Аксиома и догма трёхмерности
Аннотация:
В философии – начиная от ее зарождения в древней Греции и вплоть до наших дней – не прекращаются споры о природе и о самом существовании пространства. Оно рассматривается как «абсолютное» и «относительное», как «объективное» и «субъек-тивное», как «основная форма существования материи» и чисто умозрительная модель взаимоотношений объектов. Не менее парадоксальная ситуация сложилась в современной физике. С одной стороны, после Эйнштейна мало кто из ученых сомневается в полевой, то есть гравитационной природе пространства. С другой стороны, фактически, пространство (в разных вариантах, включая «четырехмерный пространственно-временной континуум») по-прежнему рассматривается как нечто первичное по отношению к гравитационному полю, ко всем другим полям, телам и процессам, нечто существующее само по себе и обладающее собственными свойствами. Эти «первичные свойства», обнаруживаются затем в основаниях самых разных теорий – от общей теории относительности до многомерных построений типа теории суперструн. Известно, что самосогласованная и замкнутая теория не может обосновать истинность своих исходных понятий. «Пространство», как показал Пуанкаре, входит в физические построения как неопределимое, интуитивно ясное понятие и его понимание возможно только в общемировоззренческом, или, даже, в общечеловеческом контексте (имея в виду психологические и физиологические корни интуиции). И здесь «возможны варианты»: мощь современного математического аппарата столь велика, что за счет «преобразований», «калибровок» и т.п. математика может обеспечить «правильность» любой теории, опирающейся на любые основания. Свои «виды» на пространство (или, точнее, «пространства») имеют психологи, антропологи, биологи, геологи, историки, лингвисты и литературоведы... И все же гораздо чаще ученые, философы и «просто люди» обращаются к проблемам, связанным с пониманием (или, скорее, с непониманием) времени. Однако автор доклада полагает, что «проблема пространства», во-первых, не менее интересна, а во-вторых, в некотором роде «более фундаментальна»: исторически пространственные понятия предшествуют временным, и даже в определенной мере определяют последние. Таким образом, проблема про-странства (или «пространств») является одной из ключевых в науке, философии и культуре. В свою очередь, центральная проблема в трактовке пространства – это его размерность, а точнее – «трёхмерность евклидова пространства». В пер-вой части доклада рассмотрены свидетельства и доказательства того, что трёхмерность «реального физического про-странства» является, в зависимости от контекста, банальной истиной, научным фактом, эмпирическим обобщением и законом природы. Во второй части автор показывает, что существующие «доказательства» (топологические, полевые, координатные, векторные) не корректны в силу изначальной подмены реальности ее геометрической (или, в общем слу-чае, понятийной) моделью, а «трёхмерность реального пространства» на деле является скрытой аксиомой. В третьей части автор рассматривает ключевые моменты в истории «идеи трёхмерности» – от ее возникновения как одной из мно-жества координатных систем до догматизации в качестве одного из оснований эгоцентрично-механистического мировоз-зрения. Четвертая часть доклада посвящена наброскам «Естественной геометрии переменной размерности», исполь-зующей другое понимание размерности при его практически неизменном формальном определении.