Последнее обновление - 05.11.2024
| Последнее обновление - 05.11.2024 |
Теоретико-множественный подход к моделированию времени Теоретико-множественный подход к моделированию времениАннотация:В ХХ веке основной тренд в изучении времени был задан релятивистской физикой, где время было "опространствленно" (по выражению А. Бергсона) то есть превращено в линейный континуум одной из пространственных осей 4-мерного континуума Минковского. При этом бесконечное временное измерение охватывало сразу и Прошлое, и Будущее, а Настоящее отождествляли с условной точкой отсчета. Соответственно, временное становление, связывающее понятия Прошлое, Настоящее, Будущее исчезло, а сами эти понятия стали трактовать просто как слова обыденного языка для выражения необратимости физических явлений на макроуровне. XXI век начался в физике с противопоставления двух концепций: автор одной отрицает объективность Времени (Barbour). В другой – научное понимание Времени провозглашено важнейшей задачей, без решения которой развитие физики невозможно (Smolin). Безусловно, второй подход более конструктивен – он формулирует проблему, а не «заметает её под ковер». Мы полагаем, что особенности, обнаруженные в структуре Времени, подразделенной на Прошлое, Настоящее и Будущее, дают материал для построения его адекватной модели, – но не на основе пространственно-геометрических представлений и понятий, а на основе теоретико-множественного подхода. Иными словами, именно те трудности, которые заставили скептика Секста Эмпирика отрицать реальность Времени, а затем привели Блаженного Августина к субъективизации времени, трудности, которые заставили МакТаггарта вычеркнуть временной ряд из анналов аналитической науки, позволят нам сформулировать принципиально новую модель Времени и ответить на вопрос: «Что такое Время само по себе?» Основанием нашей модели станут те свойства Времени, которые отражают структуру его становления, а не просто линейную упорядоченность мгновений. Именно становление является наиболее непроясненной чертой Времени.ПрезентацияСкачать файл | ||||