и нарративов. Такой умвельт (Lebenswelt) включает путешествие во времени (кронестезию), являющееся, тем самым, пространственно-временным. Таким образом, понимание живых существ требует умения переводить предвременные знаковые системы на язык человеческий.

(Видео - DVD)

14 апреля, вторник

В.П.СКУЛАЧЕВ.« ВРЕМЕННА́Я ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ И СМЕРТИ». Рассмотрена концепция, предполагающая, что старение есть завершающий этап онтогенеза, закодированный в геноме и способствующий ускорению эволюции живых организмов. Будет рассмотрен вопрос о возможности отмены этого атавизма у человека.  (В.П.Скулачев. Феноптоз, или запрограммированная смерть организма; Скулачев В.П. Вестник РАН 75, стр.831-843, 2005; Skulachev, V.P. and Longo, V.D. Ann.N.Y.Acad.Sci 1057, pp.145-164, 2005; Longo, V.D., Mitteldorf J. and Skulachev V.P. Nature Rev. Genet 6, pp.866-872, 2005; Скулачев В.П. Биохимия 72, стр.1385-1396, 2007; Антоненко Ю.Н. и др. Биохимия 73, стр.1589-1606, 2008; Бакеева Л.Е. и др. Биохимия 73, стр.1607-1621, 2008; Агапова Л.С. и др. Биохимия 73, стр.1622-1640, 2008; Нероев В.В. и др. Биохимия 73, стр.1641-1654, 2008; Анисимов В.Н. и др. Биохимия 73, стр.1655-1670, 2008; Antonenko Y.N., et al. J.Memr.Biol. 222, pp.141-149, 2008; Rokitskaya T.I., et al. J.Memr.Biol. 224, pp.9-19, 2008; Plotnikov E.Y. et al. FEBS Lett. 582, pp.3117-3124, 2008; Skulachev V.P., et al. Biochim.Biophys.Acta, accepted, 2009).

(Видео - DVD)

21 апреля, вторник

КРАТКОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.

Ю.В.ТОТЬМЯНИНА (). «Временно-пространтсвенная ткань. Четырехмерный образ времени».

Д.А.КЛЕОПОВ (). «Представления о времени в различных духовных традициях». Будут обзорно рассмотрены различные духовные традиции и со­ответствующие им духовные практики – буддизм, индуизм, даосизм, античная традиция, иудаизм и различные ветви христианства – с точки зрения имманентных им представлений о вре­мени. Поскольку тема слишком обширна, основной акцент в докладе будет сделан на христианской и буддийской традициях. “То, что живет во времени, характеризуется лишь стремлением к действительному существованию, к действительному бытию, но оно лишь бывает, а не есть действительно. Понятия бытия и вечности оказываются совпадающими” (С. Глаголев). Все традиционные духовные практики стремятся в финале духовного делания дать своим адептам истинное, неложное и не призрачное бытие, обеспечить переход из времени в вечность. Поэтому наибольший интерес имеет именно представление различных традиций о вечности (строже говоря, о "финализации времени"). Например, в христианстве можно говорить об "ис­полнении времен", тогда как для буддизма характерно представление о вечности как о прекращении времени. Представление о вечности как о «вечном возвращении» характерно для древнего мифологиче­ского сознания, индуистской традиции и античности. Духовные практики различны и по отношению к модусам времени. Так, христианство исторично и эсхатологично, т.е. имеет имманентную "стрелу времени", направленную из прошлого через настоящее в будущее. В буддизме одна из базовых йогических концепций – "обратное воспоминание", где время направлено от настоящего в прошлое; в будущем же время подлежит прекращению в Нирване. Для практик, тяготеющих к "вечному возвращению", модусы времени равноправны и взаимно заменимы.

(Видео - DVD)

28 апреля, вторник

Представление новой книги.

 Ю.С.Владимиров «Метафизика» (Издание 2-е переработанное и допол­ненное; М.:Бином. Лаборатория знаний, 2008. 600 с.).

А.Б.Рубин. «О проблемах моделирования в биофизике» (PPT-файл, 3.7 Мб). Математическое моделирование в последние десятилетия стало действенным инструментом исследо­вания механизмов регуляции биологических процессов. Классические модели, основанные на системах дифференциальных уравнений малой размерности, позволяют описывать качественные свойства динамики систем: колебания, динамический хаос, автоволновые пространственные процессы. Классическим примером является модель гликолиза. Современные компьютерные технологии дают возможность формализации в виде модели знаний о структуре биомакромолекул, геометрии субклеточного пространства и элементарных законах взаимодействия биологических макромолекул.  В докладе будут обсуждены кинетические и прямые многочастичные модели первичных процессов фотосинтеза и перспективы развития математического и компьютерного моделирования биологических процессов.

(Видео - DVD)

12 мая, вторник

В.М.ПЕТРОВ (). "Диктуют ли наш гедонизм и наш экономизм характер воспринимаемого пространства и времени? (ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД НА ТЕРНАРНОСТЬ)". Где корни трактовки человеком пространства и времени? Иногда имеет смысл от­казаться от расхожих представлений типа «на самом деле», а рассмотреть МОДЕЛИ, имеющие более общий характер, и прежде всего – ТЕОРЕТИКО-ИН­ФОРМАЦИОННУЮ БАЗУ. Чтобы оптимально организовать СИСТЕМУ ПАРАМЕТРОВ – признаков воспринимаемых объектов, предпочтительными оказы­ваются трехградационные шкалы, трехкратное повторение случайных событий, etc., словом – ТЕРНАРНОСТЬ. К такому выводу приводит совокупность ШЕСТИ МОДЕЛЕЙ, в основе которых лежит максимально экономичное ХРА­НЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, а также «гедонистическое» стремление к ПОЛОЖИ­ТЕЛЬНЫМ ЭМОЦИЯМ – при созерцании экономичности и упорядоченности. Здесь – корни троичных кодов и структур в языке, культуре, религии, искусстве, трехмерность семантического пространства Ч.Осгуда. А быть может – и ТРЕХМЕРНОСТЬ нашего мира? Одним из средств закрепления подобных предпочтений является ИСКУССТВО, каковое, тем самым, способствует лучшей адаптации человека к среде, а стало быть – его выживанию. Но, быть может, подобный субъекто-центристский подход – лишь начало пути к аналогич­ному конструированию всей нашей физической реальности, включая взаимодействия объектов, поля, etc.? (V.Petrov, & L.Mazhul, Ternary codes in psychology, culture, and art: Information roots. In: R.Sarhangi, & C.Sequin (Eds.), Mathematical Connections in Art, Music, and Science (Bridges Leeuwarden, Proceedings). – Tarquin Publications: Leeuwarden, 2008, pp. 445-448.)

(Видео - DVD)

19 мая, вторник

анонсирование будущего доклада.

С.Н.Ловягин  ( ).

 «Недокументированные возможности русского языка: время и описание событий»

В.А.ГОЛИЧЕНКОВ, О.В.БУРЛАКОВА, Ю.К.ДОРОНИН. «ДВЕ СТРАТЕГИИ ОНТОГЕНЕЗА». Предполагается, что многоклеточность возникала неоднократно и закрепились два варианта ее становле­ния, которые дали в одном случае первичноро­тых, в другом – вторичноротых. В основе многоклеточности первичноротых лежит целлюляризация дифференцированного одноклеточного предшественника. Много­клеточность вторичноротых явилась модификацией палинтомического раз­множения одноклеточного предшественника. Исходя из принятых вариантов и признания гомологичности клеток, и в том и другом случае проведено сравнение и оценивание одноименных стадий первичноротых и вторичноротых.

(Видео - DVD)


Наверх