Институт исследований
природы времени

 
Мы в соцсетях: Поиск по сайту: 
Канал youtube
Группа VK
 
© 2001-2024 Институт исследований природы времени. Все права защищены.
Дизайн: Валерия Сидорова

В оформлении сайта использованы элементы картины М.К.Эшера Snakes и рисунки художника А.Астрина
2014-04-01

01 Апрель, Вторник

1) Доклад: Клеопов Д.А. (Клеопов Д.А.) "Время и сознание".

0.0/5 оценка (0 голосов)

По книге М. Мамардашвили и А. Пятигорского «Символ и сознание».

1) В работе "Символ и сознание" М. Мамардашвили и А. Пятигорский предлагают весьма интересную и оригинальную концепцию времени. Времяобразующим в ней является событие, как у Хайдеггера и позднего Гуссерля, однако время не объективируется как что-то независимое от сознания. Время оказывается эпифеноменом символов и событий, оно "производное от фиксированных в сознании событий как одна из возможных форм описания этих событий, а не как константа бытия". Другими словами, время – это особого рода конструкт (прагмема, в терминологии авторов), служащий для связывания событий.

2) Из эпифеноменальности времени и факта дискретности времени мышления, которого придерживаются авторы, следует, по крайней мере, один интересный вывод. В большинстве наук, включая историю, общепринятым является представление о времени как о континууме. Следовательно, мы имеем задачу – покрыть континуум сетью, состоящей из событий и связей между ними. Ясно, что сделать это можно бесконечным множеством различных способов. Таким образом, вариативность наук, включая историю, принципиально неустранима и связана с сосуществованием двух противоположных представлений (о) времени – дискретном и непрерывном. Принципиальным также является вопрос о (не)возможности корректного перевода одного представления в другое, либо же устранения одного в пользу другого.

Комментировать

2) Доклад: Темирболат А.Б. "Категории художественного хронотопа и темпорального ритма в свете современных научных концепций".

0.0/5 оценка (0 голосов)

Категория художественного времени-пространства рассматривается сквозь призму синергетики, гетерологии, семиотики, филологической герменевтики, теории коммуникации. Обосновывается необходимость системного изучения хронотопа в произведениях литературы, постижения его свойств в единстве с понятием темпорального ритма. Раскрываются особенности представлений современных писателей о времени и пространстве, отражение в их творчестве открытий современной психологии и квантовой физики. (А.Б. Темирболат.Категории хронотопа и темпорального ритма в литературе // Монография. Алматы: Ценные бумаги, 2009. 504 с.; А.Б. Темирболат Проблема хронотопа в современной прозе // Учебное пособие. Алматы, 2003. 199 с.)

Комментировать

Фоторепортаж о заседании

Фоторепортаж о заседании

  • 2014-04-01_01
  • 2014-04-01_02
  • 2014-04-01_03
  • 2014-04-01_04
  • 2014-04-01_05

Ретроспектива:

Весенний семестр 2014 г.



Наверх